Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместо предисловия. Если бы среди многочисленных российских конкурсов существовал конкурс иноязычных




Если бы среди многочисленных российских конкурсов существовал конкурс иноязычных

слов, прочно утвердившихся сегодня в нашей жизни, хлёсткое словцо ≪пиар≫, безусловно,

затмило бы все эти ≪инаугурации≫, ≪трансферты≫, ≪рейтинги≫ и прочие ≪брифинги≫.

Причина проста и банальна: PR – паблик рилейшнз – есть основа основ, без которой

немыслимо становление гражданского демократического общества. А без последнего,

соответственно, прочие мудрёные термины, лишённые сущностной целеполагающей

перспективы, становятся не более чем модно-модернистской блажью.

Что же это за ≪пиар≫ такой, теоретическим изысканиям и практической проверке

основных положений которого я без сожаления отдал почти десять лет своей жизни –

причём, наиболее творческих и насыщенных?..

С удовольствием вспоминаю, как всё начиналось, рассматривая бережно хранимые

снимки личного фотоархива. Вот – 1991 год... Август месяц – жаркий в прямом и

переносном смысле, хотя и не без дождей... Красная площадь... Мы с Витей Шкулёвым –

ныне известным медиа-магнатом, а в ту пору моим первым помощником – молодые и

уверенные в себе стоим на фоне Кремлёвской стены... Зачем стоим – станет понятно чуть

ниже. Пока же просто сообщу: на фото запечатлена одна из первых пиаровских акций ещё

советской социалистической России.

...Работали мы тогда в редакции ≪Комсомольской правды≫, которая в годы горбачёвской

перестройки сделалась настоящей школой апробации передовых западных технологий на

≪совковой≫ почве. Так что совсем не зря многие мои коллеги впоследствии заняли

лидирующие позиции в российском медиа-пространстве и удерживают их до сих пор...

Одна из характерных черт того времени – настоящий книжный шквал обрушился на

строителей коммунизма! И ведь всё запретное, раньше широкой аудитории недоступное –

поскольку ≪тлетворное и разлагающее≫...

Мне, в частности, поручили заниматься ≪пиаром≫, о котором я имел весьма смутное

понятие. Так что очень кстати в руки попалась скромная книжечка известного

английского профессора Сэма Блэка ≪Что такое паблик рилейшнз?≫ –первого на русском

языке подобного издания.

Изучал я её весьма тщательно. И прежде всего постепенно понимал суть разительного

отличия между тоталитарной и демократической общественными системами!.. На долгие

годы книга патриарха PR сделалась для меня настольной. И сейчас люблю периодически

возвращаться к ней, открывая каждый раз нечто новое, недосмотренное, недоосмысленное

ранее. Именно поэтому, кстати, я и счёл необходимым и свою книгу обильно уснастить

цитатами британского мудреца: российский пиар –как и мировой –без Сэма Блэка

немыслим...

Другая характерная черта тех лет –Запад постоянно оказывал Союзу благотворительную

помощь, присылая всевозможные неликвиды то инвалидам, то старикам, то детям, а то и

просто всем подряд... Мы, разумеется, и помыслить не могли, что речь идёт об обычных в

условиях западных демократий пиаровских и рекламных кампаниях, поскольку даже

термины такие у нас тогда почти не встречались... Помощь, впрочем, благополучно

разворовывалась на промежуточных этапах, редко когда попадая к тем, кому

предназначалась, –о чём не уставала возмущённо трубить западная пресса. Ну, и,

понятно, ≪благотворители≫ старались найти надёжных партнёров, достаточно часто

обращаясь к уважаемым в стране изданиям. Всенародно любимая ≪Комсомолка≫,

конечно, в списке последних неизменно шла одной из первых.

Как-то раз нам позвонили из Германии представители фирмы ≪Якобс Зушер≫ – крупнейшего мирового лидера по производству кофе и шоколада, в том числе

популярного повсеместно ≪Milky way≫, –с предложением передать советским детишкам

60 тонн шоколада. Мы –не очень охотно –всё же согласились: работы-то и основной

хватало!

Немецкая сторона, как помню, просила об одном: чтобы грузовики их фирмы заехали на

Красную площадь и церемония вручения вкусных презентов происходила именно там.

Разумеется, об этом не могло быть и речи, но к консенсусу, как любил выражаться М.

Горбачёв, мы пришли, утвердив в качестве ≪контактной≫ области нейтральный вариант – Васильевский спуск. Действительно, почти та же Красная площадь –во всяком случае,

для иностранцев...

Окончательный сценарий выглядел так: на Васильевском мы собираем детвору из

московских и подмосковных детдомов, и в присутствии группы дойч-репортёров

менеджеры фирмы ≪Якобс≫ передают им свою продукцию, что называется, из рук в руки.

Естественно, предусмотрена была и фишка: планировалось произвести акцию на фоне

большой электронной коровы с лейблом ≪Milky way≫, которая должна была добро

мычать, дружелюбно помахивать головой и хвостом, демонстрируя любовь к бедным

сиротам. Подобного ≪чуда≫ у нас никто и не видел в те поры...

Немецкую делегацию мы разместили в гостинице ≪Измайлово≫, устроив по русскому

обычаю достойную встречу. И когда утром наши гости стали звонить с паническими

сообщениями о танках на улицах Москвы, поначалу всё списали на чрезмерное своё

гостеприимство. Но очень скоро выяснилось, что в столице –самый настоящий путч! Да

уж, 19 августа 1991 года всё-таки был не самый лучший день для благотворительности...

