Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. Список ссылок на Интернет-ресурсы




Список ссылок на Интернет-ресурсы

 

1. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // М. М. Бахтин. –(http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Baht_PrT.php)

2. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения: учебное пособие / М.Н. Ким. – (http://www.textfighter.org/text/71.php)

3. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста. – Спб.: Знание, 2000. – Гл. 5. - (http://evartist.narod.ru/text5/58.htm)

4. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. / Г. В. Лазутина. - М.: Аспект пресс, 2001. URL: http://evartist.narod.ru/text6/39.htm (Дата обращения: 11.01.10)

5. Мисонжников, Б. Я. Отражение действительности в тексте / Б. Я. Мисонжников // Основы творческой деятельности журналиста. – Спб.: Знание, 2000. – Гл. 1. – (http://evartist.narod.ru/text5/58.htm)

6. Негрышев, А. А. Прагматика интертекстуальности в новостном дискурсе СМИ (на материале информационных заметок) / А. А. Негрышев // Международный научно-практический (электронный) журнал «INTER-CULTUR@L-NET». – 2005. – Вып. 4. – (http:// www.vfnglu.wladimir.ru/Rus/NetMag/v4/v4_ar08.html)

7. Смелкова, З.С. Риторические основы создания газетных жанров: учеб. пособие / З.С. Смелкова. – (http: //www.evartist.narod.ru/text3/84.htm)

8. Стексова, Т. И. Тенденция к диалогизации монологического текста на страницах современной прессы. Русский язык в СМИ / Т. И. Стексова. – (http://www.philol.msu.ru/rlc2004/ru/participants/psearch.php?=17642)

9. Тертычный, А.А Жанры периодической печати / А.А. Тертычный // evartist. - (http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm)

10. Шибаева, Л.В. Жанры в теории и практике журналистики / Л. В. Шибаева // Relga. – 2000. – №17. – (http://www.relga.rsu.ru)

Атомарный факт – признанный большинством и задокументированный факт объективной действительности, поддающийся проверке с помощью процедур верификации и фальсификации, конденсат событийности, т.е. одномоментными сингулярными (единичными) явлениями, взятыми из объективной жизненной реальности или из сферы человеческой субъективности.

Дискурс – речевая реализация языковой сущности (Т. Ван Дейк); в отличие от текста, который есть преимущественно абстрактная, формальная конструкция, дискурс – конкретные виды её актуализации, рассматриваемые с точки зрения ментальных процессов и в связи с экстралингвистическими факторами. Дискурс (лингв.) – связный текст в совокупности с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурными, психологическими и другими) факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие; как компонент, учитывающий во взаимодействии людей и механизм их сознания (когнитивные процессы) (Н.Д. Арутюнов). Дискурс (социолог.) – языковое выражение общественной практики, упорядоченное и систематизированное особым образом использование языка, за которым стоит особая, идеологически и национально-исторически обусловленная ментальность (М. Фуко).

Дискурсивность журналистского (публицистического) текста – это его способность максимально актуализировать отношение автора и аудитории в процессе передачи информации.

Жанр – тип текста, отражающий исторически закрепившийся набор познавательных операций, в которых может испытывать потребность познающий субъект, сталкиваясь с конкретным типом предмета и оказавшийся перед решением конкретной задачи по отображению этого предмета; каждый жанр вписан в матрицу системы и уже обладает определенным набором признаков.

Жанры журналистики (публицистики) – исторически сложившиеся, целостные, относительно устойчивые виды единого типа текста, различающиеся по способу освоения жизненного материала; это алгоритм набора необходимых и достаточных для достижения определенной цели выразительных средств журналистики и структурирования их в целостную публикацию, оптимально соответствующую реальной коммуникативной ситуации, возникшей в процессе актуальной социальной практики (Е.И. Пронин); устойчивые типы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками (А.А. Тертычный); относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца (Л.Е. Кройчик).

Журналистский (публицистический) образ в произведении – внутренне системное взаимодействие различного типа специфических журналистских выразительных средств, приводящее к возникновению в тексте дополнительных оттенков смысла, возможностям расширительного истолкования содержания, дополнительной информации, которую читатель не может получить никаким другим путем; выработанная в процессе общественно-исторической практики, фиксируемая в общественном сознании в языковых формах целостная совокупность конкретно-чувственных представлений, выражающая обобщенную оценку и прогноз решения некоторого типа проблемных ситуаций социальной жизни (Е.И. Пронин).

Журналистский текст – средство массовой коммуникации, порождаемое реальным миром на основе реализации актов волевых решений... авторов-журналистов, востребованных открытой системой – социумом – на принципах синергетики и триединого свойства неопределенности – дополнительности – совместности (В.В. Богуславская).

Идея – главная мысль произведения, в которой воплощается авторское открытие; достигнутое им понимание предмета и цели повествования, представляющее для аудитории определенную ценность.

Идея журналистского (публицистического) произведения представляет собой соотнесение «рабочей идеи», разработанной журналистом (публицистом), с системой общественных регулятивов («опорной идеей») для выявления степени реальности достижения цели, поставленной в связи с конкретной общественной ситуацией.

Интертекст – присутствие в тексте элементов претекста (текста-первоисточника).

Интертекстуальность – органично присущее тексту свойство включать в себя сторонние элементы, а также наложение одних ассоциативно-семантических структур на другие с образованием новых дополнительных значений.

Композиция (от лат. «составление, связывание») – построение текста с точки зрения его внутренней логики. Композиция журналистского (публицистического) произведения – глубинные связи текста, средство его организации, выступающее как система правил его построения с точки зрения сочетания подтем (Г.В. Лазутина).

Медийный текст – любой текст, попавший в систему медийных отношений (журналистский, публицистический, ПР-текст, рекламный текст), то есть распространяющийся посредством СМИ (В.В. Хорольский).

Метареферентность текста (от мета – «свыше», референт – «направлять»; свыше одного направления): способность текста быть включенным в определенную коммуникативную ситуацию с определенной целью, при этом нести в себе законченный смысл как эстетически организованная автором картина мира, ориентированная на определенную аудиторию.

Опорная идея журналистского (публицистического) произведения – это теоретически выраженное ядро конкретной политической, экономической, культурологической, военной и т. п. доктрины, входящей как составная часть в систему идеологии класса, партии, социальной группы и обеспечивающей стратегическое и тактическое единство взглядов и действий организованного сообщества людей в какой-то определенной сфере их общественной практики (Е.И. Пронин)

Поверхностные связи журналистского (публицистического) произведения (см. Структура).

Проблема (от греч. problema – «задача, противоречие») – практический или теоретический вопрос, требующий изучения и решения.

Публицистический текст – связный знаковый комплекс, заключающий в себе законченный смысл, максимально сориентированный на передачу общезначимой информации от автора к массовой аудитории; это соединение факта с его оценкой (скрытой или явной, демонстративной), <…> это авторское присутствие, очевидное для аудитории; <…> это диалог с аудиторией; <…> всегда расширение смыслового пространства сообщения, это динамичная связь его с затекстом (подтекстом, контекстом, интертекстуальностью); <…> это готовность сообщения «развернуться» в случае необходимости в любой жанр; это всегда дискурсивное целеполагание, максимально актуализирующее взаимоотношение адресанта и адресата (Л.Е. Кройчик).

Публицистический текст как дискурс существует только в определенном пространстве, характеризующемся системой политических, идеологический, социокультурных и иных отношений; предполагает наличие авторского целеполагания: принадлежит некоему субъекту высказывания (персонифицированному или подразумеваемому), являющемуся частью реального мира (биографический автор). Являясь носителем информации, автор публицистического текста выступает одновременно и как творец виртуального мира, смоделированного представлением о реальности; обращен к конкретной аудитории, активные взаимоотношения с которой лежат в основе авторского целеполагания (Л.Е. Кройчик).

Рабочая идея журналистского (публицистического) произведения – разворачиваемая на основе опорной идеи конкретная программа разрешения освещаемой в публикации конкретной социальной ситуации.

Сингулярность (единичность, одномоментнось) – качесво, присущее атомарным фактам.

Структура – построение текста с точки зрения его внешних («монтажных связей»), обеспечивающих «сцепление» микросмыслов, превращая их в последовательность текстовых элементов, претендующую на то, чтобы восприниматься как целое (Г.В. Лазутина).

Текст (коммуникат.) – коммуникативно-ориентированный, концептуально обусловленный продукт реализации языковой системы в рамках определенной сферы общения, имеющий информативно-смысловую и прагматическую сущность. Текст (лингв.) – объединенная смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сверхфразовых единиц (прозаических строф), фрагментов, разделов и т.д. Текст (семиот.) – сложное и разнохарактерное системное знаковое образование.

