Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устные инструкции




Необходимые устные инструкции по созданию рисунка-экспромта должны быть простыми и краткими. Вручая пациенту бумагу и набор заточенных цветных карандашей, я прошу его нарисовать то, что он захотел бы сам. Если пациент затрудняется выбрать тему рисунка, я предлагаю ему свои варианты. Например, на слова пациента «Я не знаю, что нарисовать», я говорю ему: «Ты можешь нарисовать свой дом или любимое место, а может ты изобразишь то, где ты был, или что делал. Может, ты расскажешь, что у тебя случалось в жизни за последнее время?» Если пациент рассказывает о каком-либо событии, я задаю ему вопрос: «А что из этого ты мог бы нарисовать?»

Если человека не торопить, он, в конце концов, начнет рисовать, и может весьма этим увлечься. Очень полезно при этом «чувствовать» ситуацию, оказывать пациенту поддержку, предлагая свои варианты темы, но одновременно знать в этом меру. Пациент должен приступить к делу с привычной для него скоростью. Иногда пациента охватывает абсолютная растерянность, он замирает, и в таких случаях есть смысл задать наводящий вопрос, например, «А можешь ли ты нарисовать свой дом или школу?» Однако тут не следует проявлять поспешность, а лучше дать пациенту достаточно времени на обдумывание после того, как предложили ему что-нибудь нарисовать.


Тайный мир рисунка

Классификация материала

Собирая рисунки для последующего изучения, необходимо тщательно классифицировать получаемые сведения, чтобы интерпретация получилась точной. На обороте рисунка я всегда ставлю дату и пишу имя и возраст пациента. Если в тот день было сделано несколько рисунков, я нумерую их по порядку. Также, я делаю пометку о поставленной пациенту задаче — Рисунок-экспромт, Рисунок Дерева, Кинетический Рисунок Семьи в Прошлом (КРСП), Кинетический Рисунок Семьи (КРС) и т. д., чтобы в последствии не забыть обстоятельства рождения сюжета рисунка.

Обычно я делаю это сразу же, получив рисунок от пациента, а затем с удовольствием рассматриваю его и интересуюсь, не хочет ли пациент что-нибудь рассказать о рисунке. Я очень внимательно выслушиваю комментарии и стараюсь, если есть возможность, записать рассказ пациента на магнитофон. Если использование магнитофона нежелательно, я сразу же после ухода пациента делаю заметки по памяти и записываю услышанные комментарии.

Если мне не удается сразу распознать изображенный предмет или композицию, я прошу пояснений у пациента. Не стоит задавать прямой вопрос: «Что это такое?», лучше попросить пациента: «Расскажи мне вот об этом», указывая на объект или узор непонятной формы. С некоторыми пациентами можно вести более общее обсуждение, спрашивая у них о том, что изображено, например, в нижней части рисунка, или прося рассказать более подробно о том, что происходит в верхнем левом углу картины.

Я всегда стараюсь не задавать прямых вопросов, предполагающих ответы «да» или «нет», а формулирую их так, чтобы получить более развернутый ответ, и подбадриваю рассказчика просьбой продолжать свое повествование. Это подтверждает мой интерес к рисунку, более того, к различным сторонам личности автора рисунка. Пациенту следует дать возможность высказаться максимально полно, отвечая на вопрос, поскольку это позволяет ему более тесно соприкоснуться с психической энергией, сконцентрированной вокруг символа, представленного в рисунке. Движение психической энергии возникает и усиливается при изображении символов, а также при их обсуждении, акцентировании и обогащении.

Пациенты изображают определенные символы, присущие их собственному внутреннему миру. Посредством этих символов они открывают нам очень личные моменты своего я. Теперь давайте ознакомимся с некоторыми методиками, которые будут нам полезны в расшифровке важных посланий, заложенных в рисунках.


Глава IV. Опорные элементы в трактовке рисунка

Диагностические и терапевтические средства

Следуй за ходом рассуждений.

Сократ

Нигде в объемном наследии Юнга не описан системный подход к расшифровке рисунков, что достойно сожаления, поскольку интерпретация рисунков имеет сходство с анализом сновидений. Однако попытки подробно исследовать это сходство не предпринимались. Сьюзан Бах, чьи цитаты приводились выше, разработала некоторые рекомендации, а Йоланде Якоби написала одно из первых руководств, облегчающих задачу интерпретации рисунков.

Описанные в этой главе опорные элементы объединяют как представления о ведущих принципах (буквально, «направляющих линиях».— ред.), которыми руководствовались Бах и Якоби, так и более поздние разработки других специалистов. Вместо термина «ведущий принцип» я предпочитаю использовать выражение «опорный элемент», поскольку это именно то, на чем фокусируется наше внимание в рисунке, указывая возможной подход к дальнейшей психологической работе с пациентом. Естественно, нам никогда не следует забывать, что исключительно по одному лишь опорному элементу нельзя судить о психологическом состоянии человека; для этого необходим анализ сочетаний многих опорных элементов и их характеристик. В этой книге я говорю только о рисунках, однако, схожие опорные элементы можно обнаружить в керамике, коллажах, фотомонтажах, скульптуре и других видах искусства.

По завершении своей работы, авторы рисунков имеют возможность при желании обсудить их со мной. В большинстве случаев комментарии либо немногословны, либо их вообще нет. Чаще всего то, что мне говорилось, было попыткой рационального объяснения и имело мало отношения к бессознательному содержанию, к более важному внутреннему смыслу. Это же наблюдается и при анализе сновидений. Пациент хочет объяснить сон, но рациональное объяснение зачастую почти не имеет отношения к содержанию бессознательного данного пациента.

Цель всей этой книги, и в особенности ее части, посвященной подробному анализу опорных элементов в интерпретации приведенных иллюстраций — помочь аналитикам и терапевтам поближе познакомиться с диагностическими проективными техниками. Задача непростая, поскольку терапевты обладают разным объемом знаний в данной области. Поэтому спектр рассматриваемых мною опорных элементов широк; они призваны


Глава IV

облегчить работу терапевта, указывая возможные направления развития аналитического процесса.

Мы уже говорили о развитии комплекса и о его возможных внешних проявлениях. Мы сознаем, что соприкосновение с любым аспектом комплекса отражается на всей его структуре. Независимо о того, к какой части комплекса мы «прикоснулись», он сам и его сила меняются. Не будем упускать из виду эту важную мысль и вернемся к рисункам.

Мы знаем, что их содержание бессознательно, и что оно активирует психическую энергию. Эта энергия, несомненно, каким-то образом связана с комплексом. Итак, с чего начать работу с рисунком? Не важно, с чего начать, поскольку все индивидуальные комплексы взаимосвязаны на каком-то уровне. Мы можем начать с анализа цвета, формы, размеров, направления движений и т. д.; важно то, что комплекс невероятно сложно переплетается со всеми этими атрибутами рисунка. Терапевт и пациент в первую очередь обращаются к тому, о чем сообщают символы. Эти сообщения проявляются в опорных элементах рисунков, привлекая внимание терапевта и его клиента. Через опорные элементы бессознательное указывает путь к исцелению.

Один из главных недостатков проективных методик заключается в опасности не распознать исключительную индивидуальность каждой работы. Рисунки являются результатом субъективного творчества. Художественные взгляды, цветовая тональность, пристрастия и антипатии и т. д. — все это субъективные черты, проявляющиеся в зависимости от индивидуальности человека. Эти черты будут приниматься во внимание при анализе рисунка, однако наиболее информативной будет оценка его психологического содержания, «чувства», сообщаемого им.

Рисунки, приведенные в этой главе, были собраны в Соединенных Штатах, Англии, Германии, Голландии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Канаде и Австралии. Все рисунки подразделяются на две категории — спонтанные рисунки и рисунки-экспромты, объяснение которых дается во Введении. Все они были выполнены либо в свободной манере, либо на заданную тему. Свободная манера дает человеку возможность изобразить то, что интересно ему самому. Заданные темы могут различаться, но обычно используются следующие: Кинетический Рисунок Семьи в Прошлом (КРСП), изображающий автора в пятилетнем возрасте и членов семьи, занятых каждого своим делом, нарисованных, по возможности, не схематически, или современный Кинетический Рисунок Семьи (КРС) изображающий, желательно не схематически, автора и чем-либо занимающихся членов его семьи. Также в книге приведены несколько рисунков, выполненных на другие темы в соответствии с определенными заданиями, обусловленными конкретной ситуацией. Например, один такой рисунок сделал пациент, подвергающий сомнению свою способность добиваться успеха. Я дал пациенту задание нарисовать, как он сам срывает яблоко с дерева. Рисунки могут научить нас очень многому, и, знакомясь с приведенными в данной книге иллюстрациями, мы только начинаем понимать и учиться интерпретировать тот язык без слов, которым говорит душа.


Тайный мир рисунка

Этот способ невербального общения очень помогает в моей специфической работе с тяжело больными пациентами, а также со здоровыми детьми и взрослыми. Я стал использовать рисунки для выявления проблемных областей у здоровых людей и для оказания помощи развитию их личности. Таким образом, рисунки в этой книге служат иллюстрацией к моему опыту общения, как с больными, так и здоровыми людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.