Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя




Резюме

Деятельность руководителя является достаточно сложной и разнонаправленной. Деятельность управления следует рассматривать как систему. Психологическая система деятельности — это структура деятельности, организованная для достижения конкретной цели. К компонентам психологической системы деятельности относятся: мотивы деятельности, цель деятельности, принятие решений, программы деятельности, профессионально важные качества.

Контрольные вопросы

 

  1. Что относится к компонентам психологической системы деятельности?
  2. Как основные действия, которые осуществляет руководитель, связаны с функциями управления?
  3. Каково содержание ориентировочного этапа принятия управленческих решений?
  4. Какие подэтапы включает в себя этап выработки и принятия решений?
  5. Какие методы повышения эффективности принятия решения использу­ются?
  6. Как можно определить эффективность принятия решения?

 

 

 

Противоречивость и разноголосица среди психологов лишь подчеркнула актуальность проблемы выявления необходимых управленческих качеств, благодаря которым обеспечивается эффективность совместной деятельности. У различных авторов наиболее часто встречаются следующие профессионально важные качества руководителя:

· интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;

· инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;

· уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;

· так называемый «фактор геликоптера», или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте.

Ряд эмпирических исследований подводит к несколько иному набору качеств. Ученые Ч. Магерисон (Австралия) и Э. Какабадзе (Великобритания) опросили более 700 руководителей компаний в различных отраслях деятельности с целью выявления ключевых качеств перспективных руководителей. Среди первых шести были следующие:

· умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд своих полномочий;

· готовность рисковать и брать ответственность за это на себя;

· активность (жизненная и управленческая);

· приобретение основательного управленческого опыта до 35 лет;

· умение при необходимости легко менять стиль управления;

· семейная поддержка.

Но самыми важными качествами были призваны первые два.

Признавая многообразие научно-практических подходов к решению этой проблемы, остановимся на двух отечественных моделях профессиограмм руководителя (под профессиограммой мы понимаем систему требований, предъявляемых определенной деятельностью, в данном случае управленческой, к человеку).

В профессиограмме руководителя, предложенной В.М. Шепелем, три блока качеств руководителя. К общим качествам отнесены:

· незаурядный интеллект,

· фундаментальные знания,

· достаточный опыт.

Второй блок включает следующие конкретные качества:

· идейно-нравственные, которые выражают мировоззрение, культуру, моральную мотивацию действий личности, ее гражданские качества;

· научно-профессиональные качества включают знания, опыт, характеризующие технико-экономическую и управленческую компетентность, теоретический и практический уровень компетентности;

· организационные качества включают все, что связано с умением подбирать и расставлять кадры, планировать их работу, обеспечивать четкий контроль и т.д.;

· психофизические качества включают соматические и психические данные, которые необходимы работнику управленческой профессии (хорошее здоровье, склонность к системному мышлению, развитость воображения, тренированная память, волевая подготовка).

К третьему блоку отнесены специфические личностно-деловые качества, представленные прежде всего психолого-педагогическими качествами. Прежде всего, это:

· коммуникабельность — умение быстро устанавливать контакт с людьми;

· эмпатичность — умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;

· способность к психоанализу, то есть самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;

· стрессоустойчивостъ, то есть физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

· красноречивость — умение в совершенстве владеть своим словом, то есть умение внушать и убеждать словом;

· визуальность — внешняя привлекательность личности.

Наличие специфических личностно-деловых качеств и создает неповторимый имидж руководителя, эффект его личного обаяния.

Профессиограмма руководителя, предложенная Л.В. Фаткиным, предусматривает системно-факторный подход. По мнению автора, до сих пор общий фактор — единая организаторская способность, от которого зависит успех деятельности руководителя, не установлен. Поэтому приходится искать разрозненные признаки, качества, способности, характеристики, черты личности, которые определяют успешность выполнения функций руководителя. Он сформулировал пять специфических интегральных факторов, объединяющих ряд дифференциальных качеств. К ним относятся:

· адаптационная мобильность — это умение быстро находить свое место в том или ином коллективе, в той или иной ситуации, в той или иной системе взаимоотношений;

· эмоциональное и деловое лидерство как по «вертикали», так и по «горизонтали» в неформальных группах внутриорганизационной структуры и в неформальной группе своего подразделения при решении большинства проблемных ситуаций;

· способность к интеграции социальных функций (ролей) - умение быть и неформальным эмоциональным лидером, и администратором, регламентированным должностными инструкциями, правовыми установками и неформальными нормами, сложившимися в данной организации;

· контактность — способность к установлению позитивных социальных контактов.

· стрессоустойчивость в широком смысле слова, то есть интеллектуальная, волевая и эмоциональная стрессоустойчивость.

При явных преимуществах изложенных подходов, наиболее удачным нужно признать подход Р.Л. Кричевского. Он выделяет следующие качества современного руководителя:

· высокий профессионализм.

· ответственность и надежность.

· уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных.

· самостоятельность.

· способность к творческому решению задач, стремление к достижениям.

· эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

· коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.