Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Психология экономической активности




 

Раскрывая эту тему, мы проведем теоретический анализ концептуальных, методологических основ механизмов регуляции экономического поведения;рассмотрим особую роль собственности в развитии предпринимательского духа; изучим типы экономической активности в современности.

 

1. Психологические механизмы регуляции экономического поведения

 

Анализ современного состояния исследований различных видов самоопределения, его структуры, места в системе понятий (социализация, адаптация, самоутверждение, самореализация, самоактуализация, самопознание, саморегуляция, идентичность и др.) позволил сформулировать следующее определение[41]. Под самоопределением понимается поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во временной перспективе базовых отношений к миру, другим людям, человеческому сообществу в целом и самому себе, а также на основе собственной системы жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов, возможностей и способностей, ожиданий и притязаний. В наиболее общем виде цель экономического самоопределения есть достижение субъектом оптимальной (с точки зрения достижения текущих и стратегических целей) позиции в системе экономических отношений (трудовых, обменных, имущественных, распределительных, потребительских и др.) на основе его отношения к социально-экономическим условиям и их динамике, а также представлений о смысле и целях жизни, жизненных принципах, ценностных идеалах и запретах, собственных притязаниях, ожиданиях и потенциальных возможностях как динамично развивающихся во времени психологических образованиях.

В настоящее время экономическими психологами, специалистами в области поведенческой экономики, организационными психологами и психологами труда исследуется широкий спектр вопросов нравственной детерминации экономического сознания и поведения. Можно выделить несколько наиболее крупных направлений: место этических переменных в теоретических моделях экономического поведения; процессы принятия этичных решений личностью и организацией; протестантская трудовая этика; социальная психология материального имущества (отношение к бедности и богатству, ориентация на материальные ценности, место материальных ценностей в структуре ценностный ориентаций, взаимосвязь ориентации на материальные ценности и представлений о благополучии личности; типы собственников, различающихся этичностью мотивов и способов приобретения собственности и т.д.); специфические виды потребления, имеющие негативный этический оттенок, а также социально ответственное, этичное инвестирование и потребление. Целый спектр направлений можно выделить в психологических исследованиях такого феномена как этика бизнеса: социальная ответственность бизнеса, гуманность фирм; моральное лидерство, этичный менеджмент; альтруизм как один из мотивов экономического поведения; проблемы справедливости, правдивости, компетентности и кооперации экономический агентов; отношение предпринимателей к партнерству и конкуренции; практические вопросы формирования этичного бизнеса, подготовки менеджеров, развития этического сознания и т.д.[42] Отдельно следует выделить объемное и хорошо оформленное направление - доверие и недоверие в деловом взаимодействии и в организации, а также менее развитое направление - доверие различным экономическим объектам и явлениям.

Можно определить основные особенности взаимодетерминации нравственно-психологических феноменов и экономической активности, которые определили концептуальную модель и содержание представленных эмпирических исследований:

Во-первых, нравственно-психологические факторы могут выступать как формальные и неформальные детерминанты экономической активности субъекта. Формальная регуляция осуществляется посредством этических кодексов и декларируемых норм - нередко воспринимается как ограничивающая свободу субъекта. Неформальная регуляция - наиболее значимые ценности и идеалы – не ограничивает свободу, а сохраняет целостность субъекта и способствует его развитию.

Во-вторых, нравственно-психологическая регуляция осуществляется в неявном, часто - неосознаваемом виде. В этически сложных ситуациях личность может испытывать противоречивые чувства, связанные с борьбой мотивов, как следствие возникает внутренний нравственный конфликт, который проявляется как чувство вины, угрызения совести. Для его разрешения субъект использует различные модели поведения и защитные механизмы. Большая роль в этом принадлежит саморегуляции.

В-третьих, воздействие нравственно-психологических факторов может проявляться через формирование отношения к различным социально-экономическим феноменам – к труду, собственности, деньгам. Отношения к этим феноменам имеют ярко выраженную нравственную окраску и могут характеризоваться конфликтностью.

В-четвертых, влияние нравственно-психологических факторов на экономическую активность часто носит отсроченный характер. Однако в долгосрочной перспективе воздействие социально-психологических и личностных факторов накапливается (кумулятивный эффект) и оказывает значимое влияние на жизнедеятельность субъекта, в том числе и на его экономическую эффективность через формирование отношений с социальным окружением, репутации, самоэффективности и т.д.

В-пятых, экономическая активность субъекта также оказывает влияние на нравственно-психологические феномены. Так, степень удовлетворенности результатами и динамикой экономической активности, комфортностью и безопасностью условий, сложившимися деловыми отношениями определяют нравственные оценки субъектом экономических явлений, а также его отношение к нормам деловой этики.

