Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Житейская и научная психология. Виды психологических знаний




Тема 1.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий необходима аудитория, рассчитанная на 20-25 человек.

 

Разработчик:

 

Сытько Марина Владимировна,

преподаватель кафедры «Общей, возрастной и дифференциальной психологии»

 


ПРИЛОЖЕНИЕ. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии совершенно особое место. Можно сказать, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек (или он сам). В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностями его взаимодействия с другими людьми.

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития. Однако человек является объектом комплексного исследования средствами различных наук, каждая из которых имеет свой специфический круг проблем. При исследовании социальных процессов гуманитарными науками возникает необходимость в учете психологических факторов. Но каждая наука отличается от другой особенностями своего предмета. С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писало том, что: «…специфический круг явлений, который изучает психология, выделяет отчетливо и ясно - это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п., - т.е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…»[1]

Первая характерная особенность психического - принадлежность индивиду непосредственных собственных переживаний - проявляется лишь в непосредственном ощущении и никаким иным способом не приобретается.

Первая характерная особенность психического - принадлежность индивиду непосредственных собственных переживаний - проявляется лишь в непосредственном ощущении и никаким иным способом не приобретается. Ни из какого описания, как бы ярко и красочно оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой - музыкальности его звучаний без непосредственного их восприятия: никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, всей гаммы этого чувства, не передает увлечения борьбы и радости творчества, словом всего, что человек может пережить только сам[2].

 

Наука представляет собой:

· особый вид человеческой познавательной деятельности, который направлен на выработку объективных*, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире (*реально существующих);

· является формой общественного сознания, социальной деятельностью и социальным институтом;

· представляет собой средство и метод познания и преобразования человеком объективной реальности.

Критерии научности ЗНАНИЙ:

1) точность;

2) непротиворечивость (согласованность с другими теориями);

3) существование области применения;

4) простота (научное исследование должно упрощать понимание мира);

5) плодотворность (открытие «новых горизонтов»);

6) популярность/распостранённость;

7) объяснительный потенциал (полученные данные должны что-то объяснять).

 

Психологические знания - это знания о психологических особенностях и внутреннем мире людей, и о психологических причинах, объясняющих их поведение.

К числу психологических явлений относят разнообразные проявления душевной (психической) жизни человека: чувства, память, интеллект, характер, способности и т.д.

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники, и разные формы воплощения.

 

Некоторые авторы различают два типа психологических знаний: житейскую и научную психологию (Слободчиков и Исаев; Гиппенрейтер, Маклаков).

 

Определенное представление о психике дает человеку его личный жизненный опыт. Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки. Это довольно обширные знания могут способствовать построению ориентировки в поведении окружающих людей, могут быть правильными. Но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности, мы усваиваем их не только благодаря собственному опыту, но и из художественной литературы, пословиц, поговорок, сказок, легенд, притч. Именно в них заключены истоки почти всех психологических теорий и отраслей современной психологии.

 

В.Н.Карандашев выделяет шесть основных типов психологических знаний, которые отличаются методами их получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности[3]:

1. Житейская психология,

2. Научная психология,

3. Практическая психология,

4. Психологическое знание в искусстве, философии, мифологии и религии;

5. Паранаучная психология,

6. Популярная психология.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.