Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис самодержавия в конце XIX - начале XX вв




План лекции:

1. Общественно-политический кризис рубежа веков.

2. Формирование многопартийной политической системы.

3. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги для российской государственности.

4. «Думская монархия» и ее институты.

 

В конце XIX - начале XX в. Россия одновременно с передовыми капиталистическими странами вступает в новую стадию развития. Это было результатом бурного капиталистического роста, проходившего в стране в пореформенный период. Следует отметить к тому же, что русские капиталисты, используя накопленный опыт других стран, строили свои заводы и фабрики на новейшей технической основе. В результате развития капиталистических отношений в России продолжают значительно усиливаться экономические позиции буржуазии. Однако пережитки феодально-крепостнических отношений тормозят рост производительных сил, мешают предпринимательской деятельности буржуазии, которой необходимы свободные земли для строительства фабрик, заводов, железных дорог, а так же требуются лесоматериалы, полезные ископаемые, различное сырье. Отсталость сельского хозяйства отрицательно отражалось на развитии внутреннего рынка. Буржуазия стремилась к политическому господству, но, опасаясь народных масс, предпочитала дождаться реформ.

Сочетание капиталистических противоречий с неустраненными до конца феодальными привело к революции 1905-1907 гг. Революция началась с событий 9 января 1905 г. Высшего подъема революция достигла в конце 1905 г. В октябре всеобщая политическая стачка на время парализовала деятельность государственных органов и частных предприятий. В декабре 1905 г. В Москве и некоторых других городах вспыхнули вооруженные восстания трудящихся масс.

Самое важное место в российской революции занимали крестьянский вопрос, вопрос о земле, борьба крестьянства за уничтожение помещичьего землевладения и остатков крепостничества. Важным событием в экономической и социальной жизни страны, в первую очередь деревни, явилась столыпинская аграрная реформа, начатая в 1906 г.

Председатель Совета министров П.А. Столыпин не без оснований полагал, что революцию порождают определенные недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из них Столыпин считал сельскую общину, сохраненную крестьянской реформой и тормозившую развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ 9 ноября 1906 г., подготовленный Столыпиным. Указ 9 ноября 1906 г. Устанавливал право любого крестьянина выйти из общины и потребовал в свою личную собственность соответствующий земельный надел, который полагался ему, когда он был в составе общины. Путем разрушения общины Столыпин полагал, что удастся создать крепкие кулацкие хозяйства на основных поставщиков товарного хлеба.

Сдвиги в экономической и социальной структуре, новая политическая обстановка обусловили консолидацию и формирование отдельных групп общества, трех лагерей. К первому можно отнести правительственный лагерь, который включал в себя царскую семью, придворную знать, чиновников и военных, реакционное духовенство, наиболее консервативную часть помещиков-дворян, а также некоторую часть верхушки крупной торгово-промышленной буржуазии, основной задачей которых являлось сохранение самодержавного строя, пресечение любых попыток внести изменения в общественный и государственный строй. Второй лагерь включал в себя буржуазию и либеральных помещиков. учреждений него была двуединая задача - предотвратить народную революцию, добиваться умеренной конституционной монархии. Третий лагерь - революционно-демократический. Это движение возглавлял пролетариат в союзе с крестьянством.

Каждая из этих основных групп российского общества была представлена соответствующими политическими партиями, которые стали возникать в начале XX в.

В годы первой русской революции возникла монархическая партия - Союз русского народа, основой которой являлись боевые черносотенные организации, создавшиеся для расправы с революционерами. Царизм пытался создать видимость того, что сам народ в лице черносотенцев, не дожидаясь правительственных мер, вел борьбу с революционным движением путем организации погромов и убийств. К правительственному лагерю примыкал многочисленные организации духовенства во главе с обер-прокурором Святейшего Синода Победоносцевым.

На съезде земских и городских деятелей, который состоялся после 17 октября 1905 г., произошел раскол. Правое крыло съезда образовало партию октябристов (Союз 17 октября), в которую вошли дельцы-капиталисты и крупные помещики. Октябристы стремились к тому, чтобы добиться учреждений самодержавия некоторых уступок. Они ставили своей целью реализацию обещаний царя, изложенных им в манифесте от 17 октября 1905 г. Видными деятелями партии октябристов были такие крупнейшие богачи, как Родзянко и Гучков.

Несколько более левой (причем больше на словах) была буржуазная конституционно-демократическая партия (кадеты). В нее входили представители преимущественно средней буржуазии. Она также была за то, чтобы добиваться уступок от царизма, не допуская широкого революционного движения народных масс. Идеалом кадетов являлось установление в стране конституционной монархии. Наиболее видным деятелем этой партии был Милюков.

Основными движущими силами революционно-демократического лагеря были пролетариат и трудовое крестьянство. На рубеже XX в. Возникает социал-демократическая партия - революционная партия нового типа, вскоре расколовшаяся на большевиков и меньшевиков. В дальнейшем меньшевики выделились в самостоятельную политическую партию, которая являлась выразительницей интересов мелкой буржуазии и занимала непоследовательную позицию в рабочем движении.

В 1901 г. из остатков народнических организаций образуется политическая партия так называемых социал-революционеров (эсеров). Эта партия отражала в определенной мере интересы крестьянства, но в первую очередь его верхушки. В этот период эсеры выступали против правительственного лагеря, ставили своей целью революционное свержение самодержавия и установление демократической республики.

В результате революции 1905-1907 гг. И после нее Россия сдала еще один шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Революционное движение продолжалось, и царизм был вынужден пойти на более существенную уступку. Так появился известный Манифест 17 октября 1905 г., обещавший созыв законодательной Думы. Пришлось предоставить право избирать Думу рабочим с целью их успокоить. По новому закону предусматривались а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранным имели помещики, а также представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных ограничений. Очень хитроумно предоставлялись избирательные права рабочим. Для всех курий выборы были многостепенными. Голос помещика равнялся трем голосам городских избирателей, пятнадцати голосам крестьян, сорока пяти голосам рабочих.

При выборах в I Государственную думу больше всех мест получили кадеты - одну треть общего числа членов Думы. Много мест имели также октябристы. Блок кадетов с октябристами давал им явное большинство в Думе. Крайне правые партии - монархические - потерпели на выборах поражение, их представительство в Думе было незначительным. Царизм недолго терпел оппозиционную I Думу, через 72 дня она была досрочно распущена.

После проведения выборов во II Думу и начала ее работы обнаружилось, что она еще долее оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. Во II Думе сохранялось кадетско-октябристское большинство, которое проявило себя как активный противник правительства, что явно не соответствовало трусливой и непоследовательной природе русской буржуазии. Во II Думе продолжались различные запросы к правительству и отдельным министрам по поводу злоупотреблений и незаконных действий должностных лиц. Дальше терпеть такую Думу царизм не хотел. 3 июня 1907 г. Последовал высочайший манифест о ее роспуске, члены социал-демократической фракции были арестованы, преданы суду и осуждены на разные сроки каторги и ссылки. В манифесте 3 июня 1907 г. Выдвигались различные обвинения против Думы и делался вывод, что неуспех Думы объясняется проникновением в ее ряды благодаря несовершенству избирательного закона недостойных лиц.

В нарушении основных государственных законов 1906 г., запрещавших царю единолично изменять избирательное право, Николай II принимает новый закон, который еще больше урезал избирательные права трудящихся, нерусских народов и др. Естественно, выборы в III Думу дали желательный для царизма результат. При выборах в III Думу большое место получили правые реакционные монархические партии, слабее были представлены октябристы, но все же их роль оставалась значительной. Потеряли свои прежние позиции кадеты. Таким образом, III Дума была по преимуществу черносотенной, она стала более послушным орудием самодержавия.