В-шестых, взаимодетериминация нравственно-психологических феноменов и экономической активности субъекта характеризуется цикличностью, в ходе которой чередуется преобладающее влияние то нравственных, то социальных, то экономических факторов. Связующими звеньями между экономическими, социальными и нравственными факторами выступают психологические феномены. Существуют и другие виды циклических процессов нравственно-психологического компонента экономического самоопределения: смена ведущей функции различных его элементов (критериев доверия и недоверия, субъективного экономического статуса, нравственной оценки экономических явлений) как результат неизбежного чередования стадий жизненного самоопределения, колебательная динамика экономического поведения как результат нравственных противоречий в экономическом сознании или латентного влияния различных факторов.

В-седьмых, для нравственной регуляции как для нормативной регуляции особое значение стратегии и правила поведения субъекта по отношению к различным категориям людей и объектов. Поэтому особое место в концептуальной модели отводится таким комплексным феноменам как социально-психологические пространство, дистанция, доверие и недоверие различным группам людей и экономическим объектам.

В-восьмых, нравственно-психологическая составляющая экономического самоопределения является частью нравственного самоопределения субъекта. Базовые элементы нравственного самоопределения (нравственные нормы, принципы, стратегии и др.) определяют нравственные оценки экономических феноменов и отношение к соблюдению нравственных норм в деловой сфере.

Определены основные проблемы исследований нового научного направления «изучение нравственно-психологической детерминации экономического самоопределения личности и группы»:

1. Анализ системы нравственно-психологических компонентов экономического самоопределения, их взаимосвязей, детерминации и динамики в разных условиях;

2. Изучение особенностей нравственно-психологического аспекта экономического самоопределения у разных индивидуальных и коллективных субъектов с целью построения психологической типологии экономического самоопределения;

3. Выявление общего и специфичного в нравственно-психологической детерминации различных видов экономических отношений (трудовых, обменных, имущественных, распределительных, потребительских и др.);

4. Изучение взаимосвязи нравственно-психологических компонентов экономического самоопределения с другими видами самоопределения – профессиональным, нравственным, гражданским и др., а также с другими феноменами самосознания – самооактуализацией, самореализацией, самоутверждением и др. у различных субъектов.

Концептуальная модель изучения нравственно-психологической детерминации экономического самоопределения представлена на рис 3.

Рис 3. Концептуальная схема исследования нравственно-психологической детерминации экономического самоопределения

Следует отметить, что современные экономико-психологические исследования привносят реальную новизну в понимание самого феномена самоопределения личности и группы. Во-первых, они способствуют пониманию функций, выполняемых различными компонентами самоопределения в регуляции экономической активности и основных социально-психологических механизмов этой регуляции. Во-вторых, исследования самоопределения ранее чаще всего ограничивались изучением детей и молодежи. Предложенный анализ детерминации экономической активности различных социально-экономических и социально-демографических групп современной России позволит существенно восполнить этот пробел. В-третьих, на сегодняшний день практически отсутствуют исследования самоопределения группы в целом. В настоящее время – период интенсивных изменений в системе общественных ценностей и идеалов, социальных норм и правил жизнедеятельности – большое значение приобретает изучение процесса самоопределения социальных групп в динамичной среде, например, самоопределения работников при изменении формы собственности предприятия, формы организации трудовой деятельности, организационно-управленческой структуры или типа корпоративной культуры организации и т.п.[43]

Сопоставление, систематизация и обобщение результатов исследований позволили рассмотреть ряд типичных для российской социальной действительности экономико-психологических феноменов, выявить и кратко описать некоторые закономерности, для которых особо значимы нравственно-психологические факторы. Один из них - феномен ценностно-смысловой рациональности экономической активности субъекта. Этот вид рациональности заключается в том, что субъект считает разумным принимать решения и поступать в экономической среде сообразно наиболее значимым для него жизненным принципам и смыслам, ценностям и идеалам, целям и притязаниям. «Экономический интерес» является частным случаем такой рациональности, т.е. тем случаем, когда основные жизненные цели и ценности субъекта тесно связаны в его сознании с материальными благами и экономическими ресурсами[44]. Кроме того, сделано предположение о существовании феномена «качественного экономического скачка» в условиях относительно устойчивого экономического развития, который заключается в резком изменении мотивации и активности, норм и правил поведения, в том числе нравственных, при приближении к «зоне перехода» субъекта в другую социально-экономическую группу или слой общества, в самой этой «зоне», а также непосредственно сразу после перехода. Еще одной отмеченной закономерностью экономического самоопределения является рассогласование социально-психологической и экономической детерминации в условиях экономического кризиса – парадоксальное снижение значимости для субъекта материальных ценностей. Для экономического самоопределения как процесса характерно также изменение психологических функций отдельных компонентов экономического сознания субъекта. Так, и низкие, и высокие показатели ключевых элементов экономического самоопределения (субъективного экономического статуса, социально-экономической идентичности, удовлетворенности различными сторонами экономической активности, оценки успешности экономической деятельности и т.д.), в зависимости от выраженности других элементов экономического сознания (значимости материальных благ и экономической активности, самооценки возможностей и потребностей на данном этапе жизни и др.), могут поочередно выполнять функции временного сдерживания, торможения, ограничения или, наоборот, стимулирования экономической активности. Данный психологический механизм выполняет функцию гармонизации самоопределения субъекта.

