Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на государственные закупки товаров и услуг




4. факторы, воздействующие на чистый экспорт:

o величина валового внутреннего продукта и национального дохода в дру­гих странах;

o величина валового внутреннего продукта и национального дохода в данной стране;

o валютный курс национальной денежной единицы.

Если под воздействием неценовых факторов совокуп­ный спрос увеличивается, кривая ADсдвигается вправо, если сокращается, то она сдвигается влево.

Совокупное предложение (aggregatesupply - АS) – это стоимость того количества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок к продаже все производители (частные и государственные).

Величина совокупного предложения – объем выпуска, который все производители готовы произвести и предложить к продаже на рынке при каждом возможном уровне цен.

AS
I
II
III
ВВП
ВВПпот
defВВП    

 

 


Рис. 2.2. Линия совокупного предложения (I – кейнсианский участок, II –современный участок, III – классический участок)

Влияние ценового фактора на совокупное предложение графически предполагает движение по самой линии AS.

Влияние неценовых факторов на динамику совокупного предложения графически иллюстрируется сдвигом кривой AS. К таким факторам относятся:

o уровень цен на экономические ресурсы;

o изменения в технологии производства;

o изменения законодательства в области налогообложения и субсидирования.

Резкие изменения совокупного предложения называются шоками предложения. Различают:

а) позитивные шоки — неожиданное резкое увеличение сово­купного предложения (что отображается сдвигом кривой AS вниз, если она имеет горизонтальный вид; вправо вниз, если она имеет положитель­ный наклон; вправо, если она вертикальна).

б) негативные шоки — неожиданное резкое сокращение совокупного предложения (сдвиг кри­вой ASсоответственнов зависимости от ее вида: вверх, влево вверх или вле­во).

4.6. Макроэкономическое равновесие в модели АD – AS

Равенство совокупного спроса и совокупного предложенияили модель макроэкономического равновесия AD – AS предполагают достижение равновесного уровня цен и равновесного объема производства (рис 2.3).

В соответствии с обоснованием вопросов о степени гибкости цен и о способности рынка к восстановлению равновесия в макроэкономике существует три подхода к анализу макроэкономических процессов: классический, современный и кейнсианский, которые отличаются друг от друга предпосылками, основными положениями, теоретическими выводами и практическими рекомендациями.

 

ВВП
AS
E
AD
PE
ВВПравн
defВВП

 

 

Рис. 2.3. Макроэкономическая модель AD – AS

Кейнсианский подход позволяет анализировать экономику в краткосрочный период, для которого характерна относительная жесткость номинальных цен.

Модель макроэкономического равновесия AD – AS и «кейнсианский крест» взаимно дополняют друг друга.

Согласно кейнсианской модели доходов и расходов равновесный уровень ВВП определяется по формуле: ВВП по расходам = С + Igr + G +Xn.

Дж. Кейнс обосновал, что приращение любого компонента совокупных расходов вызывает несколько большее приращение совокупного дохода благодаря эффекту мультипликатора.

Мультипликатор совокупных расходов (М) – отношение изменения равновесного ВВП к изменению любого компонента совокупных расходов. Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) совокупных расходов.

,

где

o ΔВВП – изменение равновесного ВВП,

o ΔAD – изменение в совокупных расходах.

Мультипликативный процесс связан с поведением потребителя: его склонностью к потреблению, и склонностью к сбережению. Это находит отражение в такой формуле мультипликатора:

,

где

o mpc (предельная склонность к потреблению)– это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу:

,0<mpc<1.

o mps (предельная склонность к сбережению)– это коэффициент, который показывает, насколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу:

, 0<mps<1.

mpc + mps = 1.     сбережения     S
Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:

 

предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению – это показатели, характеризующие реакцию потребителя на изменение дохода (DI):

DI = С + S,

где

o С – потребление;

o S – сбережение.

Чем выше доход, тем больше человек сберегает.

Современный вариант модели макроэкономического равновесия AD – AS характеризует механизм приспособления к изменениям в экономике страны.

В современной модели AD – AS макроэкономическое равновесие отражено графически на промежуточном отрезке (рис. 2.2.). Данный отрезок характеризует фазы экономического цикла – оживления и подъема.

В краткосрочном периоде цены на товары гибкие(меняются, адаптируясь к изменению ры­ночной конъюнктуры), а цены на ресурсы жесткие (не меняются). Величина совокупного предложения находится в прямой зависимости от уровня цен, рост цен на товары обгоняет рост цен на ресурсы (заработной платы) и все большее значение приобре­тают ожидания экономических агентов относительно изменения уровня цен в будущем (инфляционные ожидания).

Кривая кратко­срочного совокупного предложения:

o является кривой средних издер­жек;

o имеет положительный наклон (поскольку цель фирмы максимизация прибыли, то при прочих равных условиях, (при неизменных средних издержках) чем выше уровень цен, тем больше товаров и услуг готовы предложить на рынок производители, т.е. тем больше величина совокупного предложе­ния).

Ценовые факторы - изменение общего уровня цен в краткосрочном периоде объясняют движением вдоль кривой AS.

К неценовым факторам совокупного предложения в краткосрочном пе­риоде относят:

o цены на ресурсы (Рресурсов) — чем выше цены на ресурсы, тем больше издержки и тем меньше совокупное предложение.

o количество ресурсов — чем большими запасами ресурсов обладает стра­на, тем ниже цены на ресурсы;

o цены на импортные ресурсы — их рост, увеличивает издержки и сокращает совокупное предложение, и наоборот;

o степень монополизма на рынке сырьевых ресурсов — чем выше степень монополизации на ресурсных рынках, тем выше цены на ресурсы, а поэто­му издержки, и тем, следовательно, меньше совокупное предложение;

o производительность ресурсов (h) - чем выше производительность ресурсов, тем меньше издержки и больше совокупное предложение;

o технологический прогресс (t) — ведет к росту производствен­ного потенциала страны и поэтому влияет на совокупное предложение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде и воздействует как на совокупное предложение, так и на совокупный спрос.

o налоги на бизнес (Тх) — фирмы рассматривают налоги на предприни­мательство, особенно косвенные, как часть издержек, поэтому рост налогов на бизнес ведет к сокращению совокупного предложения;

o государственное регулирование экономики (G - менеджмент) — чем больше го­сударство вмешивается в экономику, чем большее число регулирующих эко­номику учреждений оно создает и чем выше степень бюрократизма, тем больше бремя содержания аппарата чиновников и, следовательно, тем боль­ше средств уходит из производственного сектора экономики, что ведет к со­кращению совокупного предложения.

Для данной модели макроэкономического равновесия характерен эффект храповика. Эффект храповика (впервые описан в книге экономиста Роберта Хиггса) — эффект, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению совокупного уровня цен, особенно в краткосрочном периоде. Цены сохраняются стабильными. Название происходит от названия устройства в механике, не позволяющего колесу проворачиваться в обратную сторону.

Экономический смысл эффекта состоит в том, что изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть имеет место негибкость цен в сторону понижения.

Классический подход позволяет анализировать экономику в долгосрочный период, в котором номинальные цены на ресурсы и товары являются гибкими и успевают приспособиться друг к другу.

В основе классической модели лежит закон французского экономиста Ж.Б. Сэя, согласно которому само производство товаров создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Предложение порождает свой собственный спрос.

Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде (рис. 2.2.).

Анализ совокупного предложения строится исходя из следующих условий:

o объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии и не зависит от уровня цен;

o изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;

o экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному объему;

o цены и номинальная зарплата – гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.

Согласно взглядам сторонников классического направления, совокупный спрос предопределяется денежной массой, т.е. количеством денег и их покупательной способностью. Величина AS имеет фиксированный характер, предопределяемый масштабами имеющихся в обществе ресурсов. Она не зависит ни от цен, ни от спроса. Задача в том, чтобы поддержать на стабильном уровне предложение денег.

У современных представителей классической школы (монетаристов) предложение денег является главным фактором, определяющим и совокупный спрос, и уровень цен. При этом любые изменения, происходящие на стороне AD, не влияют ни на занятость, ни на объем производства.Механизм регулирования равновесия – цены. Позже было отмечено, что домохозяйства осуществляют сбережения, а фирмы – инвестиции. Равновесие AD и AS требовало равновесия сбережений и инвестиций. Оно в свою очередь регулировалось механизмом денежного рынка, и прежде всего % ставкой. Она является инструментом вознаграждения за бережливость. Чем выше уровень % ставок, тем больше будет сберегаться средств, и наоборот, понижение их уровня ведет к свертыванию сбережений и росту потребления.

Контрольные вопросы и задания по теме:

1.Перечислите основные макроэкономические модели и их показатели.

2. Что мы понимаем под конечной и промежуточной продукцией? Приведите их примеры.

3. Перечислите методы расчета ВВП.

4. Чем валовой внутренний продукт отличается от валового национального продукта?

