Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вера и религиозный опыт в структуре психики человека




Вера определяется как особое состояние человека, состоящее в полном и безоговорочное принятии каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые в дальнейшем могут выступать основой его Я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений (Словарь практического психолога).

Вера – это один из феноменов, являющихся составляющими психической природы человека. Можно добавить, что она является именно человеческим приобретением. В том виде, которое она имеется у человека, она не наблюдается в многообразии других биологических существ.

Вера прошла свое становление в процессе эволюции человечества и приобрела современные формы религиозности и мистицизма. Религиозная вера явилась одним из двигателей мировой истории, культуры и цивилизации человечества. Таким образом, она стала явлением не только индивидуального опыта человека, но и утвердившимся во всех человеческих сообществах социальным явлением.

Вера прошла свою индивидуальную эволюции в жизни каждого человека. От безоговорочной веры в авторитет своих родителей, от веры в сказочных персонажей каждый индивид пришел в своей индивидуальной вере. Мы наблюдаем многообразие религиозного опыта, как у отдельных индивидов, так и у разных народов.

Религиозная вера проявляться в принятии различных форм представлений о высших силах, управляющими миром и людьми; в признании нравственных императивов, исходящих от этих сил; в личностных идеалах, являющихся примерами для самовоспитания, в соблюдении определенных форм деятельности, в том числе культовой. По словам М.Р.М.Грановской, религия создаёт определённый свод законов, которые формируют отношения индивида с окружающим миром и друг к другу.

L.B..Brown отмечает, что обычные определения религии предполагают соблюдение некоторых предписанных социальных и идеологических правил или принятия набора убеждений в качестве истинных. (L.b..Brown,, с. 151).

Не меньший интерес для психолога представляют религиозные переживания человека, его религиозные чувства и настроения. Особый интерес заслуживают также те субъективные явления, которые наблюдаются на высоких ступенях религиозного опыта в виде религиозных откровений и мистического опыта.

М. Apter и D.Hay в качестве основы религии и ее самым значимым элементом называет особое состояние души. Они высказывали сожаление, что психологические исследования религии ограничивают себя изучением только внешнего поведения. При этом упускается самая суть такого явления, как религиозная вера, в которой верующий придает наиболее высокое значение достижению специфического опыта в виде особого религиозного переживания, который, кстати, не испытывается неверующими людьми (М. Apter, с. 62; D.Hay, с. 135.).

Может быть, в связи с этим L.B..Brown делает вывод, что религия в своей ранней истории напоминает психологию (L.B..Brown, с. 2).

При этом J.T.Richardson сходство психологии и религии находит и в современной популярной психологии, которая, по его мнению «пропитана» религиозностью, что можно обнаружить в многочисленных изданиях по поводу самопомощи, оптимизма, нашей «реализации» и т.п. (J.T.Richardson, с. 209).

В связи с этими замечаниями можно отметить, что именно психология, в виду ее сходства с отдельными аспектами религиозного опыта, может вполне объективно понять этот опыт и описать его с использованием своего методологического аппарата.

Исторический опыт и наблюдения показывают, что вера является одним из важных психических регуляторов жизнедеятельности человека и фактором, формирующим его личность.

Индивидуальное развитие веры человека приводит кого-то к религиозному фанатизму, кого-то к сосредоточенному выполнению заповедей, предписанных религиозной традицией своего народа, кого-то к логическому пониманию того, что человек не скотина и у него должны быть безоговорочные ценности. Кому-то достаточно верить в собственную судьбу и везение, или в то, что предлагают авторитеты и во что верит большинство. И это все вера, которая, так или иначе, является одним из наших внутренних регуляторов.

Немаловажной стороной религиозной жизни является и патологические стороны этого явления. Религиозность создает определенную картину развития патологических психических состояний. При этом часто именно вовлечение в мистическую практику приводит отдельных индивидов к психическим расстройствам.

Одним из вопросов, который пытаются решить не одно поколение психологов – почему люди не просто верят, а становятся верующими и последователями каких-либо культов. Этот вопрос пытались решить апологеты всех современных течений психологии – психодинамического, бихевиорального, гуманистического, когнитивного, экзистенционального.

Например, У.Джеймс - первый исследователь феномена религиозности и характерных черт религиозного чувства, определил, что при выборе той или другой религии большую играет эстетическое и морально-религиозное чувство, чувство патриотизма. Однако самым важным является специфическое религиозное переживание, сродни вдохновению, которое не встречается вне культовой деятельности. Он отмечал, что каждое религиозное явление, если его рассматривать как продукт внутренней жизни, независимо от различий в церковной догматике, всегда и на всех своих ступенях состоит из сознания живой связи с высшими силами.

В связи с этим одной из главных целей психологи религии состоит в выяснении личностных и составляющих аспектов религиозной веры человека.

 

Литература

1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта - М.:Наука, 1993

2. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб.: Речь, 2004. -576 с.

3. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. – М.: Научная книга, 2005. – 447 с.

4. Религиозные традиции мира. – М.: Крон-Пресс. 1996. – Т.1-2.

5. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. - СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. – 384 с.

6. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.

7. Аринин Е.И., Нефедова И.Д. Психология религии. - Владимир: Владимирский государственный университет, 2005. -109 с.

8. Wulf D.M. Psychology of religion: classic and contemporary views. – New York: John Wiley &Sons, 1991. - 640 p.

9. Brown L.B. Introduction. // Advans in the Psychology of Religion. / International series in experimental social psychology. / Series Editor:M.Argyle. - University of Oxford, 1985. – P. 1- 7.

10. Brown L.B. Social attitudes and religion. // Advans in the Psychology of Religion. / International series in experimental social psychology. / Series Editor:M.Argyle. - University of Oxford, 1985. – P. 151-170.

11. Apter М. Religious states of mind: a reversal theory interpretation. // Advans in the Psychology of Religion. / International series in experimental social psychology. / Series Editor:M.Argyle. - University of Oxford, 1985. – P. 63 – 75.

12. Hay D. Social anthropology and the psychology of religion. // Advans in the Psychology of Religion. / International series in experimental social psychology. / Series Editor:M.Argyle. - University of Oxford, 1985. – P. 135 – 150.

13. Richardson J.T. Psychological and psychiatric studies of new religions. // Advans in the Psychology of Religion. / International series in experimental social psychology. / Series Editor:M.Argyle. - University of Oxford, 1985. – P. 209 – 224.

 

 

 

 


Раздел 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТАХ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.