Тема как характеристика журналистского (публицистического) произведения всегда есть конкретный социальный факт, взятый в контексте актуальной общественной проблемы.

Факт (гносеологич.) – фрагмент сознания, отражающий единицу реальности, т.е. порождение мыслительной деятельности человека. Факт (онтологич.) – единица реальности, доступная наблюдению (эмпирическому – т.е. через органы чувств), но существующая независимо от сознания человека.

Элементарные выразительные средства журналистики (публицистики) – своего рода искусственный язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя, объективируется, приобретая характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях (Е.И. Пронин); это базовая знаковая система, используемая людьми для воссоздания языковой картины мира в журналистском произведении посредством передачи конкретного типа информации (дескриптивной, валюативной и т.д.).


Учебное издание

 

 

Основы журналистской деятельности: Базовые характеристики журналистского произведения

 

Автор: Людмила Викторовна Иванова

Корректор

Верстка

 

Подписано в печать … Формат

Печать оперативная. Усл. п. л. … Уч.-изд. л. …

Тираж ___ экз. заказ №

 

Тольяттинский государственный университет

Тольятти, Белорусская, 14

 


[1] Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология / Т.М. Дридзе. – М., 1980. - С. 15

[2] Солганик, Г.Я. Стилистика текста: учебное пособие / Г.Я. Солганик. – М.: Флинта, Наука, 1997. – С. 16

[3]Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_03.php

[4] См.: Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. – 425 с.

[5] Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. – М.: Изд-во Сабашниковых, 2000. – С. 237

[6]Мисонжников, Б.Я. Отражение действительности в тексте Б.Я. Мисонжников // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – С. 99

[7]Щелкунова, Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование: учебное пособие / Е.С. Щелкунова. - Воронеж: Родная речь, 2004. – С. 88

[8] Лотман, Ю.М. Текст и полилогизм культуры / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман: Избр. статьи в 3-х т. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин: Александра, 1992.- 479 с. – С. 144

[9] Мисонжников, Б.Я. Отражение действительности в тексте / Б.Я. Мисонжников // Основы творческой деятельности журналиста: учебник / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – С. 106

[10] Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста: учебник / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – С. 132

[11] Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – Изд. 5-е, стереотипн. – М.: КомКнига, 2007. – 144 с. – С. 9

[12] Мисонжников, Б.Я. Отражение действительности в тексте / Б.Я. Мисонжников // Основы творческой деятельности журналиста: учебник / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – 272 с. – С. 107

[13] Мисонжников, Б.Я. Указ. соч. – С. 107

[14] Лотман, Ю.М. Текст как семиотическая проблема / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Избранные статьи в трех томах / Ю.М. Лотман. – Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. – Таллин: Александра, 1992
С. 146-150

[15] Баткин, Л.М О некоторых условиях культурологического подхода / Л.М. Баткин // Античная культура и современная наука. – М., 1985. – С. 304

[16]Щелкунова, Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование: учебное пособие / Е.С. Щелкунова. - Воронеж: Родная речь, 2004.– С. 90

[17]Щелкунова, Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование: учебное пособие / Е.С. Щелкунова. - Воронеж: Родная речь, 2004. – С. 105

[18] Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 398

[19] Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. – СПб., 1996. – С. 37

[20]Щелкунова, Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование: учебное пособие / Е.С. Щелкунова. - Воронеж: Родная речь, 2004. – 190 с. – С. 102

[21]Щелкунова, Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование: учебное пособие / Е.С. Щелкунова. - Воронеж: Родная речь, 2004. – С. 102

[22]Щелкунова, Е.С. Указ. соч.– С. 102

[23]Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992. – С. 22

[24] Ранее – Ростовский ГУ

[25] Богуславская, В.В. Журналистский текст в обобщенном пространстве текста / В.В. Богуславская // Акценты. – 2002. – Вып. 1-2. – С. 13

[26] Богуславская, В.В. Журналистский текст в обобщенном пространстве текста / В.В. Богуславская // Акценты. – 2002. – Вып. 1-2. –– С. 14

[27] Богуславская, В.В. Указ. соч. – С. 15

[28] Кройчик, Л.Е. По существу ли эти споры? По существу! / Л.Е. Кройчик // Акценты. – 2006. – Вып. 3-4. – С. 7