 

2. Роль собственности в развитии предпринимательского духа

 

Уже в первобытном обществе, при коллективной собственности на средства производства, предприимчивые члены общины получали в свое личное пользование всевозможные орудия труда и с их помощью добивались более высокой эффективности тогдашнего хозяйства, а значит - и более полного удовлетворения своих потребностей. Уже тогда ценились такие предпринимательские черты, как инициативность, ответственность, способность к риску.

Еще большее развитие такая деятельность получила в рабовладельческую эпоху, когда произошло отделение ремесла от земледелия. Ремесленничество означало создание производства, специально предназначенного для обменно-товарного производства. Круг задач по удовлетворению потребностей населения всем необходимым существенно расширился: теперь достаток и благополучие людей стали зависеть не только от их умения производить необходимые для жизни предметы, но и от возможности получить эти предметы со стороны в обмен на товары и деньги.

Наряду с появлением многочисленных профессиональных ремесленников: каменщиков, плотников, гончаров, появились купцы и торговцы. Эта эпоха оставила нам тысячи превосходных образцов человеческого труда, произведения искусства, науки, литературы. Будут жить в веках созданные в тот период грандиозные памятники хорошо организованного коллективного труда: пирамиды, храмы, каналы, многое другое.

Появление у производителей товаров на продажу способствовало становлению частной собственности, денежного обращения, ростовщического капитала. Предпринимательская деятельность постепенно начинает обретать современные черты. Деятельность, удовлетворяющая потребности населения в товарах и услугах, способствует и получению прибыли. И античная эпоха оставила нам память не только о великих правителях и полководцах, ученых и художниках, но и крупных предпринимателях, торговцах, владельцах огромных состояний.

Дальнейшее развитие предпринимательства проходило в условиях феодализма, когда основным производителем товаров становится уже не бесправный раб, а полусвободный крестьянин и ремесленник, работающий на земле, принадлежащей феодалу. В этот период часть средств производства переходит к тем, кто занят трудом, большое развитие получают торговля, ремесленничество, ориентированное на рынок.

Ремесленники объединяются в цехи, создаются условия для повышения качества производимых товаров и услуг. Появляется так называемая мануфактура - предприятие, использующее рабочих на основе разделения ручного труда. Однако и здесь сохраняется присущее рабовладельческому строю препятствие для развития товарного производства, частной собственности и связанного с ними предпринимательства - отсутствие экономической свободы, прав производителя товара на произведенную им продукцию. Крестьянин, работающий от зари до зари на земле феодала, рабочий, гнущий спину на мануфактуру, не заинтересованы в результате своего труда: сколько бы они ни наработали, все приходится отдавать хозяину.

Подлинная предпринимательская деятельность в полном объеме, то, что сегодня называем бизнесом, связана с капитализмом.

Капитализм отличается от предшествующих экономических формаций прежде всего тем, что производители основных материальных благ - рабочий, крестьянин - становятся юридически свободными и могут продавать свой труд, ориентируясь исключительно на свои интересы, без принуждения. Собственником произведенных товаров и услуг при этом становится тот, кому принадлежат средства производства для их изготовления, составляющие капиталистическую частную собственность - капитал. Под капиталом здесь понимаются материальные и духовные ценности - имущество и иная собственность (включая интеллектуальную), используемые для производства новых ценностей. Иными словами, капитал - это все то, что нужно иметь предпринимателю для удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и получения прибыли. Это деньги, здания и сооружения, оборудование и транспорт, сырье и источники энергии, изобретения и открытия, короче - материальные и духовные ресурсы, используемые в бизнесе.

Наряду с промышленным капиталом широкое развитие получает торговый и ссудный капитал. Товарно-денежные отношения резко поднимают роль и значение денег, которые в полной мере обретают свои функции меры стоимости, средства обращения, платежа и образования сокровищ. Они становятся воистину мировыми деньгами.

Именно наличие капитала дает право его собственнику - предпринимателю владеть, распоряжаться и пользоваться произведенным товаром или услугой и получать при этом прибыль.

Под прибылью здесь понимается разность между средствами, вложенными в дело и извлеченными в результате предпринимательской деятельности (разность между выручкой и затратами). Прибыль - важнейший стимул предпринимателя. «История американского бизнеса, его основная предпосылка говорит о том, что главной заботой бизнесмена является получение прибыли. Все его другие побуждения представляются лишь второстепенными», - пишет известный американский ученый-экономист Б. Селичмен в книге «Сильные мира сего».[45]

Капитализм мог начать развиваться в таком обществе, которое было само склонно к инновациям, в котором социальная сфера могла быстро приспосабливается к экономическим изменениям. Таковым было западноевропейское общество. Капиталист – это «игрок», перекупщик, посредник, купец, перевозчик товаров, банкир, участвующий в «рисковой игре», которая сопровождается случаем, азартом, удачей, расчетом, конкуренцией и т.д. Примечательно, что само богатство с точки зрения К. Маркса является не чем иным, как «абсолютным выявлением творческих дарований человека». Только талантливый и энергичный человек мог следовать правилам капиталистической игры, а значит мог стать полноправным владельцем капитала.

Для философов Ж. Делеза и Ф. Гваттари капиталист – «это не Робинзон, а Улисс, хитрый плебей, заурядный средний обитатель больших городов, коренной Пролетарий или чужестранец-Мигрант, которые начинают бесконечное движение – революцию». Жить для него – значит, постоянно находиться в спортивном состоянии духа, постоянно занимать боевую позицию, соответствовать правилу Сенеки: «Viveremilitareest». Образ действия участника случайного обмена напоминает образ действия авантюриста Одиссея. Уже в патетическом образе бродяги феодал оказывается носителем черт восточного купца, возвращающегося с неслыханным богатством домой вследствие того, что ему впервые удается, вопреки традиции, вырваться за пределы узких рамок натурального хозяйства, «сплавать». Экономически авантюрный характер его предприятий является не чем иным, как иррациональным аспектом его рациональности по отношению к все еще преобладающей форме хозяйства. С точки зрения общества с развитыми меновыми отношениями авантюры Одиссея представляют собой изображение того многообразия риска, которым пролагается путь к успеху. Одиссей живет в соответствие с тем первопринципом, которым некогда было конструировано буржуазное общество. Можно было сделать выбор – либо обмануть, либо погибнуть.

Хитроумный одиночка подобен предпринимателю-новатору Й. Шумпетера, «осуществляющего новую комбинацию» и ускользающего из «привычного кругооборота», «плывущего против течения», осваивающего новый рынок сбыта, захватывающего новый источник сырья, ориентирующего производство в новом направлении. Интересно в этой связи приведенное современным экономистом Л. Туроу метафорическое сравнение капиталистической экономики с Алисой в Стране чудес: «нужно очень быстро бежать, чтобы остаться на месте». Для владельца капитала риск воспринимался как возможность гибели, которая служила моральным оправданием наживы[46].

Рост независимости экономических агентов создал предпосылки для деловой инновационной активности предпринимателей, их способности пойти на риск. Инновации осуществлялись через расширение торговли и открытие новых ресурсов, через сокращение издержек производства, через выпуск новых продуктов, через создание новых форм предпринимательских организаций и т.д. Европейский человек перестал ориентироваться на собственное прошлое, он начинал жить своим неопределенным будущим, которое он творил самостоятельно с готовностью принять всю полноту ответственности на самого себя. При этом «дух капитализма» не стандартизировал экономическое поведение предпринимателей, которое не всегда отличалось «рациональностью», практичностью и расчетом. Бродель замечает, что «капиталисты это люди, их поведение разнилось, как и у других людей: одни были расчетливы, другие были игроками, одни были скупы, другие расточительны, одни гениальны, а другие самое большее счастливчики». Здесь Бродель близок своему учителю Л. Февру, разделяющему капиталистов на несколько типов, отличающихся своими занятиями, обычаями, статусом: ремесленник, странствующий торговец, изворотливый прокурор, краснолицый советник парламента. В. Зомбарт также выявил шесть основных типов предпринимателей – разбойников, феодалов, государственных чиновников, спекулянтов, торговцев, ремесленников.

