Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. 5 страница. Да! старое доброе время на наших уже глазах безостановочно, все более и более пропадает бесследно в вечности




Да! старое доброе время на наших уже глазах безостановочно, все более и более пропадает бесследно в вечности, а на место его пока выдвигается всюду, даже в деревенском захолустье, наш нервный век со всеми своими страшными атрибутами, без милосердия истощающими слабую нервную систему человека. Пора бы, очень пора было наконец положить предел такому триумфальному шествию ненавистного века и хоть отчасти поставить ему противовес в физическом развитии человека, начиная с детских игр или даже хоть лишь не мешая детям самостоятельно, своевре­менно и настоящим образом развиваться с помощью их.

Мы ежедневно имеем случай убеждаться в том, что даже у нас в Pocсиинет недостатка в обильнопечатающихся учебниках всякого рода, имеющихцелью - умственное развитие детей и юношества. Такому явлению, конечно, нельзя не радоваться; но в то же время с сожалением следует сказать, что до сих пор еще у нас выходитслишком мало руководств, имеющих целью преимущественно физическое, и еще менее - гармоническое развитие детей. Явление это должно показаться нам тем более странным, что дети обыкновенно сами с весьма раннего возраста, в силу своих естественных потребностей, стремятся по возможности к гармоническому развитию своего организма, для каковой цели игры составляют один из лучших, первоначальных медотов. Но если практика дела так сильно отстает у нас от своего естественного положения, а также много отстает и от мысли, давно высказанной в этом отношении лучшими умами, то очевидно, что происходит это от того, что, стало быть, важность вопросовфизического и гармонического развития тела при воспитании у нас вообще еще мало со­знается, а потому и в руководствах и в планах нашего воспитания вопросам этим дается так мало места, что иногда, кажется, будто они совсем намеренно обходятся. От того же, между прочим, у нас до сих пор выходит и так мало руководств по только что упомянутым вопросам.

Однако, на основании вышеприведенных фактов, едва ли могут более оставаться сомнения в том, что система воспитания без достаточного упражнения тела в отношениифизическом может только заметным образом вести его к ослаблению, отнимая средства к укреплению, а вместе с тем приводя его к умалению души и заключая в слабое тело, неспособное ни к какой истинно плодотворной деятельности.

Защитники детей, не любящих физических упражнений и игр, нередко приводят в оправдание их то весьма наивное объяснение, что некоторые дети иногда сами не любят никаких игр, особенно сопряженных с какими-либо более или менее сильными движениями. Что же, однако, это означает? Только то, что сопротивление в данном случае представляет бессилие против действий, требующих силы, и что это есть результат ненормального угомления ребенка, который поэтому охотно предается или вовсе ничегонеделанию, ленности, праздности, или же предпочитает вместо игр, требующих все-таки некоторого физического напряжения, прильнуть, по примеру завзятого ученого, к рабочему столу и тут уже окончательно осла­бить и погубить свое и без того некрепкое здоровье. - Но, господа усердные педагоги, - читаем мы еще в одной старинной книге о гимнастике,-[39] позвольте попросить вас подумать: неужели в самом деле вы полагаете, что сделали все для своих питомцев, обогатив их ум достаточными знаниями, украсивши их душу многими талантами, а тело оставив слабым и немощным, подверженным всякого рода болезням и страданиям от них? Обрежьте корни сильных растений и вы скоро увидите, как они, грустно поникнув головками, умирают: точно также вы губите своих питомцев, отрезая им возможность для самого естественного физического и гармонического развития телаи души путем игр, ограничивая и запрещая последние, а затем больными и расслабленными пуская их в жизнь, которая между тем наоборот требует так много сил и здоровья от каждого, вступающего в нее. - Без здоровья никакое богатство, ни почести, ни мудрость не в состоянии вознаградить должным образом этот недостаток; без здоровья все эти привиллегии, лишая возможности пользоваться ими, только излишне раздражают и мучают обладателя ими, составляя таким образом для него лишь новую скорбь и страдание. Потерявший здоровье напрасно объезжает иногда всех известных медицинских знаменитостей земного шара, ища у них необходимых советов; но при глубоком расстройстве здоровья никто из них не в состоянии даже мало-мальски помочь горю и тем более возвратить в целости то сокровище, которое в виде здоровья мало помалу и со всей тщателъностью собирается и создается благоразумным воспитанием с раннего детства, а неблагоразумным иногда без милосердия убивается и нередко лишь, благодаря тому, что в свое время недостаточно обращали внимание на те источники, посредством ко­торых природа награждает людей здоровьем, и в том числе и при посредстве игр, как физических упражнений. Взгляните на несчастное существо, потерявшее здоровье: природа кажется ему огромной пустыней; мир - долиной слез; любовь к ближнему остается у него под большим сомнением, он делается чуждым нежных привязанностей и равнодушным ко всему, что прежде было ему дорого; душа его стала приютом черной меланхолии и погибает в бездне мрачных дум. В ряду таких угрюмых меланхоликов иногда приходится видеть и детей и юношей, - и это с такого возраста, в котором все окружающее должно казаться в розовом, веселом, счастливом и праздничном настроении. Не обличает ли это в самом деле души, теряющие свою энергиюс малых лет и томящуюся в бессильном, чахлом теле». – «Отсюда следует, - скажем мы вместе с Шопенгауэром,[40]- что величайшая из всех глупостей - это жертвоват своим здоровьем, для чего бы ни приносилась эта жертва, - для страдания, преуспевания, учености, славы, не говоря уже про сластолюбие и чрезмерные наслаждения; скорее, наоборот, следует всем жертвовать ради здоровья».

