Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные концепции конфликта




 

С XX века теория конфликтов обрела дополнительную кон­кретизацию. Проблематика конфликтологии получила более четкие очертания.

Важное место в разработке теоретических аспектов исследования конфликтов заняла структурно-функциональная модель организации, обоснованная американским социологом Толкотптом Парсонсом.

По Парсонсу, нормативный компонент социального действия разворачивается на четырех уровнях: организм, личность, социальная система, культура. Возможность конфликта заложена в самом про­цессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщен­ным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. В конфликт может перерасти несоответствие, складывающееся при социализации между внутренними физиоло­гическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях.

Близкую с Парсонсом точку зрения на природу и преодоление конф­ликтов высказывали представители так называемой индустриальной школы в социологии управления с ее доктриной «человеческих отношений», популярной в 30—40-е годы 20 века. Конфликты рассматривались ими также как опасная «социальная болезнь», которая нарушает состояние об­щественного равновесия и сотрудничества.

Ученые разных стран обратили внимание на то, что конфликты неизменно возникают даже в тех организациях, которые функцио­нируют и управляются безупречно. Это укрепило понимание необходимости учитывать естественную неизбежность и закономерный характер социальных противоречий, перерастающих в конфликты. В итоге с начала 50-х го­дов 20 в. в США, Германии, Франции, ряде других западных стран сложились и получили распространение современные концепции конфликта.

Первой по времени появления следует назвать концепцию пози­тивно-функционального конфликта американца Льюиса Козера. Суть этой концепции в том, что конфликты не есть нечто чужеродное, аномальное для общества; они — продукт, элемент внутреннего со­стояния социальной системы, существующего в нем порядка вещей и самих отношений между отдельными личностями и социальными группами.

Козер, предлагая понимать под конфликтом «борьбу за ценнос­ти и претензии», усматривал в нем некую социальную напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть, в соответствии с чув­ствами, взглядами, интересами определенных социальных групп и индивидов. Конфликты, по его мнению, выполняют важные функ­ции: они необходимы как способ, которым общество время от вре­мени разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами.

Другой точки зрения придерживались некоторые западноевропейские ученые, в частности немецкий социолог Ральф Дарендорф, предложивший кон­цепцию конфликтной модели общества.

Дарендорф считал, что конфликты происходят из-за того, что людей разделяет не только социальное неравенство, т.е. неодина­ковый доступ к ресурсам, но и борь­ба за власть, престиж и авторитет, неравное положение в отношениях управления и организации, когда одни наделены правом командовать, а другие принуждены подчиняться.

Конфликты, полагает Дарендорф, в принципе не устранимы как неизбежное следствие вся­кой иерархически организованной системы. Однако люди имеют возможность для регулирования конфликтов. Для этого важны три условия: 1) наличие ценностных установок, признание различий и противостояния конфликтующих; 2) уровень организации сторон (чем выше степень организованности, тем легче достичь согласия); 3) взаимоприемле­мость определенных правил, которые позволяют сохранять или поддерживать отношения в конфликте.

Особую позицию в отношении конфликтов занимает известный французский социолог Ален Турен. По Турену, общественная организа­ция должна быть понята как результат конфликтных отношений между общественными силами по поводу контроля за культурными моделями. Конфликт существует на уровне социальной и культурной организации, т.е. установленного порядка. Повсюду, где есть такой порядок, должно наличествовать и его оспаривание. Не общественная ситуация управляет действием и сознанием людей, а она сама является следствием культурных ин­новаций и общественных конфликтов.

Другую концепцию, названную общей теорией конфликта, выдвинул американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг. Он полагал, что конфликты вездесущи, стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными лежит в самой природе человека. По Боулдингу, основу «социальной терапии» по «снятию», предотвра­щению конфликтов составляют три момента: понимание причин возникающих противоборств; разумный выбор согласованных спо­собов их устранения; нравственное совершенствование людей.

Некоторые зарубежные психологи, следующие неофрейдистскому направлению, считают, что источник конфликта кроется в стремле­нии человека, с одной стороны, к безопасности, а с другой — к ре­ализации собственных желаний. Причины конфликтов коренятся в серьезном противоречии между ценностями личности и ее реальным положением в обществе, между завышением, искусственным стиму­лированием потребностей и совсем нередкой физической невозмож­ностью их удовлетворить.

Отечественная наука в этот период отставала с концептуальной раз­работкой теории конфликтов.В Советском Союзе с конца 20-х и вплоть до 70-х годов 20 в. социология, социальная психология, кибернетика находились почти в полном забвении. Конфликтология не получала признания и не развивалась. Поэтому научные исследования, посвященные описа­нию, анализу и оценке конфликтов, стали появляться у нас лишь с конца 80-х годов 20 в.

В последнее время в России и теоретическая, и прикладная значимость конфликтологии возросла. Это вызвано социально-экономическими реформами в стране и становлением ры­ночных отношений. На интересе к проблеме конфликтов, практическим путям их улаживания также сказываются кризисное состояние экономики и социальной сферы, снижение нравственных требований в обществе, рост социальной напряженности в стране.

Как в России, так и в странах Запада до сих пор не сложилась общепризнанная теория конфликта, проявляются существенные расхождения в методологических подходах к определению роли и значения конфликтологии. Между тем, конфликт, его причины, формы проявления и способы урегулирования доступны пониманию на основе уяснения природы общества и особенно человека, закономерностей социальных отношений и взаимодействия людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.