Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этикет Доджо. Значение ритуала. Понятия «РЕЙ», «ОСС»




Киай.

Двадцать заповедей Гичина Фунакоши.

1. Каратэ начинается с поклона («рэй») и заканчивается поклоном.

2. Без надобностей не применяй.

3. Применяя, руководствуйся чувством справедливости.

4. Познай самого себя, прежде чем пытаться познать других.

5. Техническое мастерство рождает интуицию.

6. Будь сосредоточен.

7. Небрежность ведёт к поражению.

8. Жизнь это огромный додзё.

9. Каратэ - дело всей жизни.

10. Подходи к каждой проблеме в духе каратэ.

11. Каратэ как кипящая вода, если не поддерживать огонь - остынет.

12. Главное не выигрывать, а оставаться непобежденным.

13. К каждой ситуации, к каждому противнику свой подход.

14. Секрет победы - в умении вести бой.

15. Пусть твои ноги и руки рубят как мечи.

16. За порогом твоего дома тебя ожидают тысячи врагов.

17. Стойка обязательна только для начинающих.

18. Не допускай ошибок в ката, пригодится в настоящем бою.

19. Действуй всегда с учётом трёх факторов: сила, рост, технический уровень противника.

20. Постоянно углубляй свою мысль.

 

Понятие «Ikken-hissatsu»

Постоянное военное противостояние за владение архипелагом о.Окинава между державами Японии, Китая, Кореи и Тайваня способствовали тому, что жители острова аккумулировали передовые технологии боя. В IV веке под жестким давлением запрета ношения оружия стало формироваться новое высокоэффективное искусство самообороны. Ошибка в бою могла стоить человеку жизни и не прощалась. Внутреннее содержание «победить или умереть» призывало к максимально эффективному использованию возможностей человека и его организма. Принципы - «одним ударом на повал», «движение - минус противник», «только опыт имеет значение», были основными.

Ikken-hissatsu – это правильный технический удар, выполненный с максимальной силой, скоростью, мощностью, чувством дистанции, концентрацией и кимэ, дзаншин и «железным» киай. С помощью такой техники каратэка способен разбить казалось бы неразбиваемые предметы руками и ногами. С такой концентрацией великие японские мастера каратэ одним ударом могли убивать лошадь и всадника, закованного в металл. Для освоения техники Ikken-hissatsu необходимо не одну тысячу раз, из года в год, повторять различные удары руками и ногами до полного их понимания и технического совершенства приемов каратэ.

 

 

Киай – слово «ки» или «чи» можно перевести как «концентрация» или «внутренняя энергия», которая состоит из физической, ментальной и духовной энергии человека и применяется в любой ситуации, где необходимо проявлять максимально возможную для человека концентрацию энергии. Это – внезапный крик, взрыв энергии, подобный молнии. Хотя каждый человек обладает внутренней энергией, она используется им крайне редко и только как результат сильного стресса. Так случайное касание раскаленного предмета заставляет человека отдернуть руку с неожиданной скоростью. У человека, запертого в горящей комнате, проявляется сила бульдозера, необходимая, чтобы взломать дверь. Каратэка может накапливать и проявлять эту взрывную энергию по своему желанию.

Эта энергия является потоком космической энергии и силы, которая постоянно течет. Термин «Киай» - еще одна демонстрация «чи». Это – взрывной выдох в форме громкого пронзительного крика, возникающего в нижней части диафрагмы. Крик произноситься в момент соприкосновения ударной конечности с целью, освобождая ум человека от страха и давая ему возможность полностью вложить «себя» в удар. Киай, развитый до предела, становиться оружием сам по себе. Считается, что мастера используют крик «Киай», чтобы привести человека в бессознательное состояние, а также оживить внешне безжизненного человека совместно с соответствующими методами физической реанимации «Куатсу».

Существует 2 аспекта Киай, не относящиеся к слуховому выражению и которые, испытав один раз, не забудешь никогда. Первый называется «Киай взгляда» или «сила взгляда». Такой Киай состоит из всей энергии «чи» человека, испускаемый взглядом. Второй аспект известен как «настоящий Киай», поскольку несет основную важность для всех каратэк. «Настоящий Киай» состоит из постоянной сильной концентрации при создании «железной воли». Такая концентрация волевого усилия приводит ум и тело к такому развитию, что человек способен сделать невозможное, не осознавая этого. «Настоящий Киай» или «железная воля» - вот при помощи чего каратэка разбивает казалось бы неразбиваемые предметы руками и ногами.

Буквально, Киай означает «единство, союз духов».

Каратэ изучают в школе, называемой Доджо. Это не просто спортивный зал или клуб. Доджо – это незабываемое место обучения и братства поклонников каратэ. Но слово «Доджо» включает в себя даже более широкое значение: для преданного ученика Доджо становится идеей, образом жизни. Данное слово является символическим в методологическом, идеологическом и философском аспектах каратэ. Таким образом, процесс обучения каратэ охватывает значительно больше, чем просто обучение физическим приемам. Оно полностью поглощает ученика и его тело в равной степени подвержены влиянию каратэ.

Последователи воинских искусств сегодня - это потомки древних самураев. Цель всех мастеров воинских искусств - распространение этого духа древних воинов Дзен, духа, который намного сильнее и значительнее, чем просто умение демонстрировать боевую технику. Это – достижение образа жизни с чувством собственного достоинства. Каратэ можно считать философией, основанной на вере в то, что здравомыслящий ум является результатом создания самостоятельного и добродетельного характера. Здоровое тело достигнуто в результате жестких тренировок. Естественный результат здорового ума и здорового духа – это единство. Единство Дзен (ум) и Кен (кулак, тело). Дзен, Кен, Ишоа: ум, кулак, единство.

Настоящие каратэки верят, что тренировочный процесс и мастерства не могут оставаться на том же уровне всегда. Они верят в то, что следует делать невозможное. Они верят в старые каноны мастерства, которые гласят, что постоянный прогресс – общая цель. Они увеличивают усилия и усложняют задачи по мере повышения мастерства. Их тренировки – это отражение их повседневного образа жизни. Вместе с тренировкой тела, которое становиться все сильнее и здоровей, каратэка создает и свой характер, а затем преодолевает возможные физические пределы.

Традиционно Доджо представляет собой в какой-то мере патриархат. Сенсей – хозяин Доджо. По-японски слово «сенсей» означает «уважаемый учитель». Сенсей считает своих учеников своими сыновьями и дочерями, видя их такими, какими они сами себя никогда не смогут увидеть. Он оказывает влияние на создание и формирование их тел и характеров, а также считает себя ответственным за это. Доджо действительно является домом сенсея. Ученики приходят к нему домой обучаться его образу жизни. Этот образ жизни и есть каратэ.

Сенсей всегда должен быть примером высокого достоинства. Его отношения с учениками должны быть, прежде всего, объективными и четко обусловленными. Только таким образом осуществляется беспрестанный процесс познавания и совершенствования. Поскольку все тренировки в воинских искусствах прежде всего сориентированы на развитие духа уверенности в себе, долг каждого сенсея быть для своих учеников примером во всем: мастерстве, дисциплине, умеренности и мудрости. Сенсей досконально изучает искусство помощи самому себе прежде, чем он приобретет умение помогать другим. Часто в процессе обучения ученик останавливается в своем развитии по причине излишних амбиций, нетерпения, боязни неудачи или по другим эмоциональным или физическим причинам. Исходя из сложившейся ситуации, сенсей должен стать советником или другом, а также учителем, чтобы помочь в решении возникшей проблемы. Перетренированность так же не уместна, как и детренированность; слишком большие усилия говорят о том, что ученик потерял веру в себя; недостаточные усилия адекватны прекращению тренировок. Сенсей поощряет ученика, когда ученик этого заслуживает, и критикует его, когда это необходимо.

Поддержание высоких физических кондиций обязательно для всех учеников. От них требуется проводить бои с опытными и неопытными бойцами каждую тренировку. Их обучают практике самовнушения и медитации. Они знают, что победители никогда не уходят, а те, кто ушел, никогда не победят. Обычно, необходимо несколько лет, чтобы утвердить свое положение в Доджо и добиться дружеского расположения сенсея. Извинения никогда не принимаются, и требования к ученикам возрастает по мере совершенствования их мастерства.

Этикет в каратэ — установленный порядок поведения — очень важен в КАРАТЭ-ДО. Этикет пришел в КАРАТЭ-ДО из конфуцианства, вместе с практикой четко разработанной церемонии и догмами морали. Положения морали легли в основу "БУСИ-ДО" — кодекса самурайской чести, который и сейчас определяет поведение каратэка. Кодекс БУСИ-ДО сводится к 5 ключевым установкам:

I. Верность

а) верность народу и любовь к отечеству;

б) любовь к родителям и привязанность к братьям;

в) усердие.

II. Вежливость

а) уважение и любовь;

б) скромность;

в) утонченность.

III. Мужество

а) храбрость;

б) твердость и хладнокровие;

в) терпеливость и выносливость;

г) находчивость.

IV. Правдивость

а) прямота и искренность;

б) честь;

в) справедливость.

V. Простота

а) простота;

б) скромность и чистота.

Истинный каратэка постоянно стремиться совершенствовать свой характер, развивает самообладание, честен, уважает других и прикладывает максимум усилий во всем.

В КАРАТЭ-ДО эти положения нашли отображение в четко разработанной церемонии (ШИКИ):

— При входе в зал (ДОДЖО) все делают ДОДЖО-РЭЙ — РЭЙ залу, выражая тем самым уважение к месту, где они постигают КАРАТЭ-ДО;

— В начале и в завершение тренировки делается ШИКИ, где тремя РЭЯМИ ученики выражают уважение:

"ШОМЭН-НИ-РЭЙ" — основателям КАРАТЭ-ДО, основателю школы, друг другу.

"СЭНСЭЙ-НИ-РЭЙ" — своему учителю;

"ОТАКАЙ-НИ-РЭЙ" — своему труду на тренировке.

— Регламентированы и отношения между учениками — перед обращением младший по поясу делает рэй и обращается к старшему только после ответного рэя.

Каратэ начинается и заканчивается полоном.

Первый урок в каратэ начинается с изучения и объяснения значения поклона (Рей). Впоследствии поклон применяется постоянно. Его важность даже выше, чем начало изучения кумитэ.

Только те, кто понял глубину значения поклона, достигают высокого мастерства. Мастер Фунакоши в полной мере осознавал важность поклона и часто напоминал об этом своим ученикам. Одним из 20 принципов от Гичина Фунакоши является принцип о том, что каратэ начинается и заканчивается поклоном.

Поклон может выражать желание установить отношения, основанные на взаимном доверии, доброте, понимании и уважении. В социальном смысле поклон является средством сохранения гармонии между людьми с целью создания лучшего общества.

Соблюдение этикета КАРАТЭ-ДО с первой же тренировки воспитывает в учениках вежливость и уважение, что является очень важным в изучении КАРАТЭ-ДО и в воспитании гармоничной высокоразвитой не только с физической, но и с других сторон личности.

Очень важным в каратэ является слово «ОСС», которое имеет японское происхождение и стало почти профессиональным в мире каратэ. Понятное и широко используемое среди каратэк различных национальностей, оно служит не только в качестве приветствия, но и вместо таких выражений, как «спасибо», «рад видеть», «до свидания», «понятно», «я понял». Это слово следует произносить из нижней части живота с соответствующим поклоном, показывая тем самым уважение, симпатию и доверие другой стороне.

Слово «ОСС» является фонетической транскрипцией и состоит из двух иероглифов. Первый иероглиф имеет буквальное значение «толкать» и обозначает наличие боевого духа, важность усилий, прикладываемых для противостояния всем препятствиям, устраняя их постоянно с пути. Второй иероглиф дословно обозначает «страдание», «терпение» и выражает смелость и дух стойкости, настойчивости, упорства, преодоление боли и противостояние невзгодам с терпением, настойчивостью и постоянным высоким состоянием духа. Искусство каратэ постигается и совершенствуется только в упорном ежедневном труде. Как говориться: «Терпенье и труд все перетрут». Слово «ОСС» применяется для напоминания занимающимся о трудолюбии, упорстве, в достижении цели и придания каждому решимости и вдохновения.

Слово «ОСС» не должно использоваться походя. Каждый должен пересмотреть свое отношение к нему, а также положение тела, состояние ума, произношение и их гармонию. Корпус наклонен слегка вперед, позвоночник прямой, подбородок слегка опущен при произношении. Движение, дыхание и произношение выполняются таким образом, что чувствуется сила в нижней части живота (Танден) и энергия (Ки).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.