Европейская мысль - наука и философия, равно как искусство весьма много обязаны своим развитием классической древности, получив от неё высот образцы для своих высоких творений, которые под влиянием новых требований, приемов и усовершенствований, конечно много изменились, но за то во многом только еще шире и стройнее развились, составляя тем гордость и славу нашего времени. Теперь настает очередь заимствования из классической древности образцов воспиташя, давших в свое время такие блестящие результаты в отношении гармонического и здорового развития душевных и телесных сил человека. Прошли века, в течении которых лучшие из педагогов не раз отмечали и указывали своим современникам на те высоты, образцы и принципы воспитания, которые существовали в древней Элладе; однакож дело дальше слов не шло долгое время, потому что слишком велики были предубеждения европейцев, получивших с христианским учетом между прочим, немало аскетических воззрений на тело, против приемов язычествовавших греков. И только в наше время мысль, стремящаяся всюду к идеалам и совершенству между прочим снова с большим вниманием стала останавливаться и на чарующих своей практичностью и блестящими результами методов древнегреческого воспитания, основанных на гармоническом развитии души и тела.Современные педагоги весьма близко сходятся в своих воззрениях с воззрениями древних греков по многим вопросам воспитания; но они в то же время знают, что если не все, то по крайней мере многое вфизическом воспитании у древних греков велось почти ощупью, основано было на практике и наблюдениях происходящих отсюда результатов; тогда как в настоящее время есть уже большая возможность поставить немалую часть воспитания на достаточно строгом, научном основании, при объяснении и поддержке со стороны анатомии, физиологии и гигиены тех методов, которые прилагаются к воспитанию, а по тому же самому и современные педагоги не могут предлагать древнегреческих методов воспитания во всем их объеме без изменения, с палестрами, гимназиями того времени и т.д.; но тем не менее исходя из главнейших оснований идеала древнегреческого воспитания и вполне соглашаясь с ним посуществу, они с величайшей энергией хлопочат о восстановлении, по крайней мере, некоторых важнейших приемов, практиковавшихся при древнегреческом воспитании. Сюда можно отнести, напр. введете в общий план воспитанияфизических упражнений, и в том числе, и игр для детей соответствующего возраста на ряду с умственными занятиями; возможное урегулирование труда умственного с физическим и наконец обязательное допущение врачей, как участников воспитания, в общественных школах, по крайней мере равномерное с учителями, как людей наиболее близко знакомых с постройкой и важнейшими отправлениями человеческого организма, и таковые познания, какмы показали выше, должны быть поставлены краеугольным камнем воспитания. И действительно, только таким путем можно в настоящее время пополнить ту пропасть в деле воспитания, которая так заметно дает себя чувствовать всякому мало-мальски знакомому с характером и потребностями; детской природы с одной стороны, а с другой - с теми задачами, разрешение которых предстоит в будущем этой природе. Только при таких условиях в самом деле и можно рассчитывать на достижение в будущем здорового и нормального состояния человека в телесном и умственном отношениях и без расщепления его на две разные части - души отдельно и тела отдельно, как это нередко имеют в виду современные методы воепитания. - В практической жизни мы привыкли к разным аномалиям и недугам, вроде золотухи, ревматизма, подагры, зубной боли и т.п.; но зачем же подобные аномалии и неудачи допускать и поддерживать среди современных, подрастающих поколений, составляющих надежду, гордость и славу государства? Детство и юность принадлежат к самой светлой и веселой стороне человеческой жизни, - это золотой век, по выражению некоторых, - зачем же это золотое время отравлять само по себе и портить его для будущего малоосмысленными программами воспитания, зачем наоборот не дать этому золотому возрасту всего лучшего, что только может представлять нам самый возвышенный и наиболее осмысленный идеал воспитания?

