КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности и принципы обучения в дидактике и методикеПризнаки закономерностей. Выясним механизм взаимодействия дидактики и методики по конкретному основанию, в том виде, в каком этот механизм функционирует в настоящее время. Для этого сопоставим научное содержание этих двух наук через их наиболее существенные компоненты — дидактические и методические закономерности и принципы. Основная задача педагогической науки — выявление закономерностей образовательного процесса. Закономерность — это наиболее общая форма воплощения тео ретического знания. Она свидетельствует о наличии закона. Закономерный -— значит осуществляющийся на основе закона. Закономерности обучения — устойчиво повторяющиеся связи между типичными педагогическими фактами, явлениями и событиями. Но правомерно ли вообще говорить о закономерностях, т.е. объективно существующих, устойчивых, инвариантных связях, применительно к педагогической деятельности? Не противоречит ли это тенденции к развитию в социологии «мягких», культурологических подходов к отображению социальных процессов? Ответ на последний вопрос таков: не противоречит. Недовольство жесткой социальной методологией как нормативным предписанием «правильного» проекта «неправильной» жизни может привести к осознанию границ применимости такой методологии, но не к «отмене» объективно существующих связей и отношений между субъектами, участвующими в жизни общества. При всей специфике проявлений таких отношений в конкретных случаях они определяются обстоятельствами, лежащими за пределами личного опыта. Так, стиль устной и письменной речи может быть вполне оригинальным, присущим только одному оратору или писателю, но слова и грамматические конструкции, которыми он пользуется, принадлежат не ему лично, а всем говорящим на данном языке. Представим себе ситуацию выбора, когда человек может приобрести какую-либо вещь, например арбуз, а может и не делать этого. Если он решит купить его, ему придется включиться в систему товарно-денежных отношений, существующих объективно и не зависящих ни от его воли, ни от желаний продавца. Покупателю хотелось бы заплатить меньше, продавцу — получить больше, но они оба вынуждены подчинягься законам рынка, диктующим свою цену. Понятно, что эти законы не будут для них действовать в том случае, если покупка не состоится. Но для остальных возможных участников сделки они не перестанут существовать. Учитель может не явиться в школу, и тогда педагогические закономерности в отношении его не проявятся. Но если он пришел на урок и приступил к занятиям, он неизбежно вступает в систему закономерных педагогических отношений, и идти наперекор им бесполезно. Выявляя закономерности, мы отвлекаемся (абстрагируемся) от целей и условий осуществления каждого отдельного акта педагогического воздействия, от конкретных педагогических ситуаций, от намерений вовлеченных в педагогическую деятельность людей. Таким образом раскрываются объективно существующие постоянные, неизменные черты процесса в целом. Показателем закономерности какой-либо связи является ее причинно-следственный характер. Такова связь между применяемыми в образовательном процессе методами и получаемыми результатами, между степенью сложности учебного материала и качеством его усвоения школьниками и т. п. Закономерности не всегда удается успешно выявить и сформулировать. Например, такие постулируемые иногда как закономерные свойства педагогического процесса, как его «целостность и соответствие возрастным особенностям учащихся», на самом деле закономерными считать нельзя, поскольку они лежат не в области сущего, а в сфере должного. Их нужно установить, обеспечить и целенаправленно поддерживать. Существующие в образовательном процессе связи относят к закономерностям также по признакам всеобщности (проявления их в работе любого учителя) и повторяемости. Повторяемость означает способность связи воспроизводиться в аналогичных ситуациях, иначе говоря, становиться источником обыденной и творческой работы учителя с учащимися. Таким образом, основным фондом интеллектуально-педагогического богатства науки о воспитании выступают закономерности, т.е. вскрытые, описанные связи, соответствующие приведенным выше признакам и характеристикам. Основной формой представления педагогических закономерностей являются в основном словесные описания. Что касается их математического отражения, то сложность педагогических явлений накладывает на их количественное представление определенные ограничения. Измерять знания, а тем более поведение и сознание школьника, степень развитости его социального опыта и фиксировать их в точных числовых величинах без объективных показателей, без риска оказаться в плену механицизма и формалистики невозможно. Примеры педагогических закономерностей. В педагогике выявлен и сформулирован ряд общих закономерных связей, существующих в педагогической деятельности и имеющих, по сути, статус законов. Наиболее общий закон целостного образовательного процесса формулируется как присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Другой общий закон — это социальная сущность образования, проявляющаяся в обусловленности во всех его аспектах и элементах социально-экономическим состоянием общества. Специфическим и закономерным для сферы образования отношением является взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитанника в образовательном процессе, без которого нет самого этого процесса, а также единство содержательной и процессуальной сторон обучения. Вот несколько примеров общих педагогических закономерностей: - эффективность образовательного процесса закономерно зависит от материальных, гигиенических, морально-психологических и тому подобных условий, в которых он протекает; - средства педагогической деятельности обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации; - прочность усвоения содержания учебного материала тем больше, чем систематичнее организованы прямое и отсроченное повторение этого содержания и введение его в систему уже усвоенного ранее содержания; - обученность учащихся сложным способам деятельности зависит от того, насколько учитель обеспечил успешное предшествующее овладение простыми видами деятельности, и готовности учащихся определять ситуации, в которых эти действия могут быть применены; - уровень и качество усвоения зависят при прочих равных