Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древние жители на территории Московского края 1 страница




История Московского края берёт своё начало в глубокой древности. Территория современного Московского региона, включающего Москву и Московскую область, составляет 47 тыс. кв. км и находится почти в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины – одной из крупнейших по площади равнин мира. Формирование современного рельефа Московского региона началось в конце мезозойской эры, после отступления последнего верхнемелового моря, донные отложения которого сглаживали неровности фундамента. Огромное влияние на рельеф Московского региона оказало и четвертичное оледенение, когда территория несколько раз покрывалась ледниками, а в периоды их отступления на освободившихся пространствах появлялись болота, тундра, образовывались озёра.

Московский регион расположен в центре Волго-Окского междуречья. Северная его граница в районе города Дубна переходит Волгу, а южная на большом протяжении расположена немного южнее Оки. С запада на северо-восток области протянулась Смоленско-Московская возвышенность. К северо-востоку от неё находится Клинско-Дмитровская гряда, крутым уступом поднимающаяся над Верхневолжской низменностью. На юге расположена Москворецко-Окская равнина, а на востоке - Мещерская низменность. Крайний юг региона занимает северный склон Среднерусской возвышенности. На территории региона природная зона смешанных лесов переходит в зону широколиственных лесов. В самой южной части региона наблюдаются уже многочисленные признаки лесостепной полосы. В доисторическом прошлом на территории Московского края произрастали дремучие елово-широколиственные, еловые и сосновые леса, сейчас в значительной мере заменённые мелколиственными (берёзовыми и осиновыми) или выращенными человеком лесами. Луга в Подмосковье появились только с приходом племён скотоводов, топором и огнём расчищавшим леса под пастбищные участки. Так как территория Московского края была полностью залесённой, то с древнейших времён в подмосковных лесах обитали лоси, кабаны, косули, барсуки, лисицы, зайцы, куницы, горностаи. Вырубка лесов, появление обширных пространств лугов и полей привели к изменению среды обитания многих животных. Так, сейчас практически истреблены такие животные, как волк и медведь; пришлось завозить и заново расселять бобров и благородных оленей.

Центральное положение региона на обширной равнине, в узле речных путей, способствовавших развитию торговых связей с ближними и удалёнными районами, содействовало политическому и экономическому развитию Москвы, её становлению как столицы Русского государства.

Археологические памятники и находки – остатки древних поселений, сооружений, погребений, отдельные предметы, найденные на территории Московского края, свидетельствуют о том, что заселение Московских земель происходило с глубокой древности.

Древнейшие археологические памятники на территории Московской области относятся к верхнему палеолиту, позднему периоду древнего каменного века, хронологические рамки которого определяются периодом с 40-35 до 12-10 тыс. лет назад. В это время происходило медленное и постепенное освоение человеком центральных районов Русской равнины, ранее занятых ледником. Климат тогда был более суровый, чем современный, и Подмосковье представляло собой холодную степь с небольшими перелесками. Здесь обитали мамонты, шерстистые носороги, первобытные быки, дикие лошади.

Первым свидетельством проникновения верхнепалеолитического человека на территорию Московской области являются найденные в 1936 г. недалеко от с. Братцева, на берегу реки Сходни, следы Homo Sapiens: черепная крышка человека с неандертальскими чертами, а рядом с ним кости первобытного быка, мускусного овцебыка и северного оленя.

В верхнем палеолите завершилось сложение человека современного типа. В социальной организации общества формируется раннепервобытная родовая община. Основой хозяйства древнего населения были собирательство и коллективная загонная охота на крупных животных.

На другой неолитической стоянке, расположенной на месте нынешнего Зарайского Кремля, найдены многочисленные каменные орудия – скребки, резцы, скрёбла, массивные пластины, обработанные крупной ретушью. Сходство с другими подобными археологическими культурами позволяет предположить, что территория нынешнего Подмосковья заселялась человеком с территорий, расположенных вниз по Оке, когда в верхнем палеолите люди передвигались на север.

