Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий к курсу «история Русской




VII. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Методическое пособие по курсу «История Русской Православной Церкви».

2. Планы семинарских занятий по курсу «История Русской Православной Церкви».

 

VI. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. Электронный вариант книги. CD-диск.

2. Сухова Н.Ю. (ПСТГУ). История РПЦ. Лекции. CD-диск.

3. Светозарский А.К. (МДА) История Русской Православной Церкви (до автокефалии). Лекции. CD-диск.

4. Еремина В.(РПУ) Новейшая история РПЦ. 1917-2000 (в 2 ч.). Лекции. CD-диск.

5. Русское небо. Православные ресурсы ИНТЕРНЕТ. CD-диск.

6. Девятые международные Рождественские чтения. Пленарные выступления. 21.01 – 23.01. – М., 2001. CD-диск.

7. Благовещение. Православные проекты в Интернете. CD-диск.

8. Петрушко В.И. История Русской Православной Церкви. Ч.1-16. Аудиокассета.

9. Православные чудеса нашего времени. Видение сестры Евфросинии и другие чудеса. Аудиокассета.

10. Православные чудеса нашего времени. Чудеса святых царственных мучеников. Читает протоиерей Александр Шаргунов. Аудиокассета.

11. Василий (Родзянко), еп. Ч.5. Преп. Серафим Саровский. Патриарх Тихон. Митр. Антоний Храповицкий. Патриарх Сергий Радонежский. Архиеп. Иоанн Максимович. Аудиокассета.

12. Кураев А., диак. Церковь в Великой Отечественной войне. Аудиокассета.

13. За веру, царя и Отечество. Из цикла «Судьба Царя – судьба России». Видеофильм.

14. Петрушко В.И. История Русской Православной Церкви (ПСТБИ). Ч. 1 – 8. Видеофильм.

15. Последний русский царь. Видеофильм.

16. Гефсимания царя-мученика. Видеофильм.

17. За други своя. Видеофильм.

18. Приди и виждь. Видеофильм.

19. Приди и виждь (старец иеросхимонах Серафим Вырицкий). Видеофильм.

20. Феофан Затворник и Вышенская Пустынь. Видеофильм.

21. Монахи. Диалог с историей. Видеофильм.

22. Оптина Пустынь. 5 видеофильмов о Св.-Введенском монастыре. Видеофильм.

23. Оптина Пустынь. 6 видеофильмов о Св.-Введенском монастыре. Видеофильм.

1. http://www.hristianstvo.ru/. Православное христианство. Каталог православных ресурсов сети Интернет

2. www.sedmitza.ru. Сайт церковно-научного центра «Православная энциклопедия»

3. http://www.orthedu.ru/nbpi/nbpi/posobia.htm - Библиотека Новосибирского Православного Богословского института

4. http://www.russian-inok.org/ Библиотека сайта «Русский инок»

 

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Акафист (греч. – неседальный) – одна из форм церковного гимна, ведущая начало от песнопения в честь Богородицы.

Александро-Невская Лавра – мужской православный монастырь, основанный в Петербурге в 1710 году по распоряжению Петра I.

Аллилуйя (др.-евр. – хвалите Бога) – краткое песнопение, часто употребляемое в богослужениях и молитвах.

Алтарь (лат. – жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.

Амвон (греч. – восходить) – центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.

Аминь (с др.-евр.) – воистину, верно, бесспорно, так будет, да. Произносится в конце молитв.

Аналой (греч.) – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги.

Анафема – отлучение или отсечение от общения с Церковью, объявляемое церковной властью еретикам. Русской Православной Церковью предавались анафеме руководители восстаний И.Болотников, С.Разин, Е. Пугачев, декабристы. В январе 1918 года Патриарх Тихон предал анафеме Советскую власть.

Ангел (греч. – вестник) – бесплотное существо, дух, одаренный разумом и волею, посылаемый Богом на спасение людей.

Ангел-хранитель – ангел, приставляемый Богом к каждому человеку при крещении, охраняющий его, помогающий в добрых делах, а по смерти – отводящий душу в загробный мир.

Андреевский крест – косой крест в форме буквы X. По преданию, апостол Андрей Первозванный был распят на таком кресте. Был с древнейших времен в большом почитании, так как одновременно рассматривался как символ имени Христа (греч. X). В России синий косой крест изображается на флаге военных судов. Учрежденный Петром I орден Андрея Первозванного с изображением святого, распятого на кресте, был первым русским орденом и являлся самой высокой наградой в Российской империи.

Андреевский Преображенский монастырь – мужской монастырь, основанный в 1648 году в Москве, у подножия Воробьевых гор. В 17 веке здесь помещалась первая в Москве школа, в начале 18 века – приют для подкидышей и беспризорных детей. В монастыре была богатая библиотека, монахи занимались переводом книг с иностранных языков. В настоящее время возвращен Русской Православной Церкви.

Апостол [греч. άπóστολος от глаг. греч. άποστέλλω “посылать“], двенадцать учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов (Мк. 3. 14), говорили от Его имени (Мк. 6. 6-13). Христос наделяет апостолов своею властью: “Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня” (Мф. 10. 40). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа (Пятидесятница) становятся во главе христианской церкви.

Батюшка – традиционное для православной Руси именование священника.

Бессребреник [греч. άνάργυρος], разряд святых, особо прославившихся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Наименование бессребренников усваивается в православной традиции прежде всего свв. Косьме и Дамиану, родным братьям, пострадавшим как мученики во второй половине III в.

Благоверный [греч. ενσεβής, лат. pius], разряд святых из монархов, прославившихся своим благочестием, милостью и заботой об укреплении христианской веры. Богословское обоснование почитания отдельных монархов как святых составляют особые отношения между Богом и монархом как поставленным от Бога устроителем земной жизни, судьей и хранителем закона. Христианская мысль опирается при этом на ветхозаветную традицию. В Св. Писании установление царской власти в Израиле описывается как акт богоизбрания. В качестве святых правителей Русской Церковью почитаются лишь немногие князья (св. Ольга, св. Владимир, св. Александр Невский и некоторые другие), основное же число княжеских канонизаций приходится на князей-мучеников и князей-страстотерпцев, таких как свв. Борис и Глеб, св. Игорь Олегович, св. Андрей Боголюбский, св. Михаил Черниговский и др.

Благословение – осенение кого-либо крестным знамением.

Благочинный – священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенной ему части епархии – благочинии. Благочинные есть и в монастырях.

Блаженный [греч. μαχάριος, лат. beatus], в XIX в. данный эпитет стали прилагать в России к святым, почитаемым в других христианских исповеданиях (прежде всего, у католиков), в тех случаях, когда почитание их установилось до разделения церквей и тем самым признается православной церковью (ср.: блаженный Августин, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Киррский и т.д.).

Боголюбская икона Божией Матери – первая русская икона, чудотворная, написана в память о чудесном явлении Пресвятой Богородицы святому благоверному князю Андрею Боголюбскому в 1155 году (празднование 18 июня/1 июля).

Богослужебные книги – книги, по которым совершается богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триодь постная. Триодь цветная, Ирмологий, Акафистник, Типикон, Требник и другие. Кроме этих книг, называющихся "простыми", существуют еще и богослужебные нотные книги.

Богослужение – внешнее выражение религиозной веры в молитвах и обрядах. Ежесуточный круг православных богослужений включает в себя девять служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы и литургию (обедню). Кроме основных, регулярных богослужений, существует целый ряд служб, совершающихся по просьбам верующих (молебны, панихиды и другие), а также богослужения таинств.

Брак – одно из семи церковных таинств, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, по образу духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и воспитания детей. Совершается так: после обручения, во время которого священник передает жениху и невесте зажженные свечи и надевает кольца, которыми они затем троекратно обмениваются, жених и невеста подходят к алтарю и становятся на белый плат перед аналоем. На аналое – крест и Евангелие. Священник, спросив, твердое ли у них намерение вступить в брак и не обещались ли они кому-нибудь другому, читает молитвы и возлагает на головы жениха и невесты венцы. Затем венчающиеся пьют из чаши вино, и под песнопения священник трижды обводит их вокруг аналоя. После чего венцы снимаются, и читаются завершающие молитвы. По традиции муж благословляется иконой Спасителя, жена – иконой Богородицы. Венчание не совершается во время постов, на пасхальной неделе, во время святок, а также во вторник, четверг и субботу в течение всего года.

Валаамский монастырь, Спасо-Преображенский – находится на острове Валаам, в северо-западной части Ладожского озера. Монашеское поселение существовало с 12 века. Основателями монастыря являются преподобные Герман и Сергий. Находясь на границе новгородских и шведских владений, часто подвергался нападению иноземцев, разорявших его и сжигавших дотла, но всякий раз восстанавливался, чтобы стать еще величественнее и краше.

Великий пост (Четыредесятница) – время строгого воздержания и углубленной молитвы, приготовляющее христиан к достойной встрече праздника Воскресения Христова – Пасхи. Установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне.

Великомученик [греч. μεγαλόμαρτυρ, лат. magnus martyr], мученики, страдальцы, претерпевшие за Христа особенно тяжкие и продолжительные муки.

Вериги – ручные или ножные железные оковы или железные цепи, надевавшиеся подвижниками - аскетами для измождения тела.

Викарий – епископ, помогающий архиепископу или митрополиту в делах управления епархией.

Владимирская икона Божией Матери – великая святыня земли Русской. Согласно преданию, она была написана еще при жизни Богородицы святым апостолом и евангелистом Лукой. Привезена в Киев из Константинополя в 12 веке. Святой Андрей Боголюбский перенес ее в Боголюбово, откуда она попала во Владимир. Много чудес истекало от этой иконы. В 1146 году она сопровождала князя Андрея Боголюбского в его победоносном походе против волжских болгар. В 1185 году, когда сгорел Владимирский собор, она сохранилась. Осталась невредимой и при разорении Владимира Батыем в 1237 году. В связи с нашествием Тамерлана, икона в 1395 году была перенесена в Москву. В час встречи иконы в Москве Тамерлан увидел во сне Деву, которую окружали ангелы с огненными мечами. Устрашившись, Тамерлан бежал. На месте встречи иконы был затем построен Сретенский монастырь, а 26 августа/8 сентября с тех пор отмечается праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Праздненство 23 июня/6 июля совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году. Тогда хан Ахмат с громадными полчищами подошел к реке Угре. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к сражению – событие это вошло в историю под названием: "Стояние на реке Угре". Вся Москва молилась Пресвятой Богородице о спасении православной столицы, и Матерь Божия заступилась за землю Русскую: враги бросились бежать, гонимые страхом. 21 мая/З июня установлено праздненство в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. В это грозное время вся Москва снова молилась Пресвятой Богородице, и снова Она защитила нас: войско хана без видимых причин бежало.

Водоосвящение или водосвятие – древний церковный обряд: троекратным погружением креста при соответствующем молитвословии призывается на воду благословение Божие. Церковь различает водоосвящение великое и малое. Великое бывает в навечерие праздника Богоявления (Крещения Господня) и в самый день Богоявления (Крещения Господня) по окончании литургии. Вода освящается обыкновенно в реке, озере или источнике. Малое водоосвящение совершается 1/14 августа – на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, и в день Преполовения Пятидесятницы, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Евангелие от Иоанна 4, 14). Малое водоосвящение бывает также перед литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и окроплением. Наконец, этот священнодейственный обряд может совершаться во всякое время по желанию верующих.

Восприемник – крестный отец (мать). От взрослого человека, который хочет креститься, требуется знание истин христианской веры, в частности, Символа веры. Младенцам же Церковь дает духовных наставников – крестных. Обязанность восприемников (крестных) – научить своих маленьких крестников истинам христианской веры и всю свою дальнейшую жизнь духовно опекать их и молиться за них, как за родных детей.

Данилов монастырь (Свято-Данилов) – мужской монастырь, основанный в конце 13 века князем Даниилом Московским. Монастырь-крепость, защищал Москву с серпуховского направления, откуда обычно приходили ордынцы.Уже в 1293 г. монастырь был разграблен и сожжен татарами, в 1606 году он оборонял город от войск Болотникова, в 1610 году его обстреливали войска Лжедмитрия II. При монастыре было небольшое кладбище, где нашли последнее пристанище Н.В.Гоголь, поэты М.А.Дмитриев и Н.М.Языков, художник В.Г.Перов, славянофил А.С.Хомяков. В 1931 году кладбище было уничтожено, прах Гоголя, Хомякова и Языкова перенесли на Новодевичье кладбище, прах Перова – в Донской монастырь. В 1929 г. Свято-Данилов монастырь был закрыт, в нем устроили детский приемник-распределитель. В 1983 г. монастырь восстановлен и открыт вновь, на его территории находится резиденция Патриарха Московского и всея Руси.

«Державная» икона Божией Матери – явила себя русскому народу 2/15 марта 1917 года в день отречения Царя Николая II от престола. Эта икона явилась в двух сновидениях крестьянке Евдокии Андриановой и указала место, где ее искать. Придя по этому указанию в церковь села Коломенского, Евдокия рассказала обо всем настоятелю, и после долгих поисков в церковном подвале среди всякой рухляди была найдена старая черная икона. Когда ее промыли, всем присутствовавшим в храме открылось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красном царском одеянии, с короной на голове и знаками царского достоинства – скипетром и державой – в руках. Евдокия признала в этой иконе виденное ею во сне. Священник сейчас же отслужил молебен. По всей России быстро распространилась весть о том, что Сама Царица Небесная взяла на себя верховную власть над народом, отвергшем своего царя и вставшем на погибельный путь богоборчества. Празднование иконе совершается 2/15 марта.

Духовник – священник, совершающий таинство покаяния (принимающий исповедь). Под страхом лишения духовного сана обязан хранить тайну исповеди.

Епархия [греч. έπαρχία], название единицы административного подразделения в Греко-римской империи со времени Константина Великого. Территория в церковном отношении подчиненная архиерею. Разделяется на благочиния, каждое из которых состоит из нескольких приходов.

Епископ [греч. επίσκοποζ – букв. надзиратель, блюститель]. Третья, высшая степень церковной иерархии, совмещающий в себе всю полноту апостольской власти.

Иерархия (греч. – священноначалие) – общее название для всех трех степеней священства: диакона, пресвитера (священника) и епископа.

Иерей (греч.) – священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения.

Иеродиакон – монах в сане диакона.

Иеромонах – монах в сане иерея.

Илитон (греч. – платок, обертка) – плат, в который завернут антиминс.

Инок – монах.

Иподиакон – служитель Церкви, по положению ниже диакона. При архиерейском богослужении иподиаконы облачают епископа, подкладывают ему под ноги орлецы – специальные половики, на которые он должен становиться, передают ему дикирий, трикирий, жезл и т.д.

Исповедник [греч. óμολογητής, лат. confessor], древнейший разряд святых, прославляемых Церковью за открытое оглашение своей веры в Христа во время гонений; к числу исповедников причислялись те христиане, которые, претерпев мучения, остались – в отличие от мучеников – в живых.

Калики, или калеки перехожие, старинное название для странников слепцов, поющих духовные стихи. В древней Руси слово калика или калека обозначало не искалеченного человека, а человека, много странствовавшего и побывавшего в святых местах.

Канонизация [греч. άναχερύσις, лат. canonizatio, от греч. χανών в значении “список, каталог“], причтение усопшего подвижника к лику святых.

Киево-Печерская Лавра – древнейший из русских монастырей, основан при Ярославе Мудром в 1051 году. В искусственно созданных пещерах, которым монастырь обязан своим названием, были устроены монашеские кельи и подземные храмы. Здесь же производились захоронения умерших насельников монастыря. Позднее были возведены и надземные сооружения. В пещерах монастыря покоятся мощи святых преподобных Антония и Феодосия – отцов-основателей монастыря, святого Илии Муромца, святого Нестора Летописца и многих других русских святых.

Лавра [греч. Λαύρα – улица, проход, поселок], название монастыря, взятое от его древнейшего внешнего вида. Иногда Л. Входила в состав общины, каждый из членов которой жил отдельно от других, хозяйничал и трудился для себя; Л., таким образом, занимала середину между строгим отшельничеством и строгим общежитием. С течением времени название Л. стало усваиваться монастырям, возвышающимся над другими своей обширностью, многолюдством и богатством. В настоящее время на территории России две Лавры: Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде под Москвой и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Еще две Лавры: Киево-Печерская и Почаевская – находятся на территории Украины.

Мантия – монашеское одеяние: длинная, без рукавов, накидка с одной застежкой – на вороте.

Марфо-Мариинская обитель – женский монастырь, община сестер милосердия. Основана в 1908 году Великой княгиней Елизаветой Феодоровной. Храм Покрова Богородицы, стены и корпуса обители были сооружены в 1908-1912 годах по проекту архитектора А.В. Щусева, использовавшего элементы средневекового псковско-новгородского зодчества. В 1926 году обитель была закрыта, в настоящее время – возвращена Церкви. Внутри храма сохранились фрески работы М.В. Нестерова и П.Д. Корина.

Миро – благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ. В странах Востока с древнейших времен использовалось для умащения тела умершего. В Православной Церкви святое миро, освященное епископом (обычно – Патриархом), используется для совершения таинства миропомазания.

Миряне – рядовые верующие.

Миссионерство – деятельность церковных организаций по распространению религии.

Митра – богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники.

Митрополит – архиерей очень крупной церковной области.

Молебен – богослужение, имеющее просительный или благодарственный характер.

Мученик [греч. μάρτυς, лат. martyr], древнейший разряд святых, прославляемых Церковью за мученическую смерть, принятую ими за веру. Основным значением [греч. μάρτυς] является свидетель.

Мясоед – время, когда разрешено есть мясо и другую скоромную пищу.

Мясопуст (масленица) – неделя перед Великим постом, когда уже запрещается есть мясо, но разрешается употреблять в пищу сыр, масло, молоко и рыбу.

Настоятель – старшее духовное лицо в монастыре, храме.

Неделя (от – не делать) – нерабочий день, воскресенье.

Неофит (греч. – новообращенный) – новокрещенный, новоначальный член Церкви.

Нимб – сияние вокруг головы: знак Божией благодати в виде диска или световых лучей, изображаемый на иконах как символ духовной славы.

Обедня – народное название литургии, происшедшее от слова "обед" (литургия совершается до обеда).

Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.

Обручение – обряд, предшествующий таинству брака (см. Венчание). Древнерусское название связано либо с тем, что священник соединяет руки жениха и невесты, либо от слова "обруч" – кольцо, так как обручающимся надеваются кольца.

Оглашение – сообщение христианского учения вступающим в Церковь. Производится перед крещением.

Оклад – накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя. Изготовлялось из цветных металлов, жемчуга, бисера, золотого шитья, резного золоченого дерева. Иногда украшалось драгоценными камнями. Оклады прикрывают отдельные части живописи или всю поверхность, кроме лика, рук и ног.

Октоих (греч. – восемь голосов) – богослужебная книга, включающая в себя песнопения на восемь гласов – основных церковных напевов.

Омофор – часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту, лежащую на плечах.

Орарь (греч. – стерегу) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором во время богослужения стоит архиерей.

Осанна (евр. – спаси же) – молитвенный возглас древних евреев, употреблявшийся при торжествах и молитвах. Такими возгласами народ встречал Иисуса Христа, когда Он въезжал на ослике в Иерусалим (Вход Господень в Иерусалим).

Остромирово Евангелие – один из древнейших памятников церковно-славянской письменности и древнейший памятник русской редакции. Написано в 1056-1057 годах для новгородского посадника Остромира (во святом крещении Иосифа) диаконом Григорием. Хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Отпевание – богослужение, совершаемое при похоронах.

Отпуст – заключительные слова православного богослужения, произносимые священником, после которых молящиеся "отпускаются" из храма. Отпусты разнообразны по содержанию, которое зависит от дня недели, празднуемого события, названия храма и вида богослужения. Неизменными остаются слова: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери... и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".

Паломник – богомолец, совершающий путешествие к святым местам

и местам на поклонение.

Патерик (греч. – отеческий) – сборник жизнеописаний подвижников благочестия той или иной области, того или иного монастыря, или житий святых отцов Церкви. Может включать в себя краткие поучения, слова этих отцов.

Патриарх (греч. – родоначальник) – первосвятитель, высший священноначальник (архиерей) страны.

Постриг – богослужение, совершаемое при принятии монашества.

Пострижение (волос) – церковный обряд, во время которого ножницами крест-накрест срезаются четыре прядки волос. Совершается, во-первых, над новокрещенными после таинства миропомазания; во-вторых, при посвящении в чтеца и певца; в третьих, при посвящении в монашество.

Православие – единственное исповедание христианской веры, которое хранит учение Христа и апостолов неизменно, в том виде, в котором оно изложено в Священном Писании, Священном Предании и в древнем Символе веры Вселенской Церкви.

Преподобный – святой из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавший высшее нравственное достоинство.

Пресвитер (греч. – старший) – древнейшее название священника, духовного лица, посвященного во вторую степень священства.

Приход – церковная община, объединенная вокруг одного храма.

Причетник – член причта церкви, церковнослужитель – общее название всех клириков, за исключением диакона и священника. Их обязанность – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях.

Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (чтецы, пономари и другие).

Просфора (греч. – приношение) – небольшой круглый хлебец, состоящий из двух соединенных частей, символизирующих две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. На верхней части просфоры специальными печатями делают оттиски изображений креста, Божией Матери или святых.

Протодиакон – первый (главный) диакон в епархии.

Протоиерей – старший иерей (священник), обычно настоятель храма. Звание жалуется как почетное: за заслуги перед Церковью.

Прощеное воскресенье – последнее воскресенье перед Великим постом. Когда все верующие, включая священнослужителей, просят друг у друга прощения за нанесенные обиды.

Пустынь – уединенное монашеское поселение.

Равноапостольные – святые, которые, подобно апостолам, проповедовали и утверждали веру Христову (например, святые царь Константин и матерь его Елена, святой благоверный князь Владимир).

Радоница – день поминовения усопших, отмечаемый во второй вторник после Пасхи.

Разрешительная молитва – напечатанная на листе бумаги особая молитва, читаемая священником вслух над каждым умершим (старше семи лет) при отпевании, после чтения Евангелия. По прочтении молитвы лист складывается и влагается в руку умершего. Текст молитвы очень древний, заимствован из литургии апостола Иакова (1 век).

Рака – гробница, большой, красиво украшенный ларь, в котором помещаются (часто – вместе с гробом) мощи святого.

Ряса – верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов. Для покроя характерны длинные и очень широкие рукава.

Святки ("Святые дни") – 12 дней от праздника Рождества Христова (25 декабря/ 7 января) до праздника Крещения (6/19 января), установленные в воспоминание о рождении и крещении Господа нашего Иисуса Христа. В эти дни воспрещен пост, коленопреклонения, совершение таинства брака.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра – мужской монастырь, находящийся в семидесяти километрах к северу от Москвы в Сергиевом Посаде. Признанный духовный центр русского православия. Основана в 14 веке преподобным Сергием Радонежским. В 1380 году Димитрий Донской получал в Лавре благословение преподобного Сергия на Куликовскую битву. В 1608 году монастырь выдержал долгую осаду поляков, сыграв важную роль в войне против них, так как помогал Москве и молитвами, и деньгами, и людьми. И много раз еще в самые трудные для нашего Отечества дни, как молитвенная, так и материальная помощь монастыря оказывалась в прямом смысле спасительной. В Лавре находится несколько храмов, братские (монашеские) корпуса, Московская духовная семинария и Московская духовная академия, музей.

Святцы (месяцеслов) – календарь с указанием имен празднуемых святых. По святцам определяется день именин (тезоименитства) всякого крещеного человека, то есть день памяти того святого, имя которого он носит.

Священник – служитель Церкви, посвященный во вторую степень священства и имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.

Седмица (от слав. – семь) – церковное название семи дней, обычно именуемых неделею (неделей в церковном календаре называется день воскресный). Начинается в субботу вечером.

Семинария (лат. – рассадник) – учебное заведение для подготовки священнослужителей.

Синод Святейший Правительствующий – орган церковного управления, учрежденный Петром I после ликвидации патриаршества в 1721 году. Во главе его стоял правительственный чиновник – обер-прокурор, который фактически руководил всей деятельностью Церкви. Сделано это было для подчинения Церкви государственной власти. Синод просуществовал до 1917 года, когда было восстановлено патриаршество.

Синодик – записная книжка, в которую записывают имена усопших и живых родных и близких для молитвенного поминовения.

