КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И зб ир ат ел ьн ыек ам па ни и иPR 2 страница
мыслить масштабами своей будущей должности. С. Марков отмечает, что некоторые кандидаты идут в борьбу, плохо представляя, что нужно делать. Он пишет: ≪Необходимо следить за тем, чтобы высказываемые намерения соответствовали полномочиям искомого статуса. Однажды автору [С. Маркову] попалась на глаза листовка, в которой кандидат сообщал, что намерен ≪вернуть детям радостное детство и бесплатное образование, старикам –обеспеченную старость, а рабочим – рабочие места≫. Это были вовсе не выборы президента России. Это были выборы в органы местного самоуправления≫[11]. Самый лучший путь к пониманию проблем жителей избирательного округа –научиться внимательно слушать людей, понимать все слои населения, никогда не ограничиваясь только известной аудиторией. 3. Кандидату следует начинать свою избирательную кампанию с изучения географической, демографической и исторической информации о своем избирательном округе. Необходимо также собрать материалы о результатах предыдущих избирательных кампаний. На основе такой информации можно сформулировать задачи для проведения объективного политического исследования. Программа кандидата, инициируемые им акции должны отвечать запросам избирателей и учитывать особенности массового сознания жителей округа. Чтобы оправдать ожидания избирателей, рекомендуется изучить состояние общественного мнения разных социальных групп: –жителей городских микрорайонов; –жителей сельской местности; –рабочих промышленных предприятий; –военнослужащих; –молодежи, особенно студенческой; –интеллигенции; –женщин; –пенсионеров. 4. Кандидат составляет перечень известных людей в своем избирательном округе и
организует встречи с ними. В список обычно включаются должностные лица, а также влиятельные представители промышленности и предпринимательских структур, культуры, лидеры общественного мнения. 5. В успехе избирательной кампании большая роль принадлежит СМИ. Для тесного сотрудничества с ними полезно заранее изучить, какие СМИ и журналисты наиболее влиятельны, заручиться доверительными отношениями с ними. Кроме того, необходимо заранее запланировать темы выступлений с участием известных ученых, юристов, социологов, поддерживающих кандидата. С этой целью можно провести несколько пресс- конференций, теле- дискуссий с привлечением видных экспертов и специалистов. 6. Кандидат должен стремиться расширить свое участие в жизни местных общественных организаций, проявить интерес к их проблемам и финансовому положению. 7. Ключевым моментом является набор рабочей команды, начинающийся с определения необходимого числа штатных единиц. Существует несколько задач, реализацией которых с самого начала должны заниматься члены рабочей команды: –сбор аналитических материалов для оперативной разработки плана избирательной кампании; –установление потенциальных сторонников; –составление списка тех, кто делал пожертвования на ведение предыдущих избирательных кампаний; –помощь кандидату в подборе руководителя избирательного штаба; –привлечение добровольных помощников. Команда немедленно приступает к выработке общей стратегии избирательной кампании и созданию политического имиджа кандидата. Планирование общей стратегии подразумевает следующие моменты: 1. Оценка реальных шансов на победу кандидата с учетом его популярности и состояния общественного мнения. 2. Определение общественных групп, политических и иных организаций, на которые кандидат может опереться в предвыборной кампании, поиск путей их привлечения к
мероприятиям, направленным в поддержку кандидата. 3. Разработка основных лозунгов избирательной кампании. По опыту известно, что обычно выдвигаются 1– ≪ударных≫ слогана конструктивного и одновременно критического характера. 4. Оценка сил оппозиции и определение возможных методов противодействия. Чем на более высокие должности кандидат претендует, тем значительнее должны быть его позиции. Однако необходимо иметь в виду, что человек (аудитория) расположен к позитивному восприятию лишь небольших отличий от своего представления, а явные отличия, тем более полярные, вызывают негативную реакцию. В доведении сообщения о кандидате до избирателя огромное значение имеет личность коммуникатора и канал коммуникации. С гораздо большим доверием аудитория относится к сообщениям популярных телевизионных ведущих или переданным через популярные газеты. Чтобы эффективно вести избирательную кампанию, следует всегда иметь в виду пять принципов организации проведения кампании: 1. Необходим план действий, охватывающий организационные вопросы и общую стратегию проведения кампании. 