Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)(Личко)




Предназначен для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии и психопатического развития в подростковом и юношеском возрасте (14-18) лет.

Предложен А.Е. Личко в 1970 году. ПДО неоднократно пересматривался с целью усовершенствования. Последние данные об основных шкалах опубликованы в 1983 г.

Опросник состоит из 25 наборов фраз-утверждений, отражающих отношение к ряду жизненных проблем:

- самочувствие,

- настроение,

- отношение к спиртным напиткам,

- сексуальные проблемы,

- отношение к одежде,

- отношение к друзьям,

- отношение к родителям,

- отношение к окружающим,

- отношение к незнакомым людям,

- отношение к неудачам,

- отношение к приключениям и риску,

- отношение к лидерству,

- отношение к опеке,

- отношение к правилам и законам и др.

Обследование проводится в два этапа. Первоначально обследуемому предлагают в каждом наборе утверждений выбрать наиболее подходящие для него. На втором этапе из тех же наборов просят отобрать наиболее неподходящие утверждения. Количество выборов в первом и втором случае не должно быть более трех. Разрешается отказаться от выбора. Семь и более отказов от выбора на двух этапах работы - показатель трудности работы для испытуемого в силу либо низкого интеллекта, либо установочного отношения к обследованию.

Полученные результаты оцениваются по двум шкалам: объективной и субъективной.

С помощью объективной шкалы могут быть диагностированы следующие типы акцентуаций характера и психопатий:

- гипертимный (всегда хорошее, повышенное настроение)

- циклоидный (частая смена настроения, работоспособности)

- лабильный (крайняя непредсказуемость, изменчивость настроения)

- астено-невротический (повышенная утомляемость,

раздражительность)

- сенсетивный (повышенная впечатлительность, робость, застенчивость)

- психастенический (нерешительность, повышенная боязнь за будущее)

- шизоидный (замкнутость, неумение понять состояние других)

- эпилептоидный (склонность впадать в злобно-тоскливое настроение,

повышенная раздражительность, агрессивность)

- истероидный (любовь к самому себе, жажда внимания)

- неустойчивый (повышенное нежелание трудиться, стремление к

развлечениям, праздности)

- конформный (чрезмерно податлив внешним воздействиям, соблюдение

норм, правил и т.д.)

Кроме перечисленных типов акцентуаций встречаются смешанные формы.

По типу акцентуации можно объяснить уже имеющиеся нарушения в поведении или спрогнозировать вероятность развития таких нарушений.

Примеры.

1 – Неустойчивый тип – пьянство, правонарушения, (сочетание более 50%), сексуальные девиации (до 50 %)

2 – Гипертимный тип, эпилептоидный тип - бродяжничество (более 50%)

3 – Шизоидный тип - покушение на убийство (более 50%)

4 – Эпилептоидный тип – сексуальные девиации (более 50%) и др.

Шкала субъективных оценок предназначена для выявления того, каким видит свой характер сам обследуемый (или каким хочет его представить). На основании полученных данных вывод о самооценке (адекватна – неадекватна).

Динамика мотивации девиантного поведения устойчиво коррелирует с возрастными изменениями.

Изучение динамики мотивации в связи с внешними (социальными) и внутренними (личностными) условиями помогает установить общие причинно-следственные отношения между ними.

Выделяют ситуативный и преднамеренный типы динамики мотивации девиантного поведения.

Ситуативная мотивация - обычно кратковременна и ограничена конкретными жизненными обстоятельствами. Будучи заранее неподготовленной и недостаточно осознанной, она в значительной мере определяется ситуацией и психическим состоянием подростка. Этот тип мотивации обычно характерен для детей и подростков в силу незрелости их психики. Такая мотивация обычно бывает нестойкой и легко разрушается под влиянием той же ситуации. Однако апелляция к сознанию подростка в этих случаях бывает малоэффективной.

Преднамеренная мотивация – по сравнению с ситуативной более продолжительна по времени формирования, глубокоосмысленна и, как правило, мало связана с ситуацией. Поведение в этих случаях спланировано заранее и отличается холодным расчетом и продуманностью деталей.

 

Вопрос 16: Психодинамические концепции личности. Техника психодинамической психокоррекции.