Тем не менее Дума являлась все-таки законодательным, а не законосовещательным органом. Считалось, что ни один закон в государстве не мог быть принят без одобрения Думой. Царь сам принимать законы не мог. Он лишь утверждать (или не утверждал) то, что рассматривалось думой. В законе предусматривались некоторые ограничения полномочий Думы. Она не могла рассматривать бюджетные вопросы, связанные с деятельностью военного министерства и министерства императорского двора. Царь не разрешал вторгаться в решение вопросов о расходах на содержание императорской фамилии. Несмотря на некоторые ограничения, в целом Дума имела весьма солидные полномочия, хотя фактически не всегда могла их реализовать.

Царь реорганизовал Государственный совет, наделив его полномочиями, которых Совет ранее не имел. Государственный совет стал выступать в качестве как бы второй палаты по отношению к Думе. Его состав был более реакционным. Половина Совета назначалась царем, другая половина была выборной. Законопроект из Думы поступал в Государственный совет, который мог при желании отклонить его. Многие законопроекты так и не получили одобрения Государственного совета. Так, Государственная дума сделала попытку добиться принятия акта об отмене смертной казни. Этот законопроект был отклонен Государственным советом. Если обе палаты были согласны с законопроектом, то окончательное решение принадлежало царю. Он мог его утвердить либо отвергнуть. Фактически получалось так, что законодательная деятельность полностью контролировалась царем. Но царь не мог отклонить все законопроекты. Законы должны были приниматься, но только с одобрения Государственным советом и Государственной думой.

Никакой ответственности перед Государственной думой учреждений правительства не было. Министры назначались и увольнялись царем, перед Думой они не отчитывались, от нее не зависели, хотя сама реорганизация Совета министров была связана именно с созданием Думы. Таким образом основной принцип буржуазного парламентаризма о зависимости исполнительной власти от законодательной не действовал.

Важным событием революции явилось рождение в ходе революции 1905-1907 гг. Принципиально нового политического явления - Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов - органов революционной власти.

Революция заставила царизм дать народу демократические права и свободы. Возникает свобода печати, собраний, политических организаций. Набазе этого возникают политические партии, выходят из подполья ранее созданные.

Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя враждебными группировками крупных империалистических государств - Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройственный союз) и Англией, Францией и Россией (Антанта). Обе враждующие группировки преследовали захватнические цели, особенно воинственно были настроены германские империалисты. Россия вступила в войну 19 июля 1914 г.

Во время войны царское правительство предприняло ряд мер, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям и усиливающих вмешательство государства в экономику страны. Ряд изменений свидетельствует об очередном шаге России по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Государственная дума. Дума четвертого созыва, избранная в 1912 г. На основе избирательного закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-кадетское учреждение. Социал-демократическая фракция, включая большевиков, занимала в Думе 14 мест. Через три месяца после начала войны она была обвинена в государственной измене, арестована, а затем осуждена и выслана на вечное поселение в Туруханский край. Дума созывалась царем не регулярно. В августе 1915 г. Лидеры буржуазно-помещичьих партий в Думе и часть членов Государственного совета образовали так называемый прогрессивный блок, участники которого стремились не к ликвидации монархии, а к ее оздоровлению. Основным требованием блока было создание "министерства доверия", ответственного перед Думой.

Государственный аппарат оказался неспособным решать поставленные войной задачи. Возникла необходимость в создании чрезвычайных органов. В 1915 г. Были образованы межведомственные органы - особые совещания. Эти органы состояли из представителей различных учреждений, ведомств и организаций. Местными органами особых совещаний были их комиссий и уполномоченные. Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, уполномоченные действовали как в губернских городах, так и в уездных. Особое совещания явились формой вовлечения представителей буржуазии во все звенья учетно-регистрационнго аппарата царизма, сращивания финансового капитала с правительственным аппаратом.

