Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Основные понятия логистики 4 страница




Интегрирующая функция. При доставке товаров от поставщика к потребителю материальный поток проходит стадии закупки, производства и распределения (сбыта) продукции. Каждая стадия товародвижения характеризуется специфическими особенностями и решает присущие только ей задачи. Однако ни одна из них не может рассматриваться самостоятельно, вне единого процесса товародвижения. Определяющая роль в данном процессе принадлежит сбыту. Именно он обусловливает определенное производство (номенклатуру, объем, повторяемость выпуска), закупки сырья и материалов, а также отношения этих стадий друг к другу. Вместе с тем, каждый из этапов товародвижения оказывает обратное воздействие как непосредственно на процесс производства, так и на протекание процесса товародвижения в целом. Например, расширение рынка сбыта приводит к росту размеров производства и увеличению объема закупок. Временное прекращение поставок сырья и материалов или резкий рост цен на них обусловливает увеличение уровня запасов за счет приобретения сырья и материалов в больших количествах и по более низким ценам и т.п.

Логистика объединяет стадии закупок, производства и сбыта в единый процесс. Посредством логистики управление движением материальных потоков осуществляется как единой, интегрированной системой, включающей источник сырья, ряд стадий обработки (производство продукции), и сбыт готовой продукции.

Организующая функция. В процессе товародвижения между поставщиками, производителями и сбытовиками устанавливаются и реализуются хозяйственные связи, объективной основой которых выступает разделение труда по стадиям товародвижения.

Управляющая функция. Для того, чтобы добиться рационального взаимодействия и согласования интересов всех участников логистического процесса, необходимо им управлять. Логистическое управление направлено на экономию всех видов ресурсов и сокращение затрат живого и овеществленного труда

 

Формирование и эффективное функционирование логистических систем осуществляется на основе следующих принципов:

- 1.Принцип системности. Предполагает формирование интегрированной системы управления материальными потоками в рамках производственно-сбытовой системы. Данный принцип находит свое отражение в разработке и осуществлении на практике единого технологического процесса выполнения производственных заказов на стадиях закупок, производства и сбыта продукции.

2. Принцип обратной связи. В соответствии с данным принципом цели и задачи логистической системы определяются требованиями рынка. Исходя из ожидаемого спроса на продукцию и услуги предприятия формируется производственная программа, определяется потребность в сырье, основных и вспомогательных материалах. Реализация принципа обратной связи требует выделения в составе логистической системы соответствующего блока, который бы осуществлял сбор и обработку информации об эффективности действий управляющей системы и требованиях рынка.

3. Принцип оптимальности заключается в достижении такой согласованности стадий процесса товародвижения и его участников, при которой обеспечивается наибольшая эффективность функционирования предприятия как производственно-сбытовой системы.

4. Принцип гибкости предполагает высокую степень приспосабливаемости логистической системы к условиям ее функционирования и специфическим запросам потребителей. Реализация принципа гибкости требует проведения работ по прогнозированию изменения спроса на конкретные виды продукции и его характеристики, повышения универсальности и переналаживаемости процессов производства и распределения, оперативности управляющих воздействий.

5. Надежность поставок как принцип логистики предполагает создание таких организационно-экономических условий, которые обеспечивали бы бесперебойное снабжение предприятия необходимыми материальными ресурсами и выполнение сроков и качества поставок готовой продукции. Принцип надежности поставок вызывает необходимость синхронизации стадий сбыта и закупок с производством, координации действий по управлению поставками и перевозками, создания производственных и страховых запасов.

6. Принцип компьютеризации заключается в том, что все логистические функции и процесс товародвижения в целом должны выполняться с максимальной степенью автоматизации. Автоматическая система призвана осуществлять контроль за передвижением материалов и накапливать информацию о наличии полуфабрикатов, выпуске готовой продукции, состоянии производственных запасов, объеме поставок, степени выполнения заказов и др. Наибольший эффект “уплотнения времени” и гарантию высококачественного обслуживания потребителей дают информационно-управленческие системы, осуществляющие контроль и регулирование товародвижения с момента закупок сырья и материалов до поступления готовой продукции потребителям.

В настоящее время за рубежом специалисты выделяют следующие виды логистики: закупочную, производственную, сбытовую (распределительную) и как составную часть всех видов логистики – транспортную и информационную. Подробно каждый вид логистики рассмотрим в следующих темах.

 

 


 

4. Логистика в реформируемой экономике России. Цель и задачи развития логистики в пищевой промышленности.

 

Возможность и темпы развития логистических подходов в отечественном бизнесе нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономической и политической обстановки в России и прогноза хода экономических реформ.

В условиях перехода экономики России к рыночным отношениям значимость логистики неуклонно возрастает. Можно выделить следующие 5 факторов, определяющих актуальность логистики в период перехода к рынку.

