Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития малого бизнеса. Факторы развития малого бизнеса




Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от политических и социально-экономических условий страны.

Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят в них возможность успешной деятельности и получения прибыли.

Перечислим важнейшие факторы, в той или иной степени влияющие на развитие малого бизнеса:

• политическая обстановка в обществе;

• состояние экономики страны;

• политика государства в области экономики;

• меры поддержки малого бизнеса;

• правовое обеспечение малого бизнеса;

• налоговая политика;

• финансово-кредитная политика;

• уровень жизни населения;

• цивилизованность предпринимательства.

В настоящее время условия для развития малого бизнеса в России, особенно производственного, остаются не самыми благоприятными. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности. Именно такое гипертрофированное развитие малого бизнеса имеет место в современной России.

Опыт работы предприятий малого бизнеса в развитых странах свидетельствует о том, что они выживают в рыночных условиях благодаря своим характерным особенностям и независимо от благосостояния той отрасли, которую представляют (хотя определенные отраслевые особенности развития малого бизнеса существуют).

В этой связи представляют интерес результаты исследования английских ученых.[1] В 1979 и 1989 годах они провели обследование почти 300 фирм в различных отраслях (швейная, полиграфическая, тяжелая, фармацевтическая, мебельная, игрушечная, электронная, инструментальная) на предмет взаимосвязи отрасли экономики и развития в ней малого бизнеса. Во всех этих отраслях малый бизнес за 10 лет прижился, выжил, а в некоторых случаях показал быстрый рост. И связано это было не столько со спецификой отрасли, сколько со спецификой самой фирмы, возможностями ее лидера, формами организации производства и т. п.

В то же время в ходе обследования выявилось, что легче приживаются фирмы тех отраслей, которые напрямую работают с потребителем (швейная, мебельная, игрушечная отрасли). Однако их век оказывается короче, поскольку их возможности диверсификации ограничены и они развиваются в более жесткой конкурентной борьбе. Зато для фирм тех отраслей, где возможна диверсификация самих изделий (инструментальная, электронная, фармацевтическая), открылась перспектива расширения деятельности, и оттого продолжительность их существования на рынке оказалась дольше.

Интересны данные о том, на каких факторах фирмы строили свою конкурентную стратегию:

• изменение цены (37 % от общего количества фирм);

• изменение качества (42 %);

• изменение специализации и организации производства (23 %).

Во всех фирмах рост оборота производства опережал рост численности персонала, росла производительность труда за счет технических достижений и повышения уровня квалификации рабочих.

За эти 10 лет около 40 % фирм пережили смену владельцев. По отраслям этот показатель различен. В полиграфической, тяжелой, электронной и инструментальной промышленности он был выше, чем в других отраслях. Объяснялось это необходимостью по-новому оценить потенциал фирмы, его стратегические ориентации и т. п. При этом смена владельца всегда сопровождалась достаточно длительным периодом роста.

В результате проведенного анализа выяснилось, что ни одна из фирм не стояла на месте. Постоянное движение, пульсация, поиск – вот те ключевые понятия, которые определяли характер действий каждой из этих фирм. Приведенные данные представляют интерес для российского малого бизнеса не только перечнем возникающих проблем, но и способами их преодоления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.