Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика особенностей формирования познавательной сферы




Патопсихологическое исследование детей от 1 года до 5 лет

Основной целью патопсихологического исследова­ния ребенка дошкольного возраста является получе­ние данных, характеризующих:

а) познавательные процессы;

б) эмоционально-волевую сферу;

в) пред­речевое и речевое развитие;

г) двигательное развитие.

Поэтому здесь приводится соответствующая система­тизация методик. Прежде чем приступить к диагностике психичес­кого развития ребенка, обязательно следует убедить­ся, что у него нет грубых дефектов зрения и слуха. Чтобы проверить слух ребенка, следует организовать какую-нибудь его деятельность, а затем встать у него за спиной на расстоянии 6 м и постучать в барабан, посвистеть в свисток, позвать шепотом, тихой речью, громко высоким голосом, громко низким голосом. Нормально слышащие дети должны отреагировать на эту стимуляцию. Дополнительно следует иметь в виду, что плохо слышащие дети обычно обращают мало внимания на губы говорящего взрослого и зна­чительно больше — на его руки.

К числу симптомов, настораживающих в отноше­нии снижения зрительных способностей, можно отнес­ти; приближение картинок или предметов вплотную к глазам; игнорирование мелких предметов или изоб­раженных на картинках мелких деталей; использова­ние рта в качестве дополнительного тактильного ор­гана.

 

При диагностике особенностей формирования познавательной сферы в центре внимания исследовате­ля находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Для этого важен не столько результат, сколько воз­можность организации деятельности по выполнению­ задания.

Учитывают: степень необходимой организа­ции и контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого; понимание и принятие инструкции; спо­собность к организации целесообразного поведения, особенно для тех случаев, когда цель непосредствен­но в восприятии не задана; понимание несоответствие достигаемых результатов ожидаемым; выбор действия или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок. Обращают внимание на заинтересованность ребенка, его активность, собранность, сконцентрирован­ность на выполнении задания, возможность совместных действий, реакцию на неудачу, обучаемость.

Ниже приводятся описания заданий, выполнений которых позволяет оценить развитие познавательной сферы ребенка, и нормативы их выполнения.

Задания с кубиками. Предложите ребенку 10 ку­биков размером 8 см3. Покажите ему, как поставить. один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Затем попросите ребенка построить поезд (4 кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других), ворота (один кубик стоит наклонно между двумя другими) или лестницу (5 горизонтальных рядов ку­биков, стоящих друг на друге, каждый следующий ряд на 1 кубик короче предыдущего, первый ряд из 5 кубиков). Выясните максимальные способности ребенка. Если необходимо, покажите, как построить нужную модель.

Детям старше трех лет предлагают выполнить простейшие задания с кубиками Коса, копируя с образца, выполненного в кубиках такого же размера; детям старше 4 лет предлагают для выполнения эти же задания, но выполненные на бумаге в натуральную величину без нанесения границ между кубиками, или задание более легкое, но с обозначенными границами между кубиками.

Нормативы:

· 15 мес. — строит башню из двух кубиков, держит 2 кубика в одной руке

· 18 мес. — строит башню из 3-4 кубиков

· 2 года — строит башню из 8 кубиков, строит по показу поезд без трубы

· 2,5 года — строит башню из 8 кубиков, строит по показу поезд, добавляет трубу

· 3 года — строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, строит по показу мост

· 3,5 года — копирует мост с модели, выполняет самые простые задания с кубиками Коса, копируя с образца, выполненного в кубиках такого же размера

· 4 года — строит по показу ворота, выполняет самые простые задания с кубиками Коса, копируя с образца, выполненного в кубиках такого же размера

· 4,5 года — копирует ворота с модели, выполняет самые простые задания с кубиками Коса, копируя с образца, выполненного на бумаге в натуральную величину, а чуть более сложные — с такого же образца, но с обозначенными границами между кубиками

· б лет — не может построить лестницу по модели, может строить дома из кубиков, выполняет самые простые и чуть более сложные задания с кубиками Коса, копируя с образца, выполненного на бумаге в уменьшенном масштабе

 

