Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II 2 страница




Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к 6 - 7 годам способ­ны понять задание и выполнить его. В тех случаях, когда имеет место несформиванность восприятия пространственных отноше­ний, дети допускают ошибки при работе с данной таблицей.

Дети с задержкой психического развития понимают задание, но при выполнении его часто дают ошибочные ответы. Это может быть вызвано несформированностью воспри­ятия пространственных отношений в указан­ном возрасте, а также недостаточной сосредоточенностью в процессе работы.

У умственно отсталых детей формиро­вание пространственных отношений, как правило, идет с большим трудом, и эта таб­лица оказывается посильной лишь к 8 - 10 годам. Отмечаются трудности понимания инструкции.

С целью установления понимания пред­логов, слов, обозначающих пространствен­ное взаиморасположение объектов, можно использовать вырезанные из таблицы 5 кар­тинки с изображением разных по величине предметов и попросить ребенка положить сначала большой дом, затем слева от него маленький гриб, под большим домом поло­жить большую машину, справа от дома ма­ленькое дерево и т. п.

Как правило, дети с нормальным умствен­ным развитием выполняют все эти задания к 6 - 7 годам.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в организующей помощи.

Умственно отсталым детям в этом возрасте за­дание непосильно.

Таблицы 9, 10, 11

Цели исследования. Выявить целенаправ­ленность деятельности; комбинаторные способности ребенка (умение оперировать обра­зами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов); волевые усилия; стойкость интереса.

Процедура проведения. Перед началом об­следования каждое из изображений должно быть разрезано на части по намеченным ли­ниям: табл. 9 - на две части по горизонталь­ной линии, табл.10 - на четыре части по гори­зонтальной и вертикальной линиям, табл.11 - на три части по вертикальным линиям (лео­пард) и на четыре по диагональным линиям (дом).

Сначала каждая из картинок предъявляет­ся в сложенном виде, потом ребенка просят закрыть глаза и разъединяют картинку, затем ребенок должен вновь ее составить. Таблицы предъявляются поочередно.

Анализ результатов. Нарушения про­странственных представлений могут наблюдаться у умственно отсталых и интеллекту­ально полноценных детей. Однако у умственно отсталых они выражены в большей степени. Оказываемая им помощь (показ способа скла­дывания, повторное совместное выполнение задания) дает сравнительно меньший эффект.

В тех случаях, когда нет нарушений про­странственного восприятия, дети с нормальным умственным развитием выполняют таб­лицы 9 - 10 в 3,5 - 4 года, таблицу 11 к 4,5 - 5 годам.

Дети с задержкой психического развития выполняют таблицы 10 - 11 к 5 - 6 годам. Картинка, разрезанная по диагоналям, вы­полняется при оказании помощи.

Умственно отсталые дети в этом возрас­те, как правило, не пытаются получить целое изображение. Они произвольно прикладыва­ют части одну к другой. Картинку, разрезан­ную по диагоналям, не могут собрать даже при оказании помощи. Наиболее специфич­ным оказывается складывание картинки с изображением животного, разрезанной на три части по вертикалям. Часты случаи, ког­да дети соединяют первую и третью части. Однако на вопрос: «А эту часть куда поло­жить?» дети с нормальным интеллектом сра­зу же разъединяют первую и третью части и кладут ее на искомое место. Дети умственно отсталые производят беспорядочные действия,кладут вторую часть перед первой, или третьей, сверху, снизу первой и третьей части. Им необходима помощь в виде показа.

 

Таблицы 12, 13, 14

Цели исследования. Выявить наглядно-об­разныепредставления детей; способность целостного восприятия знакомых объектов; зрительно-двигательную координацию; графические навыки.

Процедура проведения. На таблицах 12, 13 изображены геометрические фигуры (треугольники и круги) с неполными контурами. Подчеркивается, что все треугольники оди­наковы по величине, затем предлагаются за­даниятипа: «Дополни до треугольника», «До­полни до круга».