Изучение игр может составить само по себе немалую, особую ветвь для познания человека с детства; но так как изучение это, согласно изложенным нами выше понятиям, кроме того волей-неволей связывается с необходимыми научными познаниями из области анатомии, физиологии, гигиены и т.д., то, очевидно, что наиболее плодотворным изучением детских игр может быть только тогда, когда оно будет интересовать собой гораздо более врачей, как людей наиболее знакомых с только что поименованными науками, чем это делалось до сих пор и особенно если это изучение составит собою отдельную отрасль педиатрии, специалистам которой, конечно, детская натура должна быть более знакома и понятна, чем кому-либо другому, а потому им удобнее давать публике и необходимые объяснения ка­сательно влияния игр на здоровье и всякое другое развитие детей. Этот же мотив между прочим послужил немалым поводом к тому, что и я считал себя не только вправе, но даже до некоторой степени обязанным, в качестве детского врача, снизойти до скромной роли исследователя - описателя, отчасти критика и истолкователя детских игр вообще и особенно практикующихся у нас в России. Прибавлю впрочем здесь, что лично для меня решающим поводом к выполнению предлежащего труда послужило еще следующее обстоятельство: в конце семидесятых годов, по предложению комитета устраивавшейся тогда в Москве антропологической выставки, собирая материал касательно физического воепитания детей, я между прочим получил из некоторых мест Poccиинесколько описаний весьма оригинальных русских игр, о которых до тех пор нигде не слыхал инечитал. Заключив из этого, что, стало быть, по разным уголкам России вообще можно собрать немало оригинальных, характерных, с русским оттенком игр, которые тем не менее до сих пор остаются в полной неизвестности, благодаря лишь нашему вечному невниманию к своему и обычной способности знать даже об Африке более, чем о Poccии.Я вслед затем немедленно же приступил к возможно специальному изучению детских игр вообще, а ввиду того, чтобы при этом возможно лучше ориентироваться в новом избранном мною предмете, ясчел своейобязанностью прежде всего познакомиться с литературой его, начинаяс писателей, излагавших игры некоторых древних народов, и кончая авторами, описывавшими игры современных народов. Из этих книг я тотчас же мог убедиться в том, что есть много общего среди многих игр древних и новых народов, но что в тоже время различие характера народа неизбежно лежит резким оттенком на каждой игре, вследствие чего у каждого народа оказываются свои излюбленные игры, которые в свою очередь и авторы наиболее рекомендуют своим соотечественникам. Этот отпечаток национальности таким образом неизбежно лежит в каждой книге иностранного автора. Сличая затем с этими книгами свои pyccкие, вообще не богатые количеством и содержанием, сборники детских игр, я с ужасом убедился, что почти во всех них, лишь за весьма малым исключением, русских, национальных игр описано вообще чрезвычайно мало, а вместо того описаны по преимуществу заимствованные из иностранных же книг некоторые, притом как на беду, далеко не интересные игры. Признав такой факт истинно и глубоко досадным и обидным для русского чувства, я вскоре затем приступил к составлению особой программы для собирания сведений относительно игр по Poccии; а благодаря сочувствию многих лиц, тепло отнесшихся к моей мысли, я имел возможность разослать массу своих программ по разным уголкам нашего обширного отечества и вслед за тем получил до 2000 ответов на них от разных учителей народных училищ, сельских священннков, земских деятелей и других лиц. Сгруппировав, сличив и сверив все эти описания и сведения между собою, я потом положил их главной основой своего предлежащего труда, оставив в нем место для иностранных игр лишь в виде параллелей, кратких указаний и необходимых сравнений, преимущественно же в виду этнографического или какого-либо другого, особоважного интереса. Таким образом труд мой во всяком случае оказывается и достаточно самостоятельным и новым и даже едва-ли не первым у нас в России в этом роде.