[29] Кройчик, Л.Е. Публицистический текст как жанр и как дискурс / Л.Е. Кройчик // Акценты. – 2005. – Вып. 3-4. – С. 11

[30] Кройчик, Л.Е. Публицистический текст как жанр и как дискурс / Л.Е. Кройчик // Акценты. – 2005. – Вып. 3-4. – С. 11

[31] Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия / Глав. ред. – В.Н. Ярцева, 1990. - http://tapemark.narod.ru/les/136g.html

[32] Кройчик, Л.Е. Публицистический текст как дискурс / Л.Е. Кройчик // Акценты. – 2005. – Вып. 3-4. – С. 12

[33] Хорольский, В.В. Еще раз о журналистском тексте и тексте публицистическом в современной газете: спорные культурологические аспекты проблемы / В.В. Хорольский, И.В. Смотрова // Акценты. - 2006. - Вып. 1-2. – С. 44

[34] Хорольский, В.В. Указ. соч. – С. 44

[35] Хорольский, В.В. Еще раз о журналистском тексте и тексте публицистическом в современной газете: спорные культурологические аспекты проблемы / В.В. Хорольский, И.В. Смотрова // Акценты. - 2006. - Вып. 1-2. – С. 44.

[36] Хорольский, В.В. Указ. соч. – С. 44.

[37] Хорольский, В.В. Журналистика и публицистика: сослуживцы, близнецы-братья или двуликий Янус / В.В. Хорольский // Акценты. – 2006. - Вып. 7-8. – С. 44

[38] Чевозерова, Г.В. Философское обоснование миссии журналистики / Г.В. Чевозерова // Вестник гуманитарного института ТГУ / под ред. Е.Ю. Прокофьевой. – Тольятти: ТГУ, 2009. – Вып. 2. – 220 с. – С. 99-113. – С. 111

[39] Горохов, М.Ю. К вопросу о специфике публицистического текста / М.Ю. Горохов // Акценты. – 2006. – Вып. 1-2. – С. 10

[40] Горохов, М.Ю. Указ. Соч. – С. 10-14

[41] См. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник / Е.П. Прохоров.изд 7-е, испр., доп. – М.: Аспект пресс, 2007 – 351 с. – С. 40-52, 57-62

[42] См. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник / Е.П. Прохоров.изд 7-е, испр., доп. – М.: Аспект пресс, 2007 – 351 с. – С. 40-52, 57-62

[43] Чевозерова, Г.В. Особенности структуры журналистского текста / Г.В. Чевозерова // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования: сб. научных трудов III Международной конференции. - В 2-х т. - Тольятти, 11-13 ноября 2008г. - Тольятти: ТГУ, 2008. - Т. 2. - 206 с. - С. 186

[44] Форма взаимодействия людей в процессе познавательно-трудовой деятельности (обмен мыслями, сведениями, идеями) называется коммуникацией (Горелов И.Н. Коммуникация // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – С. 233).

[45] Кройчик, Л.Е. О некоторых тенденциях развития российской публицистики / Л.Е. кройчик // Акценты. – 2002. – Выпуск 7-8. – С. 7

[46] Горохов, М.Ю. К вопросу о специфике публицистического текста / М.Ю.Горохов // // Акценты. – 2006. – Вып. 1-2. – С. 10.

[47] Горохов, М.Ю. Указ. соч. – С. 11.

[48] Горохов, М.Ю. К вопросу о специфике публицистического текста / М.Ю.Горохов // // Акценты. – 2006. – Вып. 1-2. – С. 11.

[49] Кройчик, Л.Е. Публицистический текст как нарратив / Л.Е. Кройчик // Акценты. – 2008. – Вып. 7-8. – С. 7

[50] Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник / Г.В. Лазутина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 240 с. – С. 57-83

 

[51] Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М.: Аспект пресс, 2006. – С. 13-22

[52] Факт, по мнению Е.И. Пронина, есть не характеристика статического состояния реальности, а динамический момент развития общественного процесса. Общественное действие объективный элемент реальной социальной практики. Поэтому «факт-действие», в котором раскрываются истинные мотивы поведения людей, есть наглядное выражение скрытых закономерностей общественного процесса. А это всех интересует. Одним важно, другим полезно, третьим хотя бы любопытно узнать, что же на самом деле этот «факт-действие» означает (Социальная практика и журналистский текст / Под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Пронина. – М., 1992).

[53] См. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник / Г.В. Лазутина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 240 с. – С. 60-73




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.