Скит – небольшая уединенная обитель, где живут монахи, подвизаясь в молитве, посте и трудах. Устав скитского жития, по сравнению с общемонастырским, отличается большею строгостью.

Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России. Основана в 1687 году. В разные годы в ней учились: М. Ломоносов, поэты А. Кантемир и В. Тредиаковский. В 1814 году преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиев монастырь.

Служебник – книга, в которой собраны тексты основных богослужений: вечерни, утрени, литургии Иоанна Златоуста, литургии Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров.

Смоленская икона Божией Матери – чудотворная икона, которая, по преданию, является одной из икон, современных Самой Богородице. Она первой из византийских чудотворных икон прибыла на Русь. Один из исторических источников свидетельствует, что византийский император Константин Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая ее в 1046 году замуж за князя Всеволода Ярославича. Впоследствии перенесенная сыном Всеволода Ярославича Владимиром Мономахом из Чернигова в Смоленск, она прославилась на Руси как Смоленская.

Соловецкий Преображенский монастырь – мужской монастырь, основанный святым Савватием в 1429 году на Соловецком острове Белого моря. Крупный духовный центр русского православия и важный оборонительный пункт, отбивавший нападения шведов, финляндцев, англичан. В годы Советской власти – лагерь для заключенных, первыми из которых были несколько архиереев и сотни православных священников – все они были расстреляны в конце двадцатых годов. В настоящее время возвращен Церкви.

Сороковины – поминовение усопшего на сороковой день после кончины.

Старообрядчество – последование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а внешних сторон церковной жизни, то есть всего того, что относится к церковным обычаям и обрядам.
В России – религиозно-общественное движение с середины 17 века. Возникло как следствие реформ Патриарха Никона. Старообрядцы выступали против нововведений, поддержанных, между тем, всеми иерархами Русской Православной Церкви, за сохранение старых обрядов (в частности, сложения двух, а не трех перстов при осенении себя крестным знамением и некоторых других). Противоборство приняло резкие формы: последовали гонения на раскольников, которые вынуждены были уходить в глухие леса и там селиться. С начала 18 века преследование правительством "староверов" несколько смягчилось, а затем и вовсе было прекращено

Суеверие – уклонение от чистого духа истинной веры, измена Богу – опасный грех, проявляющийся в веровании приметам, гаданиям, "вещим" снам, заговорам, астрологическим предсказаниям. В новозаветные времена Церковь всегда чрезвычайно строго наказывала за следование суевериям. А по Морскому уставу Петра Первого, за религиозное суеверие полагалась даже смертная казнь.

Схизма (греч. – раскол) – церковные разделения, не сопровождающиеся отказом от признания церковных догматов. В этом отличие схизмы от ереси.

Схизматик – раскольник.

Схима (греч. – монашеское облачение) – великий ангельский образ, высшая степень монашеского подвига, предписывающая затвор в монастыре и соблюдение особо строгих монашеских правил.

Утреня – богослужение, получившее свое название оттого, что совершалось рано утром. В настоящее время совершается после вечерни, накануне наступления нового дня.

Христа Спасителя храм – воздвигнут в 1839-1883 годах на берегу реки Москвы неподалеку от Кремля в память Отечественной войны 1812 года. Архитектор – К.А. Тон. В оформлении принимали участие крупнейшие художники и скульпторы 19 века: П.К. Клодт, Ф.П. Толстой, В.В. Верещагин, В.М. Васнецов, В.И. Суриков, К.Е. Маковский и другие. В 1931 году храм был взорван. На его месте сначала предполагалось воздвигнуть гигантский Дворец Советов, затем был устроен открытый плавательный бассейн. В настоящее время храм восстановлен.

Христосование – троекратное пасхальное целование с приветственными возгласами: "Христос воскресе!" – "Воистину воскресе!"

Церковнослужитель – низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, которые, не имея благодати священства, посвящаются на то или иное служение в церкви.

Шестой час – одно из богослужений суточного круга, совершаемое после третьего часа, перед литургией.

Шестопсалмие – шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. На время чтения в храме гасится свет и все свечи.

Экзарх – архиерей, облеченный властью управлять особо крупным церковным округом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.