В таблице 14 изображены незаконченные фигуры двух предметных изображений (бабочки и жука). Детям дается задание дори­совать эти предметы («Дорисуй жука» и т. д.). В основу предлагаемых детям заданий положена методика Т. Н. Головиной, апробированная ею при работе с большим количе­ствомнормальных и умственно отсталых детей.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием старшего дошкольно­го возраста выполняют задания таблиц 12, без особого труда. Они понимают инструк­ции, с интересом принимаются за работу.

Дети с задержкой психического развития к 7 годам выполняют эти задания.

Умственно отсталые дети справляются с этимизаданиями в значительно более позднем возрасте; наибольшие трудности воз­никают у них при необходимости дополнить (дорисовать) круг.

Большинство учащихся классов специальной (коррекционной) школы VIII вида выполняют это задание не­удовлетворительно. Они замыкают контур, не производя при этом необходимых кругообра­зующих движений, поэтому площадь дори­сованной ими фигуры оказывается, как пра­вило уменьшенной. При дополнении контура треугольника многие умственно отсталые учащиеся II классов изменяют его площадь форму, причем имеют место случаи рас­пространенного принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний ряд по­добных фигур. Дети забывают, что все эти треугольники одного размера.

В таблице 14 учащиеся I класса массовой школы (с нормальным умственным развитием) понимают принцип работы и поэтому с ней справляются: некоторые из них допус­кают при дорисовывании асимметрию.

Дети с задержкой психического развития понимают задание, однако многим нужна организующая и разъяснительная помощь.

Умственно отсталые дети этого возраста испытывают большие трудности при необходимости понять принцип работы. В результа­те они допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению.

Допускают ошибки или не выполняют за­дания даже многие ученики III - V классов специальной (коррекционной) школы. У них отмечается асимметричное дорисовывание заданных предметов, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы. Помощь оказывается малоэффек­тивной.

Необходимо учитывать эти особенности, так как от них в определенной мере зависят дальнейшие успехи в процессе обучения и выполнения трудовой деятельности.

 

Таблица 15

Цели исследования. Выявить сформиро­ванность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать за­дания в умственном плане.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Посмотри, из круга (квадрата, треугольника) вырезали ку­сочек. Найди его среди тех, которые здесь нарисованы».

Если ребенок не понимает, ему показыва­ют правильное решение. Остальные задания он должен выполнить сам. В более сложном варианте у фигур отсутствуют вырезанные из них части. Ребенок должен выполнить зада­ние на уровне наглядно-образного мышления.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к заданию. В 6 лет оно им посиль­но, хотя качество выполнения не одинаково (не­которым нужна организующая помощь).

У детей с задержкой психического разви­тия отмечается бессистемность и нецеленаправленность в работе. При организующей по­мощи задание эти дети выполняют.

Умственно отсталые дети в этом возрасте за­дание не понимают. Помощь в виде разъяснения и показа выполнения неэффективна.

 

Таблицы 16 - 25

Цели исследования. Выявить уровень зри­тельного восприятия, наглядно-образного мышления; внимания.

Процедура проведения. Ребенку поочеред­но показывают таблицы (из теста Равена) с изображениями, содержащими пробелы. Ре­бенок должен найти среди внешне похожих вставок ту, которой стоит заполнить пробел. Трудность заданий постепенно нарастает, а принцип выполнения остается тот же.

Чтобы придать работе игровой характер и с целью оказания помощи, можно вырезать про­бел и вставки. Это позволит проследить за ха­рактером выполнения задания (ищет соответ­ствующую вставку или пробует втолкнуть в пробел все вставки наугад).

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием уже в 5 - 6-летнем возрасте понимают инструкцию и выполня­ют задание. Как правило, они действуют осознанно, находя подходящую вставку на основе зрительного сопоставления, при этом проявляют живой интерес к работе и испы­тывают радость при ее удачном выполнении.

Дети с задержкой психического развития к 7 годам при оказании организующей помо­щи выполняют таблицы 16 - 20. При выпол­нении таблиц 21 - 25 нужна значительная помощь.

Умственно отсталые дети 8 - 9-летнего возраста нуждаются в разъяснении инструк­ции. Они пытаются заполнить пробел наугад взятыми вставками, при указании помощи справляются с наиболее легкими заданиями (табл. 16 - 20). Однако более сложные зада­ния (табл. 21 - 25) оказываются для них не­посильными и при таком условии. Дети не усваивают принципа выполнения задания. У умственно отсталых детей нет стойкого ин­тереса к данной работе. При нарастании сложности таблиц интерес угасает.

