Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддизм. Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родоплеменных отношений и становления раннегражданского общества




Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родоплеменных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (дхарма) и Путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними. Жизнь на границе между цивилизацией и природой в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.

 

Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и Сангху. Это простое правило передавалось из поколения в поколение, от учителей к ученикам и разошлось практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в XX в. — Северной Америки, Европы, а также в России.

 

1. Есть Будда – совершенно Просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности рождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное Освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что не доступно ни богам, ни святым других религий.

 

2. Есть Дхарма – Закон, открытый Просветлённым. Этот Закон является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с его помощью можно понять законы жизни и общества. Закон этот Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, Текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В I в. до н.э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке (близком санскриту) индоевропейской группы. Эти писания составили буддистский канон и назывались «Три корзины» (Типитака). «Корзина текстов по монашеской дисциплине и нравственному воспитанию» (Виная-питака), «Корзина текстов «Слова Будды» (Сутта-питака) и «Корзина текстов высшего Закона» (Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах, хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам. Эти названия собрания Слова Будды сохранились доныне, хотя в других школах каноны содержательно иные.

 

3. Есть Сангха – община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих монахов (бхикшу, на пали – бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды. Ядром социальной жизни раннего буддизма являлась община (сангха). Считалось, что в обычных условиях человек не может подготовиться к переходу в нирвану. Предварительно он должен отрешиться от всех мирских дел и вступить в монашескую общину. Члены монашеской общины не должны были иметь никакой собственности, кроме одежды и чаши для подаяний, должны были жить исключительно милостыней и соблюдать правила и обеты, определенные уставом (винаей). Они не имели права заниматься какой-либо общественно-полезной деятельностью, а только личным самосовершенствованием.

 

Особая роль в буддизме отводится медитации. Медитация – обобщающее условное название, данное европейскими учеными основным духовным практикам, ведущим к достижению главных целей этой религиозной культуры, а именно: освобождению от череды рождений, нирване, состоянию архата и Будды, Любви, Состраданию, невозмутимости и т.д. В буддийских трактатах описание практик медитации тщательно разработано в особом разделе Закона (Дхармы). В нем предусмотрено несколько последовательных стадий углубленного самопознания и проникновения в сущность мироздания. Обязательными условиями являются, во-первых, прохождение подготовительной стадии, на которой будущий адепт обретает физическое, нравственное, умственное и духовное здоровье по буддийской шкале ценностей. Во-вторых, обязательно присутствие и наличие учителя – мастера медитации, без которого не только не гарантирован успех применения описанных технических приемов той или иной практики, но и существует реальная опасность для ума, практикующего самостоятельно погрузиться во «мрак сознания» вместо вожделенного свидания со «светом знания». Принято считать, что медитация – это триединый комплекс внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости, а также, в иной трактовке, сосредоточенного созерцания на объектах, достойных памяти Будды, т.е. на истинах буддизма.

 

Священная книга буддизма – Типитака (букв. на языке пали – «три корзины»; санскр. вариант – Трипитака). Она состоит из трех частей. Первая часть – Виная-питака содержит дисциплинарные правила, которые должны соблюдаться монахами в буддийских общинах. Вторая часть – Сутта-питака (Сутра-питака) сообщает о беседах, которые вел Будда со своими учениками, и которые были записаны со слов его двоюродного брата и одного из последователей – Ананды. В Сутта-питаку наряду с другими ее разделами входит Дхаммапада («Путь буддийской доктрины») – 423 стиха-афоризма, представляющих собой квинтэссенцию всего буддийского канона и порой заучивавшихся неофитами наизусть. В третьей части – Абидхамма-питаке (Абид-харма-питаке), которая в определенной степени представляет собой комментарии Сутта-питаки, даются систематизация и толкование основных догматов буддизма.

 

Буддийский культ довольно прост. В нем отсутствуют сложные ритуалы, характерные для брахманизма, нет жертвоприношений. Отправляют культ монахи, читающие канонические буддийские тексты. Характерно, что миряне в богослужениях не участвуют.

 

Буддисты используют в качестве символов своей религии разные знаки. Так, одним из них является «Дхамма (дхарма) чакра» («Колесо закона»), имеющее восемь спиц, символизирующих следование «восьми благородным принципам» (восьмеричному пути). Нередко в качестве символа используется и свастика (концы буддийской свастики, в отличие от нацистской, направлены не в левую, а в правую сторону). Еще одной эмблемой буддистов является изображение сидящего в позе лотоса основателя религии – Будды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.