Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для преподавателя




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

с разбивкой часов на дневной, заочной и сокращенной формах обучения

 

Тема Дневная форма обучения     Заочная форма обучения Сокращенная форма обучения
  Лек ции Практ. зан. Лек ции Практ. зан. Лек ции Практ. зан.
1. Муниципальное право - отрасль права, наука и учебная дисциплина              
2. Источники муниципального права       - - - -
3. Муниципально-правовые нормы, институты, субъекты     - - - -
4. Местное самоуправление как основа конституционного строя в России     - - - -
5. Право населения на осуществление местного самоуправления и его защита     - - - -
6. Историко-теоретические основы местного самоуправления     - - - -
7. Муниципальные системы зарубежных стран     - - - -
8. Территориальные основы местного самоуправления     - - - -
9. Организационно-правовые основы местного самоуправления в России     - - - -
10. Принципы и формы организации местного самоуправления            
11. Система и структура органов местного самоуправления            
12. Финансово-экономическая основа местного самоуправления            
13. Гарантии деятельности местного самоуправления     - - - -
14. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления   -   -   -
ИТОГО (в часах)            

 

 

 

Общие положения

 

«Муниципальное право России» является комплексной учебной дисциплиной для студентов обучающихся по специальности 021100 «юриспруденция».

Изучение данного курса предполагает, что студенты уже обладая достаточными знаниями в области правовых знаний, могут повторить пройденный материал в связи с тем, что муниципальное право имеет достаточно прочные междисциплинарные связи с другими отраслями знаний правового и не правового комплексов. Вместе с этим приобрести знания и навыки в области местного самоуправления в Российской Федерации.

Междисциплинарные связи муниципального права подчеркиваются взаимосвязанностью изучаемого курса с такими отраслями российского правового комплекса как земельное право, налоговое право, финансовое право, бюджетное право, конституционное (государственное) право России, административное право, международное право, история государства и права России, теория государства и права, гражданское право и т.д.

Программа соответствует требованиям государственного стандарта, так как включает все темы, знание которых необходимо специалисту с высшим юридическим образованием.

Преподавание курса муниципальное право предусмотрено учебным планом на 2 курсе сокращенной формы обучения, 4 курсе заочного обучения и 5 курсе дневной формы обучения. При этом учитывается группировка тем по которым студенты должны получить наиболее углубленные знания и практические навыки. Например структура органов местного самоуправления, формы реализации непосредственной демократии, финансово-экономическая основа в Российской Федерации, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Преподавание курса муниципальное право обеспечивается ведением лекционных, семинарских и практических занятий, между этим проводятся и индивидуальные занятия направленные на конспектирование научно-теоретических положений и законодательства в целях уяснения общих принципов организации местного самоуправления. Одновременно студентам как очной так и заочной формы обучения даются домашние задания в виде эссе – которое должно быть выполнено на соответствующем научно-теоретическом уровне и представлено преподавателю по его требованию, а также реферативные работы направленные на поиск предложений в практику и действующее законодательство о местном самоуправлении с последующим обсуждением их на практических и семинарских занятиях.

Муниципальное право направлено не только на изучение институтов местного самоуправления, но и на выработку у студентов активной гражданской позиции, понимания демократии в условиях новой России. В частности это связано с просветительской работой среди населения по реализации последними форм народного волеизъявления, таких как выборы и референдум, собрания и сходы граждан. Предусмотренные учебным планом занятия со студентами не должны ограничиваться дискуссиями и диалогами, при работе со студентами необходимо осуществлять промежуточный контроль знаний студентов, тестирование, коллоквиум.

При работе с материалами законодательства о местном самоуправлении необходимо акцентировать внимание студентов на часто меняющийся характер законодательства о местном самоуправлении, для этого необходимо производить правки в конспекты выполненные на индивидуальных занятиях, при этом необходимо часто обращаться информационно-правовым системам таким как «Гарант» или «Консультант плюс».

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

В соответствии с учебным планом по кафедре государственного права на изучение курса «Муниципальное право Российской Федерации» отводится 66 часов аудиторных занятий и 60 часов самостоятельной работы студента. При этом соотношение количества часов по видам занятий может варьироваться в зависимости от исходного образовательного уровня обучающихся (наличия среднего профессионального юридического образования, непрофильного высшего образования) а также от формы обучения (очное, заочное, дистанционное).

Основными формами аудиторной работы студента являются лекции, практические и семинарские занятия. Внеаудиторной формой изучения спецкурса является самостоятельная работа студента и научно-исследовательская работа. Итоговой формой контроля является экзамен.

Лекцииявляются одной из основных форм обучения студентов и представляют собой аудиторную форму общения преподавателя со студентами, при которой преподаватель передает, а студенты воспринимают основную информацию, знания, необходимые для усвоения учебного материала.

Целями лекции являются передача студентам современных, целостных знаний, обеспечение творческой работы обучающегося совместно с преподавателем, воспитание у студентов профессионально-деловых качеств, развитие творческого мышления обучающихся.

Лекции по курсу носят проблемный характер, отражают современное состояние юридической науки, акцентируют внимание на наиболее сложных и неоднозначно решаемых в правоприменительной практике вопросах. В связи с быстрым изменением законодательной базы, лекция приобретает особое значение, поскольку имеющаяся учебная и учебно-методическая литература зачастую не успевает отразить новейшие изменения нормативного материала.

Во время лекции рекомендуется пользоваться необходимым нормативным материалом и программой курса, поскольку их содержание позволит студентам наиболее четко и полно воспринимать высказывания лектора и более качественно усваивать материал лекции.

Семинарские занятия представляют собой групповую форму теоретического обучения, при которой студенты под руководством преподавателя обсуждают проблемные вопросы той или иной темы. Проблемные вопросы, выносимые на обсуждение в ходе семинарских занятий, исходят из потребностей науки и правоприменительной практики.

