КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа № 15План Часа 1. Оратор и его аудитория. 2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, основные приемы поиска материала. 3. Композиция публичного выступления. 4. Приемы изложения и объяснения содержания речи. 5. Аргументация в ораторской речи. 6. Монолог и диалог в публичных выступлениях. 7. Речевые тактики и стратегия общения. 8. Контакт оратора с аудиторией. 9. Как повысить интерес слушателей к выступлению? 10. Как готовиться к выступлению. 11. Оценка эффективности публичного выступления. Литература 1. Введенская Л. А. Деловая риторика: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д, 2002. - С. 271-324. 2. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. - Ростов н/Д, 2000. - С. 211-302. 3. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. -М., 2001.-С. 207-220. 4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 348-361. 5. Ивин А. А. Теория аргументации: учеб. пособие. - М., 2000. 6. Клюев Е. В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция: учебное пособие для высших учебных заведений. - М, 1999. - С. 22-137. 7. Кохтев Н. Н. Риторика. - М., 1994. - С. 86-95; 102-133. 8. Львов М. Р. Риторика. - М., 1995. - С. 23-55. 9. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. - Ростов н/Д, 2002. 10. Савкова 3. В. Искусство оратора. - СПб., 2000. - С. 143-187. 11. Сергеечева В. Как говорить убедительно. - СПб., 2002. - С. 4—157. 12. Леммерман. X. Уроки риторики и дебатов. - М., 2002. - С. 47-234. 13. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций. -Ростов н/Д, 1999. 14. Шейнов В. П. Риторика. - Минск, 2000. - С. 413-480. Задания 1. Изучите композиционные особенности приведенной ниже речи, а также использование в ней риторических фигур и приемов аргументации.
Нобелевская речь Ивана Алексеевича Бунина (1933 г.)
«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи! Девятого ноября, в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желаю омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние 15 лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби - совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грае, дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции. И еще несколько слов - для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусству и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире, его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному внимания Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства». 2. Составьте и подготовьтесь произнести перед аудиторией речь на одну из следующих тем: 1) Читайте, читайте, читайте! 2) О времена! О нравы! 3) Отцы и дети. 4) Ученье - свет. 5) Ода здоровому образу жизни. 6) Ода студенчеству. 7) Легко ли быть молодым. 8) О красоте. 9) Дарите людям радость. 10) Человек и природа. 3. Готовясь к выступлению, обратите внимание на критерии, по которым будет оцениваться ваше выступление. Критерии оценки речей (по книге «Русский язык и культура речи» / под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002).
Тема: «Культура письменной речи: русская орфография»
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |