Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование и оценка физического развития детей




ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Заболеваемость тонзиллитом

Заболеваемость ОРВИ

Заболеваемость корью

Заболеваемость коклюшем

Всего 4,2 1,1 3,6

Заболеваемость скарлатиной

Общая заболеваемость

Подготовительная группа

Средняя группа

I 60 80 60 60 80 60

II 30 20 30 30 20 40

Ф.Р. 20 10 20 20 10 30

О.Д. 6 10 10 10 10 10

0. З. - - - - - -

С-С С 2 - - - - -

ОДА 2 - - - - -

III 10 - 10 10 - -

Старшая группа:

I 45 80 60 50 80 65

II 45 20 40 50 20 35

Ф. Р. 30 10 15 15 10 30

О.Д. 10 - 15 15 10 5

О.З. 3 10 - - - -

С-С С - - 5 10 - -

ОДА 2 - 5 10 - -

III 10 - - - - -

I 75 65 60 40 75 65

II 25 35 40 60 15 35

Ф.Р. 10 10 15 15 5 30

О.Д. 10 10 15 15 10 5

О.З. 5 15 - - - -

С-С С - - 5 15 - -

ОДА - - 5 15 - -

III - - - - 10 5

- - - - 10 5

Задача №3.

Оценить заболеваемость, найти возможные причины, разработать план мероприятий.

Заболеваемость по обращаемости /количество дней, пропущенных детьми по болезни/.

Контингент ДОУ №

№ 1 № 9 №13

Всего 1209,1 2250,2 1586,8

ПД 1445,1 3051,8 2281,2

Д 1158,4 1882,3 1350,3

Всего 144,0 241,0 201,0

ПД 148,0 218,0 278,0

Д 142,0 222,0 174,0

ПД 5,7 1,7 1,7

Д 2,1 0,8 4,2

Всего - 2,6 3,8

ПД - - -

Д - - 4,1

Всего - - 3,8

ПД - - -

Д - - 4,1

Всего 116,2 177,6 164,2

ПД 122,5 206,8 224,1

Д 113,6 163,2 144,3

Всего 5,72 - 1,6

ПД 4,2 - -

Д 6,33 - 1,8

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 4.

Заболеваемость учащихся 1-х, 3-х, 6-х классов:

 

Общая заболеваемость 69,06 48,4 31,3

Заболеваемость ангиной 0,9 6,3 12,8

Частоболеющие дети - 8,4 16,1

 

ЦЕЛЬ занятия: научить студентов методам оценки физического развития детей и подростков, режима занятий в школе, оценки школьной мебели..

Физическое развитие детей и подростков является важным показателем состояния их здоровья и составляет одну из существенных сторон медицин­ских осмотров.

Характеристика физического развития детей определяется на основа­нии соматометрических - антропометрических (длина тела в положении сидя и стоя, вес, окружность грудной клетки и др.), физиометрических (измере­ния жизненной ёмкости легких, мышечной силы), соматоскопических (оценка условными баллами состояния костной и мышечной системы, жироотложения, признаков полового развития).

Результаты антропометрических измерений сами по себе не могут иметь решающего значения для оценки физического развития. Они должны обязательно быть сопоставлены с данными общего медицинского обследова­ния, т.к. одни хорошие антропометрические показатели не всегда говорят о нормальном физическом развитии. Иногда приходится включать в план уг­лубленных мед. осмотров клинические исследования, рентгеноскопию и т.д.

Чтобы правильно использовать результаты антропометрических измере­ний и сделать на основании их соответствующие выводы, необходимо полу­ченные данные подвергнуть сложной статистической обработке.

Необходимым условием статистического анализа является массовость обследования. Это дает возможность ввести более правильные средние дан­ные по характеристике развития обследованного коллектива. При изучении физического развития детей и подростков необходимо отбирать однородные типы школ, детских учреждений. В каждом из них должны обследоваться все дети (исключая карточки детей с резко выраженными деформациями скеле­та).

Число обследуемых школьников в каждой возрастно-половой группе должно быть не менее ста человек. Оценка индивидуальных антропометри­ческих данных производится путем сравнения их с местными стандартами физического развития, разработанными для однородного детского контин­гента на основе большого числа обследований школьников разного возрас­та, пола, и находившихся в одних и тех же социально-бытовых условиях.

В практике составления таких стандартов берутся три показателя фи­зического развития, суммарно отражающие закономерности структурного развития организма: рост, окружность груди, вес.

Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину «M», являющуюся для него типичной средней и среднеквадратическое откло­нение, позволяющее оценить степень отклонения индивидуальных величин того или иного признака от его средней. Сравнивая индивидуальные данные ребенка со средними величинами-стандартами, врач может установить их соответствие средним возрастно-половым нормам и определить величину отклонения (в сторону больших или меньших величин).

Для оценки физического развития детей условно принято пять групп сигмальных отклонений от средней арифметической величины ± σ

М ± 1 σ - среднее физическое развитие

М + 2 σ - физическое развитие выше среднего

М - 2 σ - физическое развитие ниже среднего

М + 3 σ - хорошее физическое развитие

М - 3 σ - плохое физическое развитие.

Для вычисления сигмальных отклонений от типичных средних величин необходимо каждый показатель физического развития обследуемого школь­ника сравнить с соответствующим показателем стандартов физического развития, найти разницу (положительную или отрицательную), и поделить на среднее квадратическое отклонение (σ),соответствующую признаку.

При оценке физического развития по стандартам признаки оцениваются изолированно, без учета их взаимосвязи. При этом можно допустить ошибку: встречаются дети невысокого роста с несколько меньшим весом и меньшей окружностью грудной клетки, чем это требуется по стандартам для их возраста.

Оценивая эти признаки по общей сигме, можно составить ошибочное представление о некотором отставании физического развития. Поэтому оценку физического развития следует производить с учетом взаимосвязи признаков, т.е. не общей сигме, а по частной сигме. При этом никакого отставания физического развития не будет обнаружено и мы увидим, что при небольшом росте ребенка вес и окружность грудной клетки соответствует данному росту, т.е. он имеет правильное сложение и доста­точную упитанность.

В другом случае при высоком росте вес и грудная клетка, оцененные по общей системе как «средние» для данного возраста, могут в действи­тельности (оцененные по частной сигме) оказаться недостаточным для данного возраста, в данном случае будет характеризоваться как высоко­рослый, узкогрудый при недостаточном весе. Поэтому для более объективной оценки физического развития в настоящее время применяется метод шкалы регрессии.

Шкала регрессии строится с учетом степени зависимости между призна­ками для каждого возраста и пола с указанием для каждого признака средней арифметической (М), общей сигмы (σ) роста, частной сигмы - сигмы регрессии (σR), коэффициента регрессии (Rx/y). σR- сигма регрессии или частная сигма служат для определения величины индивидуального отклонения приз­нака. (Rx/y) - коэффициент регрессии показывает величину изменения одного признака при изменении другого на единицу роста.

Используя шкалу регрессии, прежде всего определяют, к какой группе величины относится рост обследуемого ребенка. С учетом средних вели­чин сигмальных отклонений существует 5 ростовых групп:

М ± 1 σ - среднее

М + до 2 σ - выше среднего

М + до 3 σ - высокие

М – до 2 σ - ниже среднего

М – до 3 σ - низкие

Затем находят соответствующие этому росту показатели веса, ОГ. Чтобы оценить степень отставания веса и ОГ в сигмах регрессии σRнаходят разницу между физическими величинами, указанными в таблице и делят разницу на сигму регрессии (σR).

Определяя степень физического развития, необходимо учитывать: если показатели веса и ОГ не выходят за пределы ±1 σRот должного, физичес­кое развитие считается средним при данном росте. Если эти показатели превышают должные от 1 σRдо 2 σRфизическое развитие оценивается как выше среднего, при превышении 2 σR- как высокое. При отставании показа­телей веса и ОГ на 1 σRдо 2 σRфиз. развитие считается ниже среднего, при отставании более 2 σR- низкое.

Этот метод дает возможность производить оценку физического развития по совокупности основных показателей (рост, масса, ОГ). Однако изолиро­ванное использование его не отвечает современным требованиям, т.к. он не дает полной физ. характеристики ребенка. Вместе с тем известно, что темпы индивидуального развития не одинаковы и в любой возрастной груп­пе существуют индивидуумы, значительно опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. В связи с этим в настоящее время используется как комплексная схема оценки физического развития, так и мор­фологическое состояние организма. По данной методике оценку физического разви­тия осуществляют в два этапа:

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Устанавливают уровень биоло­гического развития (биологический возраст) по показателям длины тела стоя (рост), погодовой прибавке длины тела, количеству постоянных зу­бов, степени развития вторичных половых признаков и сроку появления менструаций у девочек. Эти признаки находятся во взаимной связи, подк­репляют и дополняют друг друга. Они должны быть включены в программу углубленного медицинского осмотра. Уровень биологического развития ребенка оп­ределяют по таблицам. Пользуясь этими таблицами, сравни­вают данные ребенка со средними возрастными показателями. Определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отс­тавание от него.

При отставании или опережении большинства показателей на 2 года и бо­лее следует констатировать отставание или опережение темпов возрастно­го развития.

В младшем возрасте ведущими показателями биологического развития являются длина тела и число постоянных зубов. В среднем и старшем воз­расте - характер погодовых прибавок и степень выраженности вторичных половых признаков.

ВТОРОЙ ЭТАП. Определение функционального состояния организма. С этой целью используют упомянутые ранее шкалы регрессии (по длине тела) и возрастные стандарты функциональных показателей: (мышечную силу, жиз­ненную емкость легких /Ж. Е. Л./).

Морфофункциональное состояние оценивают не по абсолютному значению основных показателей, а по соотношению между ними. Учитывается соответс­твие массы тела и окружности груди, длина тела по шкале регрессии как описано выше. Морфофункциональное состояние оценивается как гармонич­ное, дисгармоничное, резко дисгармоничное.

ГАРМОНИЧНЫМ следует считать состояние при котором масса тела и ОГ соответствует длине тела и отличаются от должного в пределах одной частной сигмы (σR) исключение составляют те случаи, когда масса тела превышает должное более чем на 1 σRза счет развития мускулатуры. Физи­ческое развитие таких лиц определяется как гармоничное. Функциональные показатели, как правило, соответствует возрастной норме М ±1σ или превы­шает ее.

ДИСГАРМОНИЧНЫМ следует считать морфофункциональное состояние при котором масса тела и ОГ менее должных на 1,1 - 2 σRили более должных на ту же величину за счет повышенного жироотложения.

РЕЗКО ДИСГАРМОНИЧНЫМ считается морфофункциональное состояние, при котором масса тела и ОГ отстают от должных на 2,1σR и более превышает должное на ту же величину за счет избыточного жироотложения. При дисгармоничном и резко дисгармоничном развитии функциональные показатели, как правило ниже возрастной нормы.

 

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

 

 
 

ТАБЛИЦЫ

для оценки физического развития детей школьного возраста г. Рязани

(шкала регрессии по росту). По материалам А.Л.Ванштей и Д.И.Арон

Таблица 5

    Границы сигмальных отклонений Мальчики 8 лет Девочки 8 лет
Рост в см Вес в кг Окружность грудной клетки Рост в см Вес в кг Окружность грудной клетки
Низкие От М – 2,5s и ниже   18,7 19,2 19,7 56,5 56,9 57,3     18,7 19,4   56,0 56,2
Ниже средних От М – 1s до М – 2s   20,3 20,8 21,3 21,6 22,3 57,7 58,0 58,4 58,8 59,1   20,3 20,4 20,9 21,2 21,8 56,7 57,0 57,2 57,5 57,7
Средние величины   22,9 23,4 23,9 24,4 24,9 25,5 26,0 26,5 27,0 27,6 28,1 18,6 29,1 59,5 59,9 60,2 60,6 61,0 61,4 61,7 62,1 62,5 62,8 63,2 63,6 63,9   22,2 22,6 23,1 23,5 24,0 24,4 24,8 25,8 25,7 26,2 26,6 58,0 58,2 58,5 58,7 59,0 59,2 59,8 59,7 60,0 60,2 60,5
Выше средних От М + 1s до М + 2s   29,6 30,2 30,7 31,2 31,7 64,4 64,7 65,1 65,4 65,8   27,0 27,5 27,9 28,4 28,8 29,2 60,7 61,0 61,2 61,5 61,7 62,0
Высокие От М + 2,5s и выше   32,2 32,8 33,3 66,2 66,5 66,9   29,7 30,1 62,2 62,8
М s Ry/x sR 124,94 5,66 - - 25,94 - 0,52 2,21 61,70 - 0,37 2,85 122,96 5,36 - - 24,38 - 0,44 2,18 59,22 - 0,25 2,25

 

Таблица 6

  Границы сигмальных отклонений Мальчики 9 лет Девочки 9 лет
Рост в см Вес в кг Окружность грудной клетки Рост в см Вес в кг Окружность грудной клетки
             
Низкие От М – 2,5s и ниже   21,6 22,0 22,4 58,8 59,1 59,3   20,4 20,8 21,2 55,2 55,6 55,9
Ниже средних От М – 1s до М – 2s   22,9 23,3 23,7 24,1 24,5 59,6 59,9 60,1 60,4 60,7   21,6 22,1 22,5 22,9 23,3 56,3 56,7 57,1 57,4 57,8
Средние величины   24,9 25,3 25,7 26,1 26,5 27,0 27,4 27,8 28,2 28,6 29,0 29,4 29,8 61,9 61,2 61,1 61,8 62,0 62,3 62,6 62,8 63,1 63,4 63,7 63,9 64,2   23,7 24,2 24,6 25,0 25,4 25,8 26,3 26,7 27,1 27,5 27,5 27,9 28,8 58,2 58,7 59,0 59,3 59,7 60,1 60,5 60,9 61,2 61,6 61,6 62,0 62,8
Выше средних От М + 1s до М + 2s   30,2 30,6 31,1 31,5 31,9 64,5 64,8 65,0 65,3 65,5   29,2 29,6 30,0 30,5 30,9 63,1 63,5 63,8 64,2 64,6
Высокие От М + 2,5s и выше   32,3 32,7 33,1 65,8 66,1 64,4   31,3 31,7 32,2 65,0 65,4 65,7
М s Ry/x sR 129,04 5,6 - - 27,38 - 0,4 2,37 62,58 - 0,27 2,16 128,00 5,62 - - 26,26 - 0,42 2,29 60,40 - 0,38 2,96

 

 

Приложение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.