Более многочисленны памятники следующей за палеолитом эпохи – мезолита (среднего каменного века), относящегося к послеледниковому времени. Мезолит в Волго-Окском междуречье датируется временем от 9-го до первой половины 6-го тысячелетия до н.э. Климат стал более тёплым, и ведущую роль стали занимать леса таёжного типа, преимущественно елово-сосново-берёзовые. С изменением климата и растительности менялась и фауна: вымерли мамонты и шерститстые носороги, животный мир стал приобретать типичный для лесов Евразии характер. Изменилась форма охоты, которая стала индивидуальной и велась главным образом при помощи лука и стрел – важного изобретения мезолитического человека. Также заметную роль стало играть рыболовство.

Мезолитические памятники на территории Московского края представлены стоянками (погребения неизвестны), найденными в Подмосковной Мещёре, на реке Дубна, по берегам оз. Тростенское, Круглое, Долгое. Стоянки располагались на мысах рек, площадь их относительно невелика, что соответствовало небольшим охотничьим коллективам, поселениями которых они являлись. Отсюда основные находки – каменные изделия из местных валунов: наконечники стрел, скребки, острия.

Основываясь на особенностях техники расщепления камня и типах орудий, учёные выделяют памятники двух культур: бутовской и иневской. Бутовская культура датируется 8-м - первой половиной 6-го тысячелетия до н.э. и известна в Подмосковье по раскопкам в д. Устье на Москве-реке в Одинцовском районе, Подмосковной Мещёре. К иневской (7-й – первая половина 6-го тысячелетия до н.э.) относятся стоянки у д. Грызлово, с. Хатунь в Ступинском районе, Дальний остров в Рузском районе.

Хронологически следующая за мезолитом и весьма многочисленная группа археологических памятников Московской области относится к неолиту (новый каменный век).

Неолит Волго-Окского междуречья, связанный со значительным потеплением во всей Европе, когда средняя температура было на 2˚ выше современной, датируется 5330 – 500 гг. до н.э. Вся территория Московского края входила тогда в зону широколиственных лесов.

Хозяйство неолитического населения региона было основано на охоте и рыболовстве, причём последнее имело ведущее значение. Орудие и способы охоты значительно усовершенствовались, стали более разнообразным: применялись копья, дротики, ловушки; широко использовали собак. Стали изготавливаться лодки и рыболовные сети. Увеличилась численность человеческих коллективов, и они всё более стремились к осёдлости. Важнейшее техническое новшество неолита – изобретение глиняной посуды. В эту эпоху развивается первобытная родовая община, высокой организации достигает племенная община.

К раннему неолиту в Московской области относится верхневолжская культура второй половины 6-го – 4-го тыс. до н.э., для которой характерны остродонные, слабо обожжённые и тонкостенные, вылепленные вручную, без использования гончарного круга, сосуды с орнаментов в виде мелких ямок-наколов. Пласты этой культуры зафиксировались главным образом на севере и северо-востоке Московской области (д. Окаёмово на р. Дубна в Сергиево-Посадском районе, Бисерово озеро, Маслово болото в Каширском районе).

К развитому и позднему неолиту на территории области относятся стоянки льяловской и волосовской культур (начало и середина 2-го тыс. до н.э.).

К памятникам льяловской культуры на территории Московского края относятся найденое в с. Льялово в верховьях реки Клязьмы поселение, давшие название льяловской культуре, стоянки у д. Бережки Рузского района, у с. Никола-Перевоз на реке Дубне, Бисерово озеро и Гридино в Ногинском районе, в Щукине на территории современной Москвы. Стоянки обычно располагались в долинах рек, на берегах озёр, потому что реки тогда служили дорогами, а основным занятием людей были рыболовство и охота. Об этом свидетельствуют археологические раскопки: на стоянках четыре пятых находок составляют остатки костей разных рыб, водоплавающих птиц, и лишь пятая часть костей принадлежит лесным зверям и птицам. Людям были известны ещё только орудия из камня и кости: топоры, ножи, рыболовные крючки, наконечники стрел. Из глины они делали сосуды для варки пищи, которые затем обжигали на костре и украшали причудливыми орнаментами из ямочных вдавлений, оттисков штампов, отпечатками верёвочек. В зимнее время рыболовы и охотники жили в землянках, круглых в плане и с коническими крышами, с углубленный в землю полом и остатками кострищ или очагов, а летом в лёгких шалашах.