5. Почему при подсчете ВВП используется территориальный признак, а при подсчете ВНП национальный признак?

6. Какие из операций не учитываются при подсчете ВВП:

o уборка приусадебного участка;

o покупка горючесмазочных материалов заводом;

o сдача в лизинг автомобиля;

o ремонт автомобиля.

Свой выбор обоснуйте.

7. Что Вы понимаете под системой национальных счетов?

8. Дана структура валовых внутренних частных инвестиций:

o ремонт оборудования;

o покупка фабрикой сырья;

o вложение инвестиций в новое строительство;

o покупка заводом станка.

Что из перечисленного относится к восстановительным инвестициям. Свой выбор обоснуйте.

9. Рассчитайте стоимость валовой внутренней продукции, которая создается следующими фирмами:

o «Фирма 1» добывает сырье на сумму 400 долл.,

o «фирма 2» доставляет сырье на переработку на сумму 550 долл.,

o «фирма 3» перерабатывает сырье на сумму 600 долл.,

o «фирма 4»доставляет переработанное сырье изготовителю на сумму 800долл.,

o «фирма 5» создает конечную продукцию на сумму 900 долл.,

o «фирма 6» доставляет конечную продукцию оптовому продавцу на сумму 950долл.,

o «фирма 7» розничный продавец конечной продукции - 1200 долл.

Какой метод подсчета ВВП вы используете и почему?

10. Каковы различия между показателями национальный доход и личный доход?

11. Что такое дефлятор? Чем дефлятор отличается от индекса потребительских цен?

12. Потребительская корзина подорожала на 40%, а ВВП в текущих ценах на 75%. Рассчитайте величину реального ВВП.

13. Сформулируйте, на свой взгляд, основные недостатки ВВП для экономики.

14. Обсудите следующую проблему на уровне деятельности всех субъектов экономики: «Доход – единственный и рациональный критерий и мерило респектабельности».

15. Как рассчитываются индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера?

Для оценки каких экономических ситуаций их используют в экономике?

16. Оцените среднегодовую инфляцию, если за 2 года цены выросли в 9 раз.

17. Дайте экономическую и графическую интерпретацию понятия «совокупный спрос» и «величина совокупного спроса».

18. Перечислите компоненты совокупного спроса.

19. Сформулируйте эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой совокупного спроса.

20. Перечислите неценовые факторы совокупного спроса, влияющие на совокупные потребительские расходы.

21. Перечислите неценовые факторы совокупного спроса, влияющие на совокупные инвестиционные расходы.

22. Перечислите неценовые факторы совокупного спроса, влияющие на государственные закупки товаров и услуг и чистый экспорт.

23. Перечислите основные макроэкономические модели и их показатели.

24. Выберите правильный ответ и обоснуйте его. Снижение ВВП при постоянном росте цен может быть объяснено в рамках классической модели:

o снижением совокупного спроса и потенциального ВВП;

o ростом совокупного спроса при неизменном потенциальном ВВП;

o ростом потенциального ВВП при неизменном совокупном спросе;

o ростом совокупного спроса при снижении потенциального ВВП;

неизменностью совокупного спроса.

25. Охарактеризуйте совокупное предложение в классической и кейнсианской моделях.

26. Охарактеризуйте совокупное предложение в краткосрочном периоде (современный вид) и его факторы.

27. Изобразите равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение».

28. Каковы последствия изменения совокупного и совокупного предложения в модели AD – AS&

29.Современный вариант модели AD – AS. Эффект храповика.

30. Охарактеризуйте поведенческие коэффициенты модели «доходы – расходы». Постройте графики предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению.

31. Что такое мультипликатор совокупных расходов? Как возникает мультипликационный эффект?

32. Выведите экономико-математическую зависимость между мультипликатором и предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению.

33. Объясните смысл парадокса бережливости.

Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: Экономические циклы, безработица и инфляция. Экономический рост.

5.1. Экономический цикл: понятие, причины, характеристика фаз.

Экономический (или деловой) цикл(businesscycle) —периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности.

Причины экономических циклов:

o периодическое истощение автономных инвестиций;

o ослабление эффекта мультипликации;

o колебания объемов денежной массы; обновление основного капитала и т. д.

В действительности все эти причины могут быть сведены к одной. Основной причиной экономических циклов выступает несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными расходами и совокупным объемом производства.

Рис. 2.4. Экономический цикл.