Военная обстановка вызвала расширение компетенции генерал-губернаторов и военных властей в местностях, объявленных на военном положении. Объявление местностей на военном положении давало административной власти в лице генерал-губернатора чрезвычайно широкие права - административные, полицейские и судебные. Он имел право издавать обязательные постановления по вопросам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности, устанавливать ответственность в виде тюремного заключения сроком на три месяца или денежного штрафа. Для рассмотрения уголовных дел, переданных в военные суды генерал-губернатором, устанавливался особый порядок. Их рассмотрение и решение должны были производить в военных судах по правилам, установленным Военно-судебным уставом.

В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты. Правительство представило Земгору права полувоенной организации. Его чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на государственные дела, получила возможность более активного проникновения в государственный аппарат.

В мае 1915 г. было начато создание влиятельной организации буржуазии - военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным царем 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.

 

Контрольные вопросы:

1. Что определило характер первой русской революции как буржуазно-демократический?

2. Назовите основные политические достижения Первой русской революции.

3. Охарактеризуйте Государственную Думу как высший законодательный орган управления Российской империей.

4. Как соотносились полномочия Государственной думы и власть императора?

5. Почему были I и II Государственные Думы были распущены?

6. Когда и с какой целью были созданы Советы?

7. Что, по мнению членов прогрессивного блока, должно было представлять из себя «министерство доверия»?

8. Как изменилась система государственного управления в годы Первой мировой войны?

9. Как изменилась компетенция местной администрации со вступлением России в Первую мировую войну?

10. Дайте характеристику деятельности Земгора.

 

Литература:

1. Барышкова К.В., Подсумкова А.А. История государственного управления и муниципального самоуправления России. М., 2008.

2. Геллер, М. История Российской империи [Текст]: В 2 т. / М. Геллер. – М.: МиК, 2001.

3. История государственного управления в России: Учебник / Под общей ред. Р.Г. Пихои. – М., 2009.

4. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1995.

5. Хрестоматия по истории России [Текст]: учеб. пособие / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. – М.: Проспект, 2004. – 588 с.

 

Электронные ресурсы:

1. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. Ломоносова [Электронный ресурс] – http://www.hist.msu.ru/ER/

2. Библиотека ХРОНОСа [Электронный ресурс] – http://www.hrono.info/literatura.html

3. История (документы, материалы) [Электронный ресурс] – http://elibrus.1gb.ru/ist.shtml

4. Каталог образовательных интернет-ресурсов. История [Электронный ресурс] – http://www.catalog.vlgmuk.ru/?2.15.0.0.3.0.1

5. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: Исторические документы [Электронный ресурс] – http://historydoc.edu.ru/

6. Российский электронный журнал «Мир истории» [Электронный ресурс] – http://www.historia.ru/

7. Энциклопедия истории России. 862-1917 [Электронный ресурс]: CD. – «КОМИНФО», Новый диск». 2006.


Государственное управление в период буржуазной РЕСПУБЛИКИ

(март-октябрь 1917 г.)

План лекции:

1. Изменения в структуре органов управления в результате Революции февраля 1917 г.

2. Двоевластие. Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

3. Эволюция органов государственного и местного управления летом-осенью 1917 г.

4. Новые органы власти. Советы, фабзавкомы, солдатские комитеты.

 

 

В результате Февральской революции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего изменилась форма правления, в этом отношении Россия догнала передовые капиталистические страны. Абсолютная монархия, сохранявшаяся в России значительно дольше, чем в развитых странах Европы, окончательно потерпела крах. На смену пришла буржуазная республика, которая фактически установилась с первых дней после свержения самодержавия. Официально республика в России была провозглашена только 1 сентября 1917 г. Буржуазным Временным правительством, но окончательно решить этот вопрос надлежало Учредительному собранию.

Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции впредь до созыва Учредительного собрания, которое и должно было окончательно определить власти и государственного управления. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно временно выполняло также функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные), так как таковой после победы революции отсутствовал.