Приступая к изданию своей книги, я полагал кроме того, что, помимо своего научного значения, она может доставить немалую пользу многим воспитателям, представляя в их распоряжение массу разнообразных и поучительных игр, разбросанных в настоящее время по разным уголкам Poccиии потому далеко не везде известных, между тем как материал, собранный в моей книге, может служить им большой подмогой в различных воспитательных целях.

Из описания игр в свою очередь я не хотел сделать только сборник, что, по моему, значило бы лишь составить словарь без руководства; наоборот мне казалось существенно необходимым кроме того иногда каждое отдельное описание, а иногда целую группу игр сопровождать посильными разъяснениями пользы и вреда их в том или другом отношении.

Чтобы само описание игр было наиболее удобопонятным, я во многих местах снабдил свою книгу рисунками.

Местами я хотел научить и самих детей приготовлять себе различные орудия для игр, полагая, что такое знакомство со способами приготовления таковых орудий может доставить им только двойное yдoвoльcтвие.

Наконец, чтобы книга была вполне доступной возможно большему количеству читателей, я всячески хлопотал о том, чтобы пустить ее в продажу по возможно умеренной цене.

Порядок, принятый мною для описания игр таков, что сначала я изложил npиемы, употребляемые детьми перед постановкой игры, а именно, различныеформы жребия, вслед затем показал те npиемы, которые еуществуют у детей для наказания за какие бы то ни было нарушения в течение той или другой игры. Далее я перешел к описанию игр такого рода, которые требуют сначала немного умственного и физического напряжения при ведении их, каковы напр. игры с игрушками. Далее я перешел к описанию уже таких игр, которые требуют достаточный запас как умственных, так и физических сил, сообразительности, движений и т.д. Игры этого рода ведутся без орудий или с орудиями; из них я описывал сначала те, которые ведутся без орудий, а затем производимые с орудиями. Между последними я описал сначала такие, которые требуют небольшого напряжения, и затем такие, которые требуют значительного напряжения. Наконец я перешел к отношению игр смешанных, которые трудно прямо подвести под ту или другую намеченную впереди категорию, но которые тем не менее полезны как для умственного, так и для физического развития детей.

 


[1]Allgemeines illustrirtes Familienspielbuch. Herausgegeben unter Mitwirkung unorlmntner Sachverstandiger von Dr. Jan Daniel Georgens und Jeanne Marie von Gayette—Georgens. Verlag und Druck von Otto Spamer 1882. Einleitung XIV.

[2]Das Kinderspiel in Bezug auf Psychologie und Pedagogik von Dr. Georg M. Bizyenos. Leipzig. 1881 J.

[3] Dr. Н.Н. Ploss.Das Kind in Brauch und Sitte der Volker (Antropologische Studlen) 1876. B. 11. S. 225.

[4] Die Seele des Kindes. Beobachtungen ȕber die geistige Entwieckeiung des Menaoben in den ersten Lebenspieien. Yon W. Preyer, Prof, der Physiologie in Jena.Zweite vermehrfce Auflage.Leipzig, 1884. S. 394—95.

[5]См. Das Leben der Griechen und Romer E. Guhl W. Koner. Vierte Auflage. 1876. S. 34. Также. Blonet.Exped.d. Могёе I PI. 24 и 25 Fig 4.

[6]Ibidem стр. 136, атакже Ionian Antiquites. 111. Ch. 11. Pl. 10 и 11.

[7] История педагогикиКарлаШмидта. Рус.пер. 1877. Т 1. стр. 197 и 234.