2. Должна учитываться конкретная ситуация без копирования структур других избирательных процессов. Уникальность кампании обусловливается не только личностными характеристиками кандидата, но и политической ситуацией, которая сложилась на конкретный момент. Всегда нужно помнить, что каждый тактический ход, запланированное мероприятие должны быть кем-то организованы. Например, если предусматривается использование агитационной литературы, необходимо продумать все вопросы, связанные с полиграфией и распространением. 3. Нужны способные и талантливые люди. Выборы во многом зависят от добровольцев, работающих бесплатно. Опять-таки работа помощников должна быть соответствующим образом организована. 4. Несмотря на современные информационные технологии, кандидату необходимо иметь слаженную команду с оптимальной организационной структурой. Основная задача такой команды заключается в эффективном использовании всех имеющихся в её распоряжении ресурсов с целью повышения шансов кандидата. 5. Необходимо следовать определенным правилам игры на всех этапах избирательной
кампании. К ним относится, например, поддержание постоянного контакта с партией и ее лидерами. В конечном итоге выбор избирателей, как показывает многолетний опыт стран с развитой демократией, обусловливается двумя факторами: –соответствием модели депутата набору политических и личностных характеристик, которые заранее определил избиратель; –привлекательностью предвыборной программы кандидата. Перед выборами партии первостепенное внимание уделяют подбору кандидатов, поэтому избирательные кампании носят исключительно персонифицированный характер. Иными словами, предвыборная борьба –это борьба личностей. В связи с этим избиратели, отдавая предпочтение тому или иному кандидату, в большей степени оценивают не его программу, а его жизненный и политический опыт, интеллектуальные качества, ораторское мастерство, другие коммуникативные способности. В ходе предвыборной кампании СМИ и конкуренты тщательно ≪просвечивают≫ биографию кандидатов, при этом применяются разнообразные технологии, в том числе и ≪черные≫. Кандидатами от партии, как правило, становятся люди, пользующиеся широкой известностью и авторитетом у различных слоев населения страны или избирательного округа. Учитываются возраст кандидата, его национальность, вероисповедание. Предпочтение отдается тем кандидатам, которые ранее уже побеждали на выборах либо были близки к успеху. В Карачаево-Черкесии в 1999 году выборы главы республики сопровождались открытыми столкновениями между карачаевцами и черкесами. И те, и другие принадлежат к титульным в республике нациям, поэтому победу карачаевца –бывшего Главкома Сухопутных войск В. Семенова –черкесы восприняли как нарушение баланса. Национальное недоверие активно используется различными силами при проведении избирательных кампаний. И не только там, где титульная нация составляет большинство, но и на тех территориях, где она большинства не имеет. Анализ опыта PR-обеспечения избирательных кампаний позволяет сделать вывод о том,
что деятельность PR-специалистов должна включать следующие элементы: –разработку плана собеседования с потенциальным кандидатом; –изучение его качеств; –разработку рекомендаций по составлению биографии и программы кандидата; –анализ социально-демографического состава населения избирательного округа, запросов, интересов и потребностей людей; –изучение степени соответствия полученных сведений программе кандидата, его выступлениям на встречах с избирателями; –анализ представлений избирателей о достоинствах и недостатках кандидата; –анализ освещения выборной кампании в СМИ и характера реакций населения; –анализ встреч кандидата с избирателями (выступления, вопросы, реакция публики); –анализ предпочтений избирателей (за кого они собираются голосовать и почему). Широкое применение политических, коммуникаций в общественной жизни России, использование в этой сфере PR-технологий свидетельствует о демократизации российского общества, о постепенном забвении россиянами стереотипов политического монополизма. Пусть пока не всегда практические действия политических фигурантов и их советников выглядят логически осмысленными и соответствующими научным рекомендациям, но приобретаемый ими опыт, безусловно, дорогого стоит для всего общества в целом. Важное значение в том числе имеет и начинающий всё более активно использоваться лоббизм, о котором давайте теперь и поговорим. [1] Ковлер А.