Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н аб лю де ни е




ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ – БАЗОВАЯ ОСНОВА PR-ТЕХНОЛОГИЙ

Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как

способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что

цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…[1]

(Фредерик Уильямс)

U Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

U Разновидности метода наблюдения:

1) полное участие наблюдателя в ситуации;

2) участник ситуации как наблюдатель;

3) наблюдатель как участник;

4) полное наблюдение.

U Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение, объект которого –психические состояния и действия наблюдающего

субъекта.

Включенный наблюдатель…

В процессе включенного наблюдения могут возникать и проблемы…

Описание объекта…

Наблюдение

В повседневной жизни каждый из нас использует этот метод. Мы следим за детьми, за

попутчиками в вагоне поезда или метро и т.д. Иногда обобщаем свои впечатления и

делимся ими с другими, иногда –просто забываем о них.

Во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения

реальности. В зависимости от объекта специального внимания оно принимает самые

разные формы. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, например,

когда преподаватель фиксирует реакцию аудитории на лекции или когда комментатор

информирует нас о событиях, происходящих на футбольном поле, баскетбольной

площадке и т.п. во время просмотра спортивного репортажа по телевидению.

В социологии под наблюдением понимается сбор информации путем непосредственного

изучения социального явления в его естественной среде.

Методы наблюдения отличаются структурированностью и степенью обобщения

результатов.

Структурированное наблюдение предполагает:

–наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков,

которые предстоит наблюдать;

–определение условий и ситуаций наблюдения;

–инструкции для наблюдателей;

–единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

Неструктурированное наблюдение включает:

–определение лишь общих направлений наблюдения: здесь результаты

фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по

памяти;

–сбор данных, который не исключает при их обработке систематизацию с помощью

формализованных методов;

–типы социальных явлений, могущих стать объектами наблюдения: отдельные

действия индивидов и групп, деятельность в целом, значение действий участников,

зависимость между индивидами и группами, окружение (обстановка).

В зависимости от роли и места экспериментатора в исследуемой ситуации различают

четыре разновидности метода наблюдения:

1. Полное участие в ситуации предполагает включение наблюдателя в изучаемую

группу как полноправного ее члена. Роль наблюдателя неизвестна членам группы.

Примером этой разновидности наблюдения может служить работа исследователя в

изучаемом коллективе без информирования временных коллег о своей настоящей цели.

В эту же группу относят и метод ≪самонаблюдения≫, который позволяет человеку

отслеживать, например, собственные психические реакции на те или иные изменения

ситуации.

2. Положение ≪участник как наблюдатель≫ характеризуется включенностью

наблюдателя в группу. Но при этом всем её членам ясна его роль как исследователя.

Программа наблюдения предполагает в данном случае не только регистрацию частоты

проявления отдельных, событий. Она включает экспертный анализ наблюдаемой

ситуации, интуитивное обобщение и формирование оценок и выводов.

Ситуация открытого (включенного) наблюдения по сравнению с методикой скрытной

фиксации имеет свои преимущества:

–наблюдатель легче входит в исследовательскую область, поскольку ему не нужно

осваивать новую, непривычную ролевую позицию;

–наблюдаемый коллектив адаптируется к присутствию наблюдателя. Более того,

при положительном отношении к целям исследователя коллектив начинает активно

помогать ему в сборе материала. То есть устанавливаются отношения делового

сотрудничества.

В то же время этот вид наблюдения может предполагать конфликт между задачами

исследовательской деятельности наблюдателя и задачами непосредственной

производственной деятельности, в которую он включен. Дисбаланс особенно проявляется

в тот момент, когда наблюдатель вынужден отвлекаться от своей непосредственной

задачи для сбора данных в управленческих структурах.

В процессе включенного наблюдения могут возникать и другие проблемы. В первую

очередь, связанные с возможным изменением восприятия ситуации самим наблюдателем.

Будучи участником тех или иных обстоятельств, исследователь серьезно рискует утратить

необходимую нейтральность, объективность при отборе, оценке и интерпретации фактов.

Наконец, включенное наблюдение –очень трудоемкий и организационно-сложный

процесс, требующий значительных затрат времени по сравнению с другими методами

сбора данных. Этими недостатками и объясняется его сравнительно небольшая

распространенность.

3. Ситуация ≪наблюдатель как участник≫ означает, что наблюдатель –это, прежде

всего исследователь.

Взаимодействуя с участниками социального процесса, он не претендует на реальное

участие в производственной жизни. Примерами этой разновидности метода наблюдения

могут служить хронометраж затрат времени, моментные наблюдения и т.п.

4. Наконец, в позиции полного наблюдения исследователь выполняет лишь функцию

наблюдателя.

Он не взаимодействует с участниками ситуации и остается вне поля их зрения. Здесь

возможна ситуация с использованием скрытой камеры. Или социально-психологический

эксперимент со скрытым наблюдением.

Рис 1. Алгоритм метода наблюдения

К достоинствам метода наблюдения можно отнести его универсальность, гибкость и

дешевизну. Среди недостатков следует отметить: а) в основном количественный характер

результатов; б) достаточно большую долю субъективизма, вызванную непосредственным

участием наблюдателя.

И всё же польза метода наблюдения несомненна. Его применение дает возможность PR-

специалистам углублять свои теоретические знания. Он помогает изучению и пониманию

закономерностей поведения людей. С использованием метода наблюдения строятся

многие PR-исследования.

[1] Цит. по: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С. 17.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.