Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие




ОЩУЩЕНИЕ

САМОРЕГУЛЯЦИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Природа рецепторных аппаратов у различных видов живот­ных весьма различна и позволяет воспринимать звуковые или свето­вые волны более или менее высокой частоты: собака слышит ультра­звуки, пчелы воспринимают ультрафиолетовые лучи, некоторые животные не различают цветов...

Человек занимает свое место в этой иерархии, и, хотя диапазон волн, которые он способен воспринять, довольно широк, он улав­ливает далеко не все. Более того, даже внутри одного вида ощущение варьирует в зависимости от качества сенсорных аппаратов. У одного хорошее зрение, но посредственный слух, другой может похвастать­ся качеством и остротой обоняния.

Закон Вернера—Фехтера сформулирован следующим образом:

абсолютный порог ощущения — это наименьшая интенсивность сти­мула, достаточная для того, чтобы вызвать ощущение;

дифференциальный порог ощущения — это увеличение интенсивно­сти раздражителя, достаточное для того, чтобы вызвать у субъекта изменение ощущения.

Именно Фехтер сформулировал отношение, существующее меж­ду ощущением и раздражителем: ощущение увеличивается как лога­рифм раздражения.

Ощущение называется элементарным, если оно физиологически и анатомически точно определено. Оно, следовательно, соответству­ет конкретному типу рецептора и типу системы передачи.

Ощущение называется сложным, если оно связано с различными сенсорными органами и требует их согласованного действия. Боль­шинство наших ощущений — сложные. Так, например, курильщик ощущает не только вкус табака, его дополняют обонятельные и зри­тельные ощущения.

Количество основных сообщений, которые получает кора голов­ного мозга в течение жизни человека, можно оценить в миллион миллиардов. Однако по-прежнему остается открытым вопрос, заре­гистрировал ли мозг эти сообщения, как он их истолковал и проана­лизировал. Именно он, как мы сказали, отбирает информацию и для этого принимает во внимание то, что знает, т.е. прошлый опыт.

На уровне коры головного мозга ощущение перестает быть им­пульсом физико-химического типа и приобретает смысл. Здесь осу­ществляется переход от ощущения к восприятию.

Поведение человека во многом зависит от того, как он вос­принимает ситуацию, в которой находится. Восприятие является важ­ным источником объяснения поведения. К тому же, изменяя восприятие той жизненной ситуации, в которой находится человек, можно изменить его поведение. Таким образом, изучение восприятия — одна из основных задач психологии.

Все люди различны. Эти различия проявляются во'всем многооб­разии характеристик человека. Люди имеют разный возраст, пол, образование, говорят на разных языках и по-разному ведут себя. Это разнообразие существенно расширяет потенциал и возможности орга­низации, и оно же порождает трудности в ее управлении, а также проблемы и конфликты во взаимодействии человека с организаци­онным окружением.

Создавая роли, организация стремится к стандартизации и уни­фикации. Однако если большинство ролей можно стандартизировать, то поведение большинства людей с трудом вписывается в стандарти­зированные рамки. Для того чтобы определить противоречия между стандартизацией и разнообразием поведения человека, а также меж­ду поведением человека и нормами организационного окружения, необходимо понимать и знать, что является основополагающим в поведении человека, т.е. необходимо знать, как он воспринимает себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стиму­лирующие воздействия, чем мотивируются его предпочтения, что для него неприемлемо, а что само собой разумеется. Тремя осново­полагающими личностными началами поведения человека являются (здесь используется терминология О.С. Виханского и А.И. Наумова) восприятие, критериальная основа и мотивация. Рассмотрим все эти вопросы последовательно.

Восприятие может быть определено как процесс получения из окружения и обработки информации.

Сам по себе этот процесс един для всех. На входе — получение информации из внешней среды, далее обработка этой информации и приведение ее в определенный порядок и, наконец, на выходе — систематизированная информация, которая заключает в себе пред­ставление человека об окружающей среде и ложится в основу его действий, т.е. информация, выступающая исходным материалом для поведения человека.

Однако люди могут находиться в одной и той же ситуации и вос­принимать ее каждый по-своему. Более того, восприятие может ока­заться искаженным. К факторам, влияющим на восприятие, можно отнести объект и субъект наблюдения в контексте ситуации, в кото­рой происходит восприятие.

Когда индивид (субъект) пытается интерпретировать то, что он видит, на это в значительной степени влияет личностное восприя­тие.

Представьте, что вы купили новый автомобиль и с удивлением вдруг замечаете большое количество таких же автомобилей на доро­гах. Маловероятно, что количество таких автомобилей внезапно уве­

личилось. Просто ваше приобретение повлияло на ваше восприятие так, что вы теперь с большей вероятностью обращаете на них внима­ние.

К наиболее часто встречающимся личностным характеристикам (так называемой критериальной основе), воздействующим на воспри­ятие, относятся расположения, мотивы, интересы, прошлый опыт и ожидания.. Рассмотрим эти характеристики на примерах.