Н. Основы политического маркетинга. М., 1993. С. 214. [2] Лисовский С. Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ ≪Маркетинг≫, 2000. С. 24. [3] Там же. С. 31–3. [4] Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2000. С. 401–02. [5] Mc Ginnis J. The selling of the president 1968// Price R. Memorand. Richmond Hill, 1970. P. 28. [6] См.: Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. М., 1994. С. 127. [7] См.: Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995. С. 105. [8] См.: Лидер// Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. [9] Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ ≪Маркетинг≫, 2000. С. 67. [10] Анатольев В. Американский политик всегда ≪под колпаком≫ у нации// Огонек. №38. 1995. [11] Марков С. PR в России больше чем PR. М.: ООО ≪Издательство ACT≫, 2001. С. 72. Л об би зм КРИЗИСНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ Управление проблемами –это способность понимать, мобилизовывать, координировать и подчинять все функции планирования стратегии и тактики, всё мастерство PR достижению единственной цели –активному участию в разработке политики по отношению к общественности, от которой зависит судьба людей и организации. (Ховард Чейз) Лоббизм –это влияние... U Лоббизм – (от англ. lobby) –кулуары, где депутаты парламента могли общаться с посторонними) – специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций на процесс принятия решений парламентом. U Грант Улисс Симпсон (1822–885) –президент США в 1869–877 гг., генерал, в Гражданскую войну в США в 1861–865 гг. –главнокомандующий армией Севера. U Лоббист – человек, принадлежащий к тому или иному лобби во властных структурах. U Лобби – (от англ. lobby –кулуары) –официально или неофициально действующие группы представителей экономически сильных структур, оказывающие влияние на членов законодательного органа и чиновников в своих интересах. U Лоббирование – оказание влияния на властные структуры в интересах той или иной экономически и политически мощной группировки. Лоббистская деятельность обязательно регистрируется в конгрессе США. Все оплаченные публикации в СМИ с целью поддержки или противодействия законодательному акту относятся к лоббистской деятельности Российские компании, осознавшие, что лоббирование своих интересов приносит баснословные доходы: РССП – структура, лоббирующая интересы российского капитала во властных структурах А. Вольский Инструмент лоббиста –информация Глобальный масштаб лоббизма... Лоббист без знаний - не лоббист! Сбор фактов... Полезно выяснить, кто из парламентариев курирует интересующие проблемы... U Интерпретация (от лат. interpretatio) –истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык. Защищать позиции организации... Лоббист –это посредник... Трамплины паблисити: Определение приоритетов... Лоббист выстраивает свою работу в зависимости от того, в пользу какой организации он действует. Неизвестному лоббисту вечная память... Согласование общих интересов... Лоббизм Никогда, никогда не делайте и не говорите ничего такого, о чем вы бы не хотели прочитать в газетах. (Ли Яффе, первая женщина –обладательниц PR-премии, 1965 г.) Лоббизм –это особая система и практика реализации интересов отдельных организаций и разнообразных групп общественности путем целенаправленного влияния на законодательные и исполнительные органы государственной власти. Характеризуя эту сферу деятельности, Сэм Блэк писал: ≪Для любой организации значимость парламентских контактов в практической сфере применения PR зависит от конкретных её интересов. Если находящийся в стадии разработки в парламенте законопроект необходим ей или, наоборот, неудобен, то он представляет для нее несомненный интерес. В подобных случаях наиболее разумным было бы обратиться за помощью к специалисту, который бы дал консультацию по вопросам парламентской процедуры. Поэтому для ускорения или, наоборот, противодействия процессу принятия решения парламентом в действие вступают лоббисты≫[1]. Сегодня многие PR-специалисты представляют своих клиентов, выступая в роли лоббистов перед законодательными органами, особенно федерального уровня. По сути, как отмечают исследователи, лоббирование является одной из наиболее