КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в гипноз 12 страница
может ли травма, в случае конкретного клиента, сделать воспоминания более или менее точными. Неизвестно какие техники воссоздания вытесненных воспоминаний могут существенным образом изменить их содержание самим фактом использования. Мы не знаем, почему у некоторых людей происходит вытеснение определенных типов травм, а у других нет. Мы не знаем, почему в случае некоторых людей, картины реальных травм никогда не возвращаются в сознание, в то время как другим в конце концов, удается их получить. Каждый из этих вопросов представляет область, требующую основательного изучения. СЛОЖНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Клинические исследования таких вопросов весьма сложны. Далее в главе содержатся определенные мнения, на тему этого деликатного вопроса. Приведенный здесь текст является фрагментом статьи, написанной мной для специального издания "The Family Therapy Networker" (Yapko, 1993); он перепечатывается с согласия редактора. Каким образом терапевт должен двигаться по скользкому льду, между очевидной ложью и явной реальностью, из которых состоит значительная часть современной терапии? Представим, что клиент приходит к нам со словами: "Во время гипноза (визуальной терапии, контролируемой медитации) терапевт открыл у меня подавленные воспоминания, указывающие, что в детстве я был сексуально использован". Представим также, что хотя клиент перед постановкой диагноза не подозревал, о сексуальном злоупотреблении, он верит в это предположение. Как терапевт должен действовать в интересах клиента и занять открытую позицию по отношению к потенциальному случаю сексуального злоупотребления, избегая препарирования упрощенного диагноза, который возможно содержит больше доказательств внушения, чем терапевтических наблюдений и фактов? (Sheehan, McConkey, 1993; Yapko, 1993).
Прежде всего он не должен слишком поспешно утверждать о факте сексуального злоупотребления, лишь потому что это возможно. Симптомы это не доказательства. Если клиент никогда не упоминал об использовании и не говорил о себе как о жертве сексуального злоупотребления, то терапевт не должен ему этого внушать. Конечно, существуют ситуации в каких терапевт имеет причины допускать, что он встретил жертву злоупотребления и считает, своим долгом проинформировать об этом заинтересованную сторону. В случае встреченного сопротивления, он не должен автоматически приписывать этому проявлению патологического значения, интерпретируя его как "отрицание". Лучше создать атмосферу благоприятствующую принятию клиентом решения, о том нужно изучить данный вопрос или нет. Терапевт никогда не должен считать, что клиент, который не много помнит о своем детстве, вытеснил воспоминания травмы или это "отрицает". Может тяжело поверить, однако есть люди, живущие субъективной настроенностью на "здесь и сейчас" или ориентированные на будущее, воспоминания детства у которых, весьма слабы, поскольку они не признали их достойными запоминания. Более того, объяснение отсутствия воспоминаний периода грудного возраста и раннего детства травмами, будет отрицанием результатов исследований достижения когнитивной зрелости. Поскольку эти исследования неизменно указывают на то, что воспоминания до второго года жизни сохраняются необычайно редко. Двухлетние дети и более младшие, очевидно не имеют структур сознания, позволяющих создавать стойкие воспоминания. Понятие "мышечной памяти" — удобное но не объективное объяснение, помогающее поддержать веру в память грудных детей.