Волосовская культура (вторая четверть 3-го тыс. до н.э. – середина 1-го тыс. н.э.), известная по находкам в с. Сущёво Талдомского района, Большое Буньково и Маслово болото в Ногинском районе, была распространена на обширной территории Волго-Окского междуречья, Верхнего и Среднего Поволжья. Для неё характерна керамика с примесями толчёной раковины в глине, украшена неглубокими ямками, насечками.

Со времени появления в Волго-Окском междуречье т.н. фатьяновской культуры принято начинать новую эпоху по архитектурной периодизации - бронзовый век (II тыс. до н. э.).

Фатьяновская культура получила своё название от с. Фатьяново под Ярославлем, где были сделаны первые находки её памятников. В этот период фатьяновские племена занимали почти всю центральную (лесную) часть европейской территории России от Псковского озера до реки Вятки, от верховьев Десны до устьев Суры, Свияги и Цивиля и от границ Вологодской области до Пензы. Фатьяновская культура известна в основном по раскопкам могильников (захоронений). На территории Московской и Калужской областей открыто свыше 30 могильников, а всего их известно около 300. Поселения фатьяновцев встречаются крайне редко. В Москве фатьяновские могильники обнаружены в Спас-Тушине и Давыдкове. В Московской области известны Абушковский, Новлянский, Баланинский, Солнечногорский, Трусовский (Истринский), Икшанский, Верейский и другие могильники. Найденные в Московском крае могильники содержат от 2 до 10 погребений и расположены сравнительно далеко друг от друга. Небольшое количество фатьяновских вещей на стоянках Московской области, а также малое число погребений в могильниках позволяет предположить большую подвижность московско-клязьминских племён фатьяновской культуры и наличие здесь небольших кратковременных поселений.

Фатьяновские грунтовые могильники представляли собой родовые кладбища. Располагались они обычно на высоких холмах или на береговых склонах рек, речек, озёр и т.д. Выбор высоких мест для погребения умерших имел не только религиозное значение, связанное с культом Солнца, но и практическое значение: с высоких холмов открывался обзор окружающей местности, и сами холмы были видны издалека. Могильники были довольно глубокие, и в настоящее время они не имеют наружных признаков, свидетельствующих о погребениях, и поэтому открыты они были случайно при проведении строительных и земляных работ. Этим фактором объясняется небольшое число найденных могильников.

Своих умерших фатьяновцы погребали в грунтовых могильных ямах глубиной в среднем 1-1,5 м, но иногда доходившей до 3 м. Размеры ям также неодинаковы – от 5,6 на 3 м до 1,5 на 0,9 м. Размер, глубина и место могил в могильниках зависели от общественного положения погребённых и их возраста: чем почётнее и старше был член рода, тем больше размеры и глубина могилы. В большинстве случаев мужчин хоронили на правом боку, а женщин на левом; этот порядок соблюдался и для детей. Всех покойных хоронили в скорченном положении. Возраст погребённых различен. Наибольшая смертность падает на возраст от 30 до 50 лет, а детей – от 2 до 5. Женщины редко доживали до 40 лет; мужчины жили дольше, но лишь немногие доживали до 60-70 лет.

Умерших хоронили с инструментом – тщательно отполированными каменными топорами, по форме напоминающими древнерусскую ладью, медными боевыми топорами, копьями, стрелами; орудиями труда и разнообразными украшениями. В детских погребениях находят игрушечные топорики, сделанные из камня и глины. В могильники клалась и глиняная посуда – шаровидные сосуды с нарезным орнаментом. Часто в погребениях находят угли около черепа и ног. Очевидно, огонь считали очистительной силой. Огонь фатьяновцы высекали с помощью металлического кресала.

Фатьяновцы в отличие от льяловцев были уже скотоводами. В силу особенностей лесной полосы основу скотоводства составляли на раннем этапе развития культуры свиньи. Овцы выходят на равные позиции лишь с дальнейшим развитием скотоводства, но они не становятся преобладающими, как в степных районах. На поздних этапах развития фатьяновской культуры, судя по раскопкам, в скотоводстве всё большее значение начинает получать разведение крупного рогатого скота – коров, прежде всего для получения молочных продуктов. Начинают заниматься также разведением лошадей и коз.

