Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С те ре от ип ы




ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ – БАЗОВАЯ ОСНОВА PR-ТЕХНОЛОГИЙ

Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как

способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что

цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…[1]

(Фредерик Уильямс)

Стереотипная модель в центре кодекса ≪строителей коммунизма≫

Коллективное бессознательное…

Вторичный источник…

U Липман Уолтер

(1889–974) –американский политолог, публицист и социолог, автор книги

≪Общественное мнение≫ (1922).

Эмоционально окрашенный стереотип…

U Когнитивный образ

(от лат. cognito –знание) –элемент процесса восприятия, представленный в субъективной

репрезентации того или иного предмета.

Положительный стереотип

Отрицательный стереотип

Моцарт

Сальери

Виды Диснейленда:

Автомобиль ≪Порше≫

Стереотипы

Значение стереотипов в человеческой жизнедеятельности огромно. Они проявляют себя

практически в любой сфере социальной жизни. Для пиар-специалистов чрезвычайно

важно знание стереотипов поведения людей.

Приведем характерный пример. В ходе эксперимента опрашиваемым было предложено

четыре задания:

Назовите фрукт.

–Большинство ответили: ≪Яблоко≫.

Назовите цветок.

–Большинство ответили: ≪Роза≫.

Назовите поэта.

–Большинство ответили: ≪Пушкин≫.

Назовите часть лица.

–Большинство затруднились с ответом.

В данном случае сработали стереотипы мышления. Полученные ответы показали их

устойчивое наличие. Стереотипов не было в вопросах –они были в сознании

опрашиваемых.

Стереотипы присутствуют, пожалуй, во всех формах общественного сознания – религиозной, философской, научной, эстетической и др. Нередко стереотипы

отождествляют с народными традициями, мифами, ритуалами. Однако следует помнить,

что стереотипы, имея определенное сходство с ними, все же в значительной степени

отличаются от них в плане психологической основы.

Функциональное поле стереотипов –граница сознательного и бессознательного. Там и

формируются психологические структуры стереотипного восприятия, в то время как

культурные традиции, обычаи, мифы и т.п. являются объективированными, чаще всего

осознанными результатами такого формирования. Они закрепляются

рационализированными (идеологическими, политическими, концептуальными) или

иррационализированными (художественными, поэтизированными, мистически-

религиозными) способами и средствами, в которых заинтересовано (либо не

заинтересовано) общество. Словом, традиции и обычаи отличает их объективированная

общезначимая открытость для ≪других≫. Стереотипы же остаются ≪внутри≫ –на уровне

скрытых субъективных умонастроений. Такие умонастроения индивид и общество чаще

всего от ≪чужих≫ намеренно скрывают.

Впервые слово ≪стереотип≫ возникло в практике типографского дела. В последнее время

оно все чаще употребляется для характеристики процессов, происходящих в рамках той

или иной культуры (идеологии, государственной политики и т.п.). Речь идет о сферах,

обусловливающих трансформацию основополагающих социокультурных ценностей

народа (нации, государства).

Стереотип представляет собой схематическое, оформленное в ≪стандарт≫ восприятие

социального или культурного явления, обладающее большой устойчивостью.

Термин ≪стереотип≫ в используемом ныне смысле ввел Уолтер Липман. Данное понятие

отражает следующее содержание:

–установку;

–потребность;

–желание;

–образ;

–мотив;

–прогнозируемое ожидание;

–вектор;

–информационную модель.

Основное свойство стереотипов заключается в том, что они (как и доминанта) влияют на

принятие решения, скрывая логику процесса от внешнего наблюдателя. Как писал У.

Липман[2], ≪вместо того чтобы сначала увидеть, а потом определить, мы сначала

определяем, а потом видим≫.

Барьеры, мешающие понять и усвоить суть сообщения, существуют как у коммуникатора,

так и у аудитории. Они могут быть социального, возрастного, языкового и

терминологического характера. Кроме того, имеются политические, экономические и

расовые препятствия для нормального общения людей. Барьеры обусловлены в том числе

и ограниченностью восприятия информации аудиторией.

У человека есть представление обо всем, что включено в его сознание. Люди живут в

мире стереотипов, созданных ими самими или навязанных извне, но усвоенных ими.