Во всяком случае, ни один терапевт не должен никогда, непосредственно или косвенно, внушать сексуальное использование вне специфического терапевтического контекста — наверняка не в телефонном разговоре с клиентом, желающим договориться о первой встрече. Также не нужно задавать наводящие вопросы, внушающие желаемый или верный ответ. Потому нельзя спрашивать: "Когда вы были сексуально использованы? Как это произошло?" В контексте гипнотического процесса такие суггестивные вопросы, основанные, на так называемых пресуппозициях, предполагают, что сексуальное злоупотребление имело место и остается лишь выяснить когда и как это произошло. Пресуппозиции или языковые предпосылки, однако применяют в терапии. Вопросы типа: "Как вы будете чувствовать себя когда поймете, что способны создать такой союз, какой хотите?" формируют ожидания позитивных перемен. Языковые предпосылки, касающиеся сексуального злоупотребления, могут однако послужить возникновению, той же патологии, какую терапевт хочет вылечить своим вмешательством. Пациент наиболее подвержен нежелательному влиянию внушений и наводящих вопросов, когда терапевт начинает говорить о болезненных ситуациях прошлого, особенно детства. На этом этапе терапевт мог бы, к примеру, задать вопрос: "Сколько вам было лет? Где вы находились? Что происходило? Был ли кто-то рядом? Что было сказано во время вашего разговора с тем человеком?" Они необходимы, поскольку служат уточнению опыта клиента. Терапевт должен однако быть внимательным, чтобы мимовольно не перейти к вопросам более наводящим, таким как: "Чувствовали ли вы себя не в своей тарелке, во время разговора? Помните ли вы, чем было вызвано ваше чувство страха или чувство вины?" Даже если клиент воспроизведет вытесненные воспоминания в ответ на нейтральные вопросы, терапевт должен предполагать возможность существования других, внешних источников воздействия на этого человека. Возможно он читал недавно книги о кровосмешении, находился под влиянием родственников или же был исключительно активен на занятиях группы самопомощи? Когда терапевт планирует течение сессии, имеющей своей целью раскрыть неприятную информацию, включая воспоминания о сексуальном злоупотреблении, он должен рассмотреть, стоит ли записать сессию на видео или аудио кассетах и даже записать вопросы, которые собирается задавать. Такого типа дополнительный контроль облегчит терапевту уверенность в том, что он ненамеренно не внушил ничего лишнего, провоцируя возникновение фиктивных "воспоминаний" у клиента, настроенного угождать или ориентированного на реализацию целей. Принимая во внимание вред, какой может причинить фальшивое обвинение в сексуальном насилии над детьми, терапевт должен проявить определенное терпение ко всем двусмысленностям, особенно если клиент внезапно выявил подавленные воспоминания — в течении групповой терапии для жертв сексуального насилия или после чтения литературы по этим вопросам. В такого типа неоднозначных случаях, подтверждения того, что сексуальное насилие действительно имело место, необходимо искать в истории болезни, в данных, которые сохраняет школа, какую в детстве посещал клиент, в разговорах с семьей и друзьями об известных только им ситуациях — чем больше внешних подтверждений мы получим, тем лучше.
Терапевт должен также хорошо подумать, прежде чем рекомендовать клиенту порвать контакт с семьей. Одним из наиболее разрушительных последствий эпидемии сексуального злоупотребления будет распад многих семей из-за обвинений, выдвигаемых сыновьями или дочерьми. Если члены семьи отрицают обвинения, нельзя автоматически принимать, что они врут или вытесняют воспоминания об определенных событиях. Не стоит отбрасывать возможности того, что они говорят правду или испытывают сомнения и неуверенность, поскольку возможно не знают, что в действительности произошло. С полной убежденностью можно сказать, что сомнения — постоянный элемент подобных ситуаций, особенно в случае тех членов семьи, которые не допускали сексуальных злоупотреблений. Им придется задуматься о том, действительно ли это имело место. Если они поверят, то осознают факты, исключительно при помощи информации, полученной ими напрямую. Даже если клиент действительно был сексуально использован, то терапевт поведет себя неответственно, если будет интерпретировать поведение членов семьи и их недоверие, как проявление патологического отрицания и в связи с этим, преждевременно порекомендует клиенту порвать все контакты с родителями и братьями или сестрами. Напрасно разбитые семьи, с целью "оздоровления", слегка напоминают излечение от болезни путем умерщвления пациента.
