Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные особенности физкультурно-спортивной деятельности учащейся молодежи




Бурцев В. А., Бурцева Е. В., Кожанов В. И., Суриков А. А.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

 

В последние годы выполнен ряд работ, посвященных разным аспектам проблемы физического воспитания учащейся молодежи: проектирования личностно ориентированного образовательного процесса по предмету «Физическая культура» [1, 2, 3, 9, 10, 12], формирования готовности к физическому самовоспитанию [6, 7, 14], физического самосовершенствования и самовоспитания студентов педагогических вузов [4, 5, 6, 16].

Ученые отмечают целесообразность изменения практики физического воспитания студенческой молодежи, говорят о необходимости обеспечения свободного выбора форм занятий, отхода от педагогического авторитаризма, жестких норм и стандартов в учебном процессе [1, 9].

Вместе с тем, как показывает анализ теории и практики высшего педагогического образования, проблема формирования готовности учащейся молодежи к физкультурно-спортивной деятельности остается недостаточно исследованной [9].

Целевое назначение, сущность и содержание готовности к физкультурно-спортивной деятельности определяются ее местом и ролью в структуре более общей системы физкультурно-спортивной деятельности, по отношению к которой она выступает как необходимый структурный компонент – интегральная характеристика субъекта деятельности. Поэтому первым шагом теоретического анализа исследуемой нами проблемы является раскрытие сущности и содержания физкультурно-спортивной деятельности.

Родовыми по отношению к физкультурно-спортивной деятельности являются понятия «деятельность», «культура», «физическая культура». Поэтому характеристика физкультурно-спортивной деятельности осуществляться с учетом сущности и содержания этих понятий.

На философском уровне деятельность рассматривается как специфически-человеческий способ отношения к миру, как предметная деятельность. Она представляет собой «…процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности» … В деятельности человек относится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе и особенности: он осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности … он не приспосабливается к остальной природе, а постепенно включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры [13, 17].

Деятельность выступает как диалектическое единство опредмечивания и распредмечивания: она постоянно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно.

Другим существенным признаком человеческой деятельности является ее целенаправленность. Цель определяет содержание деятельности и ее результаты. «Человек не только изменяет форму того, что дано природой, - подчеркивает К. Маркс, - в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действия и которой он должен подчинить свою волю» [11].

Деятельность человека всегда носит осознанный характер. В разных условиях и ситуациях степень и полнота отражения действий в сознании может быть различной – от ясно осознаваемой до смутно осознаваемой, при этом цель деятельности всегда осознается достаточно хорошо.

Если цель не осознаваема, то имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Психологи рассматривают деятельность как «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [13].

Физкультурно-спортивная деятельность, как и любой вид человеческой деятельности, включает в свою психологическую структуру потребности, мотивы и определяемые ими цели и задачи, что в совокупности составляет ее мотивацию, выполняющую функции побуждения, направления и смыслообразования деятельности.

Вторым структурным компонентом деятельности выступают способы ее выполнения, выступающие в данном виде деятельности в форме физических упражнений. Результаты физкультурно-спортивной деятельности проявляются в биологических, психологических, педагогических и социальных эффектах [12].

А. Н. Леонтьев считает, что «основным отличием одной деятельности от другой полагается различие их предметов» [8].

В качестве предмета физкультурно-спортивной деятельности выступает физическая культура. В процессе этой деятельности человек присваивает ценности, накопленные человечеством в области физической культуры, делает их своим внутренним достоянием, переводя в форму действующей способности (распредмечивание). С другой стороны, обогатившись физической культурой человечества, человек вносит свой личностный вклад в ее дальнейшее развитие (опредмечивание).

В соответствии с концептуальными положениями психологической теории деятельности (Л. В. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) качественное своеобразие предмета физкультурно-спортивной деятельности обусловливает особенности ее психологического содержания: мотивации, побуждающей и направляющей человека к его присвоению, воспроизведению и творческому преобразованию, используемых для этого способов и средств, и достигаемых при этом результатов.

Для нас методологически значимым в определении физической культуры являются два аспекта: первый - указание на ключевой признак физической культуры - деятельность индивида по «позитивному самопреобразованию»; второй - указание на ключевой признак результата этой деятельности - на «систему образуемых ею (деятельностью) ценностей».

В соответствии с первым признаком физическая культура личности определяется как деятельность по присвоению ценностей физической культуры общества, т.е. как физкультурно-спортивная деятельность.

С учетом второго признака, физическая культура рассматривается как интегральная характеристика человека как субъекта этой деятельности, определяющая уровень и характер готовности к ее осуществлению.

Физкультурно-спортивная деятельность личности осуществляется непосредственно в социальной, психической средах. Функционирование ее в этих средах осуществляется через общественную и личную жизнь одних и тех же групп участников физкультурного движения. Именно от потенций, состояния, статуса, подвижности и других социальных и психических характеристик участников деятельности зависит степень этого взаимодействия. Причем, наиболее интенсивное влияние среды на физкультурно-спортивную деятельность и наоборот происходит через такой субъект деятельности, как общество в целом.

Таким образом, физическая культура, рассматриваемая как один из видов человеческой деятельности. Физкультурно-спортивная деятельность учащейся молодежи подразделяется на 4 вида: неспециальное физическое образование, спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию. Они отличаются друг от друга кругом решаемых задач, содержанием, средствами, методами, формами организации и видами занятий. Наряду с этим, каждый вид включает элементы других частей, поскольку они образованы из одной метасистемы - физической культуры.

Неспециальное физическое образование учащейся молодежи представляет собой организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на: 1) формирование у студентов системы теоретических и методических знаний, позволяющих оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры; 2) системное освоение студентом рациональных способов управления своими движениями на уровне двигательных умений и навыков; 3) вооружение студентов умениями использовать теоретические и методические знания для управления самостоятельной физкультурно-спортивной деятельностью; 4) формирование у студентов ценностных ориентаций, интересов, потребностей и убеждений; 5) развитие разносторонних физических способностей; 6) общую физическую и профессионально-прикладную физическую подготовку студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.

Спорт представляет деятельность, направленную на повышение спортивного мастерства и достижение наивысших результатов в соревнованиях, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности.

В системе физкультурно-спортивной деятельности учащейся молодежи спорт является логическим ее завершением, потому что неспециальное физическое образование создает начальную базу для всестороннего развития физических качеств и двигательных навыков, формирует предпосылки для их развития, а спорт раскрывает эти возможности человека на предельных уровнях.

Выделяются два уровня развития спорта как вида физкультурно-спортивной деятельности студентов: начальной подготовки и углубленной специализации. Уровень начальной подготовки реализуется на теоретических, методико-практических и учебно-тренировочных занятиях со студентами спортивных отделений.

Уровень углубленной специализации предполагает, наряду с этими видами занятий, учебно-тренировочные занятия со студенческой молодежью в спортивных секциях. На этом уровне происходит выявление наиболее способных в спортивном отношении студентов и подготовка их в сборные команды факультета, вуза для участия в соревнованиях различного ранга.

Физическая рекреация. «Рекреация» в переводе с латинского означает отдых, восстановление физических и духовных сил человека, израсходованных в процессе трудовой деятельности, с возможностью самовыражения, со снятием эмоционального напряжения. Под общим понятием «рекреация» подразумевают основные формы деятельности, одобренные обществом, с целью отдыха, развлечения и самосовершенствования.

Физическая рекреация как вид рекреации есть специально организованный и сознательно управляемый процесс занятий студентов физическими упражнениями, направленный на активизацию, поддержание или восстановление их физических и духовных сил, затраченных во время деятельности (труд, учеба, спорт), профилактику утомления, развлечение [6].

По мнению М. Я. Виленского, физическая рекреация вызывает интерес у студентов, поскольку способствует рациональной и эмоционально привлекательной организации свободного времени, активному отдыху с применением различных видов физических упражнений, повышению работоспособности, росту творческой активности, укреплению здоровья [4].

В. М. Выдрин отмечает, что, несмотря на важное значение физической рекреации, проблема ее внедрения в повседневную жизнь студентов все еще не решена. Автор считает, что для творческого ее использования в быту и отдыхе студентов необходимо создавать предпосылки для преобразования процессов воспитания в самовоспитание, через формирование готовности к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности [6].

Двигательная реабилитация. «Реабилитация» в переводе с латинского означает восстановление и трактуется как ряд профилактических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма или трудоспособности.

Двигательная реабилитация определяется как специально организованный и сознательно управляемый процесс занятий физическими упражнениями, направленный на восстановление нарушенных функций и трудоспособности людей после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, характерных для видов деятельности, связанных с экстремальными условиями. Важнейшей задачей двигательной реабилитации как вида физкультурно-спортивной деятельности учащейся молодежи является необходимость добиваться не только их полного клинического, но и функционального восстановления. На практике двигательная реабилитация студентов предусматривает лечение травм, а также восстановление физических кондиций после перенесенных травм и заболеваний.

Таким образом, физкультурно-спортивная деятельность представляет собой один из специфических видов сознательной, социально-обусловленной активности учащейся молодежи в форме неспециального физического образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации, направленной на удовлетворение личностно-значимых потребностей в присвоении материальных и духовных ценностей современной физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 1. С. 22-26.

2. Быховская, И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И. М. Быховская. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997. – 209 с.

3. Визитей, Н. И. Социальная природа современного спорта/ Н. И. Визитей. – Кишинев: Штиинца, 1979. – 83 с.

4. Виленский, М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения/ М. Я. Виленский. – М.: Высшая школа, 1982. – 156 с.

5. Виноградов, П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 1996. – 587 с.

6. Выдрин, В. М. Физическая культура студентов вузов / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко: Учебное пособие. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 1991. – 128 с.

7. Зеленов, Л. А. Физическая культура как система (к дискуссии о предмете теории физической культуры)/ Л. А. Зеленов, Ю. А. Лебедев // Теория и практика физической культуры. – 1985. – № 9. – С. 48-50.

8. Леонтьев, А. Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии / А. Н. Леонтьев. – 1972. – № 9. – С. 28-41.

9. Лубышева, Л. И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 151 с.

10. Лях, В. И. Ориентиры физического воспитания / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон //Советская педагогика. – 1990. – № 11. – С. 33-38.

11. Маркс, К.Полное собрание сочинений, 2 издание / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.,1955.

12. Матвеев, Л. П. О культуре физической/ Л. П. Матвеев //Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека: Материалы конференции. – Ереван, 1984. – С. 10

13. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

14. Решетников, Н. В. Физическая культура / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицин.: Учебное пособие. – М.: Academia 1998 – 159 с.

15. Столяров, В. И. Философско-культурологический анализ физической культуры / В. П. Столяров//Вопросы философии. – 1988. – N 4. – С. 78-91.

16. Тихонова, В. К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию: дис.…канд. пед. наук / В. К. Тихонова.– М., 2000. – 165 с.

17. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. – М.: Политиздат, 1972. – 496 с.

использование дополнительного отягощения и его влияние на эффективность выполнения студентами двигательных заданий

Васильковская, Ю. А., Федякина, Л. К.

Сочинский государственный университет,

Сочи, Россия

 

Дополнительное отягощение при выполнении тренировочных упражнений в спорте используется достаточно давно. Наряду с этим в процессе регламентированных занятий физической культурой со студентами вуза дополнительное отягощение используется очень ограничено.

С целью исследования влияния дополнительного отягощения (рюкзака) на эффективность выполнения двигательных заданий студентами было организовано настоящее исследование. Предполагалось, что анализ результатов выполнения студентами упражнений с дополнительным отягощением позволит выявить влияние, которое оказывает дополнительное отягощение на проявление двигательных качеств и функциональные возможности организма студентов.

Выполнение двигательных заданий с дополнительным отягощением рассматривается как один из путей повышения интенсивности занятий физической культурой студентов с высоким уровнем физической подготовленности.

В исследовании принимали участие 77 студентов первого-второго курсов Сочинского госудапрственного университета. В ходе исследования студенты выполняли два варианта двигательных заданий: без дополнительного отягощения и с дополнительным отягощением. Задания выполнялись на учебных занятиях по физической культуре с интервалом в одну неделю.

Исследовалось влияние дополнительного отягощения (рюкзака) на проявление скоростно-силовых способностей студентов. Выполнялся прыжок вверх с места, прыжок вверх с места без маха руками и прыжок вверх с места с дополнительным отягощением. Прыжки вверх с места позволяют оценить уровень развития скоростно-силовых способностей мышц нижних конечностей, которые несут основную нагрузку при прохождении маршрута терренкура и в ходе туристского похода. Предполагалось, что величина снижения высоты прыжка под влиянием дополнительного отягощения может рассматриваться как один из информативных показателей, характеризующих скоростно-силовые способности нижних конечностей студентов, может служить для определения величины отягощения при прохождении маршрута терренкура, может служить одним из критериев для разделения студентов на группы и т.д.

Прыжки вверх с места выполнялись на контактной платформе, при этом регистрировалось время полета. При прыжке вверх с места с дополнительным отягощением отсутствуют маховые движения руками. Представляется обоснованным сравнивать эти результаты с результатами прыжка, выполненного без маха руками.

Анализ выполнения студентами прыжков вверх с места в различных условиях (таблица 1) свидетельствует о несомненном влиянии условий выполнения двигательного задания.

Время полета в прыжке вверх с места без маха руками на 10,5% меньше, чем время полета в прыжке вверх с места. Тем самым, мы оценили вклад маховых движений руками. Так как прыжок вверх с места с дополнительным отягощением выполнялся без маха руками, представляется вполне оправданным учитывать вклад маховых движений руками в результат прыжка.

 

Таблица 1 – Влияние дополнительного отягощения (рюкзака) на показатели скоростно-силовых способностей студентов

 

№ п/п Тесты (`Х±σ) Достоверность различий (Р)
1-2 1-3 2-3
  Время полета в прыжке вверх с места, с 0,584±0,039 р<0,01 р<0,01 р<0,01
  Время полета в прыжке вверх с места без маха руками, с 0,523±0,041
  Время полета в прыжке вверх с места с дополнительным отягощением, с 0,486±0,040

*- сравнение показателей по Х-критерию Ван-дер-Вардена (Г. Ф. Лакин, 1990)

 

Время полета в прыжке вверх с места с дополнительным отягощением на 16,8% меньше, чем время полета в прыжке вверх с места. Дополнительное отягощение в 10-12 % от веса тела снижает высоту прыжка на 7,1% по сравнению с высотой прыжка вверх с места без маха руками. Очевидно, величина уменьшения высоты прыжка вверх с места зависит от уровня физической подготовленности студентов и, прежде всего, от уровня развития силы мышц разгибателей бедра, голени, стопы, а также от величины дополнительного отягощения по отношению к весу тела студента.

Таким образом установлено, что величина дополнительного отягощения в 10-12% от веса тела студента оказывает статистически значимое (р<0,01) влияние на проявление скоростно-силовых способностей, поэтому может рассматриваться как критическая и использоваться при выполнении двигательных заданий, связанных с восхождением;

Нами также исследовалось влияние дополнительного отягощения (рюкзака) при восхождении по ступенькам лестницы. Выполнялось восхождение по ступенькам лестницы на 17 этаж.

