КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа с топографической картойГЕОДЕЗИЯ Раздел «План и карта»
Методические указания к выполнению лабораторных и практических работ для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 120700 «Землеустройство и кадастры» и специальности 271101 «Строительство уникальных зданий и сооружений»
Воронеж 2013
УДК 528 ББК 26.1 Составители: С.П. Гриднев, Ю.С. Нетребина Геодезия. Раздел «План и карта»: метод. Указания к выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Геодезия» для студ. Спец. 120300, 271101 / Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т; сост: С.П. Гриднев, Ю.С. Нетребина. – Воронеж, 2013. – 29 с. Дана последовательность выполнения лабораторных и практических работ по разделу «План и карта» курса «Геодезия»: цель работы, соответствующие теоретические положения, порядок проведения измерений по карте, способы обработки результатов и описание используемых методик. Предназначены для студентов направления 120700 «Землеустройство и кадастры» и специальности 271101 «Строительство уникальных зданий и сооружений» всех форм обучения. Ил. 9. Табл. 13. Библиогр.: 2 назв.
УДК 528 ББК 26.1
Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного архитектурно-строительного университета
Рецензент – Ю.Г. Трухин, к.т.н. доц. кафедры технологии строительного производства Воронежского государственного
Введение Цель работы: научиться читать топографическую карту (т.е. получать правильное представление о рельефе местности, гидрографии, населенных пунктах, путях сообщения, растительном покрове, естественных и сельскохозяйственных угодьях и т.п. по их изображению в условных знаках), решать по карте (плану) конкретные инженерно-геодезические задачи. В соответствии с этим при выполнении задания студенту следует решить по карте (плану) следующие инженерно-геодезические задачи: 1. Определение горизонтальных проложений линий с помощью масштабов; 2. Определение геодезических и прямоугольных координат точек; 3. Определение истинных и магнитных азимутов и дирекционных углов направлений; 4. Решение прямой и обратной геодезических задач на координаты; 5. Определение отметок точек по горизонталям; 6. Определение уклона и крутизны ската по горизонталям; 7. Проектирование трассы с заданным уклоном; 8. Построение профиля местности по заданному направлению; 9. Определение границ водосборной площади. Выполнение работы предусматривает обязательное изучение соответствующих разделов учебной литературы: 1. А.В. Маслов, А.В. Гордеев, Ю.Г. Батраков. Геодезия: Учебник для вузов. – М.: Колос, 2006, гл. 1 (1.8 – 1.17). 2. Г.Г. Поклад, С.П. Гриднев. Геодезия. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2007, §§ 8-20, 22-27. 3. Условные знаки для топографической карты масштаба 1:10 000. М.: Недра, 1977. 4. Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5 000, 1:2 000, 1:1 000 и 1:500. – М.: Недра, 1989. Начиная работу с картой, студент должен ознакомиться с зарамочным оформлением, номенклатурой, масштабом карты, оцифровкой градусной и километровой сеток, схемой, поясняющей взаимное расположение истинного, магнитного и осевого меридианов, и другими сведениями о карте. В процессе выполнения студентом расчетно-графической работы все результаты измерений, графических построений и расчетов должны быть аккуратно оформлены в рабочей тетради. При решении задач, связанных с графическими построениями, необходимые данные с карты (плана) копируют на кальку, на которой выполняют все последующие действия.
Задание 1. Определение горизонтальных расстояний с помощью масштабов Задача – познакомиться с видами основных масштабов и решить с их помощью практические задачи с оценкой точности линейных построений и определений. Принадлежности: карта масштаба 1:10 000, циркуль-измеритель, масштабная линейка. Исходные данные: на учебной карте масштаба 1:10 000 (рис. 1) заданы четыре точки (1, 2, 3, 4).