Терапевт должен также уточнить философию лечения, которую можно описать словами: "если болит — значит действует". Упор на возвращение воспоминаний, несмотря на цену, какую придется за это заплатить клиенту, возникает из убеждения, что все ужасные детали сексуального злоупотребления должны быть возвращены памяти и рассмотрены, чтобы состояние клиента могло улучшиться. Такая теория не всегда себя оправдывает, особенно в случае жертвы сексуального злоупотребления. Длительное ворошение памяти, может иногда даже ухудшить состояние клиента. Такое поведение заставляет его испытывать дополнительные переживания, хотя он не в состоянии справиться даже с теми, что у него есть. Лучшие результаты могут дать техники, рекомендующие концентрировать внутренние силы, нежели те, что концентрируются на работе с памятью, поэтому при планировании лечения, для конкретного клиента, необходимо это учитывать. Как терапевтам, нам хочется верить своим клиентам, сочувствовать их боли, становясь на их сторону. И потому, когда нам приходиться оценить правдивость высказываний клиента, мы способны легко проигнорировать то, что подсказывает нам чувство критики. Сексуальное использование детей — ужасная вещь, поэтому мы не желаем играть роль человека, который не доверяет людям, пережившим такие страдания. Однако, параллельно этому, нельзя забывать, что есть случаи фальшивых обвинений, необходимо брать во внимание к каким серьезным последствиям приводят такого типа обвинения — как правдивые так и ложные. Поэтому отставьте в сторону собственные терапевтические взгляды и политическую справедливость, попытайтесь посмотреть на это объективно. Как терапевты, мы считаем себя позитивными героями. Мы принимаем, что действия других могут быть вредящими, но нам трудно понять, что и мы можем, неосознанно причинить вред клиенту. Ес- ли однако в запале борьбы с сексуальным злоупотреблением детей, мы станем отрицать, что обладаем силой негативного воздействия на клиентов и мимовольного создания проблемы, какую собирались лечить, то изменим своему долгу. Поскольку никто — ни реальные жертвы сексуального насилия ни люди, которые продолжают заблуждаться о том, что их использовали, не получат пользу от того, что терапевт халатно подойдет к своей обязанности мыслить критически, отделяя правду от фальши. ЛИТЕРАТУРА Blume, E. (1990). Secret survivors. New York: Ballantine. Bower, G. (1981). Mood and memory. American Psychologist, 36,129-148. Dywan, J., Bowers, K. (1983). The use of hypnosis to enhance recall. Science, 222, 184-185. Fredrickson, R. (1992). Repressed memories. New York: Fireside. Ganaway, G. (1991, sierpien). Alternative hypotheses regarding satanic ritual abuse memories. San Francisco. Holmes, D. (1990). The evidence of repression: An examination of sixty years of research. W: J. Singer (red.), Repression and dissociation: Implications for personality, theory, psychopathology and health (s. 85-102). Chicago: University of Chicago Press. Kihlstrom, J., Evans, F. (1979). Memory retrieval processes during post-hypnotic amnesia. W: Kihlstrom, J., Evans, F. (red.), Functional disorders of memory (s. 179-218). Hillsdale, NJ: Erlbaum. Labelle, L., Laurence, J-R., Nadon, R., Perry, С (1990). Hypnotizability, preference for an imagic cognitive style and memory creation in hypnosis. Journal of Abnormal Psychology, 99, 222-228. Laurence, J-R., Nadon, R., Nogrady, H., Perry, С (1986). Duality, dissociation, and memory creation in highly hypnotizable subjects. internationalJournal of Clinical and Experimental Hypnosis, 34, 4, 295-310. Laurence, J-R, Perry, C. (1983). Hypnotically created memory among highly hypnotizable subjects. Science, 222, 523-524. Loftus, E. (1980). Memory. Reading, MA: Addison-Wesley. Loftus, E. (1993). The reality of repressed memories. American Psychologist, 48, 5, 518-537. Loftus, E., HofFman, H. (1989). Misinformation and memory: The creation of new memories. Journal of Experimental Psychology: General, 118, 100-104. Loftus, E., Yapko, M. (1995). Psychotherapy and the recovery of repressed memories. W: T. Ney (red.), Handbook of allegations of child sexual abuse. New York: Brun-ner/Mazel. Lynn, S., Milano, M., Weeks, J. (1992). Pseudomemory