Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функция планирования. Система планов организации




 

Планирование — вид управленческой деятельности по составлению планов организации в целом, планов её подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и сотрудников. Планирование является органической частью процесса управления, задающей направление и параметры будущего развития организации.

Основу процесса планирования составляют планы, содержащие цели и задачи (то есть перечень того, что должно быть сделано), определяющие последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей.

В организации функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько, ведущую роль играет отдел планирования. При этом не следует умалять вклада финансового отдела, бухгалтерии, отдела снабжения, сбыта, маркетинга и др. Функция планирования имеет особое значение и как процесс управления включает следующие процессы (Рис.2.10):

· определение целей и задач организации на основе анализа потребностей рынка и возможностей самой организации по удовлетворению рыночных потребностей;

· формирование миссии организации на основе анализа внешней среды и интересов групп;

· разработку альтернативных стратегий, программ и планов на основе принятых целей организации и состояния внешней и внутренней среды для достижения поставленных целей;

· определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

· разработку политики и процедуры, по которым действуют сотрудники организации для реализации стратегий;

· доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию;

· проведение работы в подразделениях, основанных на оперативных планах;

· согласование планы организации с показателями и финансовыми ресурсами.

· контроль и оценка результатов.

 

 
 

 


Рис.2.10. Планирование как функция процесса управления

 

Планирование выполняет роль инструмента постановки конкретных задач подразделениям, распределения и эффективного использования ресурсов для реализации поставленных целей, служит средством контроля и оценки результатов, создает основу для стимулирования труда работников. План также служит индикатором, определяющим эффективные направления достижения целей и решения задач организации.

Так, руководство корпорации Газпром подчеркивает, что становление Газпрома в качестве мирового энергетического лидера невозможно без наличия хорошо налаженного и современного процесса планирования. Решением Совета директоров ОАО Газпром 28 сентября 2005 года был одобрен перечень стратегических целевых показателей (СЦП) развития ОАО «Газпром», утверждаемых Советом директоров на последний год десятилетнего периода прогнозирования. В перечень вошли следующие показатели:

· рост экономической прибыли;

· рентабельность капитала;

· соотношение собственного и заемного капитала;

· объемы добычи и продаж газа;

· величина общих запасов газа;

· коэффициент восполнения запасов.

 

План организации является основой организационной деятельности, служит основой согласования работы всех подразделений организации; позволяет контролировать и корректировать все процессы; определяет потребность в ресурсах; стимулирует трудовую активность работников; позволяет выявить новые направления и способы совершенствования работы организации (Рис. 2.11).

Противники планирования видят в нем механизм связывания ресурсов организации и препятствие использовать возникающую выгодную возможность. Все крупные корпорации осуществляют кратко-, средне- и долгосрочное планирование. Малый бизнес избегает формального планирования, но в голове руководителя план всегда есть.

Нужно или нет планирование? Мешает/тормозит оно деятельность организации или нет? Рассмотрим на частных примерах и начнем с самой маленькой организации.

 

 
 

 


Рис.2.11. План организации

 

Домашнее хозяйство. Доходы и расходы просчитываемые. Чем меньше доход, тем проще его распределить: в основном все уходит на оплату коммунальных услуг и питание. Большие доходы включают также отчисления на приобретение промышленных товаров и их обновление, на отдых, сбережения и накопления. Для этого не составляется план, все держится в «голове», но тем не менее, покупки часто делаются по списку – а это уже план.

Небольшой ресторан/кафе. Все доходы и расходы по структуре и величине держатся в голове предпринимателя. Иногда составляется и впоследствии корректируется список: что, сколько и у кого приобрести продукцию. Работают – холодильник, кухня и зал. «План» - если это можно назвать планом умещается на клочке бумаги.

Крупная корпорация, работающая на национальном рынке и имеющая в своей структуре несколько десятков подразделений и служб, удержать поступления и распределение ресурсов по всем подразделениям и службам в голове не в состоянии. Необходим план, показывающий что, когда, сколько и в какой очередности поступило и направлено в подразделении, как эти ресурсы используются и какова отдача, результативность.

Международная корпорация, работающая на рынках многих стран, потеряет свою конкурентоспособность без плана и будет вытеснена с рынка.

План и планирование – необходимы. И чем сложнее и крупнее организация, тем больше необходимость в плане, в планировании.

В частных корпорациях планированию придается большее значение, чем в государственном секторе. По мнению британских специалистов в области управления, планирование в частных корпорациях организовано значительнее эффективнее, чем в государственных. Эта более высокая эффективность объясняется гибкостью частнокорпоративного планирования и его способностью быстро адаптироваться к новым требования рынка и общества.

Корпоративное планирование не может быть чем-то замороженным. Оно меняется, развивается вместе с развитием всей хозяйственной деятельности: меняются цели, задачи, содержание. На рубеже 1960 - 1970-х годов произошел переход от долгосрочного планирования, использующего тенденции и показатели прошлых периодов при разработке плана на следующий этап, к стратегическому планированию, увязывающему цели и ресурсы организации с возможностями окружающей среды и связывающему текущую деятельность со стратегией развития организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.