Разбойники, феодалы и спекулянты, по Зомбарту - являются носителями героического начала капитализма, а государственные чиновники, купцы, ремесленники - носителями мещанского духа. В результате сосуществования в буржуа двух начал - героического и мещанского, происходит раздвоенность личности предпринимателя, что находит отражение в его профессиональной деятельности и обыденной жизни.

Более талантливые и способные обладатели капитала начали быстро продвигаться по лестнице социальной стратификации, пробивая и деформируя крепкие стены традиционной сословно-классовой иерархии.

Главной фигурой рыночной экономики становится предприниматель-бизнесмен, тот, кто на базе принадлежащей ему собственности создает новые товары и услуги и извлекает при этом прибыль.

Возникает капиталистический рынок - совокупность социально-экономических отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Основой рыночных отношений становится экономическая свобода, т. е. для предпринимателя - выбор: что, кому, где и по какой цене производить и продавать, а для потребителя - что, где, у кого и по какой цене покупать. Этому соответствуют равноправные отношения предпринимателя и потребителя товаров, конкуренция между предпринимателями в борьбе за кошелек потребителя, свобода выбора рабочим места работы и условий труда.

Таким образом, в центре рыночной экономики оказываются человек-потребитель и производитель товаров с его интересами, а главной ее задачей становится наилучшее удовлетворение потребностей человека. Свидетельством успешности такого удовлетворения и является получение прибыли предпринимателем. Следовательно, прибыль не только стимул для предпринимателя (о чем уже говорилось), но и важнейший показатель успешности его деятельности в интересах человека и общества.

Сферой рыночной деятельности предпринимателя становится как создание товаров и услуг, так и их реализация, прежде всего - торговля. Предпринимательство охватывает и такие области жизненного цикла товаров, как исследование и проектирование, необходимое для их создания, транспортировка, эксплуатация и потребление, восстановление и утилизация.

Понятие «предпринимательство» все более обретает современный смысл. Уже в толковом словаре В. Даля (1863-1866 гг.) написано: «Предпринимать означает затевать, решать, исполнять какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного»; предприимчивый означает - «склонный, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на деле этого рода». С этого периода предпринимательство неразрывно связывается с наличием и использованием капитала, а предприниматель отождествляется с капиталистом.

Мощный толчок развитию предпринимательства дала промышленная революция XVIII в., знаменовавшая переход к крупным предприятиям. Вместо ремесленника, мастера-виртуоза центральной фигурой стал наемный рабочий, часто не имеющий достаточной квалификации. Английская политическая экономия в лице А. Смита и Д. Рикардо уделяла значительное внимание вопросам управления в новых условиях: фабричному разделению труда, организации производственного контроля и т. д.

Развитие предпринимательства в России было беспощадно и надолго прервано революцией 1917 г. и последующими экономическими экспериментами, получившими название «строительство социализма в одной отдельно взятой стране», и созданием соответствующего ему «планового хозяйства». В экономике это означало ликвидацию частной собственности и неразрывно связанного с ней предпринимательства. Переход к централизованному планированию (Госплан планировал из Москвы около 24 миллионов наименований товаров) исключал частную коммерческую инициативу, отстранял от самостоятельной экономической деятельности миллионы людей, умеющих и желающих рационально хозяйствовать с пользой для себя и общества. Главным и практически единственным собственником в стране становилось государство, что фактически означало безраздельное господство партийно-чиновничьего аппарата. Сформировалась низкоэффективная, базирующаяся на внеэкономическом принуждении и подавлении тоталитарная, командно-административная система.

В истории СССР известны попытки подправить, модернизировать социалистическую экономику. Наиболее крупная из них - так называемая новая экономическая политика (нэп). Она начала осуществляться в 1921 г. и заглохла в 30-е гг. Ее основные направления: разрешение частной торговли, мелких капиталистических предприятий, концессий, замена продразверстки продналогом, введение хозрасчета - одним словом, попытка внедрения элементов рыночной экономики на фоне безраздельного господства «социализма».

После Октябрьской революции 1917 г. руководство экономикой страны было возложено на Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). В качестве первостепенной задачи ВСНХ была поставлена организация перехода от рабочего контроля к рабочему управлению предприятиями, банками - всем народным хозяйством страны. ВСНХ получил самые широкие полномочия: по экономическим вопросам ему подчинялись все наркоматы, в отношении частных предприятий было дано право их конфискации и принудительного объединения.

Умение и желание работать, успешно управлять предприятиями не заглохло в нашей стране и после Октябрьской революции. Вот лишь несколько характерных примеров, которые говорят о людях, внесших значительный вклад в теорию и практику менеджмента - управления предприятиями - в советский период.