Иными словами, механизм действия стереотипов заключается в том, что мы замечаем

только то, что ранее сформулировано для нас нашей культурой. И воспринимаем это

замеченное в форме стереотипов своей культуры. Скажем, 90% россиян отказываются

есть лягушечьи лапки, хотя никогда их не пробовали. Другой пример: 40% американцев

отвергают копченую рыбу, хотя тоже никогда ее не ели.

Селективное восприятие человеком окружающей действительности на деле создает

противоречивое представление о мире. У. Липман пишет: ≪Я утверждаю, что

стереотипная модель в центре нашего кодекса в значительной мере предопределяет, какие

группы фактов мы видим, и в каком свете мы должны их видеть. Именно по этой причине

при наилучших намерениях известия в газете подкрепляют взгляды издателя; капиталист

видит одни факты и определенные аспекты человеческой жизни, в то время как его

социалистический противник замечает другие факты и другие аспекты, причем каждый

считает другого неразумным и недалеким, хотя действительное различие, между ними

состоит в различии восприятий≫[3].

Стереотипы оказывают значительное влияние на многие сферы жизнедеятельности, в том

числе на политику. Например, в современной политике России доминантную роль играют

так называемые стереотипы ≪коллективного бессознательного≫. Одни из сильнейших

стереотипов подобного рода –образ ≪врага≫ и образ ≪героя≫. Эти последние противостоят

друг другу и успешно работают в рамках кризисных коммуникаций.

К особенностям политической культуры российских граждан относятся такие качества,

как: а) стремление к унификации; б) единообразие во всех областях жизни; в) неприязнь к

тем, кто противостоит большинству. Для россиян также характерна ориентация сознания

на будущее: ≪придет время, мы станем жить хорошо≫, вера в социальное чудо,

историческую исключительность России.

Примечательно, что вожди, политические и общественные деятели, звезды ≪культуры≫ на

протяжении своей жизни и даже после смерти воспринимаются в определенной степени

некие клише, зафиксированные в воображении общественности. Однако члены семей

политиков, поп-звезд и спортивных кумиров и просто близкие к ним люди знают, что они

совсем не похожи на свои публичные образы.

Жители одного города обычно представляют жителей другого наполовину

вымышленными фигурами. И представления индивидуума о событии, в котором он лично

не участвовал, или о человеке, с которым он лично не знаком, основываются на его

собственном знании о событии или человеке, полученном из фрагментарных и вторичных

источников.

В процессе работы в сфере PR немало проблем связано с тем, что большая часть

аудитории имеет ограниченный доступ к фактам. Бывает и так, что информация,

предназначенная для прояснения вопроса, еще больше его запутывает. Поэтому

неудивительно, что люди полагаются в большей мере на стереотипы, формируемые в

процессе каких-либо ярких впечатлений.

У. Липман метко заметил, что ≪картинки в наших головах≫ складываются в большей

степени из того, что мы видели и слышали из СМИ. Действительно, наши мнения о войне

в Чечне, Ираке или о людях, участвующих в этих войнах, складываются чаще всего на

основании информационных сообщений телевидения, радио или газет. Доля

непосредственных наблюдений человека ничтожно мала по сравнению с данными СМИ.

Отсюда и начинается цепь обстоятельств, в определенной степени искажающих картину

мира в головах людей.

Снова обратимся к У. Липману: ≪Реальное окружение настолько обширно, сложно и

изменчиво, что его невозможно охватить непосредственно. Человек недостаточно

вооружен, чтобы воспринимать такую точность, такое разнообразие, такие превращения и

комбинации. И поскольку приходится действовать в этом мире, мы сначала

реконструируем его в более упрощенные модели≫.

Зачастую срабатывает некий рационалистический самообман людей относительно того,

как они получают информацию в современном обществе, как формулируют суждения и

действуют на их основе, стремясь понять действительность, с использованием поддержки

СМИ. Возникает такой элемент общественного мнения, как кристаллизация

представлений в эмоционально окрашенные стереотипы. У. Липман по этому поводу

писал: ≪Текст газетного сообщения ≪отливается≫ в застывшие формы стереотипа, чтобы

затем быть тиражированным много раз≫.

Для практики PR важно, что феномен стереотипизации обыденных представлений

позволяет формировать мотивационную структуру поведения с заданными свойствами, не

только не соответствующими реальным социальным интересам и потребностям человека,

но и противоречащими этим последним. Со всей очевидностью подобная ситуация

проявляется в ходе президентских выборов, когда борьба за голоса избирателей

превращается в пропагандистское шоу, зачастую с предопределенным исходом.

