Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность религии, структура религии. 8 страница




 

В них Лютер настаивал на покаянии, которое должно придать смысл жизни христианина, критиковал учение об индульгенциях, чистилище, молитве за умерших и спасении заслугами святых.

 

В последующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, потребовал упростить обрядность, подчинить церковь государям.

 

В немецкой Реформации, как еще ранее в Гуситском движении, нарастало противоречие между умеренным и радикальным направлениями. Князья, дворянство и зажиточные горожане стремились к секуляризации церковных владений.

 

Умеренная реформаторская группировка, возглавлявшаяся Лютером и его сподвижником Филиппом Меланхтоном (1497-1560), истолковывала требование держаться Священного Писания в духе сохранения всего того в догматике, обрядности и жизни, что прямо не противоречило Библии.

 

Сторонники радикальной группировки, возглавленной Томасом Мюнцером (1490-1525), крестьяне и городская беднота, требовали отмены всего, что не подтверждалось текстом Священного Писания.

 

Немецкие князья, а затем и правители Дании, Швеции осуществили реформы в духе учения Лютера, в результате чего возникли церкви, получившие впоследствии название «евангелическолютеранских».

 

Парламентским актом 1534 г. английский король был объявлен главой церкви, что положило начало англиканству.

 

Центрами Реформации в Швейцарии стали города Цюрих и Женева, где Ульрих Цвингли (1484-1531) и Жан Кальвин (1509-1546) осуществили церковные реформы в демократическом духе.

 

Учения Цвингли и Кальвина стали основой реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских церквей в Швейцарии и Германии; во Франции (гугеноты), в Нидерландах, Англии, Шотландии, Венгрии, Чехии и Польше.

 

Протестанты-кальвинисты (пуритане) в Англии выступали за ликвидацию епископата.

 

Господствующее положение пресвитериане завоевали в Шотландии. В XVI-XVII вв. возникают как самостоятельные конфессии меннониты, моравские братья, баптисты, квакеры.

 

Преследования, которым подвергались религиозные инакомыслящие, побуждали многих протестантов к эмиграции, в особенности в Новый Свет, где не существовало господствующих религиозноцерковных традиций. Это стало важным фактором укрепления новых конфессий, осуществлявших впоследствии оттуда свою миссию в Европе и остальном мире.

 

Движения религиозного возрождения (ревивализм), связанные с преодолением религиозной индифферентности в XVII-XVIII вв. (пиетизм, от лат. pietas — благочестие в Германии, в методизм — в Англии), с особой силой распространились в североамериканских колониях («Великое пробуждение») и способствовали развитию «свободных», «братских» церквей, появлению в XIX-XX вв. новых протестантских деноминаций — адвентистов и пятидесятников), движений (Армия спасения, харизматическое движение), а также групп, течений и сект протестантского происхождения, выходящих далеко за рамки ортодоксального христианства — мормонов, новоапостольской церкви, «Свидетелей Иеговы», «христианской науки» и т.д.

 

43)вопрос) Первичные церкви протестантизма(направления)

 

Кальвинизм – это одно из направлений протестантизма, выражающее религиозные запросы буржуазии. Реформаторское движение развивалось на британских островах, его возглавил король Англии Генрих VIII. В то время возникла нужда в пополнении казны за счет монастырского имущества. Существовала и политическая причина – Англия готовилась к войне с Францией и Испанией. Были на то и личные причины – Генрих VIII стремился получить разрешение на развод от Папы римского. В 1534 году парламент Англии объявляет церковь независимой от Рима, главой церкви становится король.

 

Англиканство – одно из первичных образований протестантизма. Вторичные протестантские образования появляются позже. Вышедшие из общего источника реформации первичного направления схожи между собой и в догматическом отношении, и в культовом. Основа вероучения – одна лишь Библия. Служба велась на национальном языке. Англиканцы отстаивают идею всеобщего священства, согласно которой верующему для общения с Богом не нужны посредники, каждый сам себе священник. Спасает человека личная вера, то есть собственная религиозная убежденность. Культ англиканства гораздо проще и не так строго регламентирован, богослужение сокращено.

 

Лютеранство – ещё одно первичное направление протестантизма. Вероисповедальную основу его составляло учение Лютера об оправдании веры. Церковь называется евангелической. Лютеране глубоко чтят Книгу согласия, основу которой составляют богословные труды Лютера из семи христианских таинств. Лютеране приняли два крещения и причащение, остальные таинства либо совсем отменены (исповедь, соборование), либо переосмыслены и воспринимаются как рядовые обряды (брак, священство). Храмы (Кирхи) отличаются строгостью форм, простотой внутреннего убранства. Сохраняются алтарь, распятие и другие атрибуты. В полном составе остается епископат. Служители культа имеют более скромные одежды. На службе звучит органная музыка. Лютеранство получает распространение сначала в Германии, Скандинавии и Прибалтике, а затем в Северной Америке и на других континентах. Сейчас действует более 190 лютеранских церквей, веры придерживаются около 190 миллионов человек. Лютеране стараются координировать свою деятельность. В 1947 году была создана всемирная конфессия в Женеве. Лютеранские общины есть и в России (состоят, в основном, из немцев, финнов и эстонцев).

 

 

44)вопрос) Вторичные протестантские церкви(направления)

Старокатолики.

 

К протестантам относят и старокатоликов - сторонников отколовшихся от римско

 

- католической церкви направлений. Старокатолическая церковь сложилась на основе оппозиции решению Ватиканского собора, провозгласившего в 1840 г. догмат о папской непогрешимости. Она включила в себя созданную раннее в Голландии Утрехтскую церковь. В настоящее время старокатолицизм представлен несколькими самостоятельными церквями. Основные его центры - ФРГ, Австрия, Швейцария, Нидерланды. Старокатолические церкви обьединены в Международный старокатолический конгресс и входят во Всемирный Совет церквей. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. С одной стороны, старокатолики сохраняют целый ряд моментов из католического культа, с другой, не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т.п. Во всем этом старокатолики особенно близки к англиканам, с которыми они поддерживают постоянные контакты.

 

4.5. Меннониты.

 

К числу сложившихся еще во времена Реформации разновидностей протестантизма принадлежит секта меннонитов. Она возникла в Северной Германии. Ее основателем был голландец Менно Симоне. Источником вероучения меннонистов является написанный им"Фундамент истинной христианской веры ". Догматика и обрядность меннонитов во многом заимствованы у анабаптистов. Меннониты не верят в предопределение. Они придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже перед "Священным писанием". Среди меннонитов распространены мессианские и хилиастические представления. К основополагающим канонам меннонистического учения относятся принципы: покаяния в грехах, крещение по вере,омовение ног, церковные отлучения, отказ от воинской службы и ряд других догматов,ставящих меннонитов в ситуацию самоизоляции от общества, в особенности от государства.

 

В настоящее время секта меннонитов представлена во многих странах, преимущественно в Северной Америке и Европе; имеются меннониты и в ряде районов нашей страны. Сейчас в мире насчитывается около полумиллиона меннонитов. Меннониты в зарубежных странах располагают сетью школ и семинарий для подготовки кадров пропагандистов и миссионеров. Миссионерской деятельностью секта занимается давно и придает ей большое значение, меннонистские миссии можно встретить почти во всех странах мира.

 

4.6. Баптизм.

 

Большое место в системе протестантистских церквей занимает баптизм. По своему вероучению баптизм во многом смыкается с другими протестантистскими организациями. Разделяя общехристианские догматы о Троице, божественном происхождении Христа и т.п., баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми, проповедуют принцип "оправдания верой". Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, однако этот принцип не доведен ими до крайности.В их вероучение отчетливо выделяются элементы архинианства, признающего свободу воли человека. Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены у них молитвенными собраниями; крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви.

 

Источником вероучения баптисты считают Библию (прежде всего Новый Завет). Баптисты не признают святых, монашество, сосредотачивая внимание на Иисусе Христе как единственном посреднике между Богом и людьми, который своей жертвой спас грешников. Главный принцип " Жить в мире, но быть не от мира сего ", т.е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдавать " небесному жениху " - Христу. Особое значение баптисты придают проповеди своей веры, которую вести обязан каждый (принцип всеобщего священства), особенно среди детей и молодежи. За последние десятилетия численность баптистов в нашей стране в целом медленно, но постоянно увеличивается.

 

В настоящее время позиции баптизма особенно сильны в США. Кроме США баптизм представлен в Великобритании, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР и др.

 

В 1905г. был создан Всемирный баптистский союз. С баптизмом тесно связаны такие религиозные течения и организации, как "братья во Христе", "молодые христиане" и др.

 

В мире насчитывается сейчас свыше 40 млн. приверженцев этой деноминации.

 

 

4.9. Мормоны.

 

В 1830 г. была организована секта мормонов, которые именуют себя "святыми судного дня". Основателем ее был Дж.Смит, с детских лет имевший "видения" и на этом основании объявивший себя пророком. Он издал "Книгу Мормона", ставшую "Библией" его последователей. В ней написаны любые откровения и завещание последнего израильского пророка Мормона. Вероучение Мормонов базируется на "Книге Мормона" и тех откровениях, которые, мол, непосредственнополучает пророк от Бога. Символ веры Мормонов включает 13 статей, подтверждающих верность традиционным положениям христианского учения о Троице, искуплении, наказании, спасении и т. п., а также свидетельствующих об особой приверженности традиционной раннеапостостольской церкви. Учение Мормонов включает в себя наряду с элементами христианства элементы ислама. В 1843 г. Смит провозгласил многоженство и необходимость создания теократической организации. Одним из важных моментов в призывах проповедников нового учения была мысль о необходимости труда, который должен дать человеку благосостояние в земной жизни. Одну из отличительных особенностей взглядов мормонов составляет ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства божьего, а также вера в существование кроме единого Бога еще и низших Богов, духов. Для того, чтобы стать одним из них, человеческая душа должна высвободиться из оков плоти.

 

У Мормонов существует своеобразная иерархия, включающая в себя высших священников ("генеральные авторитеты"); высшим священникам подчиняется "коллегия 12 апостолов", затем включаются патриархи, епископы, священники, учителя и диаконы.

 

4.10. Адвентизм.

 

В 30-х гг. XIXв. в США возникла секта адвентистов (от латинского приход, пришествие). Основателем секты был В.Миллер, предсказавший второе пришествие Иисуса Христа, который должен будет установить тысячелетнее царство и совершить над грешниками последний суд, в 1844г. Вера в это является основой вероучения секты. Адвентисты заявляют, что отрицают бессмертие души. Они считают, что после смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в ссудный день и либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Вечное блаженство будет даровано адвентистам, которые обрели истинную веру. Адвентисты отрицают многое из христианского культа. Они сохраняют обряды крещения и причащения. Причем крещение совершается над взрослыми. Обязательной для членов секты является уплата десятины, т.е. десятой части заработка в кассу общины. Характерны для этой общины активная миссионерская деятельность, а также "санитарная реформа", требующая заботиться о своем здоровье, ибо тело по адвентистским представлениям - " сосуд божий ".

 

Библия - единственный источник вероучения для адвентистов - рассматривается ими как "слово божье", написанное по вдохновению свыше.

 

Адвентисты делятся на несколько группировок, наиболее влиятельной является секта седьмого дня. Она руководствуется "откровениями" американской проповедницы Елены Уайт о седьмом дне недели - субботе как дне отдыха, о падении всех церквей, кроме адвентистской, о поручении адвентистам проповедовать заповеди бога и др.

 

Адвентисты ведут энергичную миссионерскую деятельность. Наряду с адвентистами седьмого дня существуют и другие течения: адвентисты - реформисты, адвентисты

 

- христиане, общество второго пришествия и др.

 

4.11. Свидетели Иеговы.

 

Эта секта возникла во второй половине ХIХ в. в США. Ее основатель Ч.Руссель предвещал непосредственную близость прихода Христа и гибель всех, за исключением иеговистов, в последней войне между Христом и Сатаной - армагеддоне. Для Свидетелей Иеговых характерно отрицание веры в загробную жизнь, в божественную сущность Христа. Христос, по их представлениям, "прославленное духовное существо", выполняющее волю Бога Иеговы. Свидетели Иеговы отвергают догмат о Троице, но признают все три ипостаси Троицы и толкуют их примерно так же, как и другие течения христианства. Источником всей жизни, творцом и т. д. они считают Бога Иегову.

 

4.12. Армия Спасения.

 

У. В 1865 г. методистским проповедником Бутсом в Лондоне было начато движение за нравственное возрождение общества. С 1878 г. движение приняло специфические организационные формы, оно было названо " Армия Спасения ".

 

Согласно организационной структуре во главе сект стоит генерал, избираемый Высшим советом. В масштабах той или иной страны "армия" состоит из "дивизий", "корпусов" и "форпостов". Возникнув на почве методизма, Армия Спасения разделяет основные положения его вероучения, и в особенности учения о спасении. Крещение и причащение не считаются необходимыми условиями для достижения вечного блаженства. Религиозная доктрина Армии Спасения исходит из евангелической веры, хотя отвергаются все таинства и акцент ставится на моральном учении христианства.

 

Основатель Армии Спасения утверждал, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям общества. Отделения Армии Спасения оказывают гуманитарную помощь больницам, детским домам, многодетным семьям и др. Нуждающимся. Большая помощь оказывается беженцам, жертвам межнациональных конфликтов.

 

 

Пятидеся́тники (англ. Pentecostalism) — евангельские христиане, последователи пятидесятничества, одного из направлений протестантизма. На территории России, для отличия от евангельских христиан (прохановцев), по учению более близких к баптизму, предпочитали называться Христианами веры евангельской — ХВЕ или Христианами евангельской веры — ХЕВ, в настоящий момент это название является составной частью названия конфессий данного направления на территории СНГ.

 

45)вопрос) Вероучение и культ протестантизма.

 

В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ Библия объявлена единственным источником вероучения, а Священное предание отвергается или используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию (принцип «только Писание» — лат. sola Scriptura).

 

Согласно Лютеру и Кальвину, спасение может осуществиться только как результат божественного вмешательства (принцип «только благодатью» — лат. sola gratia).

 

Важнейшим положением большинства конфессий ПРОТЕСТАНТИЗМА является учение об оправдании одной верой (принцип «только верой» — лат. sola fide) в искупительную жертву Христа (принцип «только Христос» — лат. solus Christus).

 

Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т.п.) считаются несущественными.

 

Чрезвычайно важным в ПРОТЕСТАНТИЗМЕ является принцип всеобщего священства.

 

Благодать равно дается всем крещеным по вере, все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах.

 

Общины избирают или призывают специальных служителей — диаконов, пресвитеров, проповедников, епископов.

 

ПРОТЕСТАНТИЗМ отверг молитву за умерших, поклонение Деве Марии и святым, почитание мощей, икон и других реликвий.

 

Из таинств сохраняются крещение и причастие, но и им дается новое теологическое толкование, отвергается догмат о пресуществлении.

 

Чтение Библии и проповеди составляют основу богослужения.

 

Большое значение имеют также индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов (псалмов).

 

Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, связанные с жизнью Иисуса Христа.

 

Некоторые протестантские объединения включают в свой календарь гражданские праздники, например День благодарения в США.

 

В религиозной и общественной жизни протестанты придерживаются принципа «самореформирующейся церкви».

 

Протестантские исповедания веры содержат общехристианские догматы о Боге, Троице, сотворении мира и человека, всемогуществе Бога, Его промысле и любви к Своему творению, об Откровении в богодухновенном Священном Писании, о Богочеловечестве Иисуса Христа, Его непорочном зачатии, воскресении из мертвых, искуплении первородного греха, втором пришествии, Страшном суде, бессмертии человеческой души (за исключением адвентистов), воскресении мертвых, о грядущем Царстве Божием, посмертном воздаянии, аде и рае.

 

Первоначально ПРОТЕСТАНТИЗМ получил распространение в Северной и Центральной Европе. Затем миссионерское движение распространило протестантские деноминации по всем континентам и странам.

 

В настоящее время в мире насчитывается более 400 млн. приверженцев ПРОТЕСТАНТИЗМА, главным образом в скандинавских странах, ФРГ, Швейцарии, Великобритании, США и Австралии.

 

Значительные протестантские церкви в XX в. появились в Южной Корее и странах Африки.

 

Отличие протестантизма от православия и католицизма

Протестанты разделяют общехристианские представления о бытии Бога как Творца мира, о его триединстве, о греховности человека, о бессмертии души и спасении, о рае и аде, отвергая католическое учение о чистилище, о Божественном откровении и некоторые другие. Вместе с тем протестантизм имеет ряд существенных догматических, организационных и культовых отличий от православия и католицизма. В первую очередь это признание священства всех верующих. Протестанты считают, что каждый человек непосредственно связан с Богом. Это приводит к отказу от разделения людей на клир и мирян и утверждению равенства всех верующих в вопросах веры. Каждый верующий при хорошем знании Священного Писания может быть для себя и других людей священником. Таким образом, духовенство никаких преимуществ иметь не должно и само его существование становится излишним. В связи с этими представлениями религиозный культ в протестантизме был существенно сокращен и упрощен. Число таинств сокращено до двух: крещения и причащения; все богослужение сведено к чтению проповедей, совместным молитвам и пению гимнов и псалмов. При этом богослужение происходит на родном для верующих языке.

Почти все внешние атрибуты католического культа: храмы, иконы, статуи, колокола, свечи — были отброшены, так же как иерархическое устройство церкви. Было отменено монашество и целибат, должность священника стала выборной. Служение в протестантизме происходит обычно в скромных молитвенных домах. Было упразднено право служителей церкви на отпущение грехов, поскольку это считалось прерогативой Бога, отменено почитание святых, икон, мощей, чтение молитв за умерших, поскольку эти действия признаны языческими предрассудками. Количество церковных праздников сведено к миниму.

Вторым основным принципом протестантизма является спасение личной верой. Этот принцип был противопоставлен католическому принципу об оправдании делами, согласно которому каждый жаждущий спасения должен делать все, что нужно церкви, и прежде всего содействовать ее материальному обогащению.

Протестантизм не отрицает, что не бывает веры без добрых дел. Добрые дела полезны и необходимы, но оправдаться ими перед Богом невозможно, лишь вера дает возможность уповать на спасение. Все направления протестантизма в той или иной форме придерживались учения о предопределении: каждому человеку еще до его рождения предуготовлена его судьба; она не зависит ни от молитв, ни от деятельности, человек лишен возможности изменить судьбу своим поведением. Однако, с другой стороны, человек мог своим поведением доказать себе и другим, что он предназначен Промыслом Божиим для хорошей участи. Это могло распространяться не только на нравственное поведение, но и на удачливость в жизненных ситуациях, на возможность разбогатеть. Неудивительно, что протестантизм становится идеологией наиболее предприимчивой части буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Учение о предопределении оправдывало неравенство состояний и классовое деление общества. Как показал немецкий социолог Макс Вебер, именно установки протестантизма способствовали подъему предпринимательского духа и его окончательной победе над феодализмом.

Третьим основным принципом протестантизма является признание исключительного авторитета Библии. Любое христианское вероисповедание признает Библию в качестве основного источника Откровения. Однако содержащиеся в Священном Писании противоречия привели к тому, что в католицизме право трактовать Библию принадлежало только священникам. С этой целью было написано большое количество произведений отцами церкви, принято большое количество постановлений церковных соборов, в совокупности все это называется Священным Преданием. Протестантизм лишил церковь монопольного права на толкование Библии, полностью отказавшись от трактовки Священного Предания как источника Откровения. Не Библия получает свою достоверность от церкви, а любая церковная организация, группа верующих или отдельный верующий могут претендовать на истинность проповедуемых ими идей, если они находят свое подтверждение в Библии.

Однако сам факт наличия противоречия в Священном Писании такой установкой не опровергался. Требовались критерии для понимания различных положений Библии. В протестантизме критерием считалась точка зрения основоположника того или другого направления, а все, кто с ней не соглашались, объявлялись еретиками. Гонения на еретиков в протестантизме были не меньшими, чем в католичестве.

Возможность собственной трактовки Библии привело протестантизм к тому, что он не представляет собой единого учения. Существует большое количество близких по духу, но в чем-то отличных направлений и течений.

Теоретические построения протестантизма повлекли за собой изменения в культовой практике, приведшие к удешевлению церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено элементов фетишизма, свойственного культу святых в католицизме. Отказ от поклонения видимым изображениям базировался на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое поклонение как идолопоклонство.

Среди разных направлений протестантизма не было единства в вопросах, связанных с культом, с внешней обстановкой церквей. Лютеране сохранили распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты от всего этого отказались. Месса была отвергнута всеми направлениями протестантизма. Богослужение везде ведется на родном языке. Оно состоит из проповеди, пения молитвенных гимнов, чтения тех или иных глав Библии.

В библейском каноне протестантизм произвел некоторые изменения. Он признал апокрифическими те ветхозаветные произведения, которые сохранились не в древнееврейском или арамейском оригинале, а лишь в греческом переводе Септуагинты. Католическая церковь их рассматривает как второканонические.

Таинства также подверглись пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств только два — крещение и причащение, а кальвинизм — лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена. Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения, считая, что при исполнении обряда Тело и Кровь Христовы реально присутствуют в хлебе и вине. Кальвинизм же считает такое присутствие символическим. Некоторые направления протестантизма проводят крещение только в зрелом возрасте, считая, что человек должен сознательно подойти к выбору веры; другие, не отказываясь от крещения младенцев, проводят дополнительный обряд конфирмации подростков, как бы второго крещения.

 

46)вопрос) Протестантские церкви в России.

 

Одним из первых протестантских реформаторов был священник Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Ян Гус учил, что Писание важнее традиций.

Протестантская реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал церковь к обновлению.

Он говорил, что, когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиниться Библии. Также Лютер заявил, что церковь поступает не правильно, продавая возможность попасть в рай за деньги.

Он так же считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.

Протестантская реформация распространена сейчас по всему миру В результате сформировались такие церкви, как лютеранская, англиканская, а позже – баптистская, методистская, пятидесятническая и другие. (Примечание: ни католики, ни православные, ни протестанты не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквями).

Считается, что современное евангельское движение в России имеет сугубо западные корни. Это неверно в принципе! Из древнерусских летописей известно, что в те же самые века, что и в Европе, люди стремились к духовному пониманию и толкованию традиционного христианства. Можно вспомнить движение стригольников в XV веке, призывавших к пристальному изучению Евангелия, заволжских старцев из окружения Нила Сорского, говорившего о стяжании Духа Божиего, Серафима Саровского, сделавшего учение о Духе основой своей проповеди…

Среди последователей евангельского учения в дореволюционной России были и видные политики, ученые, такие как граф Корф, князья Пашковы, Голицыны, Трубецкие, Чертковы, Гагарины, Ливен и многие другие. В годы кровавых репрессий евангельские христиане разделили судьбу всех верующих людей России в тюрьмах, лагерях и ссылках.

Сегодня многие протестанты хотели бы вернуться к чистоте Церкви первого века. Большинство этих протестантов называются евангельскими христианами, потому что они считают, что христиане должны исполнять поручение Христа нести Евангелие, то есть Благую весть (греческ.): «Итак, идите и научите все народы…»(Евангелие от Матфея 28:19).

 

Протестантизм представлен в России следующими деноминациями[1]:

Лютеранство в России

Евангельские христиане-баптисты

Евангельские христиане-пятидесятники

Харизматы

Меннониты

Методисты

Адвентисты седьмого дня

исконно российские формы протестантизма: молокане и духоборы.

 

Отношения православия и протестантизма в России

 

Господствующая в России Русская православная церковь одни общины евангельских христиан считает «псевдохристианскими» (например, Союза христиан веры евангельской пятидесятников — СХВЕП)[6], а с другими ведет межцерковный диалог (например, РОСХВЕ)[7].

[править]Российское государство и протестантизм

 

В Московском и Императорском периоде российское правительство приглашало в страну специалистов протестантского вероисповедания и разрешало строить им церкви. Однако Соборное уложение 1649 запретило протестантам «совращение из православия». За это полагалась смертная казнь (отменен в 1905).

[править]Численность российских протестантов

 

В конце XIX века в России было 7 млн протестантов.

На 2004 год в России существовало 4708 зарегистрированных протестантских общин. Оценка численности протестантов в России в разных источниках колеблется от 300 тыс. до 2 млн человек, что приблизительно соответствует 2 % россиян.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.