В двадцать первом веке капитализм претерпит значительные преобразования. Все больше будет расти зависимость капитализма от человеческого капитала и искусственных интеллектуальных отраслей промышленности.

Различие обобщенного и конкретного уровня отношений существует для самых разных классов экономических объектов и явлений. В частности, общее отношение к собственности может значительно отличаться от отношения к какому-либо ее конкретному воплощению, например от отношения к дому или автомобилю.

 

3. Феномен выбора типа экономической активности в современности

 

Наиболее универсальным регулятором экономической активности субъекта выступает ценностно-смысловая рациональность. Этот вид рациональности заключается в том, что субъект считает разумным принимать решения и поступать в экономической среде сообразно наиболее значимым для него жизненным принципам и смыслам, ценностям и идеалам, целям и притязаниям. «Экономический интерес» является частным случаем такой рациональности, когда основные жизненные цели и ценности тесно связаны в сознании субъекта с материальными благами и экономическими ресурсами. Подобная близость и даже тождественность, например, материальных благ (в частности, денег) и жизненных ценностей фактически являлась аксиомой или основным постулатом во многих исследованиях экономического поведения. Однако для менталитета российского населения это положение не характерно. Оно не нашло эмпирического подтверждения в ходе многолетнего изучения экономического сознания и экономической активности представителей различных социальных групп. До недавнего времени «максимизация полезности» считалась основополагающим принципом принятия субъектом экономических решений. Поведение, не соответствующее этому принципу, считалось «нерациональным», особенно в экономической науке. В последние десятилетия можно отметить развитие экономического анализа в направлении учета особенностей восприятия, мышления, памяти, эмоций и т.п. человека при изучении его экономического поведения. Так, совершившие переворот в научных представлениях экономистов нобелевский лауреат в области экономики Д. Канеман и А. Тверски предложили подход к объяснению принятия решений в условиях риска, исходя из анализа субъектом ценности и вероятности существующих альтернатив. И хотя, как отмечают некоторые авторы, ограниченную рациональность не следует сводить к программе когнитивных исследований эвристик и предвзятостей, никакие другие виды рационального экономического поведения при этом по-прежнему не рассматривались в качестве альтернативы привычным подходам к объяснению получаемых результатов.

В то же время, явление выбора или отвержения конкретного типа экономической активности с опорой не только на экономическую целесообразность или оценку своих возможностей и потребностей, но также и на смысложизненные и ценностно-нравственные ориентиры нередко обнаруживалось в ходе или результате исследований. В этом ряду, например, могут быть представлены типологии отношения личности к социально-экономическим явлениям в целом и видам экономической активности в частности.

Так, А.Л. Журавлев по трем оцениваемым параметрам - психологической готовности к реформам, уровню знаний и умений действовать в их условиях и степени реальной активности, на рубеже 1980– 90-х годов выделил следующие 9 социально-психологических типов отношения субъекта к экономическим нововведениям: «активные реформаторы», «пассивные реформаторы», «пассивно-положительно относящиеся к нововведениям», «преодолевающие себя», «неэффективно действующие», «выжидающие», «слепые исполнители», «пассивные консерваторы», «активные консерваторы».[47] Каждый из перечисленных типов отношения и экономического поведения детерминируется не только конкретно сложившимися социально-экономическими условиями, но во многом и оценкой своих способностей, возможностей и мотивацией субъекта. Мотивация же при этом определяется теми смыслами, ценностями и идеалами, которые воплощают и утверждают или, напротив, опровергают и отрицают, по мнению субъекта, предлагаемые обществу экономические реформы.

В работе А.Д. Карнышева и Т.Д. Бурменко мотивация приобретения собственности рассматривается в качестве одного из критериев группирования индивидуальных вариантов экономической активности. Условные и образные названия выделенных в ходе теоретического анализа типов современных российских собственников («захватчики», «скопидомы», «несведущие», «рационалы», «филантропы», «транжиры», «ниспровергатели») отражают как мотивы приобретения, так и приемлемые способы получения и направления использования собственности.[48]

