Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тестовая карта для выявления нарушений осанки




  Вопрос   Ответ
  Явное повреждение органов движения, вызван­ное врожденными пороками, травмой, болезнью да нет
  Голова, шея отклонены от средней линии; плечи, лопатки, бедра установлены несиммет­рично   да   нет
  Грудная клетка "сапожника", "куриная", деформированная да нет
  Чрезмерное увеличение или уменьшение фи­зиологической кривизны позвоночника, шейно­го лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза   да   нет
  Чрезмерное отставание лопаток да нет
  Чрезмерное выступание живота да нет
  Нарушение осей нижних конечностей (О- образное или х- образное) да нет
  Неравенство треугольников талии да нет
  Вальгусное положение пятки или обеих пяток (ось пятки отклонена наружу) во время стояния   да   нет
  Явные отклонения в походке: прихрамывающая, "утиная" и др. да нет

 

Обследование проводится в следующем порядке:

1. Осмотр в фас. Положение - руки вдоль туловища. Определя­ются форма ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии (треугольник талии - это просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине), деформация грудной клетки, симметрия бедер.

2. Осмотр сбоку. Положение - руки вдоль туловища. Опреде­ляются форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.

3. Осмотр со спины. Положение - руки вдоль туловища. Опре­деляются симметрия углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная или нет).

4. В конце обследования ребенку предлагается сделать нес­колько шагов для выявления возможных нарушений в походке.

В процессе проводимого осмотра заполняется тестовая карта (таблица 2), по которой дается оценка выявленных нарушений осанки:

- Нормальная осанка - отрицательные ответы на все вопросы.

- Некоторые отклонения, требующие наблюдения школьно-дош­кольного педиатра - положительные ответы на один или несколько вопросов от 3-х до 7 номера включительно.

- Значительные нарушения осанки, требующие направления на консультацию к ортопеду - положительные ответы на 1,2,8, 9,10 вопросы (один или несколько).

4.2. Тест для выявления истинного сколиоза. К истинным сколиозам
относятся только те, которые сопровождаются торсией, или пово­ротом позвоночника относительно собственной вертикальной оси, при которой остистые отростки позвонков уклоняются в ту или иную сторону от средней плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Основным приемом для выявления истинного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед:

- наклон туловища проводится медленно, при этом руки сво­бодно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза опре­деляется асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе.

Для более точного выявления торсии позвонков осмотр следует проводить в двух положениях: спереди и сзади.

При осмотре сзади (ребенок стоит спиной к врачу), наклоняя туловище ребенка от себя, можно выявить торсию позвонков в грудопоясничном и поясничном отделах позвоночника.

При осмотре спереди (ребенок стоит лицом к врачу), накло­няя туловище ребенка к себе, можно обнаружить торсию позвонков верхне-грудного и грудного отделов позвоночника,

4.3. Тест для выявления плоскостопия - плантография (см.выше).

5. Выявление предмиопии с помощью теста А.А.Малиновского.

Данный тест применяется у дошкольников в возрасте 6 лет и учащихся 1-х классов.

Обычное исследование остроты зрения, осуществляемое по специальным диагностическим таблицам Сивцева-Годовина, выявляет в основном наличие уже развившейся патологии зрения. Тест А.А. Малиновского позволяет выявить детей с предрасположенностью к миопии. Выявление предмиопии с помощью теста А.А.Малиновского включает 2 исследовательских этапа:

1. Определение остроты зрения (по общепринятой методике).

2. Выявление детей с предмиопией среди контингента с нор­мальной остротой зрения.

Методика обследования: после определения обычным спо­собом остроты зрения, к глазу ребенка с нормальной остротой зрения подносится линза, сила которой соответствует средней рефракции глаз для детей данного возраста, и вновь определяется острота зрения (общепринятым способом по буквенным таблицам, ребенок сидит на стуле на расстоянии 5 м от таблицы); каждый глаз обследуется раздельно, при закрытом щитком другом глазе. Для тестирования используют линзы +1,0 Д в детской оправе, с расстоянием между оптическими осями глаз 56-58 мм.

Оценка результатов:

- ребенок, гладя через линзу, читает правильно 9-10 строчку таблицы - тест отрицательный (нормальная возрастная рефракция);'

- ребенок, глядя через линзу, не может правильно прочитать буквы 9-10 строчки или вообще их различить - тест положительный (усиление возрастной рефракции - предмиопическое состояние).

Дети с предмиопией рассматриваются как "группа риска" по миопии, т.к. у них в 80 раз чаще, чем у остальных, развивается миопия. Эти дети должны направляться к офтальмологу для особого наблюдения и периодического контроля.

Обследование тестом Малиновского проводит медсестра детского учреждения.

Детям с отрицательным тестом Малиновского исследование остроты зрения в школе можно проводить I раз в 3 года, т.е. в 4-7-10-х классах.

б. Тест для выявления нарушений цветового зрения (для школьников)

Нарушения цветоощущения играют роль при выборе профессии (шофер, аппаратчик и др.), причем, имея зачастую наследственный характер, чаще выявляются у мальчиков.

Для исследования цветового зрения используются специальные полихроматические таблицы Рабкина. В этих таблицах из кружочков различных цветов, но одинаковой интенсивности окраски составлены знаки или цифры, которые свободно различают лица с нормальным цветовым зрением.

Для исследования используются только 1-ХШ полихроматические таблицы (первая серия - основная). Исследование проводится при естественном освещении (обследуемый сидит спиной к окну, исследователь - лицом к окну). Таблицы предъявляются вертикально с расстояния 1 м по 5-6 секунд каждая.

Оценка результатов: неправильное различение даже отдельных таблиц - аномалия цветового зрения. Школьник направляется на консультацию к офтальмологу.

Исследование цветового зрения проводится в 4-м классе школы в преддверии первичного профориентационного выбора.

Лабораторные скрининг -тесты для выявления скрининг - протеинурии и глюкозурии.

Белок и глюкоза в моче определяются медсестрой детского учреждения с помощью специальных диагностических реактивных полосок, по изменению окраски которых судят о наличии и даже ориентировочной концентрации их в моче.

Все дети со следами белка в моче направляются на дополни­тельное обследование для выявления причин протеинурии, а со следами глюкозы в моче - на консультацию к эндокринологу.

Повышение качества и информативности медицинских осмотров достигается также предварительным проведением всем детям лабо­раторных исследований: общего анализа крови и кала на яйца-глист (не более, чем за 2-3 недели до осмотра), но на сегодняшний день эти рекомендации носят лишь по желательный характер.

В программу медицинских осмотров школьников включается также функциональная проба сердечно-сосудистой системы с нагруз­кой для определения Степени её тренированности и возможной нагрузки при занятиях физической культурой и спортом. Детям 8-9 лет в виде нагрузки предлагается 20 приседаний, 10-11 лет -25 приседаний, мальчикам 12-14 лет - 30 приседаний за 30 секунд.

В зависимости от характера сдвигов после функциональных проб различают благоприятную и неблагоприятную реакцию сердечно-­сосудистой системы.

Благоприятной реакцией считается учащение пульса в пределах 50-70% от исходного уровня, увеличение систолического давления на 10-15 мм, умеренное увеличение пульсового давления на (20-35 мм) и восстановление всех показателей в течение 2-3 минут.

Неблагоприятной реакцией считается значительное (более 70%) учащение пульса, уменьшение систолического и пульсового давления по сравнению с исходным уровнем, либо резкое увеличение систоли­ческого давления (на 25-40 мм и более) на фоне повышения диастолического, при замедленном восстановительном периоде. Снижение частоты пульса и систолического давления в период восстановления (2-3 мин.) ниже исходных данных, также рассматривается как не­благоприятная реакция.

Комплексная оценка состояния здоровья детей, введенная приказом № 760 от 17 октября 2003 г "0 дальнейшем совер­шенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому насе­лению в РК", дается на основании учета всех результатов медицинского осмотра и текущего наблюдения за ребенком, путем анализа 4-х основных критериев здоровья:

- наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний и степень их клинических проявлений;

- функциональное состояние основных органов и систем: сер­дечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной, нервной и др.;

- резистентность организма, проявляющаяся количеством и длительностью заболеваний по обращаемости за предыдущий ко времени медосмотра год.

- уровень физического и нервно-психического развития и степень их гармоничности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.