Однако отменить тщательно подготовленное и согласованное во всех мыслимых и

немыслимых инстанциях мероприятие –позор на всю Европу!.. И мы стали выходить на

любые кабинеты Кремля, куда только могли дозвониться. В конце концов, один из

ответственных партийных боссов мудро заключил: ≪Дети –вне политики... Можете

работать!≫

И на обороте фотографии, с которой, собственно, и начался мой рассказ, написано: ≪20

августа. Второй день путча...≫

Так что наше участие в тех событиях имело вполне ≪сладкий≫ и гуманистический

характер, на основании чего я и делаю смело вывод о его чисто пиаровской сути. Кроме

того, по авторитетному мнению известного германиста Сергея Будкова, одного из

инициаторов памятной ≪шоколадно-путчевой≫ демонстрации, фирма ≪Якобс≫ благодаря

неординарным обстоятельствам нежданно-негаданно получила мощный рекламный

козырь для своей деятельности.

Может быть, именно поэтому история имела продолжение. Примерно через месяц нас с

упоминавшимся уже Виктором Шкулевым, который особенно благостно смотрелся с

коровками ≪Milky way≫ в руках (думаю, это заметно на приведенной выше фотографии),

пригласили в Германию.

Принимали –что называется, на высшем уровне!.. Апогеем стала встреча с руководством

корпорации ≪Якобс≫ –чего далеко не каждый смертный даже из числа собственных её

сотрудников удостаивается!.. Там-то мне в голову и пришла мысль, как можно

гарантировать адресность гуманитарной помощи советским гражданам: нужно лишь

напрямую связать немецкие и советские семьи через СМИ!

Свой проект я немедленно предложил присутствующим для обсуждения. Поскольку

немцы –большие прагматики и рационалисты, идея тут же получила общее одобрение и

неожиданно для меня была... принята к реализации!

Так родилась грандиозная пиаровская акция, продолжавшаяся несколько месяцев,

освещавшаяся крупнейшими СМИ Германии, Европы и России и закончившаяся

торжественной встречей ста немецких и советских семей (половина на половину) в

Кремлёвском Дворце съездов в начале весны 1992 года, спонсором которой выступила

наша старая добрая знакомая –фирма ≪Якобс≫. Более тысячи человек сошлись тогда под

крышей Дворца –не для политического перфоманса, а для нормального человеческого

общения, правда, международного... Майкл Шанс (немецкий Влад Листьев) и Дмитрий

Крылов вели программу обеспечив непринуждённую и приподнятую атмосферу собрания.

С этого, собственно, и начался мой личный пиаровский ≪практикум≫, продолженный

впоследствии в масштабных бизнес-структурах. Но первый ≪выездной≫ проект хорошо

запомнился моим друзьям, которые сейчас –кто в шутку, кто всерьёз –говорят, что я

волей-неволей стоял у истоков российского пиара...

Как бы там ни было, но PR с той поры, действительно, сделался частью моей судьбы. Мне

довелось руководить самыми различными организациями и кампаниями –финансовыми,

сырьевыми и т.п. И везде я убеждался в необходимости планомерной и целенаправленной

работы по гармонизации отношений с общественностью, по утверждению среди моих

подчинённых корпоративного духа и доброжелательной, творческой обстановки, по

нормализации многообразных связей с властными структурами.

Конечно, в жизни бывали победы, случались досадные срывы и неудачи... Анализируя те

и другие, я отчётливо видел, насколько важно знание, понимание и умелое применение

пиаровских закономерностей, принципов и методов в практической деятельности.

Разумеется, делал соответствующие записи. И когда пришёл преподавать в

Дипломатическую академию, с удивлением обнаружил, что имею под рукой пусть

неотформатированный, но почти готовый материал для систематизации.

Так родилась идея этой книги, которую я замыслил не только как обзор неких

теоретических постулатов, но и как существенное подспорье для специалистов-практиков,

основанное на моём личном опыте.

Я попытался произвести своеобразный синтез базовых положений теории коммуникаций

и некоторых апробированных пиаровских технологий в сугубо прикладных целях. Этого,

мне кажется, пока не делал никто, хотя смысл подобной операции очевиден: обогатить

пиаровский инструментарий коммуникационной оснасткой. Учитывая информационный

характер современного общества и явно проявляющиеся тенденции к глобализации

мирового пространства, думается, такой подход необходим и своевременен. На его

основе, в частности, возможно чёткое разграничение понятий ≪пиар≫ и ≪чёрный пиар≫,

поскольку они по-разному трансформируют и используют информационное пространство.

Упоминавшийся мною выше Сэм Блэк –это Библия PRa. Реалии существенно

изменились, и многое в нашей жизни нуждается в серьёзном осмыслении и

переосмыслении –с учётом революционных усовершенствований коммуникационной

подосновы нынешнего общества. Имея это в виду, я и избрал игровой стиль изложения

очень важного и насыщенного теоретическими экспликациями материала. Такой

стилистический выбор призван подчеркнуть специфичность пиаровского знания, в

первую очередь, гибко учитывающего стереотипы общественного и индивидуального

сознания. Иначе говоря, пиаровский метод применён мною в самой структурно-

стилистической организации книги.

Безусловно, я ни в коей мере не претендую на бесспорность своих иллюстрационных

находок и содержательных обобщений. Наоборот, следуя одной из важнейших

пиаровских традиций, мною сознательно провоцируется некоторая дискуссионность

подачи и оформления отдельных вопросов. С интересом и благодарностью выслушаю

мнения коллег, ≪продвинутых≫ и рядовых читателей по этому поводу.

Надеюсь всё же, что книга покажется небесполезной и одним, и другим, и третьим. От

души желаю удачи и творческих успехов всем, кто захочет перелистать её страницы.

Эраст Галумов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.