Скотоводство фатьяновцев было стойловым, придомным. Летом скот пасли пастухи-мужчины со сторожевыми собаками, на зиму заготавливали корма: веники, ветки, кору, сено, жёлуди. Скотоводство давало фатьяновцам основную пищу – мясо и молочные продукты, а также кожу, шкуры и шерсть для производства обуви и одежды. Кости животных шли на выработку орудий труда и поделок.

Значительное место в хозяйстве фатьяновцев занимала охота. Костные останки в могильниках свидетельствуют об охоте на медведя, оленя, лося, кабана, косулю, куницу, лисицу, рысь, волка, бобра. Охота производилась с целью добычи мяса и пушнины. Домашняя собака типа лайки была, очевидно, не только сторожем стада, но и участвовала в охоте.

Находки костей рыб, бус из рыбьих позвонков и раковин речных моллюсков свидетельствуют о рыболовстве и собирательстве фатьяновцев.

Наряду с основными видами хозяйственной деятельности фатьяновцы занимались производством орудий труда и быта, оружия, украшений, гончарным делом, металлообработкой, строительством жилищ, лодок и т.д.

В это время люди начинали обрабатывать землю, знали металлургию бронзы. Несмотря на находки металлических изделий в фатьяновских могильниках, основную роль в их хозяйственной деятельности продолжают играть орудия, сделанные из камня, кремня и кости. Наивысшего мастерства фатьяновцы добились в выработке каменных сверлёных боевых топоров-молотков. Многие из них по изяществу и совершенству форм, технике сверления и полирования, украшениям являются высокохудожественными произведениями. Для московско-клязьминского типа характерны усечённо-ромбические и длиннообушные топоры. Массовое производство каменных боевых топоров диктовалось необходимостью иметь эффективное оружие при продвижении фатьяновцев по чужой территории. делались топоры из валунного камня (диабаза, гранита, порфирита и др.). Своего расцвета техника боевых топоров достигает в первой половине II тыс. до н. э. Их боевое значение теряется с появлением более грозного оружия – медных вислообушных топоров.

Из других каменных изделий фатьяновцев следует отметить редкие находки округлых булав, метательных шаров, долот, клиновидных топоров, молотов, полировальных плит и точильных каменных плиток.

Высокого совершенства фатьяновцы достигли в производстве кремневых орудий. Особенно хорошо была развита пластинчатая техника. Фатьяновцы в совершенстве владели техникой расщепления кремня на пластинки и отщепы. В Московском крае распространены были широкие и длинные кремневые ножи на пластинах, часто обработанные отжимной (струйчатой) ретушью. Характерны также для нашего региона кремневые наконечники стрел и дротиков.

Наряду с производством каменных и кремневых орудий у фатьяновцев развито и косторезное ремесло. Из костей домашних и диких животных они делали различные орудия и украшения: проколки, кинжалы, шилья, иглы, долота, лощила, гладилки, наконечники стрел, булавки, мотыги из рога, острия, украшения из зубов животных, и трубчатых птичьих костей. Костяные орудия связаны в основном с различными домашними работами: шитьём одежды, плетением, гончарным делом, добычей бересты, обработкой дерева.

Фатьяновская посуда – это круглодонные сосуды различных форм: бомбовидные, шаровидные, реповидные, тарелковидные, чашевидные. Ручная техника лепки сосудов, хорошо перемешанная глина с небольшими примесями, средний костровой обжиг, тонкостенность (0,4 – 0,8 см), лощёность внешней поверхности, изящество и пропорциональность форм указывают на высокое мастерство гончарного дела. Гончарное производство находилось, по-видимому, в руках женщин. Для фатьяновской керамики характерен нарезной, шнуровой и штампованный орнамент, основными элементами которого являются пояски, линии, треугольники из отпечатка шнура, решётки, зигзаги и ромбы. Из глины, кроме посуды, изготавливали глиняные ложки.