В основу теории стереотипов положены два основных постулата:

1. Стереотип обыденного сознания –реальный имманентно (внутренне) присущий

человеческому сознанию и поведению феномен.

2. Стереотип формируется, причем формируется не только в контексте отражения

объективной действительности, но и в процессе коммуникации. Именно здесь заложены

гносеологическим (познавательные) и инструментальные возможности манипулирования

сознанием.

Стереотип состоит из двух компонентов: а) когнитивного образа, обеспечивающего

предрасположенность человека к восприятию сообщения, и б) инструментальной

установки, создающей контекст оценки информации и внутренней готовности субъекта к

последующим действиям. В том случае, если инструментальный компонент начинает

доминировать над когнитивным (то есть человек воспринимает только то, что хочет

воспринимать), убеждение перерастает в предубеждение, а категориальный стереотип

превращается в имидж.

Читатели, взглянув в газете на фотографию с подписью ≪преступник≫, выхватывают две-

три характерные детали. Например, низкий лоб, скошенные глаза, шрам на лице,

искривленный рот… Впечатление может укорениться столь прочно, что они будут

пребывать в убеждении, что узнают этот ≪тип преступника≫, где угодно. Они могут

классифицировать всех людей на ≪хороших≫ и ≪плохих≫. Дело в том, что в природе

человека заложено стремление к классификации всего, что его окружает, желание

подогнать под некие ≪рамки≫ все, что он видит и слышит вокруг себя.

Такого рода недостоверные стереотипы создают проблемы И для PR-специалистов.

Причем СМИ способствуют рождению все новых и новых стереотипов, сводя

неоднозначность личности, группы, страны или ситуации к простейшим и наиболее

общим признакам. В связи с этим существует необходимость выделения основных

свойств стереотипов.

1-е свойство стереотипов.

Стереотипы могут быть: а) положительные Ст+ (за); б) отрицательные Ст- (против). {Ст – стереотип.} Как правило, Ст- преобладает над Ст+.

У. Липман образно выражает эту мысль так: ≪Помимо восхваления героев, существует и

изгнание дьявола. Один и тот же механизм возвеличивает героя и создает, дьявола≫.

≪Вспомним о том... как быстро в 1918 г. после прекращения огня пал столь ценный...

символ единения союзников и вследствие этого почти тотчас же переживают упадок

символические образы каждой отдельно взятой нации: Великобритании –как защитницы

общественного права, Франции –как судьи на границе свободы, Америки –как

крестоносца... А затем утрачивают свой глянец и символические портреты руководителей

–и именно по мере того, как один за другим (Вильсон, Клемансо, Ллойд Джордж)

перестают воплощать надежды людей и превращаются всего лишь в партнеров по

переговорам и управляющих разочарованным миром≫.

2-е свойство стереотипов.

Стереотип более конкретен, чем потребность.

При этом существует кардинальное отличие в подходах психологов и PR-специалистов.

Если психологи (ошибочно) ищут общие потребности человека и потом делают выводы,

то PR решает задачу с конца –с определения стереотипов клиента.

3-е свойство стереотипов.

Стереотипы относятся к сфере чувств и мыслей, но их влияние на поступки людей

огромно.

Ярко демонстрирует это свойство стереотипа литературный I герой известного

произведения А.С. Пушкина Сальери. Образ его несет негативную смысловую нагрузку.

А ведь Сальери был известным композитором своего времени, написал 40 опер, помогал

Моцарту, был учителем Бетховена, Шуберта и Листа.

Типовая схема реализации представления через призму стереотипов поведения приведена

на рисунке.

Схема реализации стереотипов на практике.

В ходе управления поведением аудитории PR-специалист обязан изучать и учитывать

стереотипы. При этом он может использовать следующие вопросы:

—Что мешает тому, чтобы клиент пришел, позвонил, проголосовал?

—Как выявленные стереотипы можно скорректировать?

Пиар-специалисту следует помнить, что Ст+ усиливает, а Ст- корректирует поведение

людей.

Стереотипов в нашей жизни великое множество. Особенно временных. Но есть и так

называемые ≪вечные≫ стереотипы:

1. Жизнь –смерть.

2. Господство –подчинение.

3. Гений –посредственность.

4. Редкий –стандартный.

5. Свобода –несвобода (зависимость, рабство).

6. Желание –возможность.

7. Мужчина –женщина.

