Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоанализ (З.Фрейд, Ж.Лакан)




Психоанализ это диалектика, то есть поиск истины рождается в становлении. Истина всегда субъективна, не существует никакой «нормы», равно как и патологии, истина рождается в процессе разговора двоих (психоаналитика и анализанта). Истоки диалектики восходят к временам Сократа, когда при помощи искусства задавания вопросов собеседник обнаруживал, что ответ на вопрос существует уже до его возникновения. И, собеседник, само того не ведая знает ответ на свои вопросы. Но истина парадоксальным образом находится за пределами сознания субъекта.

В психоанализе Ж.Лакан отталкивается от понятия расщеплённого субъекта, тем самым подчеркивая неоднородность психического. Расщепление психики на сознание и бессознательное, на знание и не-знание о самом же себе образует основной фундамент диалектического взаимодействия. «Ключ» к ответу на собственный вопрос человек отдает другому, но истину находит в себе (но только с помощью Другого).

Основное отличие психологии от психоанализа заключается в ином понятийном аппарате, и в том что в психоанализе человек является субъектом (subject, подлежащее) – «то что подвергается чему-либо», например: субъект языка (язык формирует человека), субъект культуры. А в психологии – психическое человека является объектом; считается, что человек учиться языку, человек постигает культуру.

 

Экзистенциально-гуманистический подход опирается на философские идеи экзистенциализма и феноменологии. Представители экзистенциально-гуманистического направления: Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, И.Ялом и др. В психотерапии к экзистенциально-гуманистическому направлению относят: клиент-центрированную психотерапию, гештальттерапию, логотерапию, психодраму, трансцендентальную медитацию, экзистенциальную психотерапию, дзэн-психотерапию и др.

Гуманистическая психотерапия основывается на следующих положениях:

- лечение есть встреча равных людей,

- улучшение у клиентов наступает само, если терапевт создает правильные условия – помогает осознанности, самопринятию и выражению клиентом своих чувств;

- наилучший способ – создание отношений безусловной поддержки и принятия,

- клиенты полностью ответственны за выбор своего образа мыслей и поведения.

 

Поведенческие терапевты рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Психотерапия связана с необходимостью формирования у обратившегося за помощью человека оптимальных поведенческих навыков, что реализуется с помощью следующих методов:

- позитивного и негативного подкрепления,

- наказания,

- систематической десенсибилизации,

- викарного научения (термин «викарный» означает «замещающий»).

В настоящее время популярен психотерапевтический подход, получивший название нейролингвистического программирования, который имеет корни в поведенческом направлении. Под НЛП его авторы (Р.Бэндлер и Д.Гриндер) понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделения структуры процесса. НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и использует методы, применяемые лучшими психотерапевтами всех направлений.

 

При оценке эффективности психологического консультирования и психотерапии выделяют следующие показатели:

1. субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире,

2. объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях,

3. устойчивость изменений в последующей после получения психологической помощи жизни человека.

 

Одним из важнейших моментов в проведении психотерапии и консультирования является консультативный контакт.

Консультативный контакт – уникальный динамический процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни. На консультативный контакт влияют чувства и установки, которые участники процесса испытывают друг к другу. Особенностью контакта является преобладание эмоциональности над когнитивностью. Качество контакта зависит от двух факторов: терапевтического климата и навыков консультанта в поддержании общения.

Терапевтический климат включает следующие компоненты: создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, способность к эмпатии и безусловному уважению клиента. К навыкам консультанта относят вербальные навыки, которые направлены на установление доверительных отношений, и невербальные (мимика, жесты, поза, громкость голоса и темп речи, контакт глаз). Главным критерием в определении качества терапевтического климата является степень доверия клиента. Умение создавать терапевтический климат определяется личностными качествами психолога и уровнем его профессионального мастерства.

Основные рекомендации по выработке умения создавать доверительную атмосферу в работе с клиентом:

- все внимание во время консультирования следует уделять клиенту, не отвлекаясь на посторонние дела,

- предоставлять клиенту возможность высказаться, сохраняя интерес к его жизни, но не проявляя при этом излишнего любопытства,

- проявлять тактичность при соприкосновении с внутренним миром клиента, уважительно относиться к личным границам,

- соблюдать этический кодекс психолога (конфиденциальность, ответственность и др.),

- не осуждать и не оценивать клиента (это должно быть внутренней позицией),

- не давать советов, а создавать условия для самостоятельного принятия клиентом важных жизненных решений,

- поддерживать в себе искренний интерес к личности клиента и желание помогать ему,

- проявлять дружелюбие, естественность, искренность, непринужденность,

- разграничивать личные и профессиональные отношения.

 

Суть профессиональных действий психолога может быть сведена к способности трансформировать свою человеческую реакцию в терапевтическое послание (то обращение к клиенту, которое стимулирует его личностные ресурсы в осознании своей проблемы и поиск новых способов поведения).

На создание терапевтического климата влияют такие внешние факторы, как оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве, структурирование времени работы.

Существует групповая и индивидуальная формы психологической работы. Одним из главным преимуществ психологической работы в группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению. Отчуждение может возникнуть при индивидуальной работе с психологом, часто не может избавиться от ощущения, что его проблема единственная в своем роде. Оказавшись в тренинговой или психотерапевтической группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что другие переживают сходные чувства.

Важное отличие группового взаимодействия от диадического состоит в том, группа способна отразить общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, а это дает возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.