Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление с позиции человеческих отношений и науки о поведении людей




Классическое развитие менеджмента

На первом этапе развитие М-та происходило по 3 направлениям:

- производственный М-т – управление на уровне подразделения фирмы (школа научной организации труда – НОТ – Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, А. Гостев, Г. Форд);

- административное направление – управление фирмой (А. Файоль – школа административного М-та);

- государственное управление – управление государством (М. Вебер – школа бюрократического М-та).

Концепция научного управления получила развитие в США в начале нашего века. Ее основоположником стал Ф.Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания М-та в качестве науки и самостоятельной области исследований.

Научная организация труда

i.Ф.Тейлор (1856-1915) был инженером-механиком по образованию.

Ф. Тейлор поставил перед собой задачу создать рациональное управление производством на предприятии. Тейлор использовал очень простые методы, а именно наблюдал за персоналом и фиксировал каждое движение человека, после чего посчитал количество реального времени, которое тратилось на реальную работу, и оказалось, что из 12 часов работы на самом деле трудились всего 8,5-9 часов. Проанализировав процессы труда, Тейлор разработал для каждой должности и профессии точную технологию трудовых операций: в итоге получилось, что интенсивность труда резко выросла, производительность тоже резко выросла, повысились доходы предприятия и увеличилась зарплата работников. Часто систему Тейлора называли «потогонной». Он предлагал сократить рабочий день. В целях повышения эффективности организации труда он разделил труд на исполнительский и распорядительский.

Теория Тейлора основана на ряде базовых и конкретных принципов НОТ.

Базовые принципы:

1) Научный, а не эмпирический подход к разработке каждого элемента работ;

2) Научный подход к отбору, обучению и развитию работников;

3) Рационализм в организации труда (ничего лишнего);

4) Строгое разделение труда на управленческий и исполнительский.

Конкретные принципы:

1) Рациональное разделение труда: для руководителей – по функциям, для персонала – по трудовым операциям. Жесткая специализация труда;

2) Оплата труда работников должна определяться только их личными трудовыми усилиями, важнее всего личная заинтересованность;

3) Руководитель должен отдавать работникам очень точные распоряжения, где в письменной форме, в виде инструкций подробно изложены методы выполнения задания;

4) Каждый работник индивидуально отвечает за результаты своего труда и на него не должно оказываться групповое влияние работников коллектива;

5) Менеджер полностью отвечает за предприятие, работники не имеют права оспаривать его действия.

6) Изучение и измерение процессов труда, рабочего времени.

Следует выделить сформулированные Ф.Тейлором элементы повышения производительности труда: 1. определенное задание на основе тщательного анализа работы и определения наилучшей технологии; 2. определенная норма времени, установленная расчетом; 3. определенный метод работы, зафиксированный документально.

В СССР сторонником идей Ф.Тейлора являлся А.К.Гастев (Центральный Институт Труда).

б) Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципа управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязи, имеющих четкую иерархию. Организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается за счет внутрифирменной рационализации деятельности без учета воздействия внешней среды. Возникло понимание того, что фирмой нужно управлять систематизированно, чтобы более эффективно достигать целей, для которых она создана. Эта концепция прежде всего и получила название классической школы управления.

Административный М-т А. Файоля (1841-1925)

А. Файоль – француз, работал в Европе, по профессии – инженер, возглавлял горнорудную компанию около 30 лет, спас ее от банкротства и довел до образцового состояния.

А. Файоль – топ-менеджер, который разработал теорию администрирования, т.е. управления фирмой, изложив ее положения в книге «Общая и промышленная администрация». При жизни его труды не замечали, но после смерти на них обратили внимание. Он первый подразделил управление фирмой на 6 основных функций:

· Техническая – связана с управлением технологиями производства.

· Коммерческая – отражает коммерческую деятельность фирмы, т.е. закупка, сбыт и обмен.

· Финансовая – поиск и управление капиталом.

· Бухгалтерская – учет ресурсов предприятия.

· Страховая – обеспечение безопасности фирмы (охрана).

· Административная – непосредственное управление фирмой.

Принципы теории Файоля:

- Корпоративная ответственность за дела фирмы;

- совмещение индивидуальных запросов работников с коллективными, подчиненность инд. интересов общим;

- четкое разделение труда по функциям и операциям;

- вознаграждение определяется личным вкладом работника и деятельностью трудового коллектива;

- по мнению Файоля, работники должны овладевать смежными профессиями;

- стабильность пребывания персонала в должности, кадры среднего и низового уровней менеджеров желательно набирать из числа людей со средним уровнем развития.

- централизация и иерархия управления, единоначалие.

в) Бюрократический М-т

Макс Вебер (1864-1920) – родился в очень образованной и богатой семье. Юрист, профессор трех университетов Германии. Он занимался изучением капитализма и предпринимательства и пришел к выводу, что приоритетным является развитие государства, а на этой основе общества и человека. При этом благосостояние нации зависит от индивидуальных познавательных способностей человека и от индивидуальных мотиваций.

Для того чтобы можно было организовать социальное взаимодействие людей необходима рациональная система власти на уровне государства. При этом многое зависит от поведения бюрократии. Вебер считал, что общество часто не соглашается с разумными требованиями государства и поэтому необходимо принуждение. По мнению Вебера, власть может быть эффективной, если:

1 – она опирается на традиции

2 – бюрократия, т.е. власть должна быть очень рациональной и прагматичной

3 – власть должна быть харизматичной, т.е. тот, кто руководит должен быть авторитетом для общества.

Вебер считал, что разработал прагматическую модель развития и управления обществом, где полезное перевешивает определенные недостатки и несоответствия. По мнению Вебера при управлении социально-экономическими системами нужно опираться на четкие правила и прниципы, но помнить, что не может быть точных повторений ситуаций и управленческих действий. Конструкция управления (шире – государства) зависит от индивид. мотивациии и познават. способностей человека. Только зная мотивацию поведения людей, можно добиваться эффективного управления государством. Ядром философии ученого является представление жизни как «борьбы человека против человека». Именно в этой вечной борьбе за выживание и появляется возможность для развития и эффективной экономической деятельности. Исходя из данной философии, Вебер вывел парадигму капитализма, в основе которой лежит коммерческое отношение к любым общественным процессам. Цель любого капиталистического предприятия – получение прибыли, а средства достижения для этого – рациональная организация труда и производства.

Черта западного менеджмента – это сочетание стремления к прибыли с рациональной дисциплиной и использованием науки, причем серьезное внимание уделяется созданию бюрократической организационной структуре.

Вебер оставил в наследство четко разработанную, обоснованную теорию бюрократии, которая означает замену личного контроля над человеком на орг. контроль специализированных на управлении административных органов.

Теория Вебера опирается на принципы бюрократического управления:

-строгое функциональное разделение управленческих функций;

- соблюдение иерархии служебных отношений, четкая административная структура, разграничение управленческих постов, единоначалие;

- жесткое соблюдение трудовой и технической дисциплины;

- безусловное выполнение работниками всех инструкций, предписаний, норм и стандартов;

- руководители фирмы должны обеспечить работникам социальную защищенность;

- продвижение по служебной лестнице должно зависеть не от личной прихоти руководителя, а от профессиональных качеств и способностей работника.

Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений определила М-т как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные психологом Маслоу, доказали, что мотивами поведения людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Производительность труда рабочих оказалась способной к повышению не столько в связи с повышением зарплаты, сколько в результате роста удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Концепция управления с позиции науки о поведении направлена на повышение эффективности, жизнедеятельности фирмы (организации) в результате лучшего использования человеческих ресурсов → с этой целью проводили исследования различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера руководства, власти, авторитета М-ра, организационной структуры, коммуникации в организации, изменение содержания работы и качества труда.

Данное направление развивалось в 30е гг., а реально в 50е гг.

Представители поведенческих наук разрабатывали методы управления персоналом, которые позволяли использовать психологические и социальные особенности работников, кроме этого их интересовали проблемы развития партнерских человеческих отношений между руководителем и персоналом, вовлечение работников в управленческие процессы.

Школы человеческих отношений и поведенческих наук.

1) Школа промышленной психологии (Х. Мюнстенберг) – развивалась в первой четверти ХХ века. Основное внимание уделяется правильному подбору и расстановке кадров. Работники должны соответствовать по своим психологическим параметрам (типу личности, темпераменту, рефлексии, способностям) занимаемой должности. Отбор следует проводить согласно тестам и психологическим испытаниям.

2) Школа партнерских отношений (Мэйо, Красовский) – внимание к развитию партнерских отношений между руководителем и работниками: взаимодействие построено на отношениях сотрудничества и доверия, работники делегируют полномочия, привлекают к принятию производственных решений; развивают неформальные отношения.

3) Школа лидерства (Мак Грегор, Ликарт Р., Ф. Фидлер) –развитие лидерства среди руководителей и персонала, использование различных стилей руководства: от авторитаризма к демократии, изучение и использование приемов неформального влияния на работников, использование различных форм власти и видов авторитета.

4) Психоаналитическая школа (З. Фрейд, К. Юнг) –уделяют внимание прежде всего механизму психологического воздействия на личность работника в процессе управленческого общения.

5) Школа «человеческих отношений», первая половина ХХ века (Э. Мэйо, К. Арджирис, Ф. Херуберг). Основное внимание уделено выявлению роли отношений в малых неформальных группах и использованию в управлении психологических и социальных особенностей неформальных групп в организации. Они не согласны с классиками менеджмента, что успех управления зависит от максимального разделения труда по функциям. Главное – это забота о сотрудниках и удовлетворение их потребностей, консультации с работниками, гибкая организация отношений.

Эмпирическая школа управления, 60-е годы (П. Дракер, Р.Дэвис, Д. Миллер) – основное направление их деятельности –изучение содержания труда и функций руководителей. Менеджерам, независимо от должности, следует осуществлять такие функции:

- определение целей предприятия, путей их достижения и постановка конкретных задач перед работниками;

- организация деятельности персонала путем классификации работ, создания соответствующей структуры;

- стимулирование деятельности работников путем методов координации работ, поощрения и наказания;

- нормирование, анализ и оценка деятельности персонала

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.