бурно развивающихся специализаций в практике PR. Лоббисты пытаются оказывать влияние на законы и нормативы, в первую очередь путем информирования. Лоббизм появился давно. Считается, что традиция лоббизма как специфического политического явления восходит ко времени президентства Улисса Гранта – прославленного генерала Гражданской войны в Америке. По вечерам этот президент со своей ≪командой≫ имел обыкновение ≪расслабляться≫ в холле одного из отелей Вашингтона. Там его министры, а также сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали просьбы и давали обещания выполнить их[2]. Существуют два противоположных подхода к сущности лоббизма: с одной стороны, он рассматривается как механизм посреднической деятельности между общественностью и государством, с другой –как механизм манипулирования действиями членов законодательной и исполнительной власти с целью продвижения интересов отдельных финансово-промышленных групп и корпораций. И в том и в другом случае лоббизм выступает неотъемлемой частью политической жизни государства. Лоббизм в современных, цивилизованных формах –широко используемое легальное средство влияния снизу на аппарат государственной власти. Основная задача лоббирования –добиться того, чтобы в законодательных и нормативных актах государственной власти учитывались специфические интересы разных групп общественности и организаций, не противоречащие интересам общества. Правда и то, что история развития лоббизма пестрит фактами недозволенных методов давления на законодателей и чиновников. Отсюда –потребность правового регулирования данного явления. В США с 1946 г. функционирует федеральный закон о регламентации лоббистской деятельности. Согласно статьи 308 этого закона, любое лицо, которое за плату или по иным соображениям осуществляет лоббистскую деятельность, обязано зарегистрироваться в конгрессе и в письменной форме под присягой предоставить сведения о себе и о лице или организации, чьи интересы оно лоббирует, указать срок выполнения этих обязательств, источники финансирования, ежеквартальные финансовые отчеты. В 1953 г. Верховный суд США уточнил действие этого закона. К лоббированию отнесли также оплаченные публикации в СМИ с целью поддержки законодательного акта или противодействия ему. Кроме того, Верховный суд определил, что лоббистской является деятельность, в ходе которой заинтересованное лицо встречается с членами конгресса. Статус лоббистов постоянно уточняется. С 1989 г. высокопоставленным чиновникам и конгрессменам, вышедшим в отставку, запрещено заниматься лоббистской деятельностью в течение одного года. В документе, опубликованном Министерством финансов США в 1994 г., говорится, что человек, нанятый ≪следить≫ за ходом событий на федеральном уровне и уровне штатов, например, просматривать газеты и журналы, еще не занимается лоббистской деятельностью. Но как только он начинает вырезать и подшивать статьи для исследовательской работы с целью повлиять на законодательство, тут же превращается в лоббиста. В 1995 г. конгресс США принял Закон о разглашении сведений, касающихся лоббирования. В нём были уточнены термины и понятия, употребляемые в практике лоббизма. Вот некоторые из них:[3] Лоббист –тот, кого нанял или принял на работу клиент, кто организовал несколько (более одного) контактов от имени этого клиента и потратил в течение шести месяцев не менее 20% своего времени на обслуживание клиента. Лоббирующая фирма –субъект предпринимательской деятельности, располагающий по меньшей мере одним сотрудником, нанятым, чтобы представлять кого-либо, помимо своего работодателя. Этот термин также применим к самонанимающимся лицам, которые представляют других людей или организации. Лоббирующий контакт –коммуникация в устной или письменной форме от имени клиента с соответствующим представителем исполнительной или законодательной власти по поводу законов, правил, нормативов, дотаций, разрешений, займов, программ или назначения кого-либо на ту или иную должность, подлежащую утверждению сенатом. Несмотря на столь глубокую проработку законодательной базы, регламентирующей этот вид деятельности, до сих пор многие рассматривают лоббирование как попытку манипулирования законодательными и исполнительными органами власти. В российской политической жизни лоббизм прочно утвердился в роли полукриминальной деятельности. Все попытки принятия закона о лоббизме в Российской Федерации остаются пока безуспешными. Проекты такого закона существуют, но упорно торпедируются определенными силами (возможно, самими лоббистами). В СССР в 1985 г. в ≪Словаре иностранных слов≫ лоббизм определялся как ≪система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных заказов и т.