Предпосылки возникновения психоаналитической концепции личности. Концепция личности З. Фрейда. Человек - существо несовершенное, страдающее. Инстинкт как движущая сила поведения. Соотношение сознания и бессознательного. Динамическая структура личности. Ид. Эго. Супер-Эго. Психологические защиты личности: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, регрессия, сублимация, отрицание. Катексис. Стадии развития личности: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.

Классический психоанализ. Цели терапии. Позиция аналитика. Требования к клиенту. Основные стадии психоанализа. Процедуры психоанализа. Базисные техники. Основные правила интерпретации теории развития невроза.

Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера. Человек-существо изначально социальное. Индивидуум как единое и согласующееся целое, человеческая жизнь как стремление к совершенству, субъективность. Основные принципы индивидуальной психологии: чувство неполноценности и компенсация, стремление к превосходству, стиль жизни, социальный интерес, творческое "Я".

Индивидуальная психокоррекция А.Адлера. Чувство общности. Механизм неврозов. Индивидуальность. Социально-ориентированное поведение. Цели психокоррекции. Позиция консультанта. Требования к клиенту. Этапы психокоррекции. Техники индивидуальной психокоррекции.

Концепция личности К. Юнга. Экстраверсия. Интроверсия. Основные психические функции. Мышление. Чувствование. Ощущение. Интуиция. Структура личности. Сознание. Персона. Эго. Личное бессознательное. Анима и анимус. Тень. Самость. Коллективное бессознательное и архетипы. Развитие личности. Стадии развития. Индивидуация.

Аналитическая психокоррекция К.Е.Юнга. Интроверсия и экстраверсия. Психические функции. Этапы индивидуации. Комплекс. Основная задача консультанта. Стадии психокоррекции. Юнгианская песочная психокоррекция.

В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное). Все психи­ческие процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном.

Бессознательное и предсо­знательное отделены от сознательного особой психической инстанцией — «цензурой». «Цензура» выполняет две функции:

1) вытесняет в область бессознательного неприемле­мые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия;

2) оказывает сопротивление активному бессознатель­ному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие ин­стинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями — в обмолвках, описках, ошибках па­мяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Про­исходит также сублимация бессознательного — замеще­ние запретных влечений социально приемлемыми действи­ями. Бессознательное обладает большой жизнеспособ­ностью и не подвластно времени. Мысли и желания, вы­тесненные в свое время в бессознательное и вновь допу­щенные в сознание даже через несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.

То, что мы привыкли называть сознанием, пред­ставляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энер­гии, побуждения и инстинкты.

Предсознание — та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы.

Побуждения, инстинкты и принцип равновесия. Ин­стинкты — это силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потреб­ностями, психические — желаниями.

Иногда некоторые мысли или формы поведения не толь­ко не уменьшают напряжение, а, наоборот, усиливают его. Это означает одно из двух: либо прямое выражение потребности блокировано, либо эти конкретные мысли и формы поведения не удовлетворяют ее.

Основные инстинкты. Хотя существует боль­шое разнообразие инстинктов, Фрейд попытался свести их к двум основным группам: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные). Это фундаментальный антагонизм суще­ствует всегда, но, может быть, не видим в психической жизни, потому что большинство наших мыслей и действий связаны не с одним из этих инстинктов, а являются результатом их взаимодействия и взаимовлияния.

Либидо (в пер. с лат.— желание) — энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия (танатос). Эта энергия имеет свои количественные и динамические критерии.

Катексис — это процесс помещения либидозной (или противоположной ей) энергии в различные сферы психи­ческой жизни, в идею или в действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может пере­мещаться к новым объектам: оно укореняется в той области психической сферы, которая привлекала и удерживает его.

Структура личности. В структуре личности Фрейд выде­ляет Ид, Эго и Суперэго (Оно, Я, Сверх-Я).

Ид — это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Ид, считает Фрейд, «содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции — кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации, и которые в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной. Ид служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, причем со временем сила этого влияния не уменьшается. Ид можно сравнить со слепым и глухим диктатором с неограниченной властью, но властвовать он может только через посредников.

Эго развивается из Ид, но в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Эго защищает Ид, как кора дерево, но при этом питается энергией Ид. Сознательная жизнь протекает преимущест­венно в Эго. Посредством накапливания опыта (в памяти) Эго избегает опасных раздражителей, адаптируясь к уме­ренным, и, главное, посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, Эго постепенно обретает контроль над требованиями Ид, решая, будет ли инстинктивная потребность реализована сиюминутно, или ее удовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Таким образом, Ид реагирует на потребности, Эго — на возможности. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством «не­удовольствия», уменьшение — релаксацией, чувством «удовольствия». Эго, считает Фрейд, стремится к удо­вольствию и старается избежать неудовольствия.