Расположения. Студентка Иванова предпочитает малочисленные аудитории для занятий, потому что она любит задавать множество вопросов преподавателям. Студент Васильев, наоборот, предпочита­ет большие аудитории. Он редко задает вопросы и предпочитает ано­нимность, которая возможна только при большом количестве людей. В первый же день семестра они узнают, что будут заниматься среди приблизительно восьми сотен студентов в этом потоке. В связи с раз­личными расположениями Ивановой и Васильева неудивительно, что и восприятие у них будет различным. Студентка Иванова расстроена, у нее плохое настроение, а студент Васильев с трудом сдерживает радость от того, что в такой большой аудитории он останется неза­меченным. Они по-разному интерпретируют одну и ту же ситуацию. Главная причина состоит в том, что у них различные расположения относительно больших аудиторий.

Мотивы. Неудовлетворенные потребности или мотивы стиму­лируют личности и могут оказывать сильное влияние на их восприя­тие. Наиболее ярко это было показано в эксперименте по голоданию. Люди — участники эксперимента — не получали пищу разное коли­чество времени. Некоторые из них не ели всего несколько часов, другие — до 16 часов. Этим людям демонстрировали стертые картин­ки, и результаты показали, что продолжительность голода повлияла на интерпретацию этих изображений. Те из них, кто не ел в течение 16 часов, гораздо чаще принимали стертые картинки за изображение пищи, чем те, кто не ел меньшее время.

Аналогичное явление имеет прикладное отражение в организаци­онном контексте. Неудивительно, например, что начальник опасает­ся более квалифицированного, чем он, подчиненного, так как видит в нем угрозу своему авторитету и статусу. В специальной литературе 'это явление носит название «комплекс угрожаемого авторитета». Та­кая уязвимость может привести к плачевным результатам.

Интересы. Вас не должно удивить, что пластический хирург с боль­шей вероятностью обратит внимание на нос несовершенной формы, чем водопроводчик.

Начальник отдела, которому только что сделал выговор замести­тель директора за большое количество опозданий среди его подчи­ненных, с большей вероятностью обратит внимание на опоздания служащих завтра, чем он это делал на прошлой неделе.

Если вы озабочены личной проблемой, то вам будет очень труд­но сосредоточить свое внимание во время занятий в аудитории.

Эти примеры показывают, что фокус нашего внимания подвер­жен влиянию наших интересов: поскольку наши личные интересы в значительной степени различаются, то и наше восприятие одних и тех же ситуаций неодинаково.

Прошлый опыт. Подобно тому как личные интересы сужают фокус восприятия, предшествующий опыт делает то же самое.

Мы воспринимаем те вещи, с которыми нас что-либо связывает. Однако во многих случаях прошлый опыт будет действовать, чтобы аннулировать интерес к объекту.

Те объекты или события, с которыми связан опыт, менее не­обычны или уникальны, чем новый опыт. В результате вы скорее об­ратите внимание на машину, которую никогда не видели раньше, чем на стандартную пишущую машинку, подобные которой вы ви­дели сотни раз. Аналогично вы обратите внимание на работу сбороч­ной линии, если вы ее видите первый раз в жизни.

Ожидания. И наконец, ожидания могут искажать наше восприя­тие, так как зачастую мы видим то, что ожидаем видеть.

На восприятие также влияют и личные особенности человека. Гро­могласные люди гораздо заметнее, чем люди с тихим голосом. То же самое относится к внешне привлекательным или отталкивающим людям.

Движение, звуки, размер объекта и другие атрибуты также спо­собствуют лучшему восприятию.

Поскольку объект чаще всего не находится в изоляции, восприя­тие сопряжено с фоновым воздействием, что приводит к тому, что мы группируем схожие и близкие вещи.

Объекты, которые находятся либо в пространственной, либо вре­менной близости друг к другу, имеют тенденцию быть восприняты­ми вместе, а не раздельно. Именно поэтому мы часто группируем объекты или события, которые не являются взаимосвязанными.

Так, если в отделе, состоящем из четырех сотрудников, двое вне­запно увольняются, то мы склонны искать общую причину, тогда как фактически эти события могут быть никак не связаны.

Рассмотрим другой пример. Назначение нового коммерческого менеджера совпадает по времени с резким увеличением объема про­даж. Эти события могут быть совсем не связаны, а увеличение объема продаж может происходить из-за введения новой производственной линии или по какой-то другой причине, однако имеется тенденция рассматривать эти два события в тесной взаимосвязи.

Контекст, в котором мы видим объекты или события, очень ва­жен для восприятия (элементы окружающей среды влияют на наше восприятие). Так, вы можете не обратить внимания на 20-летнюю девушку в облегающем вечернем платье с ярким макияжем в ночном клубе в субботу. Однако если эта же девушка в таком же виде появит­

ся в понедельник утром в аудитории, то она, безусловно, привлечет всеобщее внимание. Ни мы, ни объект наблюдения не изменились за этот короткий промежуток времени, но ситуация стала иной.

Мотивация это влечение или потребность, побуждающие нас действовать с определенной целью. Потребность является внутрен­ним аспектом мотивации, а цель — ее внешний аспект.

Не следует смешивать мотив и мотивацию поведения. Мотива­ция — это переживаемая и часто бессознательная причина поведения, это психологическая причина. Однако наряду с этими нелогичными причинами существуют сознательные мотивы. Подробнее на основ­ных теориях мотивации мы остановимся далее

Теперь рассмотрим, как восприятие влияет на организационное поведение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.