and age regression: An exploratory study. American Journal of Clinical Hypnosis, 35, 2, 129-137. Lynn, S., Weekes, J., Milano, M. (1989). Reality vs. suggestion: Pseudo-memory in hypnotizable and simulating subjects. Journal of Abnormal Psychology, 95,137-144. Orne, M. T. (1979). The use and misuse of hypnosis in court. International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 7, 311-341. Scheflin, A., Shapiro, J. (1989). Trance on trial. New York: Guilford. Sheehan, P., Grigg, L. (1985). Hypnosis, memory and the acceptance of an implausible cognitive set. British Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 3, 5-12. Sheehan, P., McConkey, K. (1993). Forensic hypnosis: The application of ethical guidelines. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s.719-738). Washington, DC: American Psychological Association. Sheehan. P., Statham, D., Jamieson, G. (1991). Pseudomemory effects over time in the hypnotic setting. Journal of Abnormal Psychology, 100, 39-44. Watkins, J. (1989). Hypnotic hypermnesia and forensic hypnosis: A cross-examination. American Journal of Clinical Hypnosis, 32, 2, 71-83. Yapko, M. (1990). Trancework: An introduction to the practice of clinical hypnosis. New York: Brunner/Mazel. Yapko, M. (1993a, wrzesien/pazdziernik). The seductions of memory. Family Therapy Networker, 17, 5, 30-37. Yapko, M. (1993b). Are we uncovering traumas or creating them?: Hypnosis, regression, and suggestions of abuse. W: L. Vandercreek, S. Knapp, T. Jackson (red.), Innovations in clinical practice: A source book (t. 12, s. 519-527). Sara-sota, FL: Professional Resource Press. Yapko, M. (1994a). Suggestibility and repressed memories of abuse: A survey of psychotherapists beliefs. American Journal of Clinical Hypnosis, 36,163-171. Yapko, M. (1994b). Suggestion of abuse: True and false memories of childhood sexual trauma. New York: Simon & Schuster. Глава 23 СОПРОТИВЛЯЯСЬ СОПРОТИВЛЕНИЮ Большая часть литературы, описывающей клинический гипноз, была посвящена вопросу сопротивления клиента. Сопротивление принималось обычно за проявление сил, защищающих клиента от конфликта в его психике. Преодоление сопротивления и было "верным" лечением. Первым шагом здесь было признать существование дилеммы, потом следовала попытка открыть ее происхождение и функцию и наконец совместная работа клиента и терапевта при уничтожении препятствия. С такой перспективы сопротивление всегда признавалось проблемой клиента, исполняющей функцию психического защитного механизма, который требует анализа и интерпрерации. Если клиент был помехой в терапии, вину сваливали на него как на саботажника, обвиняя в том, что он "открыто настроен против перемен" или же "слишком ригиден и не способен достичь успеха". В реальности сопротивление это сила, противостоящая реализации цели терапии. Уже давно ее признали интегральным и неизбежным элементом процесса терапии и практически все известные мне терапевтические техники располагают более или менее подобными способами распознавания этой проблемы, различаясь лишь описанием его причин, методами проявления и способами борьбы с препятствиями. Определяя сопротивление как силу, противодействующую реализации целей терапии, мы не обвиняем в его возникновении ни терапевта ни клиента. Вместо того чтобы принять, что люди, по своей воле ищущие помощи, от нее же и отказываются (контакты с принудительно лечащимися сильно отличаются), практичнее будет взглянуть на сопротивление, как на поступающую от клиента информацию об ограничениях, возникающих в его контактах с окружающим миром (частью которого является терапевт). Другими словами, сопротивление не будет нераздельной частью клиента, а скорее указателем ограничений, за которые клиент не может выйти. Вместо того, чтобы говорить о чьей-то вине, необходимо эти указания принять, как ценную информацию о том, как данный человек воспринимает сам себя. На основе этой общей концепции, сопротивление не обязательно означает бессознательный саботаж со стороны клиента. Часто проблема состоит в том, что человек, которого лечат, решает просто не реагировать на внушение желаемым образом. Так происходит по множеству различных причин, имеющих однако общую черту: внушение не подстроено к опыту клиента или даже находится с ним в полном отрицании. Сопротивление можно понимать как интерперсональную декларацию того, что примененные стратегии и психотерапевтические действия, с определенной точки зрения, неприемлемы для клиента. Это необыкновенно реальная сила, касается обоих основных элементов лечения и поэтому может возникнуть сопротивление по отношению к формальному гипноза и\или продвижению терапии (Brown, Fromm, 1986; Erickson, Rossi, 1979; Grinder, Bandler, 1981; Yapko, 1984). СОПРОТИВЛЕНИЕ ГИПНОЗУ Источников сопротивления гипнозу может быть множество. К самым распространенным относится страх, перед тем, что может произойти во время гипнотического сеанса. Клиент, обладающей фальшивой информацией о природе гипнотического опыта, имеет право на определенное беспокойство. Сопротивление гипнозу также возникает иногда от прежних неудач, связанных с гипнозом, личных или известных по опыту других достоверных людей. Иногда его вызывают негативные чувства по отношению к терапевту (что подчеркивает важность терапевтического контакта). Влияние оказывают также ситуационные факторы, такие как ближайшее окружение, настроение и состояние здоровья клиента и даже погода. Однако, в основном сопротивление возникает из характера внушения и особенно уровня его подстройки к опыту клиента. Навязывание клиенту арбитральных внушений, чтобы ощутить то, что вы считаете необходимым (как например поднятие руки) и что не имеет большой связи с тем, чего он сам хочет, будет хорошим исходным пунктом для отказа от внушения (Erickson, Rossi, 1981; Fezler, 1986; Haley, 1973; Hilgard, 1991; Levitan, Jevne, 1986; Lynn, Rhue, 1991). СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРОДВИЖЕНИЮ ТЕРАПИИ Сопротивление по отношению к целям терапии демонстрирует значительное сходство с динамикой сопротивления гипнозу. Источников сопротивления результатам терапии может быть множество. Размещенные в психике клиента конфликты могут вызывать блокады, то есть амбивалентность, детально описанную в, психодинамически ориентированных публикациях. Возникновение сопротивления такого типа можно также связывать с типом интервенции, если она охватывает стратегию действий, которые клиент не в состоянии принять. Кроме того такое сопротивление может иногда проявиться, когда терапевт работает в темпе более быстром или более медленном, нежели тот, который предпочитает клиент. Также случается, что источником сопротивления может стать негативное отношение к терапевту или наоборот романтические чувства, возносящие его на пьедестал с которого он наверняка свалится. Значение имеют также ситуационные факторы, куда входят окружающие условия, привычки, состояние здоровья клиента и т.д. Должно быть очевидным, что все эти условия влияющие на успешность гипноза, всего лишь элементы, более широкой терапевтической перспективы (Booth, 1988; deShazer, 1984, Watzlawick, 1978; Zeig, 1980). В РЕАКЦИИ НА СОПРОТИВЛЕНИЕ Способ поведения в контактах, в которых проявляется "сопротивление", это конечно результат, принятой терапевтом концепции. Ваше определение сопротивления и ответственного за него, решает признаете ли вы его чертой клиента или терапевта (например Бэндлер и Гриндер [1979] категорически заявили, что сопротивления нет, а есть лишь плохие терапевты), или же результат интеракции их обоих. Признание сопротивления важной информацией о клиенте позволяет избежать обвинения одной из сторон терапевтического союза (Erickson, 1959, 1964, 1965). Необходимо пользоваться фор- мулой "принять и использовать". В практике она состоит в принятии реакции клиента обоснованной и верном применении ее для дальнейших внушений. Признание реакции клиента обоснованной позволяет применить ее в виде основы дальнейших действий. Таким образом, сопротивление определяется как нечто, подтверждающее желание сотрудничать. А если терапевт любое поведение клиента, принимает за доказательство желания сотрудничать, то где будет сопротивление? Нахождение способа, благодаря которому можно признать нежелаемое поведение человека ценным, может надолго изменить чувства, вызываемые им. Чтобы реакция терапевта на сопротивление стала принятием его поведения и отсутствием желания к конфронтации, необходима большая гибкость и уважение к интегральное™ другого человека. Гибкость связана с умением находить различные пути, ведущие к цели, чтобы не приходилось тянуть клиента к ней силой. Это означает готовность к дополнительным усилиям, чтобы действовать на уровне клиента, вместо того чтобы требовать от него подстроиться к вашим принципам или ожидать этого. Гибкость это также такое отношение к целям и процедурам, которое допускает исключительные, индивидуальные реакции (Dolan, 1985; Erickson, Rossi, 1979, 1981; Erickson, Rossi, Rossi, 1976; Gilligan, 1987; Hammond, 1990). ИТОГ Сопротивление переменам это основная черта людей. Большую часть жизни мы посвящаем созданию ритуализированного образца поведения, так чтобы тратить как можно меньше физической и психической энергии. А когда нам уже удается создать такой образец, мы жалуемся, что стоим на месте. Сопротивление не всегда проявляется способом, который можно заметить (иногда оно неосознанно и утонченно) и не всегда его можно использовать для проведения изменений. Некоторые клиенты просто не могут измениться, другие — лишь слегка. Данная глава имела своей целью представить концепцию, согласно которой эта проблема обычно не является интерперсональной проблемой, возникающей от бесчувственного авторитарного подхода. Другие случаи ее проявления связаны с недооценкой роли симптома в жизни человека. Когда терапевт будет в состоянии найти в лабиринте дорог единственно верную, исходя из реакции клиента, успешной будет большая часть терапии. ЛИТЕРАТУРА Handler, R., Grinder, J. (1979). Frogs into princes. Moab, UT: Real People Press. Booth, P. (1988). Strategic therapy revisited. W: J. Zeig, S. Lankton (red.). Developing Ericksonian therapy: State of the art. (s. 39-58). New York: Brunner/Mazel. Brown, D., Fromm, E. (1986). Hypnotherapy and hypnoanalysis. Hillsdale, NJ: Erlbaum. deShazer, S. (1984). The death of resistance. Family Process, 23, 79-93. Dolan, Y. (1985). Apath with a heart: Ericksonian utilization with resistant and chronic clients. New York: Brunner/Mazel. Erickson, M. (1959). Further clinical techniques of hypnosis: Utilization techniques. American Journal of Clinical Hypnosis, 2, 3-21. s Erickson, M. (1964). The burden of responsibility in effective psychotherapy. American Journal of Clinical Hypnosis, 6, 269-271. Erickson, M. (1965). The use of symptoms as an integral part of hypnotherapy. American Journal of Clinical Hypnosis, 8, 57-65. Erickson, M., Rossi, E. (1979). Hypnotherapy: An exploratory casebook. New York: Irvington. Erickson, M., Rossi, E. (1981). Experiencing hypnosis. New York: Irvington. Erickson, M., Rossi, E., Rossi, S. (1976). Hypnotic realities. New York: Irvington. Fezler, W. (1986). Clients who cant concentrate or who become more anxious during induction. W: B. Zilbergeld, M. Edelstein, D. Araoz (red.), Hypnosis: Questions and answers (s. 132-134). New York: Norton. Gilligan, S. (1987). Therapeutic trances: The cooperation principle in Ericksonian hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel. Grinder, J., Bandler, R. (1981). Trance-formations: N euro-Linguistic Programming and the structure of hypnosis. Moab, UT: Real People Press. Haley, J. (1973). Uncommon therapy. New York: Norton. Hammond, D. (red.). (1990). Handbook of hypnotic suggestions and metaphors. New York: Norton. Hilgard, E. (1991). A neodissociation interpretation of hypnosis. W: S. Lynn, J. Rhue (red.), Theories of hypnosis: Current models and perspectives (s. 83-104). New York: Guilford. Johnson, L. (1988). Naturalistic techniques with the „difficult" patient. W: J. Zeig, S. Lankton (red.), Developing Ericksonian therapy: State of the art (s. 397-413). New York: Brunner/Mazel. Levitan, A., Jevne, R. (1986). Patients fearful of hypnosis. W: B. Zilber-geld, M. Edelstein, D. Araoz (red.), Hypnosis: Questions and answers (s. 81-86). New York: Norton. Lynn, S., Rhue, J. (1991). An integrative model of hypnosis: W: S. Lynn, J. Rhue (red.), Theories of hypnosis: Current models and perspectives (s. 397-438). New York: Guilford. Watzlawick, P. (1978). The language of change. New York: Basic Books. Yapko, M. (1984). The implications of the Ericksonian and Neuro-Linguistic Programming approaches for responsibility of therapeutic outcomes. American Journal of Clinical Hypnosis, 27, 137-143. Zeig, J. (red.). (1980). A teaching seminar with Milton H. Ericson, M.D. New York: Brunner/Mazel. Глава 24 РИСК СВЯЗАННЫЙ С ГИПНОЗОМ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В главе, описывающей ошибочные представления о гипнозе, коротко рассматривается потенциальный вред гипнотического лечения. Там я обратил внимание на то, что гипноз это инструмент, а не терапия и он может быть применен умело или неумело — нанося вред клиенту. Это накладывает на терапевта полную ответственность сохранения осторожности и чувствительности во время применения гипнотических техник. Благодаря гипнозу, дающему более непосредственный контакт с бессознательным гипнотизируемого и происходящими в его сознании процессами, терапевт получает шанс проникнуть во внутренний мир клиента. Если он не почувствует сильных спровоцированных эмоций (что обычно называют "отреагированием"), то может вызвать у клиента эмоциональную опасность уже не говоря о потере шанса на излечение. Если терапевт не чувствует себя свободно, имея дело с сильными эмоциональными ассоциациями, иногда вызываемыми гипнотическим опытом, который должен был успокаивать, у него будет два выхода: он может привыкнуть к ним или избегать действий явно эмоционального характера (таким образом проводить терапию в чисто интеллектуальном ключе). В этой главе я хочу описать некоторые возможные и неожиданные реакции на гипноз, какие заставляют относиться уважительно к его силе, как инструмента психотерапии. Прежде чем вы начнете представлять невысказанные страхи, разрешите мне рассказать вам о двух взаимосвязанных вопросах. Во первых, если вы уважаете интегральность своего клиента, то избежите всевозможных ловушек, во вторых если вы заметите, что благодаря правильному управлению высвобожденными эмоциями, отреагирование может иметь огромную терапевтическую ценность, то поймете, что бояться нечего. Это конечно не означает, что нужно предлагать отреагировать, но нужно лишь видеть в этом открытую дверь, дающую доступ к необыкновенно полезному лечебному опыту. Само состояние гипноза не связано ни с какими опасностями. Все трудности возникшие в период гипнотического опыта это последствия ассоциаций, спровоцированных элементами коммуникации, проявившимися во время интеракции. Я имею в виду отношения терапевта и клиента, выбранный стиль контакта, определенное содержание внушения, ситуационные переменные и, что самое важное, внутреннюю коммуникацию клиента (Frauman, Lynn, Brentar, 1993; Judd, Burrows, Dennerstein, 1985; MacHovec, 1986). Во время необдуманного применения гипноза источником проблем может стать любая потенциальная трудность, которые я представляю ниже вместе со способами их решений. ЗАМЕНА СИМПТОМОВ Одним из самых частых аргументов против применения гипноза является возможность проявления замены симптомов, которая состоит в возникновении нового симптома, не исключено что худшего, на месте старого, ликвидированного во время лечения. Чтобы обвинить гипноз в такой потенциальной опасности, необходимо его воспринимать как лечение симптомов в отличие от более динамического метода, занимающегося скрытыми причинами. Динамическая теория гласит, что психическая энергия, связанная внутренним конфликтом, высвобождается в виде возникновения симптома — выходом энергии. Когда этот "выход" убирают, энергии приходится направиться в иную сторону, что вызывает новый симптом. Другие "симптоматические" подходы, особенно бихевиоризм, встречаются с подобными обвинениями. В случае гипноза может иметь место, определенного рода искривление его смысла, которое осложняет защиту от таких обвинений. Ведь гипноз можно использовать лишь симптоматично (примером служит стандартная техника). Добавлю, что по моему мнению его слишком часто используют именно так частично из-за отсутствия правил, регулирующих формальное изучение и компетентное проведение гипноза. Некомпетентные люди, непонимающие принципов, представленных в данной книге, и в этой главе в
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |