Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использовании личностно ориентированного подхода в образовательном процессе по физической культуре в вузе




Формирование рефлексивного компонента при

Вучева В. В., Дяченко Т. Л.

Северо-Кавказский государственный университет»,

Ставропольский государственный аграрный университет,

Ставрополь, Россия

 

При всем многообразии вариантов и трактовок главным критерием при определении сущности содержания образования при личностно ориентированном подходе является востребованность целостного, свободного, личностного жизнепроявления человека. Личностно ориентированное образование – это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций обучаемых при соблюдении необходимой равновесности между социальной необходимостью и свободой развития, без чего не может быть подлинно личностного начала в человеке.

Данный подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных, и других потребностей личности, становление её индивидуальности и возможности саморегуляции в культурно-образовательном пространстве.

Личностный подход определяется как специальный вид образования, в основе которого лежит создание определенной образовательной системы, которая бы запускала механизмы функционирования и развития личности (Сериков В. В., 2005). Личность выступает как конкретная цель образования.

Для того чтобы педагогическое влияние на личностную сферу студента было целесообразным, необходимо наличие определенного состава и структуры содержания образования. В образовательном процессе человек должен овладевать не только опытом применения знания, способами решения познавательных и практических задач, но и опытом выполнения таких специфических личностных функций, как избирательность, рефлексия, смыслоопределение, социальная ответственность и т.д.

В основу проектирования личностно-ориентированных технологий должна быть положена идея о таком феномене как рефлексия, представляющем собой самоорганизацию личности на уровне сознания. Рефлексия определяется как способ организации идеальной деятельности сознания, процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании, способность личности осознавать свою деятельность, отражающую рациональное осмысление действительности. Рефлексия человека позволяет реализовать фундаментальный дидактический принцип – принцип природосообразности обучения. Обучение в данном случае предстает моделью рефлексивной взаимосвязи обучающего и обучаемого, как самоорганизующихся систем. Рассматривая обучение как рефлексивное управление саморазвитием личности, необходимо выделить следующие основополагающие принципы:

целостности (система рефлексивной самоорганизации человека);

индивидуальности (стремление к сохранению и развитию индивидуальности обучаемого);

самостоятельности (обеспечение самостоятельности в действиях и поведении обучаемого);

– рефлексивности (организация взаимопонимаемых отношений в процессе обучения);

– системности (соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств и результатов обучения);

– элективности (предоставление обучаемому определённой свободы выбора форм обучения);

– осознанности (осмысление обучаемым и обучающим всех составляющих процесса обучения);

– развития (инициирование и формирование у обучаемых новых образовательных потребностей и способностей).

В современных условиях проявились две устойчивые тенденции: системы обучения эволюционизируют в сферу рефлексивного управления; рефлексивные управляющие системы становятся сложнее управляемых систем. При этом движущими силами самих систем управления выступают гуманитарное научное знание и творчество человека, а поиск технологий их совершенствования все больше смещается в сферу методологической культуры деятельности.

Функция рефлексии в самоорганизации развития деятельности человека понимается по-разному. С позиций личностно ориентированного подхода человек рассматривается как саморазвивающаяся основа и система общества, что определяет изменения в системе управления. Рефлексивное управление развитием деятельности в технологическом аспекте предусматривает моделирование рефлексивных условий (проблематизация опыта, сосредоточение на поиске новых способов действий, мотивирование процесса познания), позволяющих преодолевать обучаемому, посредством образования, новых функциональных структур деятельности, психические состояния, профессиональные ошибки и духовные стереотипы.

Анализ рефлексивного содержания обучения определяет его основные социально-культурные функции: во-первых, обобщение теоретического познания в идеях и образах и реализация его в практической деятельности; во-вторых, как в социальном явлении в нем достигается синтез двух направлений: общественного и духовного, создавая феномен развития личности; в-третьих, как феномен образовательной практики, рефлексивное содержание проявляется в качестве системообразующего фактора. Рефлексивный компонент предопределяет возможность моделирования самоорганизующихся систем обучения (технологический процесс рефлексивного управления самоорганизацией деятельности обучаемого). При этом обучаемый рассматривается как рефлексивный (самоорганизованный на основе прошлого опыта) и рефлексирующий (самоорганизующийся на основе феноменального опыта) субъект. В этом случае обучающая деятельность педагога представляет собой рефлексивное управление, суть которого заключается в передаче принятия решений самому обучаемому в системе трех основных процессов его самоорганизации: самоопределении, самопознании и самоактуализации. По своей функции, эти самопроцессы являются активными формами обмена между субъектами педагогического процесса.

Самоопределение – это понимание обучаемым себя и своей деятельности в социально-педагогической действительности. Феномен самопознания (познание обучаемым своей личностной сущности) интегрирует в себе единство двух процессов: самонаблюдения и самооценки.

По мнению Л. С. Выготского, самонаблюдение ведет к обобщению внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением. Одним из важнейших регуляторов поведения субъекта является его самооценка. Следовательно, самопознание выполняет функцию самоконтроля обучаемым собственной деятельности. Самоактуализация обучаемого (условие его «встраивания» в социально-педагогическую реальность) предопределяется противоречием между его стремлением к созданию собственного ритма деятельности и необходимостью вынужденного его подчинения внешним, педагогически организованным, изменениям процесса обучения.

В образовательном процессе, рефлексия является одним из основных компонентов деятельности. Рефлексия необходима в том случае, когда в какой-либо деятельности человек сталкивается с затруднениями и нужно их преодолеть. Педагогическая рефлексия связана с особенностями содержания педагогической деятельности, с опытом собственной работы и направлена как на собственную деятельность, так и на деятельность обучаемых.

По отношению к собственной деятельности педагогическая рефлексия характеризуется осознанием собственного педагогического опыта, выработкой критериев успешности собственной педагогической деятельности, анализом изменений, происходящих в современном образовании.

По отношению к содержанию образования она проявляется в планировании и конструировании образовательного процесса; выборе стратегий и методов организации; корректировке целей и способов образовательной деятельности. По отношению к обучаемому рефлексия обнаруживается: в умении налаживать адекватную обратную связь в системе «преподаватель – студент»; в умении научить студентов овладеть методами рефлексии собственной деятельности; в способности оценивать успешность собственной деятельности с позиции обучаемого.

Профессиональная деятельность специалиста в области физической культуры должна быть основана на рефлексии. В процессе решения педагогических задач, очень часто возникают ситуации, требующие оперативного реагирования. Например, при обучении двигательным действиям, особенно сложно-координационным, очень часто занимающиеся допускают ошибки. Задача педагога за минимальное время установить причину возникновения ошибок. Учитывая, что спектр возможных причин очень широк и может зависеть от уровня теоретической, технической, физической, психологической подготовленности обучаемого, внешних условий, методики обучения. Для выявления причин ошибки педагогу необходимо провести критериальный анализ выполненного действия и выработать пути его коррекции с целью устранения ошибки. Кроме того, педагог должен научить обучаемого осуществлять анализ выполненных действий, то есть формировать рефлексивную позицию.

Реализация личностно ориентированного подхода в образовательном процессе обуславливает использование адекватных ему технологий, а любая применяемая технология выступает как способ организации и функционирования содержания, как система действий, операций и процедур обеспечивающая достижения заранее прогнозируемого результата. Технология должна создавать в ходе своего функционирования возможности для регулирования первоначально представленных целей, содержания, способов взаимодействия субъектов деятельности. Между тем, В. В. Сериков (2006 г.) отмечает, что говорить о технологиях воздействия на личность можно лишь с высокой степенью условности, подразумевая, что личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а то и инициатором любого процесса своего образования.

В технологический инструментарий нашего исследования включались элементы игровых технологий, рефлексивное управление учебно-познавательной и практической деятельностью студентов, что способствовало проявлению их творческой активности, актуализации потенциала развития и использование его для собственного самоопределения, самореализации, самосовершенствования.

С целью формирования рефлексивного компонента, в процессе обучения нами ставились следующие задачи: описать формируемое действие совокупностью его свойств; создать условия для формирования этих свойств; разработать систему ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок. Разграничивались части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение выполнить. Первая часть играла роль ориентировки (ориентировочная), вторая – исполнительная. Особое значение придавалась ориентировочной части, которая понимается как «управляющая инстанция».

Формирование рефлексивного компонента в процессе овладения новыми знаниями обучающимися, осуществлялось посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся проблемных ситуациях. Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями. При этом обучение включало несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы на основе анализа ситуаций, решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения.

В дидактических учебных ситуациях в практике спортивных игр моделируются элементы изучае­мых действий и целевой соревновательной ситуации с целью изучения внешней и внутренней сторо­ны игрового действия. Игровая деятельность складывается из множества элемен­тов, но их изолированное изучение противоречит логике игры, где каждое решение представляет собой сочетание сразу нескольких целесообразных приемов, объединенных в единое действие. Поэтому всегда изучается рациональный выбор места, времени и способа действия (техники), пригодный для решения в этой ситуации.