п.≫[4]. В. Зорин в своей книге ≪Некоронованные короли Америки≫ придал лоббизму еще более зловещее звучание: ≪Это агент фирмы, который, живя в Вашингтоне, должен, действуя подкупом, обманом, давая взятки, угощая обедами, поставляя девиц и спиртное, обрабатывать членов Конгресса и правительственных чиновников, вымогая от них выгодные правительственные заказы, льготы и поблажки≫[5]. К сожалению, подобные взгляды перекочевали в новое время, затрудняя лоббизму обретение права на легальное существование и делая его невозможным ≪по определению≫. Положение усугубляется тем, что на российской почве лоббизм действительно приобрел многие негативные черты, отсутствующие в аналогичной практике других странах. Иностранные государственные чиновники после отставки нередко занимаются лоббированием. В России подобная деятельность также получила распространение. Имея возможность от имени серьезных исследовательских организаций мелькать в коридорах власти, лоббисты решают конкретные вопросы тех или иных заказчиков. Прежде всего, такая работа ведется в исполнительных органах власти, в министерствах и правительстве РФ, когда необходимо ≪приделать ноги к документу≫. Используются всевозможные центры политических и стратегических исследований, институты военных, экономических и финансовых проблем, возглавляемые бывшими чиновниками. Более сложно в интеллектуальном плане заниматься лоббизмом в российском парламенте. Отдельные депутаты сами превратились в лоббистов и практически не скрывают этого. Многие крупные компании формируют и оплачивают специально созданные группы (юристов, политиков, экономистов), которые в течение длительного времени работают над теми или иными законами. Особенно преуспели нефтяники, которые поняли, что лоббирование их интересов в парламенте и правительстве жизненно необходимо для них. Ниву лоббизма успешно освоили такие компании, как ≪ЛУКойл≫, ТНК, ≪Сибнефть≫. Одной из первых компаний, создавших и финансировавших лоббирующие группы, была компания ЮКОС. В РАО ≪ЕЭС России≫ создан Департамент по связям с законодательными и исполнительными органами. В Министерстве по налогам и сборам введена должность советника по данным вопросам. Результаты особо не афишируются, но... Руководитель Департамента по связям с законодательными и исполнительными органами РАО ≪ЕЭС России≫ Елена Катаева настолько хорошо организовала эту работу, что впоследствии была назначена заместителем министра природных ресурсов. Помощник президента Владислав Сурков раньше работал в Альфа-банке и занимался PR и лоббированием. Заместитель главы администрации Б. Ельцина М. Комиссар до прихода на эту должность занимал кресло генерального директора Интерфакса. После отставки в 1998 г. вернулся на прежнюю работу. Практика лоббирования распространилась не только на федеральном, но и на региональном уровне. Лоббирование в России приняло угрожающие масштабы. Отсутствие законодательной и правовой базы с необходимостью ведет к процветанию коррупции. В США практика лоббирования также расширяется, число лоббистов неуклонно растет (в 1975 г. –3 тыс. человек, в 2000 г. –35 тыс. человек), но их деятельность надлежащим образом зарегистрирована и носит официальный характер. Американские лоббисты отслеживают и анализируют влияние, которое способны оказать обсуждаемые законопроекты в случае их утверждения на жизнедеятельность представляемой ими организации. При этом они: 1. Улучшают отношения с ответственными работниками государственных учреждений и организаций. 2. Следят за работой законодательных и исполнительных органов власти в тех сферах и по тем вопросам, которые оказывают влияние на жизнь людей определенного избирательного округа. 3. Активизируют участие избирателей в делах государственного управления на всех уровнях. 4. Влияют на законодательство, затрагивающее экономические интересы избирателей определенной местности и расположенных там предприятий. 