Студентам предлагалось выполнить восхождение по ступенькам лестницы на 17 этаж без груза и с дополнительным отягощением с интервалом в одну неделю. Перед началом подъема, в процессе подъема, по его окончании и в период восстановления фиксировалась частота сердечных сокращений (ЧСС) при помощи спорт-тестера Polar electro oy С-120. Фиксировалось время подъема на каждый этаж и темп восхождения.

Результаты, представленные в таблице 2 и на рис. 1, свидетельствуют о том, что при подъеме по ступенькам лестницы на 17 этаж с дополнительным отягощением в значительной мере, увеличивается время подъема (на 18,1%) и снижается темп восхождения.

В частности, темп восхождения на 17 этаж без дополнительного отягощения снижается, начиная с 31 метра подъема, на 0,1 ш/с, а при восхождении с дополнительным отягощением снижается последовательно через каждые 15 этажей на 0,3 ш/с.

Возможно, это связано с тем, что длина шага в обоих случаях одинакова, и по мере наступления утомления происходит снижение темпа.

Менее выражена разница в динамике ЧСС. Средняя ЧСС при подъеме по ступенькам лестницы на 17 этаж с грузом лишь на 3,1% выше, чем при подъеме по ступенькам лестницы без груза. Разница максимальных значений ЧСС составляет 5,6%.

 

Таблица 2 – Влияние дополнительного отягощения на показатели выполнения двигательного задания «восхождение по лестнице» (`Х± σ)

 

№ п/п Показатели Условия выполнения восхождения Р*
без отягощения с отягощением
  Общее время подъема, с 154,3±9,7 182,2±10,2 р<0,05
  Средняя ЧСС, уд./мин. 134±5,2 139±6,7 р<0,05
  Максимальная ЧСС, уд./мин. 151±4,3 157±5,9 р<0,05
  Темп восхождения, ш/с 1,9±0,1 1,7±0,1 р<0,05

* - сравнение показателей по Х-критерию Ван-дер-Вардена (Г.Ф. Лакин, 1990)

Полученные результаты несколько отличаются от результатов прохождения маршрута терренкура, что, по-видимому, связано с общим временем выполнения двигательного задания, с механизмами энергообеспечения.

Косвенным подтверждением этому могут служить результаты сравнения высоты прыжка вверх с места без дополнительного отягощения и результаты прыжка вверх без маха руками, разница при выполнении которых составляла, примерно, 7%. При выполнении повторного подъема с дополнительным отягощением на 17 этаж ЧСС перед подъемом составляла 120 уд./мин., максимальные значения ЧСС достигали 181 уд./мин., средние значения ЧСС составляли 152 уд./мин.

 

Рис. 1. Динамика показателей при восхождении по лестнице без груза и с дополнительным отягощением (1 - динамика ЧСС при восхождении без груза; 2 – динамика ЧСС при восхождении с дополнительным отягощением; 3 – время восхождения без груза; 4 – время восхождения с дополнительным отягощением)

 

Такой подход может быть использован в процессе академических занятий физической культурой для тренировки аэробно-анаэробного механизма энергообеспечения, но при этом следует выполнять не менее 2-6 подъемов, с интервалом отдыха между подъемами 5-7 минут.

Таким образом, подъем по ступенькам лестницы на 17 этаж с дополнительным отягощением позволил оценить его влияние на организм студентов, что должно учитываться при проведении терренкуров и туристских походов. Несомненно, что полученные результаты, в значительной мере, применимы для студентов с высоким уровнем физической подготовленности.

Следует отметить, что подъем по ступенькам лестницы на 17 этаж можно использовать ограничено, так как не всегда есть такая возможность (здание достаточной высоты), поэтому, как альтернативный вариант может рассматриваться восхождение по ступенькам лестницы на четвертый этаж.

Это соответствует рекомендациям К. Купера (1979) для развития аэробных возможностей человека, а также согласуется (суммарно) с перепадами высот маршрута терренкура. Студентам предлагалось выполнить восхождение по ступенькам лестницы на 4 этаж, затем они спускались вниз, и это повторялось четыре раза. Двигательное задание выполнялось без груза и с дополнительным отягощением. В обоих вариантах выполнялись восхождения по ступенькам лестницы на 4 этаж, наступая на каждую ступеньку лестницы и шагая через ступеньку лестницы. Перед началом подъема, в процессе подъема, по его окончании и в период восстановления фиксировалась ЧСС при помощи спорт-тестера Polar RS400. Задания выполнялись студентами по одному, фиксировалось время подъема на каждый этаж и темп восхождения.

Среднее время восхождения по лестнице на 4 этаж без груза, наступая на каждую ступеньку лестницы, составляло 47,22±0,383 с, а с дополнительным отягощением – 50,21±0,525 с.

При восхождении по лестнице, шагая через ступеньку, среднее время восхождения на 4 этаж без груза составляло 40,23±0,519 с, а с дополнительным отягощением 42,65±0,507 с.

Дополнительное отягощение привело к увеличению времени восхождения на 6,0-6,3% независимо от изменения длины шага. При этом время отдыха в первом случае увеличилось на 8,5%, а во втором случае, только на 3,1%. По-видимому, это связано с изменением величины подъема общего центра тяжести в каждом цикле движения, а не применением дополнительного отягощения. Оценить воздействие на организм студентов дополнительного отягощения и изменения длины шага можно по динамике ЧСС во время подъема и отдыха.

Динамика ЧСС при восхождении по лестнице на 4 этаж без груза и с дополнительным отягощением представлена на рисунке 2.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что изменения ЧСС во всех случаях имеют однонаправленный характер, с общей тенденцией увеличения при четвертом восхождении. Это более выражено при восхождении с грузом, шагая через ступеньку. Поэтому, для достижения выраженного тренировочного эффекта при развитии аэробных возможностей необходимо выполнять не менее четырех – шести восхождений на четвертый этаж.

Восхождение по ступенькам лестницы на четвертый этаж, шагая через ступеньку, вызывает более выраженные сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой системы, чем восхождение с дополнительным отягощением, наступая на каждую ступеньку лестницы (рисунок 2, графики 2, 3).

Подъем общего центра тяжести тела студента в каждом цикле движения, шагая через ступеньку, увеличивается в два раза, при этом значительно сокращается время восхождения (на 14,8%), поэтому отмечаются более выраженные сдвиги в деятельности ССС. Следует отметить, что выполнение двигательных заданий, шагая через ступеньку, приводит к изменению суставных углов работающих звеньев, что влечет за собой изменение величины плеча тяги работающих мышц, а это, в свою очередь, приводит к увеличению энергозатрат при подъеме.

Значительное повышение интенсивности движения, шагая через ступеньку, приводит к тому, что ЧСС перед началом очередного восхождения, значительно, выше (на 7%), чем при восхождениях наступая, на каждую ступеньку.

 

Рис. 2. Динамика ЧСС при восхождении по лестнице на 4 этаж без груза и с дополнительным отягощением (1 - динамика ЧСС при восхождении без груза, наступая на каждую ступеньку; 2 – динамика ЧСС при восхождении с дополнительным отягощением, наступая на каждую ступеньку; 3 – динамика ЧСС при восхождении без груза, шагая через ступеньку; 4 – динамика ЧСС при восхождении с дополнительным отягощением, шагая через ступеньку)

Полученные результаты позволяют сделать следующее заключение:

· применение дополнительного отягощения при восхождении по ступенькам лестницы приводит к увеличению тренировочного воздействия, что выражается в увеличении ЧСС на 4-5%;

· величина подъема общего центра тяжести в каждом цикле движения при восхождении по ступенькам лестницы (это связано, прежде всего, с длиной шага) является определяющим параметром, влияющим на величину тренировочного воздействия;

· сочетание длины и частоты шагов при восхождении по ступенькам лестницы является основным при управлении величиной нагрузки, а их оптимальное сочетание дает наибольший эффект.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.