Также, нами была разработана система педагогических игр различной направленности, предполагающая целенаправленное формирование профессионально значимых компетенций студентов, сопряженное личностно-профессиональное развитие, формирование навыков педагогической рефлексии, осознание собственной деятельности и общения. Проблемная организация педагогических игр способствовала реализации идеи развития, перестройки потребностно-мотивационной сферы студентов в отношении деятельности в области физической культуры и спорта. Проблемные задания и ситуации, присутствующие в играх, способствовали усилению творческой активности обучаемых, поскольку содержали в себе возможности для целеполагания и целеосуществления. Одним из важнейших условий развития рефлексивной позиции обучаемого являлась возможность коммуникации с творческой составляющей самоанализа педагога, именно от обучающего исходила инициатива на принятие рефлексивной позиции и своевременный выход из нее.

Использование игровой технологии позволило также активизировать процесс овладения двигательными действиями при большем эффекте усвоения, моделировать собственную деятельность и систему отношений в игровых условиях. Необходимой составляющей, применяемых нами игровых технологий, являлся рефлексивный анализ и подведение итогов.

Таким образом, вопрос о формировании рефлексивного компонента при использовании личностно-ориентированного подхода, является весьма актуальным. Предметом наших будущих исследований будет являться определение условий формирования рефлексивного компонента в образовательном процессе по физической культуре, выявление критериев и уровней его сформированности.

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Гилев Г. А.

Московский государственный индустриальный университет,

Москва, Россия

 

В России конец ХХ и начало ХХI века связаны с коренными изменениями социально-политической формации общества, развитием новых социально-экономических отношений. Реформы, осуществлявшиеся в стране в достаточно короткий промежуток времени, привели к трансформации целого ряда социальных структур, институтов, норм, жизненных ценностей и установок людей. В результате этих реформ в стране в настоящее время значительная часть населения находится за чертой бедности. Парадокс российской действительности заключается в том, что к этой категории населения относится значительная часть российской интеллигенции, имеющая высокое профессиональное образование и работающая в бюджетной сфере (образование, наука, здравоохранение, социальное обслуживание и др.). Такое отношение со стороны государства снижает статус этих профессий, приводит к дефициту кадрового состава, его старению.

Среди многих факторов, способствующих высокой заболеваемости и смертности населения, отмечают низкую долю национального дохода, выделяемого на образование, физическую культуру и спорт. Это коснулось каждого россиянина, обостренно отразилось на физическом, психическом и нравственном здоровье людей, их благополучии. Помимо негативного социального эффекта, общество несет прямые и косвенные экономические потери. Так, например, производственные потери вследствие преждевременной смертности трудоспособного населения ежегодно составили в России в 1997-1998 гг. 4,4 % ВВП, а экономический ущерб от инвалидности составил свыше 6 % ВВП (Корчагин В.П., 1998). Суммарные экономические потери в России, связанные с заболеванием населения, составили в 1997 году 272583 млрд. рублей (Вишневский А. Г., Школьников В. М., 1997). Фонд оплаты труда в 2002 году составил всего 37 % к уровню 1990 года (Агаджанян Н. А. с соавт., 2005).

В результате нарастания кризисных явлений в России с 1987 года стали резко снижаться показатели рождаемости населения. Динамика смертности и рождаемости в эти годы привела в начале 90-х годов к феномену «Российский крест», который характеризуется преобладанием показателей смертности над показателями рождаемости. Резкое снижение уровня здоровья населения в период реформирования повлекло за собой длительную стагнацию в младенческой смертности. С 2001 года по настоящее время ее показатель составляет 16-17 умерших в возрасте до 1-го года на 1000 родившихся, что в 2-4 раза превышает аналогичный показатель развитых стран.

По данным РАМН за последние 10 лет заболеваемость психическими расстройствами выросла в России в 1,5 раза, а среди детей и подростков – в 2,5 раза без учета больных, проходящих лечение в частных психиатрических клиниках и центрах.

Значительного уровня достигает бесплодие. Сегодня в России 21-22% супружеских пар не могут иметь детей. В 1998 году в России было зарегистрировано 2,35 млн. абортов, что составляет 60,6 аборта на 1000 женщин фертильного возраста. По соотношению к количеству родов эта цифра составила 182,6 аборта на 100 родов. В Европе 25 абортов на 100 родов рассматривается, как высокий показатель и не остается без внимания со стороны правительственных органов.

Наблюдающееся в настоящее время резкое снижение числа абитуриентов не только неизбежно негативно отразится на качестве образования (нет конкуренции, нет прогресса), но и повлечет за собой в недалеком будущем кризис в численности трудоспособного населения. Следовательно, мы с особой бережностью и вниманием должны отнестись к нынешним и будущим студентам – элите нашей молодежи. Низкий уровень их здоровья неизбежно отразится на снижении эффективности их труда, повлечет за собой кризисные ситуации в стране и в экономическом, и социальном плане, явится усугубляющим фактором демографических кризисов в последующих потомствах.