8. Мы –≪за≫, они –≪против≫.

9. Богатые –бедные.

10. Запреты –нарушения.

11. Молодость –старость.

В практике PR, особенно при проведении предвыборных кампаний, ≪вечные≫ стереотипы

встречаются довольно часто. В политике, например, в предвыборной борьбе,

распространено использование слов-стереотипов, которые имеют целью подчеркнуть

позитивные или негативные стороны какого-либо явления, эмоционально окрасить те или

иные представления, сделать основным фактором мотивации избирателей их

бессознательную реакцию на созданные рекламой образы. Нередко при создании слоганов

разработчики отечественных политических кампаний перефразируют известные и в свое

время весьма действенные лозунги и девизы. Так, популярное некогда выражение ≪Земля

–крестьянам, тюрьма –бандитам!≫ превратилось в следующий призыв объединения

≪Вперед, Россия!≫ на выборах в Госдуму России в 1995 г.: ≪Вся власть –закону!≫

Словесный сигнал, посылаемый избирателям, может содержать открытый или скрытый,

как бы зашифрованный, смысл.

В первом случае чаще используются устоявшиеся понятия (≪капитализм≫, ≪социализм≫,

≪демократия≫) или словесные блоки, несущие определенную окраску (≪либеральное

общество≫, ≪тоталитарное общество≫). Такие понятия и блоки призваны вызвать

немедленную реакцию у избирателя, чье сознание предварительно подготовлено

долгосрочной идеологической и психологической обработкой.

Во втором случае используются отвлеченные слова-≪прикрытия≫, призванные скрыть

подлинные намерения партий или кандидатов: ≪перемены≫, ≪справедливость≫. Либо

применяются слова, снимающие обвинение в принадлежности к какому-то конкретному

политическому лагерю: ≪центр≫, ≪рабочий класс≫[4].

Прежде чем использовать стереотипы в PR-практике, их нужно выявить. С этой целью

специалисты Паблик рилейшнз используют набор основных приемов.

Приемы выявления стереотипов:

1. Субъективный опыт (что я чувствую).

2. Устойчивые темы (о чем говорят, о чем пишут).

3. Методика неоконченных предложений (опрос).

4. Методика ассоциаций.

5. Выбор из нескольких образцов.

6. Что Вам запомнилось?

В качестве иллюстрации воздействия стереотипов на мышление и поведение людей

приведем несколько характерных, на наш взгляд, примеров.

1). Печальный опыт открытия ≪Евродиснся≫ в Париже: за полтора года работы

суммарный убыток составил около 1 млрд. долларов.

Почему же это произошло, ведь в Америке ≪Дисней≫ –дело прибыльное?

Ответ простой –не сработали стереотипы. Прежде всего, не оправдались ожидания на

доходы от гостиниц, закусочных и ресторанов, которые, по расчётам, должны были

составить треть от всех поступлений.

Какие же стереотипы не сработали?

–В Америке в гостиницах останавливаются часто. В Европе реже.

–Американцы закусывают весь день. Европейцы едят в строго определенное время.

–В ресторанах Европы цены обычно ниже. В ≪Евродиснее≫ они оказались

американскими, то есть слишком высокими.

–В Америке отдыхают реже –тратят больше.

–Организаторы не учли климатические условия. Зимой наблюдается спад интереса

посетителей. Можно было применить скидки, но этого не сделали.

В результате американский менеджмент ≪Евродиснея≫ пришлось сменить на

французский.

2). Владелица ювелирного магазина, расположенного в туристической зоне,

испытывала трудности с реализацией украшений из бирюзы. Ничего не дали снижение

цен и мероприятия рекламного характера.

Помог даме случай. Уезжая по делам, она оставила продавцу инструкцию на бумажке, где

написала: ≪Продать за 2 цены≫. Каково же было её удивление, когда она узнала по

возвращении, что вся бирюза разошлась! Сработал стереотип: ≪дорогое –хорошее≫.

3). Продажа автомобилей ≪Порше≫. После повышения цены сбыт значительно

увеличился. Опять сработал стереотип: ≪дорогое –хорошее≫.

Стереотипы, ко всему прочему, играют роль защитного механизма, позволяющего не

прилагать дополнительных усилий, чтобы понять уникальность и неповторимость

каждого человека или явления. Они также образуют некий этический кодекс,

формирующий стандарты поведения. Специалист по PR должен уметь распознавать

наличие и степень влияния стереотипов в том, что на первый взгляд кажется упрямством

человека. Как правило, противодействие одним стереотипам (Cт-) требует использования

других стереотипов (Ст+).

