Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод экспертных оценок




1. Причины использования экспертных оценок1

Для современных рыночных условий актуальна старая истина: «Управлять — значит предвидеть». Как уже было отмечено, особое значение приобретают в управлении методы оптимизации, осно­ванные на применении математических моделей. Они помогают привести сложные и подчас неопределенные факторы, связанные с проблемой принятия решения, в логически стройную систему, определить, какие данные необходимы для оценки и выбора аль­тернатив, а затем найти наилучшее (оптимальное) решение из всех возможных. В качестве инструмента при этом используют методы математического программирования.

Планирование и управление экономическими объектами всегда осуществляются в условиях недостаточности информации о буду­щем, на них оказывают влияние различные случайные и неучтен­ные факторы. Вследствие этого экономические закономерности

функционирования объектов носят случайный, стохастический характер. Поэтому другой класс математических методов приня­тия решений основывается на применении статистических ме­тодов анализа.

При этом предполагается, что информация, используемая для обоснования решений, достоверна и надежна. Больше того, прогно­зируемые явления и факты не должны выходить далеко за пределы тех значений, на которых основывались статистические расчеты.

Таким образом, можно систематизировать трудности, возника­ющие при выработке сложных решений:

— исходная статистическая информация не всегда достаточно достоверна; если она даже достоверна, то она не всегда мо­жет служить надежной базой для принятия решений, наце­ленных на будущее, поскольку условия функционирования могут резко измениться;

— часть информации имеет качественный характер и не под­дается в принципе количественной оценке — влияние соци­альных и политических факторов, экономический эффект от внедрения нововведений и т. п.;

— в момент принятия решения отсутствуют данные, кото­рые могут повлиять на реализацию решений в будущем, но их нельзя не учесть;

— любая идея потенциально предполагает возможность раз­личных способов их реализации, а экономические послед­ствия порождают многочисленные исходы, которые заранее необходимо оценить; оценка же осуществляется в условиях ограниченных ресурсов, и принятие одного решения при­водит к отказу от других, может быть, не менее эффектив­ных;

— многозначность, многомерность и качественное различие показателей, входящих в обобщенный критерий качества ре­шения, являются препятствием для оценки эффективности, качества, ценности или полезности каждого из возможных решений.

Вывод: при принятии решений применение расчетов должно сочетаться с использованием суждений руководителей, ученых, специалистов, консультантов — экспертов. Это позволяет ис­пользовать их индивидуальный и коллективный опыт, нередко «скрытый», выражающийся просто как здравый смысл. Невоз­можность получения формализованной и абсолютно достоверной информации сглаживается применением математико-статистических методов анализа и обобщения оценок экспертов.

Простота математического аппарата и наличие современных программных средств их реализации позволяют сосредоточиться на логическом анализе выводов и окончательном принятии управ­ленческого решения.

2. Этапы реализации метода экспертных оценок1

Основные этапы процесса экспертного оценивания альтер­натив:

1) формирование цели и задач исследования;

2) формирование группы управления проведения оценива­ния;

3) выбор метода получения экспертной информации и способов ее обработки;

4) подбор группы экспертов и создание опросных листов (ан­кет);

5) опрос экспертов;

6) обработка и анализ результатов опроса;

7) интерпретация результатов.

1. Цель и задачи экспертного опроса ставит ЛПР или заказчик. Он определяет форму, уровень надежности и область исполь­зования результатов, надежность и полноту предоставляемой исходной информации, необходимость привлечения сторонних экспертов и др.

2. Подготовку, организацию и координацию всего процесса экс­пертизы обеспечивает группа управления, назначаемая ЛПР, во главе с руководителем.

3. Методы получения информации от экспертов могут быть раз­ными:

■ по почте (опросные листы, анкеты, дневники наблюдений и т. п.);

■ интервью;

■ ответы на вопросы собирают и представляют на обработку специально назначенные работники;

■ возможна на разных этапах комбинация трех предыдущих методов.

4. При подборе потенциальных экспертов из числа специалистов предприятия решается несколько проблем: оценка компетен­тности кандидатов; определение минимально необходимого числа экспертов; оценка степени согласованности мнений экс­пертов. Учитывается также ряд их черт характера и професси­ональных качеств: креативность; отношение к экспертизе; кон­формизм; аналитичность и широта мышления; коллективизм; самокритичность; стаж работы и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.