Согласно классификации ООН, население государства считается старым, если доля людей 65 лет и старше превышает 7%. В настоящее время 12,5% россиян находится в вышеуказанных возрастах. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает, примерно, 160-е место в мире, уступая лишь Бангладеш. Россия занимает первое место в мире по абсолютной величине убыли населения. Ежегодно Россия теряет по численности населения целую область, равную Псковской, или крупный город, такой как Краснодар. За последние 20 лет в России вымерло более 7 млн человек. По этому показателю мы опережаем Бразилию и Турцию на 50%, а Европу — в несколько раз. Количество самоубийств, отравлений, убийств и несчастных случаев в России сравнимо с уровнем смертности в Анголе и Бурунди. Как это ни трагично, отмечает режиссер Андрон Кончаловский (2012 г.), очевидно, это еще не предел, не самое худшее, мы еще не коснулись дна, и народ еще не дозрел до способности ужаснуться себе самому и, наконец, обрести отвагу, чтобы спросить: «Где мы живем?»

Низкий уровень физической подготовленности населения на сегодняшний день, являющийся одним из основных признанных показателей, характеризующих уровень состояния здоровья, следует рассматривать, прежде всего, с позиции отклонения в физическом развитии у детей дошкольного возраста, учащихся и студенческой молодежи. Запределен процент призывников не годных для прохождения службы в армии по причине состояния здоровья.

Здоровье подрастающего поколения в целом характеризует резерв человеческого ресурса на ближайшую и отдаленную перспективу. Судя по показателям заболеваемости, состояние здоровья молодежи ухудшается. Нарастает хроническая патология. Так, хронические болезни детей до 3-х лет составляют 37%; 4-7 лет – 52%, т.е. больше половины детей дошкольного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья. Результаты Всероссийской диспансеризации школьников показали, что только около 15% детей здоровы. При этом все, начиная от Президента РФ единодушны во мнении, что данная реальность является следствием резкого снижения двигательной активности учащихся. Вместе с тем, народная мудрость гласит: «Можно жить в бедности, но быть нравственно и физически закаленным, а значит здоровым».

Давно известно, теоретически доказано и подтверждено практикой: отсутствие оптимальной двигательной активности является препятствием в освоении учебного материала. Экономя на физическом воспитании учащейся молодежи, мы не только наносим ущерб их здоровью, но и лишаем их полноценного умственного, аналитического и в целом интеллектуального развития.

В настоящее время, начиная со студентов первого курса 1986-87 годов рождения, наблюдается рост первокурсников, имеющих подготовительную (слабое физическое развитие) и специальную (патологические отклонения в состоянии здоровья) медицинские группы. При этом число студентов специальной медицинской группы в отдельных регионах страны переваливает за 60 и более процентов.

В высших учебных заведениях, где физическое воспитание студентов поставлено на должный уровень, где широкий охват имеет физкультурно-массовая и спортивная работа вне сетки учебного расписания, где практикуются и контролируются в дополнение к аудиторной физической нагрузке самостоятельные занятия, подавляющая часть студентов подготовительной и специальной медицинских групп успешно реабилитируются и переходят в когорту практически здоровых людей.

Сложившаяся негативная ситуация со здоровьем и физической подготовленностью студентов Российской Федерации, масштабность этой проблемы требует кардинальных решений. Главным стержнем этих решений является создание условий работы кафедр физического воспитания в вузах, при которых уровень физической подготовленности, а, следовательно, уровень состояния здоровья за время учебы повышался бы у всех студентов. Согласно отчетам вузов, принявших участие в смотрах-конкурсах на лучшую постановку учебной, физкультурно-массовой и спортивной работы в вузах г. Москвы, ежегодно проводимым с 2006 по 2010 гг., уровень физической подготовленности за время прохождения курса физического воспитания в среднем повышают только около 12 % студентов. Это означает, что у 88 % студентов в период учебы состояние здоровья ухудшается.

Мы часто игнорируем статистику, да и в сухих цифрах трудно охватить умом реальность. Но масштабы иррационального физического воспитания подрастающего поколения, которые наблюдаются сейчас, в частности в высшем профессиональном образовании настолько критичны, что несовместимы с понятием полноценного воспитания здорового, физически подготовленного, творчески активного специалиста и будущего долгожителя. Россия по продолжительности жизни, уровню инвестиций в науку, образование, массовую физическую культуру, студенческий спорт и многим другим показателям, связанных с воспитанием подрастающего поколения, не в Европе и даже не в Азии, а скорее в Африке, отсталость которой объясняется эксплуатацией ее народа колонизаторами.

