Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины и понятия рекреационной географии




В качестве общей основы нами взята теория социокультурных систем, описывающая процессы социокультурного освоения территорий. Рекреационная активность выступает как частный случай целостного процесса освоения территорий и функционирования социокультурных образований.

Социокультурная система (СКС) — тип социокультурного образования, доминирующий в социокультурной эволюции. СКС включают основную часть обитаемых территорий и населения мира. СКС характеризуются большими размерами территорий и значимой численностью населения, имеют оригинальные стандарты организации пространства, общества и государства и обладают многими уникальными свойствами, благодаря которым существенно отличаются от остальных социокультурных образований.

Основные черты СКС таковы:

• способность расширять свой хоумленд за счет социокультурной переработки новых территорий;

• способность генерировать сложную структуру собственного пространства с внутренними буферными зонами для защиты от остальных СКС;

• наличие полного цикла социокультурной переработки территорий, включающего семь этапов;

• доминирование внутренних закономерностей над внешними факторами, которые всегда используются в строгом соответствии с внутренней логикой развития СКС;

• способность формировать естественно зависимых вассалов в процессе социокультурного преобразования территорий;

• приверженность мировой религии или ее местному варианту;

• способность распространять свой язык за пределами хоумленда, что прежде всего касается внутреннего буфера и естественно зависимых вассалов;

• надежность и самодостаточность собственной экономики;

• способность генерировать и реализовывать устойчивые оригинальные экономические стандарты и формы, не имеющие аналогов за пределами данной СКС.

Социокультурный стандарт — совокупность конкретных нормативных принципов и установок, регулирующих организацию общества и государства, а также формы реализации внутреннего потенциала социокультурного образования.

Первоначальный социокультурный стандарт появляется вместе с социокультурным образованием. В СКС он формируется в рамках первого этапа эволюции. Затем стандарт может существенно меняться в результате проведения социокультурного конкурса. Изменение социокультурного стандарта характерно только для СКС как индикатор их высокой адаптивности к меняющейся обстановке.

Свободное время — часть внерабочего времени, не связанная с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной деятельностью нетрудового характера (например, перемещения в пространстве). В советской рекреационной географии основным понятием считалось именно «свободное время». Важно, что речь никогда не шла об усталости или потребности в восстановлении сил, т. е. собственно рекреации. Речь шла именно о свободном времени, и с этим понятием связано несколько мифов советского периода.

В советской литературе очень строгим было отделение свободного времени от времени внерабочего. Во внерабочее время обычно включались такие занятия, как поездки в городском транспорте, удовлетворение естественных потребностей, домашний труд, собственно свободное время, которое обычно используется, говоря высокопарно, для «физического и интеллектуального развития и отдыха». В область интересов рекреационной географии попадало именно последнее.

В качестве общей особенности литературы по рекреационной географии можно отметить имевшее место определенное смешение категорий свободного времени и наличия свободного времени как фактора массовости рекреации. Свободное время рассматривалось как основной фактор массовости рекреации. На основании данных, свидетельствующих об увеличении массива свободного времени, объяснялась резкая активизация развития рекреации в период после 50-х годов.

Корреляция между ростом свободного времени и активизацией приморской рекреации была несомненной. Но то была лишь одна сторона феномена летней приморской рекреации — помимо него существовала масса иных аспектов. И среди причин активизации именно данного вида рекреации и именно в строго определенных приморских районах — процессы освоения внутренних буферных зон. Свободное время не играло столь существенной роли именно в этом отношении.

Акцент на свободном времени как основном условии рекреационной деятельности — показатель достаточно поверхностного уровня объяснений в рекреационной географии. Несомненно, что отсутствие свободного времени и невозможность отлучиться от основного места работы и жительства допускают самые незначительные перемещения с рекреационными целями. Но из факта наличия свободного времени отнюдь не следует, что люди должны совершать дальние переезды для реализации потенциальной возможности ежегодного отдыха именно у теплого моря.

О значимости свободного времени как фактора формирования рекреационных потоков и их направленности можно судить по той детали, что после 1991 г. у значительной части населения появилась масса свободного времени, но рекреационные потоки существенно сократились в связи с тяжелым кризисом. Постепенно ситуация выравнивается, однако прежние потоки не восстанавливаются ни в количественном отношении, ни в плане их направленности.

Другой миф рекреационной географии советского периода, по поводу которого написано немало трудов, связан с тем, что количество свободного времени постоянно возрастает и это создает все большие возможности для интеллектуального и духовного развития. В основном под ростом объема свободного времени подразумевалось сокращение рабочей недели в СССР. Совершенно логичным в рамках принятой системы рассуждении было предположение, что в таком варианте и нагрузки на приморские территории будут постоянно возрастать. В связи с неуклонным ростом количества свободного времени в перспективе все большее число советских граждан должно было приезжать на отдых к теплому Черному морю. Результатом последовательности таких рассуждении стала растущая тревога за экологическое состояние приморских рекреационных территорий.

Идеалистичность подобных допущений в рекреационной географии советского периода совершенно очевидна. То, что на общегосударственном уровне являлось государственной политикой, в рамках рекреационной географии приобретало совершенно оторванные от реальности черты. После 1991 г. выяснилось, что избыток свободного времени далеко не всегда может быть использован для приморской рекреации или интеллектуального развития. И дело не только и не столько в ухудшении материальных условий в это время, а в происшедшей смене социокультурных программ и соответствующем изменении прежних ориентиров. Так, Крым перестал быть престижным местом семейного отдыха, более того — выяснилось, что для семейного отдыха он как раз и не приспособлен. Люди открыли для себя поразительные, хотя давно известные им вещи.

В целом количество свободного времени само по себе никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает. В зависимости от типа культуры и уровня развитости общества понятия свободного времени и рекреации существенно различаются. Оба эти понятия в высшей степени относительны, и нет никаких оснований или данных для приведения их к общему знаменателю.

Существенно и то, что нет прямых оснований говорить об увеличении именно свободного времени. Незанятость на государственной службе категорически не означает наличие свободного времени. Допущение о том, что по мере развития цивилизации количество свободного времени нарастает, носит спекулятивный характер. С равным успехом можно утверждать, что больше всего свободного времени было у людей каменного века и с тех пор эволюция идет как раз в сторону его сокращения.

Гипертрофированное внимание исключительно к понятию свободного времени как основному условию и фактору рекреационной активности было связано в СССР с общей системой идеологических стандартов того периода.

Отдых (рекреация) — любая деятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами.

В советской географической литературе понятия рекреации и отдыха различались, и основное их отличие заключалось в том, что рекреация — это часть свободного времени, связанная с восстановлением сил человека на специализированных территориях, в основном за пределами основного места его проживания. Чтобы отдых стал рекреацией, нужно покинуть пределы своего непосредственного места проживания и переместиться в некое специализированное место, ориентированное именно на восстановление сил. В литературе под таким специализированным местом неявно подразумевалась ТРС.

В соответствии с проведенным различием рекреационная география занималась только такими видами отдыха, которые определялись как рекреация. Т. е. она изучала ТРС, куда прибывали люди, постоянно не проживающие на данных территориях. Нельзя сказать, что в таком отделении отдыха от рекреации не было логики и последовательности — они были, но отошли с распадом СССР вместе с ТРС, которые являлись там основными местами отдыха и рекреации. В современных условиях такое разграничение понятий утратило смысл. Термины «отдых» и «рекреация» мы рассматриваем как синонимы: это несколько различные обозначения одного и того же явления.

Виды отдыха могут быть самыми различными. Это, прежде всего, сон как основная и самая необходимая форма отдыха. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей для сна человеку требуется большее или меньшее количество времени, но в целом во сне он проводит не менее трети своей жизни. Отдых включает набор видов деятельности, связанных с развлечениями и спортом, посещением различных любопытных для человека мест и многое другое. Приводить здесь полный перечень видов деятельности, так или иначе связанных с отдыхом, нет смысла: итогом стал бы громадный список, который необходимо уточнять с учетом того, о каком времени и какой СКС идет речь, поскольку виды отдыха носят социокультурный характер.

Выделение критериев рекреационной деятельности по продолжительности и месту проведения времени весьма существенно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.