· Экономический фактор. В современных условиях на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее потребителя.

· Организационно-экономический фактор. В условиях рынка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.

· Информационный фактор. Рыночная экономика способствует развитию информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений, взаимообусловливают друг друга. Информатика наиболее тесно связывает рынок и логистику, поскольку ее предметом, средством и составляющей логистических процессов являются информационные потоки.

· Технический фактор. Этот фактор проявляется в том, что логистика как система, ее субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления при ее автоматизации и компьютеризации.

· Государственная поддержка процессов товародвижения. В современных условиях возникает задача регулирования процессов товародвижения не только на уровне предприятий, но и в масштабах регионов, а также в национальном масштабе для улучшения экологической, социально-политической обстановки и т.п.

Высокая актуальность внедрения логистики связана с интенсификацией и расширением в нашей стране товарно-денежных отношений, с увеличением хозяйственных связей между предприятиями, с развитием производственной инфраструктуры и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций. Однако существуют и определенные трудности на пути развития логистики в России:

1. Тяжелая общеэкономическая ситуация и социальная напряженность в обществе не способствуют продвижению в отечественном бизнесе принципиально новых для большинства российских предпринимателей, менеджеров, экономистов, инженерно-технических работников логистических идей.

2. Длительное время в отечественной экономике недооценивалась роль сферы обращения (снабжения предприятия сырьем и материалами и сбыта готовой продукции), которая на Западе занимала ключевую роль в логистике. Исторически в России развитие сферы обращения намного отставало от производственной сферы, особенно в организации сбыта продукции и услуг (высокий уровень неудовлетворенного спроса, низкая надежность и недостаточный уровень качества обслуживания потребителей).

3. В настоящее время Россия значительно отстает от среднего мирового уровня в развитии инфраструктуры экономики (слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, систем связи и телекоммуникаций; отсталая транспортная инфраструктура, прежде всего, в области автомобильных дорог, недостаточное количество и низкий технико-технологический уровень грузовых автомобильных, мультимодальных и таможенных терминалов; отсутствие современных видов транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износаподвижного состава транспорта; низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке сырья, грузопереработке; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ; слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т.п.).

4. Идеи логистики сравнительно новы для предприятий и менеджеров. Недостаточный уровень подготовки кадров и слабое методическое обеспечение по созданию логистических систем также тормозит ее внедрение.

5. На многих российских предприятиях отсутствуют условия для использования и внедрения принципов логистики и др.

 

Логистические подходы к управлению материальными потоками на предприятиях пищевой промышленности России используются в настоящее время крайне редко (в основном на совместных предприятиях с иностранным участием). Однако по сравнению с предприятиями других отраслей промышленности, именно они имеют значительные преимущества для создания эффективно функционирующих логистических систем. К ним можно отнести следующие:

ü Продукция предприятий пищевой промышленности имеет сбыт вне зависимости от общеэкономической ситуации и жизненного уровня населения. Особенно это касается продуктов первой необходимости – хлеб, молоко, масло, мясо, сахар и др. Уровень спроса на них падает незначительно по сравнению с продуктами других отраслей- легкой промышленности, машиностроения и прочих. А при благоприятной экономической ситуации рост спроса начинается именно с продуктов питания;

ü Относительная устойчивость работы предприятий пищевой промышленности, связанная с высокой оборачиваемостью оборотных средств, низкой капиталоемкостью производств, непосредственной работой с потребителями (через организацию собственной торговой сети) делает их инвестиционно-привлекательными. К тому же, характерная особенность территориального размещения предприятий пищевой промышленности – их повсеместность и технологические особенности позволяют организовывать производства различной масштабности, в том числе на базе малых предприятий, для которых характерны использование относительно небольшого стартового капитала и быстрая реагируемость на изменение конъюнктуры рынка. Конкуренция среди товаропроизводителей создает условия перехода от «рынка продавца» к «рынку покупателя». Для того, чтобы предприятиям пищевой промышленности выжить, необходимо искать пути оптимизации их материальных потоков: снижения себестоимости готовой продукции при сохранении или повышении ее качества, безопасности, натуральности;

ü Резкое повышение тарифов на энергоносители, цен на топливо вынуждают предприятия пищевой промышленности искать резервы снижения себестоимости производства, хранения и транспортировки продукции. (Технология производства продуктов питания требует значительного внимания к бесперебойному снабжению энергией производственных и обслуживающих процессов: если не будут обеспечены электроэнергией, паром, холодом основные операции, это приведет к порче не только готовой продукции, но и сырья и полуфабрикатов);

ü Значительный удельный вес стоимости сырья в себестоимости продукции предприятий пищевой промышленности (до 80-90%) делает актуальной задачу оптимального управления запасами;

ü Наличие большого количества современных образцов техники и технологии пищевых производств, позволяющих полностью автоматизировать процессы изготовления продуктов питания;

ü Конверсия предприятий военной промышленности, позволяющая делать заказы на изготовление оборудования для пищевых производств по высокоточным технологиям;

ü Существующая солидная научная база (представленная действующими научно-исследовательскими институтами пищевой промышленности России), позволяющая в кратчайший срок создавать и внедрять в производство новые виды продукции и технологий для удовлетворения постоянно изменяющегося спроса и т.д.