Суперэго развивается из Эго и является судьей и цен­зором его деятельности и мыслей. Это хранилище выра­ботанных обществом моральных установок и норм поведе­ния. Фрейд указывает на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.

В качестве совести Суперэго судит, ограничивает, запрещает или разрешает сознательную деятельность. Самонаблюдение возникает из способности Суперэго (независимо от Ид и Эго) оценивать деятельность, направ­ленную на удовлетворение потребности. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго. Иногда неправильно отождествляют Суперэго с поведением одного из родителей. «Суперэго ребенка,— подчеркивает Фрейд,— в действительности констатируется не по модели его родителей, а по модели Суперэго его родителей».

Основная цель взаимодействия всех трех систем — Ид, Эго и Суперэго — поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического раз­вития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие.

Механизмы защиты. От напряжения, испытываемого под воздействием различных сил (внутренних, внешних), Эго оберегает себя с помощью таких защитных механиз­мов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реактив­ные образования, проекция, изоляция, регрессия и субли­мация.

Вытеснение — удаление из сознания чувств, мыс­лей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность.

Отрицание — это попытка не принимать за реаль­ность события, нежелательные для Эго.

Рационализация — это нахождение приемле­мых причин и объяснений для неприемлемых мыслей и дей­ствий.

Реактивные образования — поведение, противопоставляемое желанию; это явная или неосознан­ная инверсия желания.

Проекция — подсознательное приписывание соб­ственных качеств, чувств и желаний другому человеку.

Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний.

Регрессия — соскальзывание на более примитив­ный уровень поведения или мышления.

Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрес­сивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества.

Таким образом, «механизмы защиты — это способы, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений».

Принципиальная цель психоаналитика состоит в том, утверждает Фрейд, «чтобы усилить Эго, сделать его более независимым от Суперэго, расширить поле его вос­приятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию Ид».

Адлер отрицал положение Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в поведении челове­ка. Он считал, что самая важная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, — это чувство об­щности и сплоченности с другими людьми, стимулирующее раз­личные социальные контакты.

Однако Адлер не полностью опровергал теорию Фрейда. Он со­глашался, что человек имеет некоторую внутреннюю природу, при­сущую ему одному, которая оказывает влияние на формирование его личности. Фрейд при этом придавал решающее значение факто­рам сексуальным, Адлер же подчеркивал роль общественных инте­ресов.

В то же время Адлер — единственный психолог, который считал важнейшей тенденцией в развитии личности стремление сохранить свою индивидуальность в целостности без каких бы то ни было изменений и развивать ее. Мысль о целостности и уникальности личности — неоценимый вклад Адлера в развитие психологии. Так­же его огромной заслугой является то, что он ввел в психологию понятие «творческое Я».

«Творческое Я» Адлера представляет собой индивидуализирован­ную систему, которая может менять направление развития личнос­ти, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему раз­личный смысл.

Свою теорию личности Адлер хорошо структурировал и объяс­нил. Она основывается на нескольких положениях, в частности на фиктивном финализме, на стремлении к превосходству, на чув­стве неполноценности, на чувстве общности, на стиле жизни и «творческом Я».

Адлер развивал идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на буду­щее, а не на опыт прошлого. Конечная цель оказыва­ется тем стимулом, который заставляет человека действовать. Впол­не здоровый человек может освободиться от фиктивных надежд и увидеть жизнь такой, какая она есть на самом деле.

Адлер утверждал, что стиль жизни определяет и систематизиру­ет опыт человека. Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «Я». Чувство общности — стержень, на котором держится вся кон­струкция стиля. Хотя это чувство и врожденное, оно может остать­ся неразвитым. Чтобы развить это чувство общности, с самого рождения ребен­ка важно окружить его вниманием и заботой, дать почувствовать ему, что он любимый и желанный. У брошенных и отверженных детей это чувство практически не развивается. Слабо развито оно также и у слишком избалованных детей.