Рассмотрим экономическую задачу, которая позволит нам проанализировать экономический цикл на конкретном примере. Предположим, что валовой внутренний продукт (ВВП) некоторой экономики достиг пиковой отметки и составил 650 д.е. После этого начался спад производства (кризис), который длился один год. За этот период объем выпуска продукции в среднем сократился на 8%. Фаза депрессии длилась один год семь месяцев. В фазе оживления среднегодовые темпы прироста продукции составили 4,3%. Фаза подъема длилась три года, при этом каждый год объем выпуска продукции увеличивался по сравнению с предшествующим годом на 10%. Рассчитаем:

а) продолжительность экономического цикла;

б) объем производства к началу новой фазы кризиса.

Рассуждения:

Экономический цикл теоретическивключает четыре фазы:

o кризис,

o депрессия,

o оживление,

o подъем.

Экономический цикл отсчитывается от точки дна до дна, или от точки подъема до подъема.

Кризис (рецессия, сжатие, спад) – первая важнейшая фаза экономического цикла. Кризис, с точки зрения теоретиков, носит краткосрочный характер (продолжительность кризиса около года).

Характерные черты фазы:

o превышение предложения над спросом, ведущее к затовариванию;

o кризис сбыта и падение цен;

o большое число банкротств;

o массовая безработица;

o снижение уровня жизни;

o рост ссудного процента.

Найдем величину снижения выпуска продукции за один год кризиса:

650 х 0,08 (или 8%) = 52 ден.ед.

Тогда объем выпуска продукции на конец фазы кризиса составит:

650 – 52 = 598 ден.ед.

Депрессиявторая фаза цикла. Экономика достигает «дна» или низшей точки падения производства.Теоретически на период кризиса приходится больше года.

Характерные черты данной фазы:

o прекращаются сокращение производства и падение цен;

o товарные запасы стабилизируются;

o безработица сохраняется на высоком уровне;

o снижается ссудный процент.

Отсюда следует, что величина ВВП в течение периода депрессии сохранится на уровне 598 ден.ед.

Оживление – третья фаза цикла. Характерные черты фазы:

o восстановление ВВП или его рост до предкризисного уровня;

o рост цен;

o рост деловой активности;

o рост ссудного процента.

Найдем величину, на которую вырастит ВВП за год в фазе оживления:

598 х 0,043 (или 4,3%) ≈ 25,7 ден.ед.

Поскольку, фаза оживления характеризуется ростом производства, ведущего к восстановлению предкризисного уровня, то найдем период длительности фазы оживления:

52: 25,7 ≈ 2 года

Отсюда рост ВВП на конец фазы оживлениясоставит:

o (598 + 25,7) ≈ 623,7 ден.ед. (величина ВВП на конец первого года фазы оживления);

o 623,7 + (623,7 х 0,043) ≈ 623,7 + 26,8 = 650,5 ден.ед.(величина ВВП на конец второго года фазы оживления).

Подъем (экспансия, бум) – четвертая фаза цикла. Характерные черты фазы:

o объем производства превосходит предкризисный уровень;

o рост цен;

o снижение уровня безработицы;

o повышение уровня жизни населения.

а) Рассчитаем продолжительность экономического цикла:

1 + 1,7 + 2 + 3 = 7 лет и 7 месяцев.

б) Рассчитаем объем производства к началу новой фазы кризиса:

o 650,5 + (650,5 х 0,1)= 650,5 + 65,05 = 715,55 ден.ед.(рост ВВП на конец первого года фазы подъема).

o 715,55 + (715,55 х 0,1) = 715,55 + 71,555 = 787,105 ден.ед. (рост ВВП на конец второго года фазы подъема).

o 787,105 + (787, 105 х 0,1) = 787,105 + 78,7105 = 865,8155 ≈ 866 ден.ед. (ВВП на конец третьего года фазы подъема).

Таким образом, объем производства к началу нового кризиса составил 866 ден.ед.

В зависимости от поведения экономических величин на разных фазах цикла выделяют показатели:

o проциклические - увеличиваются в фазе подъема и снижаются в фазе спада (реальный ВВП, величина совокупных доходов, объем продаж, прибыль фирм, величина налоговых поступлений, курсы ценных бумаг, объем импорта);

o контрциклические - увеличиваются в фазе спада и снижаются в фазе подъема (уровень безработицы, объем трансфертных выплат, величина товарно-материальных запасов фирм, величина чистого экспорта, дефицит государственного бюджета и др.);

o ациклические - не имеют циклического характера, и величина которых не связана с фазами цикла (объем экспорта).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.