Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет научного познания




Сущность познания, характеристика и классификация познания

Познание ничего не стоит, если оно не стремится стать жизнью, действительностью.

Л. Фейхтвангер

 

Еще до возникновения науки в процессе своей повседневной прак­тической деятельности люди получали необходимые им знания о свойствах и особенностях предметов и явлений. Знание — это про­веренный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Главной функцией знания явля­ется обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления.

Знание может быть относительным и абсолютным.

Относительное знание является отражением действительности с некоторой неполнотой совпадения образца с объектом.

Абсолютное знание это полное, исчерпывающее воспроизве­дение обобщенных представлений об объекте, которые обеспечивают абсолютное совпадение образца с объектом.

Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. Его основу составляет отражение объективной действи­тельности- в сознании человека в процессе его практической (произ­водственной, общественной и научной) деятельности. Следовательно, познавательная деятельность человека вызвана практикой и направ­лена на практическое овладение действительностью. Этот процесс бесконечен, поскольку диалектика познания выражается в проти­воречии между безграничной сложностью объективной действитель­ности и ограниченностью наших знаний.

Основной целью познания является достижение истинных зна­ний, которые реализуются в виде теоретических положений и вы­водов, законов и учений, подтвержденных практикой и существую­щих объективно, независимо от нас.

Различают два вида познания: чувственное (обыденное) и науч­ное (рациональное). Чувственное познание является следствием непосредственной связи человека с окружающей средой. Познание мира человеком и взаимодействие с ним осуществляется благодаря функционированию органов зрения, слуха, осязания, вкуса. Чув­ственное познание выступает в 3 формах, являющихся ступенями познания: ощущение, восприятие, представление (воображение).

Ощущение — это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые воспринимаются его орга­нами чувств. Ощущения являются источником всех знаний, но они дают знание отдельных свойств предметов, а человек имеет дело не только с отдельными свойствами, но и с предметом в целом, с сово­купностью свойств.

Противоречие между ощущением и деятельностью разрешается появлением более высокой формы чувственного познания — вос­приятием.

Восприятие — это отражение мозгом человека свойств предме­тов или явлений в целом, воспринимаемых его органами чувств в какой-то отрезок времени, и дает первичный чувственный образ предмета или явления. Восприятие есть отражение, копия, образ совокупности свойств, а не отдельного из них. В мозгу человека отражается предмет. Восприятие дает знание предметов, вещей, а не свойств. Но восприятие также ограничено. Оно дает знание только тогда, когда воспринимаемый объект имеется в наличии, существует сейчас. Но деятельность человека нуждается в знании и о тех пред­метах, которые воспринимались в прошлом или могут быть воспри­нятыми (повториться) в будущем.

Высшей формой чувственного познания является представление. Представление — это вторичный образ предмета или явления, ко­торые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали ранее. Это есть воспроизведе­ние в мозгу человека путем соединения их в целостную систему. Представление может воспроизвести прошлое, образы тех предме­тов, которые когда-то действовали на органы чувств — как бы по­ставить его вновь перед нами. Представление способно дать знание будущего (например, представление о чем-то на основании того, что мы читали, слышали и т.д.).

Таким образом, с помощью чувственного познания мы приобре­таем необходимые знания о свойствах и особенностях вещей и яв­лений, с которыми сталкиваемся в своей повседневной практичес­кой деятельности.

Научное (рациональное) познание это опосредованное и обоб­щенное отражение в мозгу человека существенных свойств, при­чинных отношений и закономерных связей между объектами и яв­лениями. Научное познание не отделено непреодолимой гранью от чувственного (обыденного), поскольку представляет собой его даль­нейшее усовершенствование и развитие. Оно дополняет и опережает чувственное познание, способствует осознанию сущности происхо­дящих процессов, вскрывает закономерности их развития.

Научное познание — это сознательно осуществляемая познава­тельная деятельность, в основе которой лежит опосредованное и обобщенное отражение свойств и отношений предметов и явлений в их противоречии и развитии. Это есть целенаправленный процесс.

Научное познание связано с чувственным (обыденным) отноше­нием преемственности, что означает:

* оно имеет общую цель — дать объективное верное знание о действительности;

* научное познание возникает на основе здравого смысла чув­ственного познания, т.е. и чувственное и научное познание опираются на принцип реализма.

Научное познание подвергает рациональной критике исходные позиции чувственного познания, используя для этого специфичес­кие и теоретические методы исследований и тем самым достигает прогресса в понимании и объяснении изучаемых явлений.

Научное познание отличается от чувственного (обыденного) сис­темностью и последовательностью как в процессе поиска новых зна­ний, так и упорядочения всего найденного, наличного знания. Оно характеризуется последовательностью, которое выражается в его логическом построении, исключении противоречий между отдель­ными его элементами. Поэтому научному познанию присущи специ­фические методы построения, систематизации и обоснования знания.

Научное познание обладает рядом характеристик:

* направленность на производство знания;

* четкое выделение предмета познания, которое сопряжено с фрагментацией исследуемой реальности, выделением ее раз­личных структурных уровней;

* использование специализированного инструментария;

* регламентация определенной совокупностью методов и дру­гих видов нормативного знания (принципами, идеалами и нормами, стилем научного мышления);

* наличие специализированного языка, который постоянно

адаптируется к специфике познавательных действий. В научном познании различают два уровня:

• эмпирический;

• теоретический.

На эмпирическом уровне производится сбор фактов (зафиксиро-- ванные события, явления свойства, отношения), получение статис­тических данных на основе наблюдений, измерения, эксперимента и их классификация.

Теоретический уровень познания характеризуется сопоставлением, построением, и развитием научных гипотез и теорий, формулиро­ванием законов и выведением из них логических следствий для применения теоретических знаний на практике.

Объектом познания являются определенные существующие вне и независимо от нашего сознания явления материальной действи­тельности. Объект представляет собой целостную модель процесса познания реальной действительности. Объект (лат. — objectum — предмет), то, что противостоит субъекту в его предметно-практи­ческой и познавательной деятельности. Объект не просто тожде­ственен объективной реальности, а выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом (исследователем). При этом выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности и отражающих свойства объективной реальности.

Предмет обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческого познания. Это зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности чело­века стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с опре­деленной целью в данных условиях и обстоятельствах.

Исходя из изложенного, объектом познания бухгалтерского учета как науки является хозяйственная деятельность предприятий и организаций, включающая в себя: хозяйственные процессы (снаб­жение, производство, реализацию); расчетные отношения (с по­ставщиками, покупателями, бюджетом, банком и др.); недвижимое имущество; источники формирования имущества (собственные и привлеченные).

Предмет познания детализирует и конкретизирует область ис­следования, являясь как бы срезом объекта познания. Поэтому пред­метом познания бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая сово­купность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и результаты деятельности предприятия в денежном выражении.

Таким образом, исследование предмета познания осуществля­ется, с одной стороны, как единого целого, а с другой — как части более крупной системы (объекта), в которой анализируемый (изу­чаемый) предмет находится с остальными предметами познания в определенных отношениях. Поэтому в каждом научном исследова­нии выделяется объект и предмет исследования. Объектом научного исследования является материальная, или идеальная, природная, или искусственная, система. Предмет научного исследования — это структура системы, закономерности взаимодействия как внутри, так и вне ее, закономерности развития, различные ее свойства, ка­чества и т.д.

 

3. Методология научного познания: понятие,

классификационные уровни и основные принципы

 

Термин "методология" в буквальном смысле означает учение о методах познания (лат. logos — наука, знание, метод-путь, направ­ление познания).

В литературных источниках встречаются различные толкования понятия "методология":

  • как наиболее общего (философского) метода познания;
  • как системы методов, которые используются той или иной наукой;
  • как особой отрасли знаний, призванной служить своеобраз-

ным источником, откуда другие конкретные науки заимствуют

методы исследований;

  • как философского учения о методах познания и практики.

Следовательно, методология научного познания изучает методы научного исследования. С философской точки зрения, методология — это, учение о методах познания и преобразования действительности; применение принципов мировоззрения к процессу познания, духов­ному творчеству и практике.

Для конкретных наук методология познания (исследования) яв­ляется совокупностью методов и средств, направленных на реше­ние поставленных проблем.

Методология реализует три функции:» получение и создание нового знания;

» преобразование этого знания в виде новых понятий, катего­рий, законов, гипотез, идей, теорий;

• организация использования новых знаний в практической деятельности.

Основными принципами методологии познания являются:

# принцип единства теории и практики;

• принцип определенности;

» принцип конкретности;

* принцип познавательности;

» принцип объективности;

* принцип причинности;

• принцип развития.

Принцип единства теории и практики означает, что они явля­ются неразрывно связанными и взаимообуславливающими друг друга сторонами человеческой деятельности.

Принцип определенности требует полного и всестороннего отра­жения наиболее существенных сторон и закономерностей объектив­ных процессов, конкретного исторического подхода к их оценке.

Принцип конкретности означает, что отражение действитель­ности в мышлении истинно — только если оно конкретно. В.И. Ленин писал: "Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна".

Принцип познаваемости означает, что объективный мир, суще­ствующий вне и независимо от нас, может быть познан, так как нет принципиальных препятствий для того, чтобы в ходе деятельности человек мог освоить внешний мир.

Принцип подчиненности состоит в утверждении объективной закономерности обусловленности одного явления другим и требует учета многообразия отношений и связей.

Сущность принципа развития в том, что формирование научного знания происходит при полном и всестороннем отражении процессов становления развития объекта познания, его противоречий, количе­ственных и качественных изменений и их взаимного перехода.

Принцип объективности требует рассмотрения процессов, явле­ний, вещей такими, какими они есть, без предвзятости, во всем многообразии их сторон, связей, отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 5107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.