По Адлеру, человек сам является творцом своей личности, фор­мируя свой жизненный стиль. Творческое «Я» — это своеобраз­ный фермент, который факты окружающей действительности трансформирует в личность человека — единую, динамичную, ин­дивидуальную и обладающую уникальным стилем. «Творческое Я» — это смысл жизни человека. Таким образом, для Адлера про­цессы формирования стиля жизни являются актами творчества, которые придают человеку уникальность и возможность управ­лять своей судьбой.

Адлер подчеркивал, основываясь на богатом личном опыте, что люди не пешки, а сознательные целостные личности, которые са­мостоятельно создают свою жизнь. Если чувство общности опреде­ляет направление жизни, то два других врожденных чувства — не­полноценности и стремления к превосходству — являются своеоб­разными носителями энергии, необходимой для развития личнос­ти. Эти чувства стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный меха­низм, помогающий развитию этих чувств, — компенсация.

Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах и преодолеть трудно­сти, является умение сотрудничать с другими людьми. Адлер счи­тал, что если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком, способным на безрассудные поступки.

Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека и оказала огромное влияние на психотерапию и психологию лич­ности.

Жизненные цели. Адлер полагал, что социальная адаптация — понятие слишком абстрактное. Каждый человек выбирает для себя более специфическую, отвечаю­щую его индивидуальным особенностям, более конкретную жизненную цель. Жизненная цель носит защитный характер и служит как бы мостом между безрадостным настоящим и много­обещающим будущим. Сформировавшись в детском воз­расте, жизненная цель чаще всего полностью не осознает­ся, но обеспечивает главные направления и задачи нашей деятельности.

Адлер выделил три основные жизненные задачи: рабо­ту, дружбу и любовь.

Работа приносит удовлетворение и чувство собст­венной значимости в той степени, в какой она полезна обществу.

Дружба — выражение нашей причастности к лю­дям, необходимость и потребность приспосабливаться к окружающим и общаться с ними.

Любовь — это тесный союз ума и тела, высшая форма кооперации между двумя индивидуумами противо­положного пола.

Собственные представления инди­видуума об окружающей среде и о себе Адлер назвал схемой апперцепции. Апперцепция — это свойство психики человека, выражающая зависимость восприятия предме­тов и явлений от предшествующего опыта и личностных особенностей субъекта. Схема апперцепции, по Адле­ру, является частью жизненного стиля и во многом опреде­ляет поведение индивидуума.

«Индивидуум — и картина, и художник. Он — художник своей собственной личности».

«Бесполезно пытаться развивать психологию,— писал Адлер,— на основе одних только низших побуждений, не принимая во внимание творческую силу ребенка, которая направляет про­буждения, придает им форму, придает им значимую цель».

Сотрудничество — одно из проявлений чувства общ­ности. Способность к сотрудничеству (кооперации) имеет глубокие филогенетические корни, так как люди с давних пор объединялись при добывании пищи, на охоте, в защите от хищников и внешнего врага. Чувство общности и сот­рудничество, по Адлеру, помогают строить такие социаль­ные отношения, которые являются основанием для форми­рования полноценного конструктивного жизненного стиля. Чем слабее у человека выражено чувство общности и сотрудничества, тем сильнее выражено чувство неполно­ценности, и наоборот. «Все неудачники,— утверждал Адлер,— продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они не способны к сотрудничеству, одинокие существа, которые в большей или мень­шей степени движутся противоположно остальному миру». И наоборот, Адлер полагал, что «если человек сотрудни­чает с людьми, он никогда не станет невротиком».

Понятие об интроверсии и экстраверсии. Юнг считал, что каждый индивидуум, вернее фокус его интере­сов, может быть обращен преимущественно к своему внут­реннему Я или, наоборот, к внешнему миру. Первый тип людей он назвал интровертами, второй — экстравертами. Экстраверсия исключает интроверсию, но ни один из этих типов не имеет предпочтений перед другим.

Обычно человек не бывает чистым интро- или экстра­вертом, хотя и склонен к той или иной ориентации. В иде­але Юнг видит «пластичность», то есть умение пользовать­ся одной из этих двух ориентации там, где она более под­ходит. Но в жизни так почти не бывает. Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, своим внутренним миром. Экстраверты преимущественно заняты внешним миром, они легче устанавливают социальные связи и лучше осоз­нают, что происходит вокруг них. Истерические личности больше склонны к экстравер­сии, астеники и аутичные — к интроверсии.