 

Таблицы 26 - 29

Цели исследования. Исследовать способ­ность узнавания ранее известных сказок по отдельно изображенным фрагментам; умение пространственно соотносить детали и целое; воображение детей.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут (поочередно) таблицы 26 и 27, на каж­дой из которых изображено по одному фраг­менту из русской народной сказки. Первоначально их показывают целиком. Ребенок должен узнать, из какой сказки предложен­ный фрагмент. Затем вынимают вкладыши и просят поставить их на место. Таблицы 28 и 29 сложнее. В каждой из них по шесть вкла­дышей треугольной формы.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием, не страдающие на­рушениями пространственной ориентировки без труда справляются с заданиями к таблицам 26 и 27 в возрасте 4 лет. Задания к таб­лицам 28 и 29 выполняются ими в возрасте 5 - 6 лет. Интеллектуально сохранные дети выполняют задания с интересом и, как пра­вило, находят место вкладышам на основе зрительного соотнесения.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданиям, но выполня­ют табл. 26 и 27 к 5 - 6 годам, а табл. 28, 29 - к 7 - 8 годам при оказании помощи. Имеют место случаи выполнения задания методом «проб и ошибок».

Большинство умственно отсталых детей выполняют задания к таблицам 26 и 27 в воз­расте 7 - 8 лет, при этом, как правило, не нуждаются в помощи. Задания к таблицам 28 и 29 детьми этого возраста не выполняют и при оказании помощи.

 

Таблица 30

Цели исследования. Те же, что в таблице 29

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу, на которой изображены срисовывающие льва дети. Мальчик рисует его в профиль, а девочка - анфас. Внизу изоб­ражены получившиеся рисунки, которые предъявляются отдельно.

Ребенку рассказывают содержание табли­цы и задают вопросы: «Кто нарисовал этого льва?», «А это чей рисунок?».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием, не имеющие нарушения пространственного восприятия, выполня­ют это задание уже в возрасте 6-и лет. Иногда у них возникают затруднения, которые можно преодолеть с помощью наводящих вопросов.

Дети с задержкой психического развития к 7-и годам понимают задание, но нуждают­ся в наводящей помощи.

Умственно отсталые дети 7 - 8 лет не все­гда понимают, как достичь правильного от­вета на предлагаемые им вопросы, и с зада­нием не справляются, помощь не используют.

Умственно отсталые дети этого возраста не всегда понимают предложенное задание и ограничиваются перечислением предметов, изображенных на таблицах. Такая реакция может усугубляться недостатками внимания.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ

 

Недостатки внимания наиболее часто встречаются у умственно отсталых детей и отрицательно влияют на всю их деятель­ность. Специалисты указывают на то, что эти дети с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Их вни­мание обладает меньшей, по сравнению с нормой, устойчивостью. Возникают различ­ного рода трудности и при необходимости распределения внимания между нескольки­ми объектами или видами деятельности.

Отрицательное влияние на развитие вни­мания оказывает свойственная умственно отсталым бедность интересов и повышенная утомляемость. Очень важно установить, что является причиной низких результатов ра­боты: отсутствие интереса, непонимание за­дания, повышенная истощаемость или несформированность внимания, прежде всего таких его качеств, как устойчивость, концен­трация, объем, переключаемость, распреде­ление.

 

Таблица 31

Цели исследования. Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зритель­ную память.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части таблицы 31, и просят назвать изобра­женные на ней предметы, затем предъявля­ют картинку, расположенную в нижней час­ти, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием и сформированным вниманием в 5 - 6-летнем возрасте выполня­ют это задание.

Дети с задержкой психического развития понимают задание. Случаи ошибочного вы­полнения, как правило, связаны с недостат­ками внимания. Организующая помощь эффективна.

 

Таблица 32

Цели исследования. Исследовать такие ка­чества внимания, как устойчивость, переклю­чаемость, распределение, объем.

Процедура проведения. Изображенные на таблице картинки предъявляют одновременно. Задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 5 - 6 лет с интересом сравнивают картинки, находят различия.

Дети с задержкой психического развития понимают задание и выполняют его к 6 - 7 годам. Некоторые нуждаются в организую­щей помощи.

Умственно отсталые дети и в 7 - 8 лет не понимают смысла задания. Они перечисляют то, что изображено на картинке, не проявляя особого интереса к сравнению картинок.

 

Таблицы 33, 34

Цели исследования. Выявить особенности внимания; наблюдательность; наличие инте­реса к работе.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу 33. В ее верхней части нарисован мальчик. Внизу он изображен в окру­жении детей. Исследуемому ребенку дают задание: «Найди среди детей мальчика, ко­торый нарисован в верхней части таблицы».

Задание может быть выполнено в том слу­чае, если ребенок сумеет выделить и удержать в памяти внешние признаки мальчика, которого надо найти в нижней части таблицы.

Таблица 34 и задание к ней («Найди в бу­кете цветы, которые нарисованы вверху») имеют аналогичную направленность.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 5 - б лет справляют­ся с этими заданиями и проявляют интерес к работе.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в постоянной организующей по­мощи.

Умственно отсталые дети справляются с этой работой в сравнительно более позднем возрасте (в 7 - 8 лет). При этом им надо ука­зать на признаки сопоставления объектов. Интерес к работе весьма невелик.

 

Таблицы 35 - 37

Цели исследования. Исследовать наблюда­тельность; способность к сосредоточению внимания; характер эмоциональных реакций.

Процедура проведения. Ребенку последо­вательно предъявляют таблицы, на которых у изображенного предмета что-то не дорисо­вано. При этом задают вопрос: «Что тут (на картинке) не дорисовано?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 4,5 - 5 лет обычно са­мостоятельно определяют и называют недо­рисованные детали. Картинки с отсутствующими элементами вызывают улыбку, смех, удивление.

Дети с задержкой психического развития при организующей помощи могут ответить на поставленный вопрос.

Умственно отсталые дети справляются с этим заданием к 6 - 7 годам при условии, если их стимулируют к внимательному рассмат­риванию с помощью наводящих вопросов.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

Исследования психологов и дефектологов подтверждают, что у умственно отсталых детей медленно формируются новые условные связи. Эти дети быстро забывают и неточно воспроизводят предлагаемый материал, са­мостоятельно не могут выделить главное, необходимое для запоминания.

Хотя память не является главным пока­зателем при определении уровня умствен­ного развития ребенка, она, тем не менее, оказывает значительное влияние на резуль­таты его деятельности. Важно установить, какой вид памяти является ведущим, спо­собен ли ребенок использовать вспомога­тельные приемы при запоминании и вос­произведении материала. С этой целью могут быть применены ниже приведенные таблицы. В основу предлагаемых в них за­даний (таблицы 38, 39) положены методики, разработанные Л. В. Занковым и А. Н. Леон­тьевым. В работе с детьми, направленными на ПМПК, мы используем меньшее количе­ство слов для запоминания и меньшее количество карточек для установления смысло­вых связей.

 

Таблица 38

Цели исследования. Исследовать понима­ние инструкции и цели задания; способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении; особенности логической памяти.

Процедура проведения. На таблице предъявлены шесть слов для запоминания и такое же количество нарисованных пред­метов. Каждый из предметов должен быть вырезан и наклеен на картон до начала об­следования.

Перед ребенком кладут (стопкой) шесть карточек лицевой стороной вниз. Карточки положены в той же последовательности, что и произносимые экспериментатором слова. Обследующий произносит первое слово, по­том предлагает ребенку взять первую кар­точку и использовать ее для запоминания названного слова. Ребенок берет карточку и рассказывает об используемом им способе запоминания слова при помощи карточки, затем откладывает эту карточку в сторону (лицевой стороной вниз). После этого ему на­зывают другое слово. Ребенок берет следу­ющую карточку и т. д.

В дальнейшем ребенку дается задание последовательно брать карточки и воспроизводить соответствующее слово.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием овладевают операци­ями осмысленного запоминания и выполня­ют это задание уже к 6 - 7 годам.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в организующей помощи при воспроизведении слов.

Умственно отсталые дети этого возраста не выполняют задания, не понимают смысла предложенного задания, при припоминании они, как правило, называют изображенные на картинках объекты.

 

Таблица 39

Цели исследования. Те же, что в предыду­щей методике. Характер работы усложняет­ся тем, что ребенку необходимо сделать са­мостоятельный выбор средств опосредования (найти соответствующую картинку к слову).

Процедура проведения. Даны 6 слов для запоминания и 12 знакомых изображений предметов. Все эти изображения вырезают­сяпо отдельности наклеиваются на картон. Перед ребенком раскладывают (лицевой стороной вверх) все 12 карточек, затем назы­вают слово и просят отобрать ту карточку, ко­торая больше всего может помочь запомнить и воспроизвести это слово (например: слово "свет» - карточка «лампа», слово «обед» - карточка «хлеб»). При этом ребенка просят сказать, как карточка может помочь вспом­нить соответствующее слово. Отобранные ре­бенком шесть карточек предъявляются в кон­це обследования в произвольном порядке. Ребенок вспоминает слова.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием с интересом выполняют это задание в 6 - 7 лет, устанавливая связь с подходящей картинкой и используя их при припоминании слов.

Дети с задержкой психического развития непроявляют интерес, демонстрируя понимание цели задания, но в некоторых слу­чаях им нужна помощь.

Умственно отсталые дети испытывают большие трудности при необходимости уста­навливать связи между словом и картинкой. Даже сделав правильный выбор, они затрудняются объяснить смысловую связь. Картин­ка не помогает им вспомнить слово. Чаще все­го эти дети ограничиваются названием того, что изображено на карточке. Предложенное для запоминания слово ими не воспроиз­водится.

 

Таблица 40

Цели исследования. Выявить особенности зрительной памяти и внимания.

Пpoueдypa проведения. Изображенные на таблице предметы до начала обследования вырезают и наклеивают на картон. Перед ре­бенком кладут 5 - 6 карточек. Дают инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки», затем картинки убирают и ребенку предла­гают следующую инструкцию: «Возьми кар­тинки и положи их так, как они лежали в са­мом начале».

При новом предъявлении расположение картинок меняется.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл зада­ния и выполняют его в 5 - -6-летнем возрасте. Исключение составляют дети с нарушением внимания.

Дети с задержкой психического развития понимают задание и к 7-и годам выполняют его. Некоторым требуется организующая по­мощь.

Умственно отсталые дети в этом возрасте не понимают задание и лишь манипулируют картинками.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

В специальной дефектологической литера­туре раскрываются особенности мыслительной деятельности умственно отсталых детей.

При этом отмечается, что такие дети не всегда понимают смысл обращенной к ним речи; с трудом овладевают общими понятия­ми и мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирова­ние); с большим трудом устанавливают причинно-следственные связи. Для умственно отсталых детей является трудным понимание переносного смысла пословиц, загадок и так далее.

Эти и другие особенности ярко проявля­ются при выполнении заданий, которые приведены ниже.

 

 

Восприятие и понимание картин со скрытым смыслом

 

 

Таблицы 41, 42

Цели исследования. Выявить способность детей понять сюжет в целом, определить мысли и чувства людей на основании мими­ки и жестов персонажей; установить при­чинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации.

Процедура проведения. Ребенку поочеред­но предъявляют картины и просят сказать, что произошло, то есть раскрыть смысл изоб­раженного.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к 7 - 9 годам понима­ют мысль, которую художник хотел передать в картине «Велосипедист». При анализе кар­тины «Двойка» могут возникнуть определен­ные трудности, но наводящий вопрос помо­гает детям понять смысл этой картины.

Дети с задержкой психического развития испытывают значительные трудности, им нужна более ощутимая помощь (нуждаются в наводящих вопросах).

Умственно отсталые дети этого возраста ограничиваются простым описанием того, что они видят на картине, не понимают ми­мику и жесты персонажей. В процессе рас­сказа дети соскальзывают на описание зна­комых по прежнему опыту ситуаций. Так, по ассоциации начинают рассказывать, как ка­тались на велосипеде и упали, как соскочила цепь и т. п. Смысл картины им не доступен, помощь неэффективна.

 

 

Восприятие и понимание картин с изображением нелепых ситуаций

Таблицы 43, 44

Цели исследования. Выявить понимание детьми нелепости изображенного; запас общих сведений об окружающем мире; характер эмоционального проявления; наличие чувства юмора.

Процедура проведения. На таблице пред­ставлены нелепые изображения. Детям предъявляют картину, делают паузу, наблю­дая за эмоциональной реакцией, а затем спрашивают, нравится ли им картина и чем.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием понимают нелепость изображенного уже в возрасте 4 - 4,5 года.

Дети с задержкой психического развития понимают нелепость изображенного, но им нужны побуждающие к рассматриванию воп­росы. Интерес менее выражен.

Умственно отсталые дети способны понять нелепость в более позднем возрасте (8 - 9 лет), но даже при понимании содержания не выражают эмоциональной реакции, ограничиваясь бесстрастным перечислением того, что видят на таблице.

Дети с нормальным умственным развити­ем воспринимают картины с улыбкой, смехом и удивлением, в некоторых случаях подают реплики: «Как все перепутали», «Так не бы­вает», и т. п. Обнаруживается ярко выражен­ное желание рассмотреть всю картину.

Наблюдая за работой детей с таблицей 44, на которой дано большое количество нелепо­стей, можно судить о стойкости интереса к предложенному заданию, способности к дли­тельному волевому усилию.

Умственно отста­лые дети нуждаются в постоянных побуж­дениях в форме вопросов: «А что еще не так?»

Дети с нормальным умственным раз­витием, как правило, рассматривают картинку целенаправленно, в определенной после­довательности (сверху вниз, слева направо), стараясь не пропустить ни одной нелепости. В процессе работы с этой картинкой выяв­ляются также и особенности внимания. У од­них оно устойчиво, другие постоянно отвле­каются.

Дети с нормальным умственным развити­ем могут заставить себя досмотреть таблицу даже после наступления пресыщения одно­образной работой. Умственно отсталые дети бросают работу с наступлением утомления.

Эти таблицы могут быть использованы при обследовании детей со сниженным слухом. Их можно применять также и тогда, когда предполагается сенсорная алалия, так как задания не требуют речевой инструкции.

 

 

Восприятие и понимание серии связанных единым сюжетом картин

Таблицы 45, 46, 47, 48

Цели исследования. Выявить умение ус­танавливать причинно-следственные связи; делать обобщения; давать оценки восприни­маемым ситуациям; уровень речевого разви­тия ребенка.

Процедура проведения. Ребенку предла­гают рассмотреть таблицы с изображением событий и положить их в необходимой смыс­ловой последовательности. После этого обследующий предлагает ребенку составить по ним рассказ.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием таблицы 45, 46 выполняют к 5 - 6 годам, в 7 - 8 лет самостоя­тельно справляются с таблицами 47,48. При составлении рассказа некоторым из них нуж­на помощь со стороны взрослого (уточняю­щие вопросы).

Дети с задержкой психического развития при установлении причинно-следственных связей испытывают трудности, особенно при составлении рассказов по таблице 47, 48. При оказании помощи это задание выполняют.

Умственно отсталые дети в 7 - 8 лет лишь перечисляют изображенные на картинках объекты. Они не могут сами установить пос­ледовательность событий, особенно в табли­це 47, 48. Попытки составить рассказ по на­водящим вопросам ограничиваются только рассказом по одной картинке. Помощь неэф­фективна.

 

 

Характеристика некоторых общих представлений

 

Таблица 49

Цели исследования. Выявить запас и точ­ность представлений; характер сравнения; способность к обобщению; наблюдательность; устойчивость внимания; целенаправленность деятельности; проявление и стойкость инте­реса.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу с изображением детей в разное время года и просят ответить на вопрос: «Чем похожи и чем отличаются картинки?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 7 - 8 лет легко вы­полняют это задание, при этом производят сравнение картинок по основным признакам и не отклоняются от поставленной цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.