Основной целью проведения семинарских занятий является активизация познавательной деятельности обучающихся; развитие их профессионального мышления и способности юридически грамотно излагать свои мысли; формирование важнейших для юриста навыков публичных выступлений. Целью семинарских занятий также является совместная теоретическая разработка новых путей решения той или иной научной или практической проблемы.

В ходе обсуждения вопросов, выносимых на рассмотрение семинара, студентам следует дополнять, грамотно исправлять неполные или недостаточно полные ответы своих сокурсников. Важной особенностью семинаров является то, что в ходе обсуждения вопросов у всех студентов имеется возможность высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу, поспорить как со своими сокурсниками, так и с преподавателем. В споре, согласно известному утверждению, рождается истина. При этом спор должен носить характер научного диспута и быть этичным. Точка зрения, отстаиваемая студентом, должна быть обоснованной.

В зависимости от изучаемой темы и ее специфики преподаватель выбирает следующие формы проведения семинарских занятий: совместное обсуждение теоретических вопросов (семинар-беседа); заслушивание проблемного доклада (сообщения, реферата) и его обсуждение (семинар с докладом); научный диспут с участием практических работников и ученых (семинар-диспут); круглый стол с участием специалистов смежных отраслей научного знания (межпредметный семинар).

Подготовка к семинарскому занятию может различаться в зависимости от вида семинарского занятия. При подготовке к любому семинарскому занятию студенту следует изучать: конспект лекции, соответствующие нормативные акты, материалы судебной практики, учебно-методическую, учебную и монографическую литературу по теме семинарского занятия.

При выступлении на семинарских занятиях студенту, при необходимости, разрешается пользоваться материалами конспекта, однако злоупотреблять этим правом не следует.

По завершению семинарского занятия преподаватель подводит итоги. Подведение итогов занятия предполагает оценку преподавателем работы группы в целом и отдельных ее членов, в частности.

Практическое занятие представляет собой своеобразную связь теории с практикой, и имеет своей целью закрепление теоретических знаний путем решения различных учебно-практических задач.

Основной целью проведения практических занятий является закрепление полученных студентами теоретических знаний, выработка навыков их использования в практической деятельности; получение новых знаний о применении положений науки на практике; формирование у обучающихся интереса к будущей специальности и любви к избранной профессии.

В ходе подготовки к практическим занятиям студенты самостоятельно решают предложенные преподавателем практические задачи. При решении той или иной задачи студенту вначале следует уяснить ее содержание, выявить вопросы, подлежащие разрешению, а затем внимательно проанализировать содержание конкретного казуса. После этого студент, с использованием нормативного материала и материалов опубликованной судебной практики должен дать исчерпывающий, основанный на законе, юридически грамотный ответ, представляющий собой юридическую характеристику действий, указанных в задаче лиц.

Ответ должен содержать ссылку на конкретные статьи нормативно-правовых актов. Решение задачи необходимо законспектировать.

Общие требования подготовки к практическим занятиям, в принципе, те же, что и при подготовке к семинарским занятиям, однако при сборе материала наибольшее внимание следует уделять изучению судебной практики.

В ходе практического занятия студенты зачитывают условия задачи, анализируют ход ее решения и оглашают верный, на их взгляд, способ решения того или иного юридического казуса. При ответе, студенту разрешается пользоваться материалами нормативно-правовых актов, материалами судебной практики и предварительно заготовленным решением. После оглашения решения задачи правильность разрешения юридического казуса выносится на всеобщее обсуждение.

По завершению практического занятия преподаватель подводит его итоги. Подведение итогов занятия предполагает оценку преподавателем работы группы в целом и отдельных ее членов.

Самостоятельная работа студентовявляется неотъемлемой частью процесса обучения вообще и изучения настоящего спецкурса, в частности.

Основными формами самостоятельной работы студента являются изучение, обобщение и краткое конспектирование нормативного материала, судебной практики, научной и учебной литературы.

Дополнительными формами самостоятельной работы студента являются подготовка научных сообщений, проблемных докладов, рефератов по темам, обозначенным в настоящей программе или вопросам в рамках курса, которые студент считает полезными рассмотреть. Студенты также могут участвовать в подготовке научных статей, выступлениях на круглых столах, конференциях, институтских, межвузовских, республиканских и всероссийских олимпиадах и конкурсах научных работ, работе кафедры государственного права по научным направлениям для студентов. Научно-исследовательская работа студентов поощряется, ее результаты учитываются при аттестации студента.

В ходе самостоятельной работы студентам следует пользоваться фондами библиотеки Института права БашГУ, Республиканской библиотеки имени З. Валиди и других библиотек.

Студенты могут использовать информационно-правовые системы «Гарант» и «Консультант +», материалы сети Интернет, доступ к которым обеспечивается компьютерными классами Института права.

Студентам также следует пользоваться материалами периодических изданий, в частности, журналов: «Государство и право», «Законность», «Закон и право», «Законодательство», «Черные дыры» в Российском законодательстве», «Политика и право», «Журнал Российского права» и других. Необходимо также пользоваться сборниками научных трудов, издаваемыми на кафедре государственного права Института права БашГУ и других высших учебных заведениях, сборниками тезисов и докладов научно-теоретических и научно-практических конференций и.т.п.

При подготовке к занятиям могут быть использованы материалы периодической печати, в частности, газет: «Российская газета», «Парламентская газета», «Версия», «Курьер-консультант» и других.

Завершение изучения настоящего курса предполагает прохождение итоговой формы контроля - сдачу экзамена и зачета в зависимости от формы обучения. Итоги экзамена оцениваются по следующей шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.