Психические функции. Юнг выделяет четыре основные психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Мышление и чувствование, по Юнгу, есть альтернативные способы формирования суждений и при­нятия решений.

У мыслительного типа ярче, чем у других, проявляется способность к обобщениям, абстрагированию, логическим построениям. Мыслительные типы — способные состави­тели планов, но часто оказываются в их плену, даже если эти планы противоречат конкретной ситуации. Чувственные типы логике предпочитают эмоции, а решения принимаются ими по принципу: хорошо — пло­хо, красиво — некрасиво. Если мышление и чувствование Юнг расценивал как способы принятия решения, то ощу­щение и интуицию — как способы получения информации. Ощущение основано на конкретных фактах, на том, что можно увидеть, понюхать, потрогать руками. Интуиция — способ обработки информации, накапливаемой преиму­щественно в бессознательном. Гармоничная оценка внешнего и внутреннего мира, по Юнгу, возможна при гармоничном сочетании всех четырех психических функций. «Чтобы ориентироваться,— пишет Юнг,— мы должны обладать функцией, которая подтвер­ждает, что нечто наличествует (ощущение); вторая функ­ция устанавливает, что именно наличествует (мышление); третья решает: подходящее это или нет, хотим ли мы принять это (чувствование); четвертая функция указы­вает, откуда это пришло и к чему ведет (интуиция)».

К сожалению, у человека эти четыре функции развиты неравномерно. Обычно одна из них доминирует и еще одна — сопутствует. Остальные две функции выражены слабо и находятся в бессознательном. Чем более развиты доминирующая и сопутствующая функции, тем более антагонистичны им их противоположности.

Коллективное бессознательное. По Юнгу, помимо лич­ного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению.

Архетипы. Основу коллективного бессознательного составляют архетипы. Архетип, по Юнгу,— это форма без собственного содержания (отпечаток), которая орга­низует и направляет психические процессы.

Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т. д. Архетипов много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главные из них: архетип Я, архетип матери, архе­тип отца.

Юнг отличал архетипы от символов. Бессознательное (и архетипы) выражает себя в символах, но ни один из конкретных символов не может полностью выразить архетип. Юнг относил к архетипам и основные элементы струк­туры личности.

Структура личности. Юнг выделяет следующие элемен­ты (слои) в структуре личности: персону, Эго,тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость.

Персона (личность) — самый верхний слой лич­ностного сознательного; Эго —его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознатель­ного — двойник Я, его тень; следующий слой — душа (Анима и Анимус); самый нижний слой — объективное Я (самость).

Персона — это визитная карточка Я. Это манера говорить, мыслить, одеваться. Это характер, социальная роль, способности самовыражаться в обществе.

Различают позитивные и негативные качества персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредонос­ных влияний среды. Во втором случае, если социальной роли придается слишком большое значение, персона может задушить индивидуальность. Юнг называл персону «архе­типом конформности».

Эго — центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни. Эго создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и дей­ствий. В то же время Эго, находясь на грани с бессозна­тельным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Тень — центр личного бессознательного. Сюда вхо­дят желания, тенденции, переживания, которые отрицают­ся индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах и т. д. В жизни мы обычно отождествляемся с персоной и стара­емся не замечать все, что считаем низким, порочным в своей личности. Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену. И, наоборот, чем полнее осоз­нается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с окружающей средой. Тень — не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества.

Анима и Анимус — это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) — маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессозна­тельном — женщина, а каждая женщина — мужчина. Анима и Анимус — наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознатель­ному, так же как персона — к внешней среде, и оказывают большое влияние на поведение индивидуума.

Самость — архетип целостности личности. «Са­мость,— пишет Юнг,— означает всю личность. Вся лич­ность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано». По Юнгу, «сознательное и бессознательное не обязательно противо­стоят друг другу, они дополняют друг друга до целостнос­ти, которая и есть самость». Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго — центром сознания.

 

Психодинамическая психокоррекция – это такой вид психоаналитической помощи, в ходе которой через понимание бессознательной структуры личности, особых познавательных способностей (защит), межличностного взаимодействия, восприятия партнера по общению (психотерапевта), создание и поддержание специальной аналитической обстановки достигается разрешение глубинных конфликтов, личностные изменения и адаптация к новым способам достижения либидо нормальной цели.

Различают длительную и краткосрочную психоаналитическую психокоррекцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.