Металл довольно широко входит в жизнь фатьяновцев только на поздней стадии их развития – ближе к середине II тыс. до н. э. В могильниках встречаются медные изделия двух типов: оружие и украшения. Боевые медные вислообушные топоры встречаются редко и только в могилах вождей и знатных воинов. Из орудий труда встречаются четырёхгранные шилья, иногда с деревянными и костяными рукоятками. Основную массу металлических изделий составляют украшения: браслеты, перстни, колечки, привески, спиральки. Интересны браслеты из широких медных манжетовидных пластин с орнаментом в виде нарезных линий и ямочных узоров.

Археологические и антопрологические данные позволяют судить об общественном строе фатьяновцев. Очевидно, могильники были родовыми кладбищами, а группы могильников, близких по расположению и обряду погребения («гнёзда могильников»), следует считать могильниками отдельных племён. Родовые общины фатьяновцев состояли из больших семей, о чём свидетельствуют группы семейных погребений в могильниках, где вокруг могилы пожилого мужчины концентрируются могилы женщин и детей. Захоронения вождей выделяются своим центральным положением в могильниках, размерами ям, величиной погребальных сооружений, количеством и качеством погребального инвентаря, отсутствием в их могилах рабочих топоров, а также изяществом оружия. Домашний скот сделал фатьяновцев более обеспеченными, и с развитием скотоводства выросла роль мужчины как главы семьи и собственника имущества. Об этом свидетельствуют найденные погребения мужчин с насильно умерщвлённой женщиной.

Все мужчины с 16 лет были воинами. Юношу, достигшего совершеннолетия, посвящали в воины с исполнением определённых обрядов. Находки игрушечных каменных и глиняных топориков в погребениях мальчиков свидетельствуют об усилении военных столкновений и подготовке мальчиков к судьбе воина.

Женские погребения имеют свои особенности: в погребальном инвентаре большое количество сосудов и вещей, характеризующих домашние работы, боевых топоров нет. В женских погребениях множество всевозможных украшений из зубов и костей животных и птиц, бус из речных раковин, рыбьих позвонков, меди. Фатьяновские женщины, судя по всему, носили высокие головные уборы из кожи или шерстяной материи, украшенные нашитыми пронизками и подвесками.

Мужчины-фатьяновцы, таким образом, занимались, кроме военного дела, пастушеством и уходом за скотом, производством орудий труда, металлургией, строительством жилищ. Женщины занимались ведением домашнего хозяйства, гончарным производством и воспитанием детей.

Отделение кладбищ от поселений, выбор высоких мест для могильников, устройство «жилищ мёртвых» наподобие жилища живых, снабжение покойников самыми необходимыми вещами домашнего и хозяйственного быта, пищей – всё это свидетельствует о вере фатьяновцев в загробную жизнь. Сложность погребального ритуала, сопровождавшегося магическими обрядами, связанными с применением огня как очистительной силы, с культом солнца (захоронения лицом к солнцу, наличие солярных – солнечных – изображений на сосудах), с культом медведя, с жертвоприношениями ритуальных животных (овцы и козы) говорит о достаточно сложной системе представлений о мире у фатьяновцев.

Фатьяновскаякультура входила в большую культурно-историческую общность, так называемую «культуру боевых топоров», создателями которой были древние индоевропейские племена. И если раньше люди, занимаясь охотой, рыболовством и собирательством, только отбирали у природы её дары, то в бронзовом веке они научились производить продукты самостоятельно. Но именно в это время произошёл и первый конфликт во взаимоотношениях людей и природы. Многолетние выпасы скота на одних и тех же местах приводили к уничтожению лесов. В долинах рек леса стали вытесняться лугами.

Восточная часть Московской области входит в ореол ещё одной культуры эпохи бронзы – поздняковской (вторая половина 2-го тыс. до н.э. – начало 1-го тыс. до н.э), сложившейся на средней Оке и включающей бассейн Оки, восточную часть Волго-Окского Междуречья, востока Среднего Поволжья. Здесь известен курганный могильник у с. Коренец Шатурского района и ряд поселений. Животноводство и ручное (допашенное) земледелие составляли основу хозяйства поздняковцев. Для их посуды характерны плоскодонные сосуды в виде банок или горшков, с орнаментом в верхней части. Поздняковцы не только пользовались бронзовыми изделиями - топорами, ножами, наконечниками копий, шильями, но и сохранили высокую технику обработки камня.

В начале 1-го тыс. до н.э. в лесной зоне Восточной Европы начинается новая эпоха по археологической периодизации - ранний железный век, характеризующийся распространением выплавки железа из местных болотных руд (V в. н.э). Климат уже не отличался от современного, только был чуть более влажным, а в социальном плане происходило разложение первобытнообщинных отношений.

Вся территория Московского края была занята племенами называемой дьяковской культуры, охватывавшей VIII–VII вв. до н. э. – VI–VII вв. н. э., названной по имени с. Дьяково (около Коломенского) в черте современной Москвы. По мнению некоторых ученых, дьяковцы – предки упоминающихся в летописи племён муромы, мери, веси и других, составлявших группу финно-угорских племён, родственных современным финнам и карелам. Дьяковская культура в Московском крае представлена остатками укреплённых поселений (городищами) и неукреплёнными (селищами). Известно множество дьяковских городищ на территории Москвы – в Кунцеве, Мамонове, Тушине, Котлах, Капотне. В Подмосковье известно около 150 дьяковских городищ. Самыми известными дьяковскими городищами Московской области являются Старшее Каширское, Щербинское (на реке Пахра под Подольском), Троицкое (на правом берегу реки Москва у Можайска), Михайловское (на реке Озерне – правом притоке реки Руза в Волоколамском районе), Кузнечики (в Подольском районе на реке Петрица – притоке реки Моча, являющейся, в свою очередь, правым притоком Пахры), Неждинское (на реке Руза в Волоколамском районе). Кроме того, существовали селища, как, например, в Москве – Филёвское, Дьяковское (рядом с городищем), Андреевское у Воробьёвых гор. Плотность заселения московских земель постоянно увеличивалась.

В каждом из городищ жил родовой коллектив от 50 до 200 человек. Городища устраивались обычно на труднодоступных возвышенных местах вблизи рек. Обычно это был участок между рекой и ручьём или между двумя ручьями. Городища, как правило, располагались таким образом, чтобы они господствовали над местностью. Имели форму овала, в одних случаях близкого к кругу, в других – были более вытянуты.

Жители дьяковских городищ умели усиливать природный рельеф и создавали совершенную применительно к тогдашнему уровню техники оборону. Городища защищали несколькими рядами валов – от одного до трёх, перед каждым копали ров.

Типичной для городища дьяковского типа была, например, фортификация Михайловского городища на реке Озерне. Посёлок был опоясан двумя кольцами валов, в каждом из которых был один проход. Высота валов составляла 5-7 м, внешний вал был параллелен внутреннему. Расстояние между основаниями валов на момент раскопок составляло около 2 м, а в древности, вероятно, было больше. Ширина и внешнего, и внутреннего валов была 10-12 м. Проходы в валу размещались на противоположных сторонах и закрывались воротами. Человек входил на городище через проход в наружном валу и, прежде чем достичь прохода во внутреннем валу, должен был пройти между валами половину окружности городища. Противник, преодолевший ворота во внешнем валу, должен был или штурмовать вал, или продвигаться между валами к воротам во внутреннем валу.

На Троицком городище под Можайском также были обнаружены остатки древней системы укреплений. Перед внутренним краем вала там прослежен глубокий ров, охватывающий всю площадку городища. Глубина этого рва колеблется от 1,2 до 2, ширина – от 3 до 4,5 м.

Таким образом, дьяковские городища, укреплявшиеся частоколами и рвами, обносившиеся земляными валами, были надёжно защищены от возможных нападений соседних племён. Можно утверждать, что обитатели городищ в совершенстве владели военно-инженерным искусством и уже в этот период не только затрачивали огромные усилия на постройку укреплений, но и не останавливались даже перед изменением рельефа выбранного участка местности.

Жилища дьяковцев сначала представляли собой круглые землянки, покрытые коническими крышами, сооружаемыми из жердей, соломы и камыша. Диаметр жилищ варьировался от 4,5 до 7 м, глубина составляла 1-2 м. В середине землянки на ровном полу или в небольшом углублении помещался очаг. Иногда очаги обкладывались камнями из местного известняка. В землянке имелись нары, на которых обитатели сидели или лежали. Стены такого жилища были сделаны из плетня и снаружи засыпаны землёй, укреплённой пластинами коры деревьев.