[1] Цит. по: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С. 17.

[2] Цит. по: Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Учеб.

пособие. 8-е изд.: Пер. с англ. М.: Изд. дом Вильямс, 2001. С. 136.

[3] Цит. по: Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Учеб.

пособие. 8-е изд.: Пер. с англ. М.: Изд. дом Вильямс, 2001. С. 138.

[4] Лисовский С. Политическая реклама. М.: ИВЦ ≪Маркетинг≫, 2000. С. 79.

Д ом ин ан ты ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ – БАЗОВАЯ ОСНОВА PR-ТЕХНОЛОГИЙ

Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как

способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что

цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…[1]

(Фредерик Уильямс)

U Доминанта

(от лат. dominans –господствующий) –главенствующая идея, основной признак или

важнейшая составная часть чего-нибудь.

U Ньютон Исаак

(1643–727) –английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической

механики. Автор многих открытий, в том числе закона всемирного тяготения.

U Менделеев Дмитрий Иванович

(1834–907) –химик, открыл Периодическую систему химических элементов.

U Шоу Джордж Бернард

(1856–950) –английский писатель. Автор известных произведений ≪Пигмалион≫,

≪Цезарь и Клеопатра≫ и др.

U Архимед

(ок. 287–12 до н.э.) –древнегреческий ученый, автор многих открытий (закон Архимеда)

и изобретений (Архимедов винт, система для поднятия больших тяжестей, военные

метательные машины и др.).

U Ухтомский Алексей Алексеевич

(1875–942) –русский физиолог, академик АН СССР, создатель учения о доминанте.

U Павлов Иван Петрович

(1849–936) –русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности.

Доминанты

На мышление и поведение людей заметное влияние оказывают не только стереотипы, но и

доминанты.

Под доминантой понимается единый психофизический механизм интуиции и инерции

мышления.

Примеры действия доминанты:

–До 80% французских телезрителей не высыпаются, так как не могут найти в себе

сил выключить телевизор. Телеканалы завалены письмами с требованиями прекратить

показывать всякую ерунду.

–По рассказам жены, изобретатель Томас Эдисон не видел ничего, что не было

связано с решаемой задачей.

–Ньютон открыл закон всемирного тяготения, когда на него упало яблоко.

–Менделеев увидел Периодическую таблицу элементов во сне.

Каждый нормальный человек иногда начинает о чем-либо усиленно думать. Девушки,

допустим, прикидывают, за кого выйти замуж; молодые люди –как купить автомобиль

или мотоцикл… Про таких говорят: они зациклены. Подобная зацикленность и есть

доминанта. Иными слонами, доминанта –устойчивый очаг возбудимости в коре или

подкорке головного мозга.

Исследования показывают, что человек постоянно (даже во сне!) о чем-то думает. Однако

новых мыслей при этом у него возникает мало. В основном происходит перескакивание от

одних доминантных очагов к другим.

Бернард Шоу с юмором писал: ≪Не многие думают чаще чем два или три раза в год. Я

добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю≫.

Механизм влияния доминант на мышление и действия человека наиболее полно

исследовал А.А. Ухтомский. Ученый определил стадии этого воздействия:

1 -я стадия –действие происходит под влиянием внутренней секреции и внешних

раздражителей.

2-я стадия –образование условного рефлекса (по Павлову), когда из прежнего множества

действующих раздражителей доминанта выбирает группу раздражителей,

представляющих для нее интерес. Пример: ≪Хочу выйти замуж –появился кандидат≫. В

данном случае доминанта нашла раздражителя.

3-я стадия –между доминантой и внешним раздражителем устанавливается причинная

связь. Внешняя среда делится на предметы, часть которых отвечает доминанте.

Примеры:

1. Имя любимого вызывает полный комплекс ощущений.

2. Тема, которую исследуешь, как бы сама собой начинает возникать повсюду (на

страницах книг, газет, на экране ТВ, в разговоре с собеседником).

PR-специалисты, применяющие знание доминант в своей практике, чаще всего

используют такие их свойства:

1. Очаг возбуждения весьма устойчив во времени.

2. Очаг возбуждения располагается как в коре, так и в подкорке (в правом и левом

полушариях) головного мозга. Иными словами, доминанта действует, но не осознается

человеком.