Кафедры физического воспитания вузов, как правило, вынуждены проводить занятия со студентами с грубыми нарушениями техники безопасности, когда, например, на одного преподавателя планируется учебным отделом вуза не 15 человек на занятие, а по 30 и более студентов. Требования Государственного образовательного стандарта, определяющие объем 400 аудиторных (обязательных) часов на дисциплину «Физическая культура» в порядке вещей игнорируются многочисленными вузами. Особого внимания заслуживает неудовлетворительная по площадям и оборудованию спортивная база вузов. Причем вузы федерального подчинения, находясь на территории г. Москвы, юридически не имеют права получать от Правительства Москвы ни материальных, ни земельных субсидий.

Внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь каждого студента, как того требуют физиологические законы развивающегося организма, прямой путь не только повышения уровня их здоровья, но и в целом оздоровления нации и в психофизическом, и в социально-экономическом плане. Данный постулат многократно доказан практикой жизни людей. Те из них, кто в студенческие годы приобщился к регулярным занятиям физической культурой или спортом, на всю жизнь сохраняют здоровье, творческое долголетие, бодрость духа, высокую трудоспособность, всегда на передовых рубежах в любой сфере деятельности.

Давно известно, теоретически доказано и подтверждено практикой: отсутствие оптимальной двигательной активности является препятствием в освоении учебного материала. Объем недельной оптимальной двигательной активности студентов должен быть не менее 8 часов. Поэтому дополнительно к объему аудиторных занятий физической культурой, определяемым образовательным государственным стандартом 4 часа в неделю, необходимо внедрение самостоятельных занятий под руководством и контролем преподавателей кафедр физического воспитания.

Возможность спортивного совершенствования, направленного на достижение наивысшего результата в избранном виде двигательной и умственной деятельности, является ведущей мотивацией в студенческой среде. В то же время учебная нагрузка преподавателей кафедры физического воспитания, определяемая Минобрнауки РФ, не предусматривает проведение учебно-тренировочных занятий с повышенным объемом часов со студентами-спортсменами. Чтобы часть студентов занималась в группах спортивного совершенствования, кафедры физического воспитания, как правило, в ущерб качеству проведения занятий и в нарушение техники безопасности вынуждены проводить занятия с увеличенным количеством студентов, чтобы выкроить часы для студентов, занимающихся спортом в объеме от 6 до 9 часов в неделю. А в результате физическая подготовленность основной массы студентов за время учебы не повышается, а значительно снижается.

Одним чрезвычайно важном аспектом в физическом воспитании студентов является аттестация их в каждом семестре. Федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения в части аттестации студентов по физической культуре трактуется в вузах неоднозначно. Большинство руководителей вузов, понимая огрехи средней школы в вопросах внедрения физической культуры и спорта в повседневный быт школьника, считают, что отсутствие аттестации в каждом семестре приведет к дальнейшему практическому отчуждению студентов от физической культуры и спорта. Тогда как 2 зачетные единицы по физической культуре трактуются в большинстве случаев как 2 зачета за период освоения дисциплины. Данное обстоятельство должно быть разъяснено приказом МИНОБРНАУКИ РФ. Как показывает практика, дифференцированный зачет в каждом семестре служит большим положительным аргументом в деле физического воспитания не только студентов, стремящихся учиться на хорошо и отлично, но и мотивирующим обстоятельством для повышения физической подготовленности всех студентов.

Студенческая молодежь России должна стать мощной силой, определяющей и реализующей перспективу развития страны. Именно она несет потенциал созидания, направленного на обеспечение социального и экономического прогресса державы. Но, очевидно, эту свою миссию молодежь будет способна выполнить в полной мере лишь при соответствующей политике государства, направленной на развитие физической подготовленности, повышения функциональных резервов организма, а, следовательно, и уровня здоровья подрастающего поколения.

Неужели россияне должны умирать раньше времени, а смертность превалировать над рождаемостью, чтобы народ проснулся и потребовал от власти не приятных успокаивающих новостей и очередных обещаний, а правды и, прежде всего, признания того, что надо кардинально менять условия физического воспитания, в частности в высшем профессиональном образовании.

Резюме. Реальное приобщение к физической культуре и спорту каждого студента, как того требуют физиологические законы развивающегося организма, прямой путь не только повышения уровня их здоровья, но и в целом оздоровления нации и в психофизическом, и в социально-экономическом плане.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.