Позднее среди дьяковцев получает распространение прямоугольный сруб, углублённый довольно значительно – до 0,5 м. Были найдены и сооружения, углублённые так незначительно, что их трудно назвать землянками. Скорее это наземные жилища с углублённым полом, с двускатной кровлей, опиравшейся на опорные столбы внутри, с открытым очагом.

Рядом с жилищем делались загоны для скота, ведь основой хозяйства племён дьяковской культуры являлось уже не кочевое, а осёдлое скотоводство. Дьяковцы разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней. Земледелие, бывшее сначала подсобным занятием, с развитием скотоводства и освоением металла с первых веков нашей эры приобретает большее значение. Именно для защиты стад, а позднее – запасов зерна, от нападения соседей поселения дьяковцев устраивались в труднодоступных местах. Дьяковцы разводили крупный рогатый скот, лошадей и свиней, выращивали хлебные злаки (ячмень, просо, пшеницу) и волокнистые культуры (коноплю). Существенна была и роль охоты и рыболовства.

Дьяковцам была знакома обработка дерева и кости. Кость играла большую роль в жизни обитателей городищ. Из кости изготавливались стрелы, гарпуны, булавки, рукоятки ножей и другие предметы. В Троицком городище, например, была найдена булава из рога лося. Охота, безусловно, занимала важное место в жизни обитателей городищ, особенно в ранее время.

Болотные руды, находившиеся на поверхности земли, давали необходимое сырьё для развития металлургии. Найденные во время раскопок инструменты для обработки железа – кузнечные клещи, железные кувалды и др. – говорят о развитии ремёсел. Железо широко применялось в хозяйственной деятельности и быту дьяковцев: из него делали ножи, серпы, кресала, наконечники для стрел, копья, пинцеты, швейные иглы и другие изделия. Железные орудия были надёжнее каменных или бронзовых. При археологических раскопках нередко находят разнообразные украшения из цветного металла – подвески, пряжки, гривны, булавки для закрепления плащей и другой одежды.

Дьяковское население знало гончарное производство и ткачество. Из глины лепили горшки и тигельки для плавки металла. При археологических раскопках были найдены статуэтки, изображающие примитивные человеческие фигурки, керамические погремушки. Наличие привозных изделий (украшения с эмалью, римские фибулы (застёжки плаща), золочёные стеклянные бусы) свидетельствуют о связях с сарматами, господствовавшими в Причерноморье в первых веках нашей эры, с Прибалтикой, Прикамьем. Основным предметом торгового обмена была пушнина. Мех бобра и куницы, лисицы и медведя, выдры и ласки из лесов Москворечья высоко ценился на юге. Для религиозных верований племён дьяковской культуры характерны культы предков и женского божества - богини плодородия.

Таким образом, имеющиеся в распоряжении историков сведения показывают, что человеческая жизнь на Московской земле началась более 20 тыс. лет назад. Наиболее достоверные сведения о расселении людей в лесных массивах Московской земли относятся к эпохе неолита, от которой нас отделяет 5-6 тыс. лет. В более поздний дославянский период за первобытным человеком в Московском крае появляются жители лесов охотники и рыболовы. Затем их сменяют племена угро-финнов и балтов, которые стали непосредственными предшественниками славян.

§ 2. Появление и утверждение славян на Московской земле

Демографические, этнокультурные и хозяйственные процессы заселения славянами бассейна Москвы-реки и включеним этой территории в состав Древнерусского государства, исследованы ещё далеко не полностью.

Восточнославянские племена появляются на территории Московского края в VII-VIII вв. н. э. К Х-ХI вв. пришедшие с юга славянские племена вятичей и кривичей постепенно занимали земли живших в западной части Окского бассейна балтских племён, и занимающих Рязанское Поочье финно-угорских племён. В процессе расселения вятичей в бассейне Верхней Оки местное население передвигалось на другие территории, однако чаще славяне смешивались с балтами и ассимилировали их.

Письменные источники по истории населявших Московский край племён крайне скудны и ограничены. Сведения о вятичах и кривичах проникают на страницы летописей, как правило, лишь в связи с военными и политическими действиями тех или иных князей. В связи с этим на первое место выходят археологические данные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 6698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.