[8] К. Шмидт 1. с. Т. 11, стр. 158. 263.

[9]РисунокэтотзаимствованизAllgem. illustr. Familien-Spielbuch Georgens.Einleitung.XXVII.

[10]La gymnastique de la jeanesse par M. A. Amal Durivier et r. J. Jauffret. Paris1803 г. Стр. 130.

[11]Детские игры и забавы в некоторых станицах Кубанской и Терской областей. Описаны учителями станичных и городских училищ по приглашению Окружного Начальства и по инициативе д-ра Е.А. Покровского.(Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.Издание управления Кавказского учебного Округа. 1886 г. Т. V. стр. 230-31).

[12]Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Праздники и обычаи. Издание А.С. Суворина. 1885 г. стр. 170.

[13]И.Я. Герд. Сборник игр и полезных занятий для детей. 1880 г, стр. 41.

[14]Тайлор. Первобытная культура. Пер. с англ. 1872 г. Стр. 68.

[15]Последнее путешествие Ливингстона по Африке. Перевод с английского под редакцией М. Цебриковой. 1876 г. Стр. 162. Путешествие по Замбези и пр. Давида Ливингстона и Чарьза Ливингстона. Перевод с английского 1885 г. Т. 1. Стр. 306-309.

[16]Ploss. 1 с. В. 11. S. 198-199.

[17]Н. Wagner. Illustrirtes Spielbuch fiir Knaben. Leipzig. 1878. Vorwort VI.

[18]Reden von Emil Du Bois-Reymond. Zweite Auflage. 1887. Uber die Ubung. S. 417-421

[19] И.A. Сикорский. Воспитание в возрасте первого детства. С.-П. 1884 г стр. 103—126.

[20]Сеченов. Элементы мысли. Вестник Европы. 1878 г. Апрель. Стр. 491

[21]Preyr. L. c. XXKapit.

[22]Exner.Allg.Physiol. der Grosshirnrinde in Herman’s Handb. II. Bd. 2. Hf. S. 287.

[23] D—г S. Grasberger. Erziehung und Uuterricht in kiassisehen Altcrtum 1864. I. T. Einleitung. S. 10.

[24]Grasberger, 1. с. Einl. S. 11.

[25]Grasberger, 1. с. Einl. S. 12.

[26]Plutarch. De adulat.et amico с. 16 (script. mor. ed. Firm. Dit.tom. 1. стр. 71.

[27]Rochholz.Alleman.Kinderlied und Kinderspiel aus der Schweiz. Leipzig. 1857. Т1. S. 359.

[28] Dr. Schreber. Die Jugenspiele in ihrer gesundheitlichen und piidagogischen Bedeutung und die Nothwendigkeit ihrer Beachtuug von Seite der Schulerziehung. Jahrbuch fur Kinderheilkunde und phvsische Erziehung. В. III. I860. S. 247—254.

[29]П. Лесгафт. Семейноевоспиташеребенка. Антропологическийэтюд (Жур. Русскоебогатство 1886г. Сент. ст. 71.

[30] А. Паркер. Руководство к практической гигиене. Перев.с английского Ф. Цитовича. 1869 г. В. 2 стр. 557.

[31]Дюбуа. 1. с.

[32]) Очеркишкольнойгипены.Д-ра М. Н. Галанина. 1886 г. стр. 66.

[33]П. Лесгафтъ. О причипахъ, в.-пяющихъ на форму костей. Прот. Общ. Русск. врачей.

[34] А. Дронзик. Материалы для изученияпричин, влияющиена форму черепа. С. П. 1883 г.

[35]Паркс I. с.

[36] Hans Vogeli— die Leibesubungen. Zurieh. 1843.

[37] Julius Schaller. Das Spiel und die Spiele (Ein Vortrag zur Psychologic und Pedagogik wie zum Verstandniss des geselligen Lebens). 1861 r. S. 156 и 197—204.

[38]Галанин 1. с. стр. 69.

[39]La Gimnastigue de la jeunesse par M.A. Durivier et L. I. Sauf-Iret. Paris. 1803, стр. 1-55.

[40]Афоризмы Шопенгауэра. О том, как человек сам по себе. (Новое Время 1887 г. № 3914).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.