На картах и планах участки местности изображаются в уменьшенном виде. Степень уменьшения, выражаемая отношением длины отрезка на плане или карте (dпл.) к горизонтальной проекции соответствующей линии на местности (dмест), называется масштабом, т.е. – масштаб. Масштабы бывают численные и графические. Численный масштаб – аликвотная дробь, числитель которой единица, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз горизонтальные проекции линии местности уменьшены на плане или карте: , (1) где М – знаменатель численного масштаба. В геодезической и землеустроительной практике наиболее часто применяются следующие масштабы: 1:500, 1:1 000, 1:2 000, 1:5 000 – для планов и 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000 и мельче – для топографических карт. На планах и картах под значением численного масштаба указывают именованный (пояснительный) масштаб в виде «в 1 сантиметре 20 метров» (для масштаба 1:2 000). С помощью масштабов решают две основные задачи: 1. Определение горизонтальной проекции линии местности по длине отрезка на плане масштаба 1:М по формуле 2. Определение длины отрезка на плане масштаба 1:М, соответствующего горизонтальной проекции измеренной линии местности, по формуле . При решении этих задач используют специальные графические построения: линейный и поперечный (трансверсальный) масштабы. Обычно как линейный, так и поперечный масштабы имеют основание а = 2 см. Линейный масштаб – графическое изображение численного масштаба в виде прямой линии с делениями для отсчета расстояний (рис.2, а). Крайний левый отрезок делят на 10 равных частей и на правом его конце ставят 0, а на левом – число метров, которое на плане соответствует основанию в заданном масштабе. Вправо от 0-го деления подписывают значения соответствующих расстояний. В правом конце линейного масштаба ставят размерность. При работе с этим масштабом десятые доли малого деления оценивают на глаз. Расстояние на приведенном линейном масштабе равно 184,8 м. Поперечный масштаб является разновидностью линейного масштаба и отличается от предыдущего более высокой точностью определения расстояния за счет применения трансверсалей («косых линий», рис. 2, б).
Рис. 2. Масштабы а) линейный; б) поперечный
На горизонтальной прямой несколько раз откладывают основание масштаба, равное 2 см. Из концов отложенных отрезков восставляют к прямой перпендикуляры равной длины (обычно по 2,5 см). Крайние из них делят на 10 равных частей и соответствующие точки соединяют прямыми линиями. Затем крайнее левое основание и противолежащий ему верхний отрезок делят на 10 частей и точки деления соединяют наклонными линиями (трансверсалями). Такой поперечный масштаб называют нормальным сотенным масштабом, так как наименьшее деление масштаба (наименьший отрезок между перпендикуляром и трансверсалью) составляет 0,01 основания масштаба, т.е. 0,2 мм. Оцифровку делений поперечного масштаба выполняют по аналогии с линейным. При работе с поперечным масштабом нужно следить, чтобы иголки обеих ножек циркуля-измерителя располагались на одной горизонтальной линии масштаба либо посередине между одноименными горизонтальными линиями. Расстояние, показанное на поперечном масштабе (см. рис. 3, б), равно 184,8 м. Оно складывается из трех частей: целого числа оснований (40м × 4 = 160 м), десятых долей основания масштаба (4м × 6 = 24 м) и сотых долей основания (вверх по трансверсали 0,4м × 2 = 0,8 м). При решении задач с использованием графических масштабов принимают, что практически длина отрезка на плане может быть оценена с точностью до 0,2 мм. Горизонтальное расстояние на местности, соответствующее 0,2 мм (0,02 см) на плане данного масштаба, называется графической точностью масштаба, т.е. , м. (2) Содержание задания 1. Выразить в форме именованного масштаба численные масштабы, наиболее часто применяемые на практике, и указать их графическую точность. Данные представить в виде таблицы (табл.1).
Таблица 1 Масштабы и их точность
2. Определить с помощью линейного масштаба, приведенного на листе карты (см. рис. 2) и металлического поперечного масштаба отрезки 1-2, 2-3, 3-4, 4-1, 1-3 и 2-4, заданные на топографической карте. Данные занести в табл. 2.
Таблица 2 Определение длин линий местности по карте
Примечание: вычисленные длины линий будут использованы в последующих заданиях. Задание на самостоятельную работу 1. Вычертить карандашом на чертежной бумаге изображения линейного и поперечного масштабов; оцифровать их в соответствии с масштабом 1:25 000. 2. На изображенных линейном и поперечном масштабах 1:25 000 показать измеренные на карте длины линий 1-2, 2-3, … и т.д. (см. табл. 2). Примечание: задание на самостоятельную работу выполняется обязательно и оценивается при проверке рабочих тетрадей. Задание 2. Определение координат точек по карте Задача – научиться определять геодезические и прямоугольные координаты точек по карте. Принадлежности: карта, масштабная линейка, циркуль-измеритель, микрокалькулятор. Исходные данные: на карте масштаба 1:10 000 (см. рис. 1) заданы четыре точки (1, 2, 3, 4).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |