Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3 Общение: средства, виды




Образ жизни – это устоявшиеся формы жизнедеятельности личности в окружающем мире, отражающиеся в ее деятельности, поведении, потребностях и мотивах. Параметры образа жизни: работа, общественная деятельность, отдых, семейные ценности, мода, питание, образование, культура, личные достижения и др.

Вопрос 2 Статус и ролевые отношения

Уровни межличностных отношений

1) формальный: статус, образ жизни и социальные роли человека в рамках определенной системы;

2) неформальный: потребность людей в личных, профессиональных и социальных контактах (общение), не удовлетворенных формальным уровнем или его низкой эффективностью.

Социальный статус (предписанный или достигаемый) – это положение человека (или группы) в социальной системе. Он определяется по ряду экономических, профессиональных, этнических и других специфических для данной системы признаков и влияет на образ жизни человека. Предписанный социальный статус передается по праву наследования. Достигаемый статус человек получает благодаря собственным усилиям в самосовершенствования и деятельности.

Социальная роль (конвенциональная или неформальная) – это фиксация определенного положения, которое занимает личность в системе межличностных отношений. Конвенциональные социальные роли – шаблоны, которым должен следовать человек в определенной жизненной ситуации или профессиональной деятельности (семейные роли, профессиональные роли и т.д.). Неформальные социальные роли связаны с ожиданием от человека определенного поведения. Они более вариативны: зависят от свойств личности и осознания сущности данной роли (заботливая мать, работающая мать, мать-домохозяйка, многодетная мать и т.д.).

Регуляторами освоения социальных ролей являются потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы личности. Социальная роль всегда оставляет исполнителю некоторый диапазон возможностей (стиль исполнения роли). Если роль технически не освоена личностью или освоена неправильно, происходит неприятие человека в системе межличностных отношений, возникают внутренние проблемы и кризисы.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. В основе общения лежит общительность, которая объединяет коммуникативные способности человека и установку личности на восприятие человека человеком.

Значение общения в жизни человека:

1) в процессе общения формируется мир общения, объединяющий три аспекта: материально-практический, духовно-информационный, практически-духовный;

2) через общение человек входит в существующие общественные отношения и связи.

3) общение помогает индивиду вхождению в трудовые и производственные отношения.

Содержание общения – это информация, которая через общение передается от человека к человеку. Цель общения - это то, ради чего человек вступает в общение с другими людьми. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемые в процессе общения от коммуникатора к реципиенту (коммуниканту).

Таблица 2 – Классификация видов общения

в зависимости от содержания общения
материальное обмен продуктами и предметами деятельности
когнитивное обмен идеями, знаниями и т.д.
кондиционное обмен психическими и физиологическими состояниями или приведение друг друга в определенное психическое и физическое состояние
мотивационное передача определенных побуждений, целей, интересов, мотивов, потребностей, стимулов, установок
деятельностное обмен действиями, умениями, навыками
в зависимости от целей
биологическое цель: поддержание, сохранение и развитие организма, связанное с удовлетворение человеческих потребностей
социальное цель: расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений
в зависимости от средств общения
непосредственное осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой: рук, голосовых связок, головы и т.д.
опосредованное осуществляется с использованием специальных средств и орудий для обмена информацией: знаковые системы, записи символов на различных носителях, СМИ и т.д.
прямое осуществляется через личные контакты между людьми и их непосредственное восприятие
косвенное осуществляется через посредников

Таблица 3 - Функции общения

инструментальная управление информацией как инструментом общения
интегративная объединение людей в процесс общения
трансляционная передача информации различными средствами
экспрессивная передача переживаний и эмоциональных состояний
самовыражения установление психологического контакта между людьми, проявление индивидуальных свойств личности в общении
социализации формирование навыков взаимодействия людей с обществе и в деловой сфере в соответствии с механизмами и этапами социализации
социального контроля регламентирование взаимодействия, поведения и деятельности

Структура общения (по Г.М Андреевой):

1) коммуникация (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект общения как обмена информацией на основе обратной связи. Имеет двухуровневую организацию: вербальный уровень (речевой), невербальный уровень (жесты, мимика, контакт глаз, позы, действия с предметами и т.д.);

2) интеракция (от англ. interaction) – взаимодействие; обмен действиями, позволяющими реализовывать некую общую деятельность;

3) социальная перцепция (от лат. perception – восприятие, socialis - общественный) – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и др.

