Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зрелость. Старость Поздняя зрелость 65 лет-смерть Эго-интеграция разочарование в жизниСредняя зрелость 26-64 года Творчество (продуктивность) застой Молодость




Старость

Поздняя зрелость 65 лет-смерть Эго-интеграция разочарование в жизниСредняя зрелость 26-64 года Творчество (продуктивность) застой Молодость 20-25 лет ИнтимностьРанняя зрелость изоляция Возраст 12-19 лет Эго-идентичность Подростковая юность диффузияидентичности (латентная стадия)Школьный возраст 6-12 лет Трудолюбие(латентная стадия)неполноценностьВозраст игры 3-6 лет Инициативность(фаллическая стадия) чувство вины Детство 1-3 года АвтономияРанний возрастсомнение, стыд(анальная стадия)Младенчество до 1 года Доверие(оральная стадия) недовериеНиже рассмотрим содержание стадий развития личности от рождения и доподросткового возраста, так как именно содержание этих стадий оказываетвлияние на формирование Я-концепции подростка. Формирование Я-концепции на разных стадиях развития. 1. Развитие основ доверия. В соответствии с теорией Э.Эриксона основы личностного развития человеказакладываются на первой стадии, которая длится от рождения до 18 месяцев. Вэтот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру. Этоявляется основой формирования позитивного самоощущения. Чувство доверия кмиру служит ребенку опорой для приобретения нового опыта, гарантиейправильного перехода к следующим фазам развития. Иначе он не сможет слегкостью и охотно обращаться к новым видам деятельности. В окружении,располагающем к доверию, ребенок чувствует, что он любим, что его всегдаготовы принять, у него закладывается прочная основа для будущихвзаимодействий с другими людьми и для формирования позитивного отношения ксамому себе. Все это формируется материнской заботой. И поскольку довериевозможно только по отношению к чему-то, оно не может начать развиватьсяраньше, чем ребенок научится выделять людей и объекты, или до того, как унего появится смутное ощущение, что сам он является отдельным существом(Бернс Р., 1986, с.71).2. Развитие автономии.Вторая стадия развития ребенка длится от полутора до трех-четырех лет. Вэтот период ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя какактивно действующее существо.Главный позитивный результат развития на этой стадии – достижение чувстванезависимости. То есть, ребенок должен перейти от состояния полнойзависимости от взрослых к относительной самостоятельности. В этом возрастеребенок стремится делать все по-своему, с негодованием отвергает попыткикормить его, одевать, держать за руку на прогулке, открывать ему дверь.Однако мир взрослых накладывает на эти действия целый ряд ограничений.Разумеется, эти запреты ему неведомы до тех пор, пока он их не нарушит. Итогда может возникнуть конфликт. Стремление ребенка к автономии выражается вэкспериментировании и в самоутверждении, что время от времени вызываетстолкновения с родителями. Такого рода конфликты могут привести к появлениючувства неуверенности как в своих силах, так и в своей автономии. Автономия,чувство самостоятельности, самоконтроль без потери самооценки развиваютсязатем в уверенность свободы выборов в конкретной ситуации. Это формируетсяпостепенным предоставлением ребенку свободы контроля своих действий состороны родителей(Бернс Р.,1986,с. 72).В этот период ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке, ввоодушевлении. Зарождающееся чувство автономии должно встречать поощрениенастолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили кпоявлению излишней застенчивости и сомнению в собственных силах.Задача взаимной адаптации поведения родителей и ребенка оказываетсянеобычайно сложной. Единственное конструктивное правило, которому могутследовать родители - это запрещать только то, что действительно совершеннонедопустимо, и быть в этом твердым и последовательным. Гиперопека, насилие,ограничения, а также гипоопека развивают в ребенке стыд, сомнения, а вповедении - покорность или упрямство.Итак, согласно Эриксону, у младшего дошкольника должны развиться, во-первых,основополагающее чувство доверия к окружающему миру, в особенности кродителям, а во-вторых, чувство автономии, реализующееся в определенныхрамках.Для ребенка, у которого только начинает развиваться чувство своего «Я»,важной составляющей самооценки является способность к чисто физическойадаптации к окружающему миру. Ребенок более самостоятельный и болеелюбознательный обычно обладает и более высокой самооценкой. Такой ребенокактивно стремится исследовать окружающий мир и обнаружить границы своихвозможностей. Вряд ли он обладает отчетливым самосознанием, но он уверен всвоей способности контролировать собственные передвижения, а такжепередвижения других людей. На этом уровне развития критерием самооценкиможет, следовательно, служить та или иная степень познавательного интереса кокружающему миру, а также стремление, что называется, все крепче стоять насобственных ногах.Таким образом, детство, в особенности раннее детство, когда закладываютсяосновы будущей личности, является крайне важным периодом с точки зренияразвития Я-концепции. Для многих людей именно этот возраст оказываетсярешающим в их личностном формировании (Бернс Р., 1986, с. 74).3. Развитие инициативности или чувства вины.Третья стадия развития начинается примерно в четыре года. В это время уребенка появляются первые представления о том, каким он может статьчеловеком. Одновременно он определяет для себя границы дозволенного.Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельностьребенка, главной движущей силой которой является любознательность. Он ужечувствует себя увереннее, так как может свободно передвигаться, достаточновладеет речью, чтобы задавать вопросы, осмысливать происходящие на его глазахсобытия, расширяется его социальное окружение. Очень важной для дальнейшегоразвития является реакция родителей на все проявления исследовательскогоповедения ребенка. Главной опасностью этого периода Эриксон считаетвозможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность иактивность, которое может подавить чувство инициативы. Инициативность –способность планировать свои действия, принимать на себя обязательства,энергично браться за дело. Вина формируется под давлением родителей,развитием у ребёнка чувства страха перед наказанием за потребность влюбознательности, в родительской любви. Ребенок с чувством вины скован,пассивен, у него нет целеустремленности, он легко подчиняется другим детям.Чтобы инициативность преобладала над виной, родители должны поощрятьлюбознательность, творчество и фантазии своих детей (Бернс Р., 1986,с. 75).4. Развитие трудолюбия или чувства неполноценности.Четвертая стадия развития охватывает школьные годы, когда ребенок включаетсяв систематическую организованную деятельность и осуществляет еесамостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этогопериода ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение,осуществляя разнообразную продуктивную деятельность. Он осваивает различныеинструменты и схемы деятельности, которые, по существу, являютсястандартными. В результате у него развивается чувство трудолюбия, способностьк самовыражению в продуктивной работе.Эриксон исчерпывающе характеризует последствия неправильного развития на этойстадии. Если у ребенка не формируется чувство трудолюбия, он не можетовладевать навыками инструментальной деятельности. Неумение выполнятьопределенные действия, низкий статус в ситуациях совместной деятельностиведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может вообщеразувериться в своей способности участвовать в каком-либо труде. У негодолжна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новыхситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признакнеминуемой неудачи. Поэтому, если ребенок чего-то не умеет, задача родителейи учителей – внушить ему, что успех обязательно придет к нему, только позже.Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, весьма существенновлияет на представления человека о себе как о компетентном, творческом испособном работнике (Бернс Р., 1986, с.76).5. Развитие эго-идентичности или диффузии идентичности.Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненныйкризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненногопути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Трилинии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половоесозревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу вглазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти своепрофессиональное призвание (Обухова Л.Ф., 1999, с.104).В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критическиемоменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачисознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим длянего и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность,инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.Юношеский возраст – наиболее важный период развития, на который приходитсяосновной кризис идентичности. За ним следуют либо обретение «взрослойидентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности».Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится(путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Э. Эриксон назвал«психическим мораторием». Острота этого кризиса зависит как от степениразрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности идр.), так и от всей духовной атмосферы общества. Неопределенный кризис ведетк состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу специальнойпатологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности по Э.Эриксону:регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочитьобретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги;чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-тотакого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением инеспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность ипрезрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских;презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всегоиностранного (Обухова Л. Ф., 1999,с.105). В крайних случаях имеет место поискнегативной, отрицательной идентичности, то есть ориентация на образцы, ролиили свойства, которые демонстрировались в ходе развития подростка, какнежелательные или опасные. Для отрицательной идентичности характерностремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения.Отметим еще несколько важных наблюдений Эрика Эриксона, относящихся к периодуюности. Влюбленность, возникающая в этом возрасте, по мнению Э.Эриксона,первоначально не носит сексуального характера. В значительной степениюношеская влюбленность - есть попытка прийти к определению собственнойидентичности путем проекции собственного первоначально не отчетливого образана кого-то другого и лицезрение его уже в отраженном и проясненном виде. Вотпочему проявление юношеской влюбленности во многом сводится к разговорам. Пологике развития личности молодым людям присущи избирательность в общении ижесткость по отношению ко всем «чужакам», отличающимся социальнымпроисхождением, вкусами или способностями. Часто специальные детали костюмаили особые жесты временно избираются в качестве знаков, помогающих отличать«своего» от «чужака»; такая нетерпимость является защитой для чувствасобственной идентичности от обезличивания и смешения (Обухова Л. Ф., 1999,с.106).Рассмотрев стадии психосоциального развития, далее мы можем выделить факторы,оказывающие непосредственное влияние на формирование Я-концепции подростков. 1.3. Факторы, влияющие на развитие Я-концепции Все теории развития Я-концепции сосредоточены на особенностях, свойственныхтому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят черезвесь процесс развития Я-концепции независимо от возраста. Это - роль семейныхотношений и роль значимых других.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.