Таким образом, у предприятий пищевой промышленности России гораздо больше возможностей использования логистических подходов в управлении материальными потоками. При этом цель внедрения логистики на предприятия пищевой промышленности – создание единой (интегрированной) эффективной системы регулирования и контроля сырьевого и материального потоков, обеспечивающей достижение наилучших результатов деятельности предприятия. Для реализации цели логистической системы на предприятиях пищевой промышленности должны решаться следующие задачи:

1) формирование оптимальной производственной программы, максимально соответствующей структуре потребительского спроса, а также разработка алгоритма ее изменения при колебаниях потребительского спроса и при ресурсных ограничениях;

2) оптимизация запасов на каждом уровне логистической системы;

3) оптимизация времени движения материальных и информационных потоков логистической системы;

4) оптимизация общих затрат при организации и движении материальных и информационных потоков логистической системы;

5) экономия материальных ресурсов и контроль их качества, безопасности и др.

Внедрение логистических принципов управления сырьевым потоком на предприятиях пищевой промышленности должно учитывать следующие особенности:

· сезонность поступления некоторых видов сырья на переработку (овощи, сахарная свекла, молоко, мясо и др.), которая создает особые условия их закупок, производства и хранения. Так, например, если не закупить большую партию сахарной свеклы на переработку во время уборочных работ, то со временем она, во-первых, потеряет свои сахаристые качества, а во-вторых, пройдет сезон ее реализации и предприятие-переработчик останется без сырья. В то же время, если закупить большую партию овощей, не обеспеченную производственными мощностями предприятия, это приведет к порче сырья.

Предприятия, работающие с сезонным сырьем, должны иметь резервные мощности по его переработке, а также высоко развитое складское хозяйство. Особенность внедрения логистического подхода на таких предприятиях будет состоять в оптимизации затрат на закупку сырья и производство продукции (максимальное использование производственного потенциала предприятия), а также ее хранение (большое значение имеет оптимизация выполнения складских операций, т.к. продукция производится в течение относительно небольшого периода времени, а реализуется в течение всего года).

· сезонность реализации продукции предприятий пищевой промышленности (квас, пиво, безалкогольные напитки, кондитерские изделия и др.), которая также создает особые условия ее производства, реализации и хранения. На предприятиях, производящих такую продукцию, задача логистического менеджера состоит в оптимальной дифференциации вырабатываемой продукции для сглаживания колебаний сезонности. Задачи в области сбыта – поиск покупателей в ограниченных временных рамках, завоевание их предпочтений, создание оптимальных условий реализации продукции (в том числе оптимальное количество площадок отгрузки продукции, корректировка времени работы предприятия, увеличение численности персонала по сбыту и др.).

· особые условия производства, хранения, транспортировки, реализации пищевой продукции. Основное внимание при построении логистических систем должно быть уделено

- санитарному состоянию производственных процессов;

- безопасности сырья и готовой продукции;

- специальным операциям на складах (поддерживающим температурный режим, влажность, чистоту и др.);

- особым требованиям к упаковке пищевых продуктов;

- особым требованиям к транспорту, доставляющему сырье и готовую продукцию;

- скоропортящимся видам продукции, которые требуют ввода специальных графиков производства, транспортировки и реализации (хлеб, молоко и др.);

- ограниченным срокам хранения продукции, которые увеличивают издержки реализации;

- контрольным операциям, занимающим большой удельный вес в структуре производственного процесса, т.к. технология производства и рецептура должны соответствовать определенным стандартам, ГОСТам, ОСТам и т.п.;

· особые условия хранения и транспортировки скоропортящегося сырья для производства продукции (молоко, мясо и др.), требующие специальных логистических подходов к закупке и доведению их до производства;

· ограниченные возможности развития логистического сервиса в силу особенностей производимой продукции предприятиями пищевой промышленности, что сокращает число операций взаимодействия производителей и покупателей, однако с помощью особых операций – выставки-продажи, ярмарки и других можно завоевать клиентов, которые на месте могут оценить качество продукции и пр.

Таким образом, внедрение логистики на предприятиях пищевой промышленности позволит перейти от организации отдельных производственных процессов к организации и управлению сквозными материальными потоками, что позволит снизить затраты на производство и реализацию продукции, повысить конкурентоспособность предприятий и эффективность их производственной деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.