Речь – естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Благодаря речи происходит кодирование и декодирование информации. Это самое универсальное средство коммуникации, так как данное средство общения сохраняет смысл передаваемой информации. Речь является проявлением сознания. В процессе общения речь всегда дополняется знаковыми системами невербального уровня.

Таблица 4 - Качества речи как способа передачи информации:

правильность соответствие речи принятым литературно-языковым нормам
точность соответствие мыслям говорящего
ясность доступность пониманию слушающего
логичность соответствие законам логики: небрежность языка обусловливается небрежностью мышления
простота естественность, отсутствие «красивого» слога
богатство разнообразие используемых языковых средств
лаконичность краткость, отсутствие лишних слов, ненужных выражений
чистота устранение нелитературных, жаргонных слов и арготизмов, неуместное употребление иностранных слов
живость отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность
благозвучие соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны

Основные функции речи: 1) коммуникативная (передача или обмен информации), 2) апеллятивная (обращение к мыслям других), 3) экспрессивная (обращение к чувствам и выражение собственных чувств и настроений).

Формы речевой коммуникации: монолог (речь одного человека), диалог (речь двух или более людей), спор (словесное состязание, обсуждение чего-либо, в котором каждый отстаивает собственное мнение), дискуссия (спор, обсуждение какого-то вопроса на собрании, в печати, в беседе), диспут (публичный спор на научную или общественно важную тему).

Виды устноречевой коммуникации: говорение и слушание. Способы эффективного говорения: 1) упрощайте свою мысль; 2) умейте видеть конкретного человека; 3) демонстрируйте людям правду; 4) добивайтесь полной ясности; 5) добивайтесь ответной реакции. Способы эффективного слушания: 1) слушайте не факты, а человека; 2) установите тесный психологический и эмоциональный контакт с говорящим; 3) учитесь у своих оппонентов; 4) слушайте между строк; не только ушами, но и сердцем.

Помехи и барьеры устноречевой коммуникации: 1) физические – наслаивание одной информации на другую; 2) психологические – результат различия в восприятии информации людьми в процессе коммуникаций; 3) семантические (смысловые) – следствие многозначности воспринимаемого значения отдельных понятий, которые могут достаточно вольно интерпретироваться получателем информации.

Письменноречевая коммуникация - это коммуникация, которая передается письменно, при помощи специальной знаковой системы. Особенности письменноречевой коммуникации:1) зависимость от «строгого» синтаксиса и требований орфографии, 2) на письменную речь не влияют экспрессивная роль интонации, пауз, жестов, мимики и поведение говорящего.

Таблица 5 - Системы невербальной коммуникации по Ю.А. Фомину

визуальная система 1) жесты (кинесика), позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика); 2) вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); 3) средства преобразования природного телосложения (одежда, очки, украшения, мелкие предметы в руках и т.д.); 4) контакт глаз.
акустическая система 1) паралингвистическая система (тембр голоса, его тональность, диапазон); 2) экстралингвистическая система (паузы, покашливание, темп речи, и др.)
ольфакторная система приятные и неприятные запахи окружающей участников общения среды, включая естественный и искусственный запахи человека.
тактильная система прикосновения, объятия, пожатия рук и др.

Функции систем невербального общения: 1) дополнение речи; 2) замещение речи; 3) репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению; 4) усиление или снижение речевого воздействия; 5) выявление истинных намерений участников процесса общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.