Задания демонстрируют возможность выбора сис­темы действий по достижению конкретного результата, представленного в восприятии, способность к ор­ганизации целесообразного поведения и самостоятель­ному контролю за процессом выполнения задания, способности производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые резуль­таты с наглядно заданными целями, вычленять эле­менты и правильно ориентировать их друг относительно друга, обнаруживать и исправлять ошибки. По выполнению заданий можно судить о степени раз­витости у ребенка умения производить зрительное сравнение трехмерных моделей и устанавливать иден­тичность, а также можно оценить необходимую для успешного выполнения задания степень конкретности инструкции. Дети старше 13—15 месяцев не должны ­тащить кубики в рот, а дети старше 15 месяцев не должны бросать кубики на пол.

 

Задания с геометрическими формами. Предложите ребенку для выполнения методику «Доски Сегена».

Начинать следует с самого легкого задания. Ре­бенку предлагается разместить на плоской доске три геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. Место каждой фигуры на доске определяется соответ­ствующей ее контуру ячейкой. Вынув все три фигуры из соответствующих им яче­ек, предложите ребенку найти место на доске для круга и положить круг так, чтобы доска стала глад­кой. Если ребенок выполняет задание неправильно ­проведите его ручкой по фигурке на доске со слова­ми: «видишь, получилось как-то неровно, а нужно, чтобы стало гладко, сделай гладко». Если ребенок «правильно поместит фигурку, медленно переверните ­доску, сказав ему: «наблюдай за мной внимательно». Посмотрите, сможет ли он вставить круг на место без ошибки. Если ребенок справился с заданием, предложите ему остальные фигуры и в том случае, если он правильно разложит их по местам, снова переверните доску и попросите разместить фигурки опять. Часто бывает необходимо повторить процесс. Это можно сделать 2—3 раза для того, чтобы убедиться в том, что удалось увидеть лучшие из доступных ребенку способов выполнения задания.

Если ребенок справился с заданием, предложите ему по очереди следующие. Все задания следует начинать с демонстрации ребенку собранной доски, которая потом у него на глазах «ломается». Ребенка просят «все починить, найти каждому кусочку свое место, так, чтобы стало гладенько». Если ребенок не справляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком. Например, дайте ребенку в руки две половинки квадрата и показав на соответствующую ячейку, попросите положить их на место так, чтобы снова все стало гладко и правильно. Затем точно так же поступают с двумя другими деталями. После того как ребенок выполнил задание, снова рассыпают перед ним детали и просят «починить» все опять.

Нормативы:

· 15 мес. — вкладывает круг без показа

· 18 мес. — выполняя задание с самой простой доской Сегена, вкладывает круг, а на него накладывает две другие фигуры

· 2 года — выполняя задание с самой простой доской Сегена, размещает все три блока, делает около 4 ошибочных проб

· 2,5 года — собирает две простые доски Сегена

· 3 года — собирает отдельные фигуры из элементов

· 3,5 года — может собрать более сложные доски Сегена, но только после того, как собрал отдельные фигуры из кусочков

· 4 года — может сложить квадрат из двух половинок, круг из 4 равных частей, собирает 3 из 4 досок Сегена, самую сложную доску Сегена собирает без предварительной работы над отдельными фигурами частично

· 5 лет — выполняет все задания

 

Задания демонстрируют развитие у ребенка пред­ставлений о форме и возможность организации дейст­вий в соответствии с этими представлениями, способности производить сенсорные дифференцировки, уз­навать простые геометрические фигуры, зрительно» воспринимать их, устанавливать между ними сходст­во и различие, воспринимать геометрическую фигуру на фоне, а также развитие ориентации в пространст­венных отношениях и понимание отношения части и целого.

 

Задание с соотнесением предметов. Предложите ребенку по вашему выбору задания, для успешного выполнения которых требуются учет размера предме­та и соотнесение размеров двух предметов. К числу таких заданий могут быть отнесены; собирание пирамиды, складывание разных по размеру цилиндров, чашек, матрешек и пр. один в другой или наоборот, выстраивание из подобных элементов высоких фигур.

Продемонстрируйте ребенку правильно собранную модель, а затем попросите его сделать такую же. В более сложных пробах модель разрушают на гла­зах у ребенка и просят его помочь собрать ее снова. В течение нескольких минут следует воздерживаться от подсказки и наблюдать за самостоятельной работой ребенка. Отмечают особенности самостоятельных действий, а также особенности сопровождающей их речи.

Часто при выполнении заданий одни детали не­правильно помещаются на место других, что не сразу замечается ребенком и выясняется только в ходе дальнейших действий, когда не удается достичь конечного результата. Очень хорошо, если ребенок, заметив совершенную ошибку, устраняет мешающие детали поэтапно, одну за другой, каждый раз заново проверяя себя, а не разрушая все достигнутое до момента обнаружения ошибки.

Как правило, существуют адекватные отдельным заданиям приемы, помогающие проверить правильность совершаемых действий. Если они не очевидны — укажите их ребенку. При этом следует повторять: «Вот видишь, не получилось, не забывай, что надо брать самую большую/маленькую...»

Нормативы:

· 1 год — снимает кольца с пирамидки

· 15 мес. — пытается нанизывать кольца пирамидки

· 18 мес. — собирает пирамидку без учета размера колец

· 2 года — вкладывает один объект в другой, затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов

· 2,5 года — хорошо вкладывает цилиндры и чашки, работая, как правило, методом проб и ошибок, может вложить две матрешки одна в другую

· 3 года — легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер; пытается строить вертикальные модели, удерживает задачу, понимает ошибки, усваивает помощь; при помощи взрослого может вложить 4 матрешки одна в другую, собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом отдельных колец

· 3,5 года — строит вертикальные модели, сам себя корректирует, очень легко усваивает помощь, ориентируется на размер; самостоятельно собирает 5 матрешек в одну; правильно собирает пирамидку

 

Задания демонстрируют способность организовать я осуществить систему целесообразных действий, обнаружить ошибки и исправить их, выявить определенное понимание заданий и путей их решения как методом проб и ошибок, так и на основе зрительного сравнения и дифференциации размеров объектов. В процессе выполнения заданий очень хорошо проявляется обучаемость ребенка.

Задания с предметами быта. Дети, воспитывающиеся в условиях нормальной семьи, начиная со второго года жизни приобретают умение выполнять разумные действия и системы действий, адекватные специфическим предметам быта. Об этом можно спросить родителей или, предъявив ребенку соответствующий предмет, попросить его выполнить с ним определенное действие.

Нормативы:

· 15 мес. — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге

· 18 мес. — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы, указывает на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой, умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте

· 2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу; каждую страницу отдельно; сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий

· 2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы

· 3 года — подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого

Приобретение этих умений демонстрирует усвое­ние ребенком специфических функций и значений предметов, развитие способностей осуществлять обобщение в действии, обратимость действий, комбинирование уже известных действий для достижения цели.

 

Задания с карточками.

1) Покажите ребенку на­бор карточек с изображением разноцветных геомет­рических фигур. Попросите его разложить их на группы, положив перед ним круг, треугольник и квадрат и попросив его, указывая на соответствую­щую фигуру: «Сюда положи все круги, такие же как этот, сюда — все похожие треугольники, а сюда — все квадраты». Затем смешайте карточки и, положив перед ребенком красный, синий и белый круги, анало­гичным образом попросите его снова разложить кар­точки на новые группы.

Нормативы: выполняет в 3,5 года.

Задание демонстрирует способность ребенка к сортировке по форме и цвету.

 

2) Покажите ребенку набор карточек с изображе­нием различных предметов: расческа, ложка, кровать, стул, дом и т.д. Попросите его показать вам пред­меты, которые вы описываете по способу их употреб­ления (например: «Покажи мне, чем. мама тебя при­чесывает?»).

Нормативы: выполнение в 3,5 года.

Задание демонстрирует усвоение ребенком конкретных функ­циональных значений предметов.

 

3) Покажите ребенку набор карточек, где изоб­ражено по одному кружку, котенку, мальчику и т.д. и карточек с несколькими кружками, котятами, маль­чиками. Попросите показать вам карточку, где изоб­ражен только один кружок и т.д. и карточку, где много кружков, квадратиков и т. д.

Нормативы: выполнение в 3,5 года.

Задание демонстрирует элементарное понимание количест­венных отношений.

 

4) Покажите ребенку набор карточек, где изоб­ражены животные, люди, одежда, транспорт, еда, посуда, мебель, умывальные принадлежности. Подо­брав совместно с ребенком те картинки из набора, которые можно объединить в одну группу, условно обозначив ее как то, «что мы на себя надеваем», по­просите его подобрать самостоятельно следующие ус­ловные группы: «то, что можно скушать», «то, что бывает на столе на кухне», «что стоит в комнате», «машины», «люди», «животные», «что нужно взять, чтобы пойти гулять», «что нужно взять, чтобы пойти в магазин», «что нужно для умывания» и т.д.

Нормативы:

3,5 года — осуществляет подбор предметов, адекватных конкретной ситуации, но после 2–3 совместных подборов

4 года — легко принимает задачу, быстро создает группы

Задание демонстрирует развитие у ребенка способности к элементарному синтезу, а также способность производить груп­пировки предметов по конкретно-функциональному признаку, за­данному вербально, и понимание обобщающей функции некото­рых слов.

 

5) Покажите ребенку карточки с изображением похожих по форме или по цвету предметов. Предло­жите ему сравнить между собой нарисованные пред­меты и объяснить Вам, чем они похожи, чем отлича­ются.

Нормативы:

4 года — сравнивая изображения предметов, часто выделяет мелкие, ничего не значащие детали я видит в них общее, сходство усматривает на чисто перцептивной основе, может установить сходство простых круглых предметов по форме

5 лет — четкое выделение таких признаков, как форма и цвет

 

6) Покажите ребенку картинки с изображением времен года. Спросите, какое время года изображено на картинке.

Нормативы: 4 года.

Задание демонстрирует способность к ориентации во време­нах года.

 

7) Покажите ребенку простые картинки с изоб­ражением знакомых ребенку объектов, действий и времени действий (ложка, птичка, кровать, книга, ре­бенок умывается, ребенок одевается, ребенок спит, ребенок ест, ребенок гуляет, дети играют в кубики: строят дом, дети собирают цветы и пр.) Спросите: «Что это?», «Что тут нарисовано?», «Что мальчик де­лает?», «Когда он это делает?» и т.п.

Нормативы:

3 года — узнает картинки и действия, изображенные на них, ориентируется во времени действия, изображенного на картинках.

Задание демонстрирует развитие способности принимать замещение реальных вещей моделями, узнавать замещаемые ас­пекты.

 

Речевые задания.

1) Спросите у ребенка, что надо сделать, когда хочется спать, когда холодно, когда захочется есть. Если он затрудняется, объясните это словами, попросите его показать то, что нужно сде­лать: если понадобится, пусть покажет с помощью игрушек.

Нормативы:

4 года — объясняет с помощью слов.

Задание позволяет выяснить общую осведомленность ре­бенка.

 

2) Спросите у ребенка, что такое стул, лошадь, кукла, хлеб, карандаш, расческа, машина и т.д.

 

Нормативы: 5 лет — объясняет, главным образом, на примере конкретной ситуации употребления или использования.

Задание демонстрирует развитие у ребенка способности определять слово по употреблению.

 

3) Попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попросите спрятать миш­ку под стол и достать бумажку из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит — пойти вперед, а что значит пойти назад, что лежит в короб­ке и под коробкой.

Нормативы:

2,5 года — достает предметы из-под стола

3 года — выполняет задания в действенном плане, может ошибиться в 1—2 направлениях

4 года — выполняет все задания.

Задание демонстрирует развитие у ребенка способности ори­ентироваться в пространстве и существование первых простран­ственных представлений.

 

4) Расскажите ребенку простую сказку, попроси­те его рассказать ее вам снова и подобрать предметы, относящиеся к сказке.

Нормативы: 4,5 года — выполняет задание.

Задание демонстрирует развитие способности к усвоению оп­ределенных смыслов, понимание содержания, позволяет оценить возможности произвольного припоминания, а также собственно память ребенка.

 

5) Модифицированная методика двойной стимуля­ции. Методика представляет собой модификацию методики Выготского–Сахарова, которая была выпол­нена в дипломной работе Е.Ю. Семеновой (1983, научный руководитель В. В. Лебединский) для изуче­ния динамики ранних форм понятийного мышления.

Разложите перед ребенком стимульный материал.

КРУГИ: большой высокий красный; малый высокий белый; малый низкий синий;

ПОЛУКРУГИ: большой низкий желтый; малый высокий синий; малый низкий зеленый;

ТРАПЕЦИИ: большая высокая белая, большая низкая зеленая; малая низкая красная;

ШЕСТИУГОЛЬНИКИ; большой высокий зеленый; большой низкий синий; малый низкий белый;

ТРЕ­УГОЛЬНИКИ: малый высокий красный; большой низкий желтый; малый низкий желтый.

Покажите ребенку маленькую фигуру желтого или зеленого цвета и скажите ему: «Посмотри вниматель­но на все разложенные перед тобой фигурки и выбери из них все те, которые подходят к этой фигурке или по-твоему на нее похожи». Если ребенок волнуется и долго не приступает к решению, следует дать вто­рую инструкцию: «Смотри внимательно, чтобы не ошибиться. Надо выложить все подходящие фигурки. Когда выберешь, скажи об этом мне».

После того как ребенок осуществит ряд проб, спросите его: «А теперь объясни мне, пожалуйста, если можешь, по­чему ты выбрал эти фигурки?» В протоколе фиксиру­ются все выборы ребенка, его высказывания, а также замечания самого экспериментатора.

Нормативы:

· 4 года — создает ассоциативные комплексы–коллекции, подбирая к образцу все фигуры, чем бы то ни было его напоминающие; ассоциации ведут за собой организацию выбора, но ребенок вновь и вновь возвращается к образцу и пытается сосредоточить на нем внимание; попытки ребенка объяснить свое поведение несовершенны: он путается, смущается, замолкает

· 5 лет — решает по типу ассоциативного комплекса, в основном ведет.подбор фигур по цвету, реже по форме, совсем редко по размеру; сначала работает, потом пытается объяснить, речь еще не организует самостоятельную деятельность ребенка

Методика позволяет выявить

а) способность ре­бенка к самостоятельному вычленению абстрактных признаков для установления сходства

б) развитие способности к некоторой иерархизации этих призна­ков.

 

6) Задание на конструирование предметов из де­талей. Предложите ребенку детали простых игрушеч­ных предметов и попросите его построить из них стол и скамейку.

Нормативы: 3,5 года выполняет задание.

Задание демонстрирует развитие конструктивного праксиса.

 

7) Задание с речевыми замещениями в игре. Организовывая игру с ребенком (приготовление обе­да, поездка на машине, прогулка и т. п.), замените ряд отсутствующих объектов словами, имитируя жестами их реальное существование и действия с ними.

Нормативы: 3 года — легко принимает замещение предмета словом.

Задание демонстрирует возможность абстрагирования действия с предметом от самого предмета, развитие пониманий предметного значения слова и усвоения его символической функ­ции.

 

Оценка внимания. В течение всего обследования выясняют умение ребенка длительно концентрировать внимание при выполнении задания, сохранять целе­направленность действий; отмечают отвлекаемость

В качестве специального экспериментального при­ема исследования внимания ребенку предлагают най­ти среди расположенных на столе карточек с изобра­жением знакомых ему объектов (30—40 карточек) карточку с аналогичным предъявляемому изображе­нием. Для этого ребенка сначала спрашивают, что нарисовано на картинке, затем просят найти такую же картинку. Если он правильно выполняет задания, то обе карточки убираются из его поля зрения и ему предлагают следующую карточку.

Нормативы:

· 3 года — находит 5–6 изображений из 10

· 3,5 года — находит 8–10 изображений из 10, при этом часто повторяет вслух слово, обозначающее изображение, ищет, опираясь на словесное обозначение, поэтому могут иметь место специфические ошибки, когда ребенок подбирает, например, к изображенному на карточке яблоку арбуз, назвав и то и другое яблоком; как правило, эти ошибки исправляются самим ребенком при сравнении карточек

· 4 года — легко выполняет задание

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.