Временное правительство первого состава считало себя преемником старой власти. Возглавил Временное правительство князь Георгий Евгеньевич Львов, назначенный на должность председателя Совета министров царем, одновременно с подписанием акта об отречении. Положение Временного правительства на протяжении всего периода отличалось крайней неустойчивостью. Часто изменялся его состав, что приводило к так называемой министерской чехарде, к невозможности последовательно проводить какую либо определенную линию в государственном управлении. Все время шли поиски наиболее приемлемых форм приспособления правительства к продолжавшемуся революционному движению народных масс. Одной из форм такого реагирования являлись коалиционные составы правительства, когда в него входили министры-социалисты.

В период двоевластия Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в неприкосновенности старую государственную машину, вынуждено было санкционировать многое из того, что уже совершилось в результате революционных действий народных масс. Последовало упразднение департамента полиции, отдельного корпуса жандармов, охранных отделений. Временное правительство было вынуждено немедленно ликвидировать такие одиозные звенья старого режима, как министерство императорского двора и канцелярию царя. Государственная дума и Государственный совет длительное время бездействовали, даже не собирались, а были упразднены только 6 октября 1917 г.

Временное правительство создает некоторые новые звенья центрального государственного аппарата. Проблема правового регулирования трудовых отношений вызвала необходимость появления министерства труда. Среди новых министерств создаются министерство продовольствия и министерство призрения (ведало благотворительными учреждениями). Обстановка вызывала озабоченность правительства состоянием народного хозяйства страны. В этих целях учреждаются Экономический совет - для выработки общих планов организации народного хозяйства, Главный экономический комитет - для регулирования хозяйственной жизни страны. Однако эти учреждения оказались бесполезными, так как подобные меры не могли остановить дальнейший развал народного хозяйства. В августе был упразднен Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода. Взамен возникло министерство вероисповеданий, которое состояло из Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам иноверческих религий. По существу сохранялось прежнее учреждение, только под другим названием.В марте 1917 г. При министерстве юстиции учреждается так называемая Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Результаты работы комиссии нашли отражение в опубликованном сборнике документов под названием "Падение царского режима".

После июльских дней Временное правительство создало специальную комиссию по расследованию фактов противоправительственных выступлений в Петрограде 3-4 июля 1917 г. На образование комиссии дали согласие лидеры эсеро-меньшевистского ЦИКа, которые сами вошли в ее состав. Основная ее задача заключалась в организации преследования наиболее видных деятелей партии большевиков.

Временное правительство не успело провести Учредительного собрания. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон и назначен срок выборов на ноябрь. Однако усилившееся после корниловского мятежа требование ускорить созыв Учредительного собрания и готовящийся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов заставили Временное правительство применить отвлекающий маневр.

14 сентября 1917 г. было создано Демократическое совещание. На нем присутствовали главным образом представители земских, буржуазных и мелкобуржуазных организаций. Представители партии большевиков, Советов и фабзавкомов были в явном меньшинстве. Совещание преследовало две основные цели: 1) отсрочить созыв очередного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, 2) отсрочить созыв Учредительного собрания до окончания войны, о чем втайне мечтали по свидетельству управляющего делами Временного правительства В.Д. Набоков, его члены. Совещание оказало существенную помощь буржуазному правительству, высказавшись за создание третьего коалиционного Временного правительства. Оно избрало постоянно действующий орган - Временный Совет Республики или Предпарламент - для осуществления контроля за деятельностью Временного правительства в составе 555 человек. Этот орган не имел никакого значения. В данном случае буржуазия и Временное правительство рассчитывали на веру масс в то, что если появился Предпарламент, то скоро будет и Парламент.

Временное правительство создало специальный орган - Юридическое совещание, на которое возлагалась выработка проектов наиболее важных законодательных актов, в том числе и к предстоящему, но все время откладываемому, Всероссийскому Учредительному собранию. Юридическое совещание выделяло специальную комиссию из специалистов в области государственного права для подготовки текста проекта конституции.

Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников. Вместо них органами государственного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Формально губернские комиссары наделялись примерно такими же правами, какие раньше имели губернаторы.

В апреле 1917 г. Временное правительство сделало попытку создать в стране разветвленную систему земельных комитетов. Их главная задача заключалась в сборе материала для подготовки законопроекта по земельному вопросу, который предполагалось предложить на рассмотрение Учредительного собрания.

Стремясь вырвать инициативу из рук Советов и профсоюзов, выдвигавших требования об улучшении продовольственного дела в стране, Временное правительство в мае 1917 г. Создало широкую сеть продовольственных органов на местах (губернские, уездные, городские и волостные продовольственные комитеты), в которых преобладали представители буржуазии. Была введена хлебная монополия спекулятивные возможности частников.

27 февраля в Петрограде инициативная группа из меньшевиков и эсеров, объявившая себя "Временным исполнительным комитетом" Совета, разослала воззвание войскам и заводам, предлагая выбирать представителей в совет. В 9 часов вечера в тот же день в Таврическом дворце Петроградский Совет собрался на свое первое заседание. Вслед за этим был создан Совет солдатских депутатов, который объединил свои действия с Советом рабочих депутатов. Был избран Исполнительный комитет Совета. Петроградский Совет принял ряд постановлений: приказ № 1, имеющий особое значение в демократизации армии, постановление о 8-часовом рабочем дне, о создании рабочей милиции и т.п.

Большинство в Петроградском и других Советах России получили представители партий - меньшевиком и эсеров. В составе Петроградского Совета на 250 депутатов было лишь 38 большевиков. Председателем его Исполнительного комитета был избран меньшевик Н.С. Чхеидзе, а товарищами председателя - эсер А.Ф. Керенский и меньшевик М.И. Скобелев.

Меньшевистско-эсеровское руководство Петроградского Совета на объединенном заседании Исполкома рабочих и солдатских депутатов 1 марта добилось принятия решения об организации "революционного правительства" и пришло на переговоры с Временным комитетом Государственной думы. Результаты этих переговоров было сформирование в ночь на 2 марта буржуазного Временного правительства. 2 марта Петроградский Совет признал массы поддержать это правительство при условии "соблюдения им своих обещаний", данных в декларации.

Все Советы в провинции строились по образцу Петроградского, только структурные части исполкомов нередко назывались отделами или секциями; во многих Советах и провинциях имелись свои контактные комиссии.

В.И. Ленин выдвинул лозунг мирного перехода всей государственной власти в руки Советов. На основании ленинских тезисов и решений Апрельской конференции большевики развернули работу. После первого кризиса Временного правительства в апреле руководство Петроградского Совета сделало еще один шаг по пути сближения Временным правительством, войдя в состав Временного правительства в начале мая (первое коалиционное правительство).

Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов состоялся с 3 по 24 июня. Из 1090 депутатов большевиков было только 105. На протяжении работы съезда велась борьба между соглашательским большинством и большевиками по вопросу об отношении к политике Временного правительства. Меньшевистско-эсеровское большинство приняло множество резолюций с одобрением внутренней и внешней политики Временного правительства. Съезд принял решение и по некоторым организационным вопросам. Было решено созывать Всероссийский съезд Советов не реже одного раза в три месяца, а общее руководство Советами и их деятельность между съездами поручать Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету (ВЦИК), состав которого должен будет избираться на каждом съезде. В июльские дни руководство ВЦИК оказывало поддержку Временному правительству в его мероприятиях по "наведению порядка".

Корниловский мятеж вызвал оживление деятельности Советов. В дни борьбы народных масс с корниловщиной при Советах появились особые революционные комитеты. В конце августа - начале сентября прошла большевизация Советов, на заседании Советов все чаще и чаще принимались большевистские резолюции и решения.