3. Доминантный очаг стягивает все внешние раздражители и подпитывается ими.

Наиболее характерные примеры связаны со случаями озарения (инсайда): ≪яблоко

Ньютона≫, ≪ванна Архимеда≫, ≪сон Менделеева≫.

Важный для практики PR вывод таков: если сложилась доминанта, не нужно входить в

споры и прения, не нужно пытаться её преодолеть ни словами, ни убеждениями (она ими

будет питаться и подкрепляться). Следует ждать, когда доминанта сама преодолеет себя

опытом. Как справедливо подметил А.А. Ухтомский, доминанта всегда

самооправдывается, и логика –слуга её.

4. В конкретный интервал времени (любой) господствует одна доминанта.

Можно ли целенаправленно формировать доминанту? Точного ответа на данный вопрос

нет. Поэтому перед проведением коммуникаций желательно попытаться

откорректировать доминанту. Известно четыре основных психофизиологических способа

коррекции нежелательных доминант:

1. Естественное разрешение. В данном случае срабатывает механизм естественного

разрешения проблемы. Все происходит как бы ≪само собой≫.

Например, в аэропорту после объявления посадки на ваш рейс последующие объявления

перестают восприниматься вами. Другой пример –исполнение загаданного человеком

желания (вышла замуж, купил автомобиль).

2. Запрет, ≪торможение в лоб≫. Применяется запретительный метод традиционной

педагогики (≪нельзя≫, ≪не делай≫, ≪по газонам не ходить≫, ≪не влезай –убьет≫ и т.п.).

Этот способ коррекции доминанты малоэффективен и почти не используется в PR и

рекламе.

Для примера вспомним известный эксперимент Павлова по развитию так называемого

≪экспериментального невроза≫. Предварительно у собаки вырабатывали положительный

рефлекс на круг и отрицательный –на эллипс. Затем постепенно поворачивали круг таким

образом, чтобы он превратился в эллипс. Увидев это, собака впадала в истерику.

Иногда PR-специалисты используют сшибку двух психологических процессов с целью

получения экспериментального невроза и воздействия на индивида.

3. Доведение полезных навыков до автоматизма, то есть выработка устойчивых

рефлексов.

За примерами далеко ходить не надо. Полезные автоматизмы используются в

религиозных обрядах, в армейской среде и т.д. При входе в церковь даже неверующие

обязательно снимают головной убор (причем делают это автоматически, не задумываясь).

В армии аналогично действует механизм отдания воинской чести, вставания при звуках

гимна,

4. Торможение прежней доминанты новой. В таком способе коррекции новая

доминанта вырабатывается на информационном, эмоциональном и физиологическом

уровнях. При этом информационный уровень самый слабый. Предупреждение ≪не

подходи –убьёт≫, как правило, не воспринимается получателем информации серьезно до

тех пор, пока его на самом деле не ударит током. Полезно учитывать и такой момент:

мысленное рисование (представление) объекта страха может помочь преодолеть

беспокойство.

Пример. Для закупки оборудования нефтяной компании требовалось 600000 дол. Когда

прикинули, что это стоимость 200 эшелонов с нефтью, вопрос о покупке отпал сам собой.

Итак, ещё раз повторим: стереотипы и доминанты играют в мышлении и поведении людей

чрезвычайно важную роль.

[1] Цит. по: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С. 17.

К ра тк иеи то ги Глава 2.

ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ – БАЗОВАЯ ОСНОВА PR-ТЕХНОЛОГИЙ

Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как

способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что

цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…[1]

(Фредерик Уильямс)

Коммуникационный комфорт…

Коммуникационный потоп…

Краткие итоги

Коммуникации играют в жизни каждого человека и общества в целом огромную роль. Им

придаётся весьма важное значение в политике, экономике, межличностных отношениях,

практически во всех сферах жизнедеятельности. Не будет преувеличением сказать, что

коммуникации –сердцевина современного информационного пространства.

Теория коммуникаций является базовой основой Паблик рилейшнз. Она вооружает PR-

специалистов фундаментальными знаниями для PR-исследований и PR-практики.

PR-мены широко используют в своей работе разнообразные модели коммуникации,

учитывают в плане воздействия на мышление и поведение людей механизмы, стереотипов

и доминант, активно применяют коммуникативные методы в теории и на практике.

[1] Цит. по: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С. 17.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.216 сек.