Недавние эмпирические исследования М.К. Горшкова, Н.И. Тихоновой, А.Л. Андреева и С.В. Горюновой демонстрируют тесную связь отношения к собственности с ценностями и идеалами субъекта. В ходе анализа названные авторы выделили четыре типа отношения современных россиян к частной собственности. По их данным, около 11% обследованной выборки относятся к группе принципиальных и последовательных «противников частной собственности». Представители группы «последовательные традиционалисты» (16%) относятся к частной собственности в основном нейтрально, толерантны к явлениям «собственность» и «предпринимательство». Они считают, что собственность дает, скорее, свободу, чем закабаляет человека. Однако, допуская существование частного бизнеса, прежде всего малого, в массе своей они являются все-таки сторонниками доминирования государственной собственности. Почти треть населения современной России (31%) составляет группу «модернистов», которые в подавляющем большинстве позитивно относятся к частной собственности - ко всем ее видам, допуская, в частности, существование на территории России предприятий, принадлежащих иностранным фирмам. «Промежуточная группа» является наиболее массовой (42%) и занимает переходное положение между «последовательными традиционалистами» и «модернистами». Авторы исследования отмечают, что три типичных группы респондентов, различающихся отношением к собственности, «связаны с эволюцией собственно рыночных отношений, соответствуя различным этапам данной эволюции, и одна группа стоит особняком, репрезентируя рудименты официальной идеологии советской эпохи».[49]

Положительно оценивая результаты приведенного исследования, следует, однако, с осторожностью относиться к прогнозам динамики социальных установок относительно большой «промежуточной группы» и к оценке принципиального и последовательного неприятия частной собственности как рудимента уходящей эпохи. Так, особенности российского менталитета, а также отечественные и мировые социально-экономические процессы, могут привести, например, к тому, что группа «противников частной собственности» не только не исчезнет, а начнет, как это уже бывало и в России, и в ряде других экономически развитых стран, прирастать новыми представителями - молодыми людьми, в том числе и выходцами из обеспеченных социальных слоев. Динамика отношения «промежуточной группы» тем более не поддается прогнозированию без опоры на глубокий анализ системы жизненных смыслов, ценностей, идеалов, ожиданий и перспектив этих людей, а также того, какое место собственность занимает в этой системе. Т.е. реальное прогнозирование невозможно без анализа ценностных детерминант, обусловливающих выбор типа экономической активности.

Ценностно обусловленный выбор характерен для многих видов экономических отношений и экономической активности субъекта: самообеспечения, экономического обмена, потребительского поведения и т.д. Широко известен целый ряд феноменов, связанных с ценностно-смысловыми характеристиками потребления, например: эффект престижного потребления, «эффект Веблена», эффект сакрального потребления и т.п. Пример ценностно обусловленного потребительского поведения обнаружен в работах А.Н. Лебедева в виде явного приоритета продукции отечественного производителя.

Однако эффекты ценностно-смысловой обусловленности выбора могут проявляться и в форме отказа от потребления - демонстративное или скрыто принципиальное отвержение тех или иных товаров или услуг. Так, в исследовании А.Б. Купрейченко, посвященном восприятию юмористической рекламы, выявлено демонстративное отвержение потенциальными потребителями тех товаров, реклама которых воспринимается как неэтичная. Аналогичные результаты получены в исследовании отношения молодежи к неэтичной рекламе.

Наиболее распространенный пример отказа от использования товаров, символическое значение которых противоречит ценностям, принципам или убеждениям, может быть кратко выражен следующим образом: «Я принципиально не ношу брюки определенного цвета или фасона (или юбки определенной длины) и т.п.». Внутренняя «цензура» может не позволять человеку приобретать конкретные книги, газеты, журналы, музыкальные записи или технические новинки. Это также могут быть определенные продукты питания, лекарства, виды развлечений, отдыха, досуга и многое другое. Часть людей может сознательно отвергать их из-за своих жизненных принципов, взглядов и убеждений. Другие, отказываясь от потребления определенных товаров и услуг, выражают тем самым свое пассивное отношение. Не задумываясь о причинах, они, прежде всего, следуют своим привычкам. Таким образом, может проявляться так называемый «этический навык». Третьи же демонстрируют предпочтение или отвержение конкретных форм экономического поведения для того, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к определенной социальной группе (этнической, конфессиональной, региональной, профессиональной, политической и т.д.). В каждом конкретном случае имеет место различный по своей мотивации и ценностно-смысловому значению тип потребительского поведения.

Таким образом, ценностно-смысловая рациональность экономической активности может проявляться в самых различных формах - в разной степени осознаваемой и неосознаваемой, пассивной и активной, скрытой и открытой и даже демонстративной и т.д. Примером неосознаваемого отказа от определенного типа экономической активности выступает известный феномен «вынужденного предпринимательства» или «предпринимательства поневоле», выделенный в исследованиях А.Л. Журавлева, В.П. Познякова и др. Как показало, в частности, исследование Е.Б. Филинковой, у предпринимателей такого типа имеет место низкая удовлетворенность своей деятельностью. Подобное отношение может не только оказывать влияние на результаты деятельности, но и приводить со временем к смене основной формы экономической активности.

Анализ экономических отношений и экономической активности с позиции субъективных смыслов, ценностей и мотивов самоопределяющегося субъекта может иметь большое научно-практическое значение. Так, перспективной научно-исследовательской и, одновременно, практической задачей является определение престижных или, напротив, недопустимых видов материального самообеспечения для представителей различных социальных групп. Знание подлинной ценностно-смысловой основы отказа от потребления позволяет существенно пополнить данные о закономерностях вовлечения в процесс потребления людей, не являющихся пользователями определенных видов товаров и услуг. Для построения долгосрочных прогнозов в сфере занятости или потребления важно выявить и адекватно оценить тенденции развития социальных институтов и отдельных групп общества, которые могут определять те или иные ограничения в выборе экономической активности для своих членов. Например, практически важно знать, будет ли в ближайшем будущем запрещено или разрешено членам определенных этнических или конфессиональных групп пользоваться теми или иными видами медицинского вмешательства и проведения досуга, продуктами питания и одеждой, техническими средствами и формами образования и т.д. Необходимо также знать, какие существуют реально и как будут изменяться в будущем ограничения на конкретные виды трудовой и экономической активности представителей различных социально-демографических групп (например, каков будет перечень приемлемых профессий, форм и правил экономической деятельности для женщин или мужчин) и т.д.

Феномен относительной автономности обобщенного и конкретного уровней отношения к экономическим объектам и явлениям крайне важен при анализе отношения субъекта к материальным ресурсам в исследованиях экономического сознания и поведения. Он проявляется, например, в различии общего отношения к труду и отношения к определенным видам занятости. Если для субъекта на данном этапе жизни доступны только неприемлемые для него виды деятельности, позитивно относящийся к труду человек может проявлять нехарактерную для него пассивность. Так, в недавнем прошлом творческие люди (поэты, писатели, художники) обвинялись властями в тунеядстве и практически насильно трудоустраивались истопниками или дворниками, сторожами и т.д.

В ходе исследования экономического самоопределения студентов А.Л. Журавлевым и И.М. Осипенко показано, что в динамике представлений студентов о богатстве проявляются закономерности процесса экономической социализации и влияние профессиональной направленности. Так, первокурсники в большей мере склонны к стереотипному пониманию богатства как явления, означающего владение чем-либо. Они связывают богатство с наличием модной машины, мебели, одежды. Студентами 3-го и 5-го курсов богатство в большей степени характеризуется как возможность помогать близким. Таким образом, представления о богатстве связаны с уровнем социальной зрелости и выражают направленность личности на определенные жизненные цели, в частности, на профессиональную самореализацию или заботу о близких людях.

Кроме того, результаты исследования показали, что у студентов экономических специальностей богатство связано с доходным бизнесом и вложениями. У будущих медиков богатство в большей степени воспринимается как возможность помогать близким и как основа комфортной жизни. Представления о богатстве студентов технических специальностей (будущих инженеров-энергетиков) занимают промежуточную позицию среди сравниваемых факультетов. Можно, однако, сказать, что для студентов энергетического факультета характерно представление о богатстве как об экономическом благосостоянии, позволяющем удовлетворять основные потребительские нужды. Анализ показал, что особая стадия личностного и жизненного самоопределения студентов 3-го курса предопределяет систему ценностей и целей, отличающуюся от ценностей предыдущего и последующего этапа жизни, что неизбежно накладывает отпечаток на экономическое сознание. В частности, третьекурсников экономического факультета отличает более позитивное отношение к предприятиям государственной формы собственности как к будущему месту работы.

Следует также отметить, что для одного и того же человека конкретный экономический объект или феномен на разных этапах жизни может выполнять разные функции и наполняться совершенно различными смыслами. Например, понятие «дом» в молодости может быть презираемым признаком обывательского образа жизни, затем он может стать желанным символом преуспевания и средством самовыражения или символом безопасности, а в пожилом возрасте, когда с домом связано много волнующих воспоминаний, ему принадлежит важная роль в сохранении чувства личностной непрерывности на протяжении жизни.

Таким образом, самоопределяясь в экономической среде, субъект наделяет материальные ресурсы теми смыслами и символическими значениями, которые отвечают его наиболее значимым потребностям, интересам, ценностям, идеалам и т.д.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем заключаются психологические механизмы регуляции экономического поведения?

2. В чем состоит цель экономического самоопределения?

3. Охарактеризуйте взаимообусловленность нравственно-психологических феноменов и экономической активности.

4. какие выводы были получены в исследованиях экономического самоопределения студентов, проведенных А.Л.Журавлевым и И.М.Осиповым?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.