5. Заблаговременно информируют законодателей и достигают понимания с их стороны в отношении организации, действующей в определенном избирательном округе. Лоббирование не предполагает: –проведения общих PR-кампаний, направленных на изменение общественного мнения в отношении тех или иных проблем; –выступлений перед законодательными органами и соответствующих публикаций в прессе, стимулирующих прохождение или, наоборот, непринятие того или иного закона; –контактов с членами исполнительной власти, которые затем решают вопрос с тем или иным членом законодательных органов. Лоббисты добиваются успеха или же терпят поражение в зависимости от того, насколько они обладают необходимыми для своей работы качествами и навыками. К основным из них относят: –владение общими методами науки и искусства PR; –способность налаживать личные отношения с объектами влияния и подавать убедительную информацию, с одной стороны, законодательным и государственным чиновникам, с другой –рядовым избирателям и заинтересованным гражданам; –обладание всесторонними знаниями по вопросам государственной структуры управления, законотворческого процесса, социальной политики, формирования общественного мнения. Специфика действий того или иного лоббиста зависит от направления законодательства, на которое он собирается повлиять, и от характера деятельности представляемой им организации. Но в любом случае лоббисту приходится исполнять следующие виды работ: 1. Собирать факты. Государственное управление –это бесконечное множество конкретных сведений, статистических данных, экономических показателей, мнений, решений, которые необходимо знать и понимать. Важно выявить потенциальных сторонников и противников позиции организации, чьи интересы отстаивает лоббист. Существуют два основных источника такой информации: –открытые слушания, которые планируются и проводятся совместно законодательными и исполнительными органами государственной власти для рассмотрения законопроектов или постановлений; –обмен мнениями с официальными представителями исполнительных органов власти, ответственными работниками профсоюзов, других объединений, которые владеют фактическим материалом. Сэм Блэк отмечал: ≪Полезно заранее выяснить, кто из парламентариев выступит с вопросами и заранее подготовленными сообщениями по интересующей проблематике. Сделать это можно лишь при личной встрече с членами парламента, убедив их в необходимости отстаивания того или иного законопроекта или решения≫[6]. И далее: ≪Важную роль играет выбор времени общения с ним (парламентарием). Та информация, которая в определенный момент может представлять ценность лишь для одного-двух специалистов, в силу определенных причин может быть объектом повышенного спроса в другое время. Поэтому при выходе на членов парламента особенно важно поставить нужный вопрос в нужный момент времени≫[7]. 2. Интерпретировать управленческие акции. Ключевая функция лоббиста заключается в том, чтобы объяснять руководству организации значение управленческих акций и потенциальные последствия законодательных актов, которые должны быть приняты. Лоббисты часто прогнозируют, что может произойти в сфере законодательства, и предлагают меры по предотвращению вероятных нежелательных последствий. С целью изменения закона в пользу кого-либо при общении с правительственным чиновником надо убедить его в существовании преимуществ, которые при этом возникнут. Английский лоббист Тим Белл настолько успешно работал с Маргарет Тэтчер, что она называла его своей ≪нишей связи с британским народом≫. По словам бывшего премьер-министра, он обладал более чувствительными антеннами, чем большинство политиков, и быстрее других улавливал изменения в настроении общественности[8]. 3. Интерпретировать действия организации. В ходе практически ежедневных контактов с членами парламента и их помощниками лоббист доводит до их сведения мнения организации и конкретных групп общественности относительно законодательства. Лоббист должен хорошо разбираться в делах клиента и знать все нюансы отношения организации к акциям государственного управления. Сэм Блэк небезосновательно утверждал: ≪Личные контакты –лучший способ установления доверительных отношений, поэтому многие организации приглашают членов парламента от различных партий на неофициальные завтраки или обеды, в ходе которых можно обсудить разные вопросы на неформальной основе≫[9]. Его практические рекомендации широко известны в европейских учебных заведениях, обучающих основам Паблик рилейшнз, где обязательно имеются и учебные дисциплины по лоббизму. 4. Защищать позиции организации. Помимо предоставления отдельных фактов лоббист защищает интересы клиента, то есть
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |