Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение: системный взгляд на мир




Лекция 1

Основы теории систем; структура системных наук

Структура системних наук, принципи системного підходу, предмет системного аналізу

Характерными свойствами окружающего нас мира (в особенности мира современной человеческой цивилизации) являются сложность, взаимозависимость, изменчивость. При этом и сложность, и взаимозависимость, и изменчивость постоянно возрастают, порождая всё новые проблемы. Весьма удивительно, что окружающий нас мир существует, причём довольно долго, развивается в целом прогрессивно, в сторону усложнения. Эта проблема осознана ещё с середины XIX века, когда были созданы две фундаментальные науки, - термодинамика (Клаузиус) и теория эволюции (Дарвин), - выводы которых противоречили друг другу. Согласно классической термодинамике, теоретической науке, основанной на фундаментальных принципах, мир должен развиваться регрессивно, в сторону упрощения, приближаясь в пределе к состоянию теплового равновесия. Теория эволюции, наоборот, убедительно доказывала прогрессивное развитие живой природы Земли, что подтверждается данными, например, палеонтологии. Да и развитие человечества (особенно – техники, технологий от каменного топора к мобильному телефону спутниковой связи) свидетельствует об усложняющемся развитии, сопровождающемся, к сожалению, всё возрастающими рисками, опасностями, кризисами.

Примеры?

Ответ на вопросы возникновения, существования, развития, структуры систем в рамках классических наук дают теория систем и теория самоорганизации (синергетика). Применением основных принципов и результатов этих наук к исследованию и проектированию сложных искусственных систем занимается системный анализ на основе так называемого системного подхода. Системный анализ – комплексная, синтетическая дисциплина, системный аналитик должен быть эрудированным и объективно мыслящим человеком, хорошо владеющим как общими методами собственно системных наук, так и основными знаниями в предметной области, которую анализирует. Например, в области информационных систем и технологий, или в металлургии, или – космической техники, или – бизнес-процессов…

Системных аналитиков иногда называют генералистами в противоположность «узким» специалистам. В любом достаточно сложном деле, проекте нужны и те и другие. Крайне желательно при этом, чтобы специалист, даже самый узкий, использовал системный подход и владел системными методами в решении своих задач. А генералист (руководитель, системный аналитик, проектант, эксперт) просто обязан это делать, разбираясь при этом и в предметной области. На практике пока это, увы, не всегда так, имеется много примеров узкого, своекорыстного подхода к решению сложных проблем, что вместо решения порождает проблемы ещё более сложные и неприятные. Системный анализ учит широко и объективно мыслить, «разбирать» сложные проблемы, синтезировать рациональные, правильные решения.

Более точные определения терминов системных наук будут даны ниже.

Наш краткий курс будет иметь три составляющих.

Первая – общенаучная. Изучим современную структуру системных наук, основные понятия, проблематику, задачи.

Вторая составляющая – методологическая (методология – это набор согласованных методов исследования, решения задач). Изучим методы системного анализа, понимаемого как а) анализ систем и б) анализ проблем.

Третья составляющая – практическая. Это решение некоторых системных задач. В основном (из-за дефицита времени) ограничимся задачами структурирования и многокритериального выбора, которые, собственно говоря, и составляют «сердцевину», специфику системного анализа.

К сожалению, из-за дефицита времени и отсутствия у студентов специальностей необходимой математической подготовки, вопросы математического моделирования систем практически придётся опустить. И ряд других вопросов тоже. А жаль. В общем, это попытка создания очень краткого курса для гуманитариев с небольшим математическим багажом. Но - для специальностей, имеющей прямое отношение к прикладной информатике и, следовательно, к прикладному системному анализу.

Системный анализ (не говоря уже о комплексе системных наук) – обширная дисциплина. За пол семестра не изучишь, даже занимаясь только им. Его изучение требует общей эрудиции, широты мышления, но и весьма развивает эти полезные свойства. Системный подход и системный анализ – мощный инструмент упорядочения и эффективного использования знаний, опыта, интуиции руководителей, экспертов, специалистов, да и современно образованных людей в вопросах постановки целей и решения сложных проблем. Проблем самого различного характера.

Примеры?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.