К Советам примыкали ряд других демократических массовых организаций, из которых наибольшее значение имели фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы), а также армейские и флотские комитеты. Фабзавкомы возникали стихийно в первые же дни Февральской революции; они выбирались рабочими каждой фабрики или завода. Через фабзавкомы рабочие организованно предъявили требования капиталистам - владельцам фабрик и заводов. Фабзавкомы нередко занимались вопросами нормирования рабочего дня и зарплаты, приема и увольнения рабочих, контроля за деятельностью заводоуправления, осуществления явочным порядком 8-часового рабочего дня, организацией рабочей милиции и т.д. Фабзавкомы предъявили политические требования о прекращении войны, передаче всей власти Советам, активно участвовали во всех проявлениях недовольства масс Временным правительством во время его кризисов, борьбы с корниловщиной облегчали представительство рабочих в вышестоящих демократических учреждениях и организациях.

Солдатские комитеты стали повсеместно возникать после издания Петроградским Советом приказа № 1 (21 марта). Ротные, батальонные и полковые комитеты избирались общими собраниями солдат, а бригадные. Дивизионные, корпусные, армейские и фронтовые - на соответствующих съездах Весной 1917 г. Возникли и флотские комитеты (судовые, флотов). 28-30 апреля на главной базе Балтийского флота в Гельсингфорсе был создан Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт) под председательством матроса-большевика П.Е. Дыбенко. По уставу Центробалта, принятому на съезде Балтфлота в мае-июне, без санкции Центробалта ни один приказ командования не имел силы. Центробалт принимал активное участие в июльских событиях, в борьбе с корниловщиной, в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде.

В результате Февральской революции Россия сделала новый шаг на пути превращения в буржуазное государство, хотя многочисленные пережитки феодализма еще сохранились и были попутно устранены лишь Октябрьской революцией. Коренным образом изменилась форма правления. Россия была провозглашена республикой. Форма государственного единства не претерпела сколько-нибудь заметных изменений. В России в принципе сохранялся бюрократический унитаризм. Временное правительство стремилось сохранить единую и неделимую Россию, хотя в стране развивалось движение за независимость, федерацию, автономию многочисленных народов нашей империи.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные достижения Февральской революции 1917 г.

2. Охарактеризуйте цель и задачи Временного правительства.

3. Укажите, как менялся состав Временного правительства в результате го кризисов с мерта по октябрь 1917 г.

4. Назовите органы государственной власти, упраздненные Временным правительством и созданные им.

5. Что такое Предпарламент, когда и с какой целью он был создан?

6. Когда Россия была провозглашена республикой?

7. Дайте характеристику деятельности фабзавкомов.

8. Какая из политических партий выступала с лозунгом «Никакой поддержки Временному правительству! Вся власть Советам!»?

9. Какую роль сыграли Советы в установлении советской власти?

10. С какой целью в 1917 г. в армии были созданы солдатские комитеты?

 

Литература:

1. Барышкова К.В., Подсумкова А.А. История государственного управления и муниципального самоуправления России. М., 2008.

2. История государственного управления в России: Учебник / Под общей ред. Р.Г. Пихои. – М., 2009.

3. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1995.

4. Короткевич, В.И. История современной России. 1991-2003 [Текст]: учеб. пособие / В.И. Короткович. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 296 с.

5. Сергеев С.А., Цейтлин Р.С. История государственного управления и муниципального самоуправления в России: учебное пособие. М., 2003.

6. Хрестоматия по истории России [Текст]: учеб. пособие / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. – М.: Проспект, 2004. – 588 с.

 

Электронные ресурсы:

1. Библиотека Федерального портала «Российское образование» [Электронный ресурс] – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

2. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. Ломоносова [Электронный ресурс] – http://www.hist.msu.ru/ER/

3. История (документы, материалы) [Электронный ресурс] – http://elibrus.1gb.ru/ist.shtml

4. Каталог образовательных интернет-ресурсов. История [Электронный ресурс] – http://www.catalog.vlgmuk.ru/?2.15.0.0.3.0.1

5. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: Исторические документы [Электронный ресурс] – http://historydoc.edu.ru/

6. Российский электронный журнал «Мир истории» [Электронный ресурс] – http://www.historia.ru/

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.