условиях (память, способности) от учета педагогом степени личностной значимости для учащихся усваиваемого содержания. Кроме общих закономерностей обучения, свойственных любому образовательному процессу или его конкретным воплощениям в той или иной дидактической системе, существуют частные (методические) закономерности, которые относятся к отдельным сторонам обучения. Таковы, например, закономерности, относящиеся к методам преподавания и учения, усвоению учениками материала, выполнению лабораторных работ, проведению бесед, экскурсий, групповых и индивидуальных форм занятий, уроков-диалогов, решению задач. Поиск и выявление таких закономерностей, формулирование на их основе методических принципов и правил — необходимое условие конструирования методик и условий их практического применения. К числу частных (методических) закономерностей относится соотнесенность языковых систем родного и иностранного языков во взаимодействии учителя и ученика (методика обучения иностранным языкам). Это именно закономерность, поскольку такая соотнесенность существует независимо от намерений того или другого. Нельзя обойтись без родного языка в обучении этому предмету. Примером служат попытки сторонников «прямого», или «натурального», метода изгнать из обучения перевод на родной язык. Ничего хорошего из этого не получилось. Ухищрения преподавателей, направленные на то, чтобы избежать употребления слов родного языка, оказались тщетными. Приходилось приносить на урок множество различных предметов, макетов, рисунков. В течение всего урока преподаватели старались, как правило безуспешно, раскрыть значение абстрактных понятий («доброта», «честность», «помощь»), в то время как с помощью перевода это можно было бы сделать за доли минуты. При всем этом ученики все равно про себя переводили сказанное на родной язык, поскольку они думали на нем.
Важно заметить, что упомянутая закономерность проявляется не в сознании отдельно взятых учащихся, а в самой педагогической действительности и находит свое конкретное выражение в необходимости дополнительной работы педагога. Случайные связи в учебно-воспитательном процессе. Итак, закономерные связи выступают как результат научно-педагогических исследований. Однако, как известно, жизнь не укладывается в рамки нашего представления о ней. В обучении и воспитании существуют и случайные связи, не поддающиеся предсказанию, порой разрушающие действие закономерных связей. Основной причиной возникновения случайных (каузальных) связей при воздействии учителя на учащихся по вполне надежной и многократно проверенной методике чаще всего оказываются отвлекающие временные психические состояния школьников. Какой бы совершенной ни была методика обучения и воспитания, какие бы строгие закономерности она ни отражача, кто-то из учащихся может выпадать из сферы их влияния. Недомогание, горе, переживания, кризис в личной жизни, внезапные изменения бытовых условий и многое другое, что не поддается ни предсказанию, ни наблюдению, могут привести к отключению школьника от нормального хода познавательных процессов. Ему становится не до учителя. Он уходит в себя. К сожалению, пока не существует способа эффективного распознавания у детей такого рода психических потрясений и работы с ними. Не каждый учитель обладает диагностическими способностями и достаточной наблюдательностью, чтобы вовремя прийти на помощь. Особенно если школьник не считает возможным посвящать в свои переживания кого бы то ни было. Дидактические и методические закономерности обучения. Многие закономерности обучения обнаруживаются эмпирическим путем, как результат рефлексивного анализа связей между ходом обучения и общественными процессами (внешние закономерности), а также между различными компонентами самого образовательного процесс» (внутренние закономерности). Например: продуктивность обучения зависит от общественных и экономических стимулов — это внешняя закономерность обучения; чем больше учитель учитывает цели ученика в организации занятий, тем более активной и продуктивной оказывается его учебная деятельность — это внутренняя закономерность. Перечень и количество дидактических закономерностей у разных педагогов различны; одни вообще не рассматривают дидактические закономерности, считая, что их воплощают в себе принципы обучения (Ч. Куписевич), другие приводят более 70 различных закономерностей обучения (И. П. Подласый). Каждая дидактическая система базируется, как правило, на особой совокупности ведущих закономерностей обучения, по- этому создать единую систему закономерностей обучения невозможно. С целью упорядочивания различных дидактических закономерностей создаются их классификации. Основаниями классификаций могут быть внешние и внутренние закономерности; дидактические, гносеологические, психологические, социологические, организационные закономерности обучения и т.д. Рассмотрим классификацию закономерностей обучения (А. В. Хуторской), в основании которой лежат такие дидактические и методические компоненты, как цели, содержание, технологии, формы, методы, средства, система контроля и оценки результатов обучения. Объектами связей в указываемых закономерностях являются ученик в динамике развития, его деятельность, индивидуальная образовательная траектория, образовательные продукты, эффективность обучения. Данная классификация является открытой, т.е. она может пополняться новыми закономерностями, детализирующими соответствующие области обучения с точки зрения описывающих их дидактических компонентов. Закономерности целей обучения: - эффективность образовательного процесса определяется гар и др.; - образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его технологических элементов, в создании личностного компонента содержания образования; - цели каждого нового этапа обучения определяются уровнем достижения целей предыдущего этапа и личностными особенностями обучаемых в динамике их развития. Закономерности содержания обучения: - эффективность обучения определяется способами структури - включение в учебный процесс метапредметного содержания образования выводит ученика за пределы учебного предмета и способствует установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования; - личностное познание учеником фундаментальных образовательных объектов закономерно приводит к выстраиванию им лич-
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |