Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ результатов. 3 страница




«Дошкольные» ответы. 1). Есть желание идти в школу, стремление стать учеником, но они сопровождаются поверхностными представлениями о школе. «В школе интересно, там много детей, учительница ставит им пятерки»; «Мне уже купили школьную форму и портфель»; «В школе лучше там не надо спать»; «Мне нравятся в школе перемены – можно выходить в коридор» и пр. Таких детей чаще всего ожидают значительные трудности. Радикальных изменений в своем поведении они не ожидают. С первых дней могут столкнуться с разочарованиями – и пятерку «не заработаешь», и крутиться нельзя, и учительница не хвалит и пр. Если это не заметить во время, то ребенок постоянно будет проявлять свою неудовлетворенность, не сможет решать трудности, с которыми сталкиваются дети в адаптационный период в школе. Поэтому важно ознакомить таких детей с реальной ситуацией, требованиями школы.

2). Нет желания идти в школу, неправильные представления, опасения, страх. Например, «В школке очень трудно, я не знаю, хочу ли я туда идти, даже страшно», «Я наверно, не смогу сделать то, что скажет учительница» и пр. Настроение этих детей чаще всего формируется в условиях, когда воспитатель в детском саду (а родители – дома) знакомит их с трудностями в школе. Такая позиция детей говорит и о нарушениях в сфере личности – пониженной самооценки, неуверенности в себе, тревожности, боязни неудачи. Важно чтобы такие дети были сразу замечены, и им была оказана помощь и поддержка, тогда адаптация к школе пройдет вполне успешно.

Иные формы диагностики мотивационной готовности представлены в следующих трех методиках.

Методика Н.И. Гуткиной (18).

Цель: выявить преобладание познавательного или игрового мотива.

В этой методики мотивы определяются по выбору деятельности – прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Взрослый спрашивает, что ему сейчас больше хочется – дослушать сказку или поиграть с игрушками.

Интерпретация: очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

Методика изучения мотивации (по Н.Л.Белопольской) (3).

Цель: определить доминирование учебного или игрового мотива поведения.

В этой методики предлагается использовать введение учебного или игрового мотива в условиях психологического перенасыщения.

В качестве экспериментального материала можно использовать рисование кружков. Учебный мотив заключается в том, что испытуемому сообщают, что сейчас он будет учиться красиво писать букву «О» (или цифру «0»). Если он хочет получить за свою работу самую высокую оценку – «5», то надо красиво писать не менее 1 страницы.

Игровой мотив может быть следующим. Перед ребенком ставят фигурки зайца и волка (можно вместо фигурок использовать изображения этих животных). Ребенку предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от волка, чтобы тот его не съел. Ребенок может помочь зайцу, если нарисует для него большое поле с ровными рядами капусты. Полем будет лист белой бумаги, а капуста будет изображена кружками. Ряды капусты в поле должны быть одного размера, тогда заяц сможет спрятаться среди них от волка. Экспериментатор для примера рисует первые два ряда капусты, затем ребенок продолжает работу самостоятельно.

Интерпретация: объективным показателем будут качество и длительность выполнения задания при том или ином мотиве.

Методика исследования мотивации учения

у старших дошкольников (31).

Разработана в 1988 г. М.Р.Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок в 1993 г. – И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.

Необходимые материалы: 12 сюжетных картинок – по 6 для девочек и мальчиков (рис. № 2).

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (или девочки) разговаривали о школе.

(Предъявляется карточка № 1)

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

(Предъявляется карточка № 2)

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно бы учился».

(Предъявляется карточка № 3)

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».

(Предъявляется карточка № 4)

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

(Предъявляется карточка № 5)

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать кем захочешь».

(Предъявляется карточка № 6)

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю пятерки»».

Ход обследования: взрослый раскладывает перед ребенком карточки с картинками и зачитывает рассказы к каждой из них, после прочтения задаются вопросы:

- А как, по-твоему, кто из них прав? Почему?

- С кем из них ты хотел бы играть? Почему?

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Ребенок последовательно осуществляет три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задается контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из картинок. Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора.

Результаты:

1 выбор (выбор карточки с № 1) – внешний мотив – 0 баллов,

2 выбор (выбор карточки с № 2) – учебный мотив – 5 баллов,

3 выбор (выбор карточки с № 3) – игровой мотив – 1 балл,

4 выбор (выбор карточки с № 4) – позитивный мотив – 3 балла,

5 выбор (выбор карточки с № 5) – социальный мотив – 4 балла,

6 выбор (выбор карточки с № 6) – отметка – 2 балла.

Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

Рис. 2.

 
 

 

 

 
 

                       
 
   
карт. 2
 
   
   
карт. 3
 
   
     
карт. 6
 
       
   


2.2. Исследование уровня развития произвольности.

Методика «Графические фигуры» (1).

Цель: диагностика произвольности действий и поведения.

Материал: альбомный лист разделен по полам, в верхней половине рисунки по возрастающей степени сложности (рис. № 3).

Рисунки: елка, снеговик, солнце, робот (сочетание круга, прямоугольника, треугольника).

Ребенку надо повторить рисунки на второй половине листа.

Результаты:

В ходе выполнения задания в протоколе отмечается, может ли ребенок самостоятельно проанализировать образец, прежде чем начать работу, отмечает ли недостатки в работе и как на них реагирует, обращается ли за помощью, дополнительными объяснениями, стремиться ли закончить задание незавершенным, как реагирует на оценку взрослого.

О проявлении произвольности деятельности и поведения можно судить по умению понять (повторить) инструкцию и выполнить указания экспериментатора (повторить все элементы рисунков как можно точнее), а также по количеству отвлечений в ходе обследования.

Рис. № 3.

 

 

Методика «Действия в 2, 3 и 4 хода» (1).

Цель: оценка произвольности действий и поведения.

Материал: игрушки.

Инструкция для действия в два хода: «Подойди, пожалуйста, к столу, возьми со стола льва и положи его на полку шкафа».

Инструкция для действия в три хода: «Подойди, пожалуйста, к окну, возьми с подоконника жирафа и принеси мне. А я тебе дам крокодила, которого ты должен будешь отнести на место жирафа».

Инструкция для действия в четыре хода: «Подойди, пожалуйста, к шкафу, возьми со шкафа бегемота и положи его на подоконник, а с подоконника возьми крокодила и положи его на стол. Затем возьми с полки льва и принеси его мне».

Инструкция может в случае не выполнения повторяться до 3 раз.

Оценка результатов та же, что и в методике «Графические фигуры».

Графический диктант (разработан Д.Б.Элькониным) (28, 3).

Цель: диагностика восприятия пространства, умения внимательно слушать и выполнять инструкции взрослого, действовать самостоятельно на основе правил и анализа образца; изучение возможностей в области моторной организации пространства.

Время: около 15 минут; на самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты.

Материалы: листок бумаги в клетку, карандаш или ручка. На листке бумаги взрослый заранее ставит точки в нижнем углу четвертой клеточки от левого края и 7 клеточек от верхнего края (так три точки). Между точками по вертикали – 7 клеток. Рис. № 4.

 
 

 

 


Ход проведения. Методика состоит из 4 диктантов, первый из которых – тренировочный.

Инструкция к диктанту № 1: «Начнем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Инструкция к диктанту № 2: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Инструкция к диктанту № 3: «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать узор».

Инструкция к диктанту № 4: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клеточки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две летки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» вновь выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор».

Интерпретация. Безошибочное воспроизведение узора – 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок – 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставиться 1 балл. Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов.

Указанным образом оцениваются три узора (первый тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

· 10-12 баллов – высокий:

· 6-9 баллов – средний;

· 3-5 баллов – низкий;

· 0-2 балла – очень низкий.

2.3. Исследование уровня развития эмоциональной сферы.

Очень показательны и информативны при изучении эмоциональной сферы проективные методики. Кроме этого их можно использовать для диагностики интеллектуальной сферы и личностной сферы в целом. («Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Семья животных»). Недавно появилась новая проективная методика, - методика «Три дерева», она признана более надежной. Плюсом этой методики является то, что изначально не ставиться задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах. Тем самым отчасти удается обойти «цензуру», препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. Минус этой методики в сложности и многовариантности интерпретации, хотя все может измениться, ведь эта методика только начинает адаптироваться в России. (Проективный тест «Три дерева» см. в приложении № 2).

Методики «Рисунок человека» и «Кинетический рисунок семьи» (КРС)

(3, 9, 27).

Обе методики схожи по форме проведения и интерпретации.

При исследовании психологической готовности к обучению рекомендуется проводить одну из этих методик (лучше «Нарисуй человека») стразу же после знакомства с ребенком и небольшой беседы. Это дает ребенку время и возможность привыкнуть к ситуации, раскрепоститься и довериться исследователю.

Цель: прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.

Материалы: лист белой бумаги (формат А4), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый (некоторые авторы предлагают только простой карандаш), ластик.

Инструкция для КРС: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», т.к. этим искажается суть исследования.

Инструкция для методики «Рисунок человека»: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, взрослый должен просто повторить инструкцию.

Время: не более 20 минут.

После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы:

Для КРС:

· Скажи, кто тут нарисован?

· Где они находятся?

· Что они делают?

· Им весело или скучно? Почему?

· Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

· Кто из них самый несчастный? Почему.

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок, в дошкольном возрасте, может и склонен делать. Поэтому если ребенок не отвечает на них, то не следует настаивать на ответе.

Для методики «рисунок человека».

· Кто здесь нарисован?

· Как его зовут?

· Сколько ему лет?

· Он ходит в школу или в садик?

· Ему навиться в школе? Что?

· Он веселый?

· У него есть друзья? С кем он дружит? И т.п.

Отвечая на эти вопросы, ребенок проецирует самого себя и свои отношения.

Интерпретация.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.