Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессный подход 3 страница




• направлены на предоставление необходимых внутренних продуктов, внутренних услуг для направлений бизнеса;

• обеспечивают функционирование инфраструктуры компании.

Бизнес‑процессы развития:

• нацелены на получение прибыли в долгосрочной перспективе (не создают «прибыль сегодня»);

• обеспечивают не организацию текущей деятельности, а развитие или совершенствование деятельности компании в перспективе.

Процессы управления:

• нацелены на управление всеми тремя группами БП, т. е. управление основными БП, управление поддерживающими БП и управления БП развития.

Управление БП развития называют еще стратегическим управлением, т. е. стратегическое управление – это управление БП развития.[49]

 

Ситуационный анализ – определение ситуации, в которой находится компания, т.е. определение места, занимаемого предприятием в общем экономическом пространстве, основных факторов, воздействующих на предприятие, а также укрупненных характеристик компании в целом. Ситуационный анализ складывается из: анализа сильных и слабых сторон в их взаимодействии с угрозами и возможностями внешней среды (SWOT-анализ); анализа стратегической позиции, занимаемой предприятием; анализа сегментов рынка; анализа конкуренции; позиционного анализа.[50]

 

С итуационный/диспетчерский центр — это помещение (зал, комната, кабинет), оснащённое средствами коммуникаций (видеоконференцсвязь, конференц-связь и другими средствами интерактивного представления информации), предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций.

Ситуационные центры сегодня используются:

· федеральными органами государственной власти (президент, правительство, федеральные министерства, агентства и др.);

· региональными органами субъектов РФ и местного самоуправления (краевые и областные администрации, мэрии и др.);

· крупными промышленными предприятиями в отраслях энергетики, нефтегазовой и др;

· образовательными учебными учреждениями и др.[51]

 

Концептуальная модель предприятия представляет собой разработанную модель организации, состоящую из совокупности взаимосвязанных областей управления (финансовая политика, маркетинговая политика, научно-техническая политика, производственно-технологическая политика, инвестиционная политика, кадровая политика), вместе с их отличительными свойствами и характеристиками на всех горизонтах управления.
На стратегическом горизонте управления принимаются решения, основанные на прогнозах, по определению возможностей и выявлению угроз, изменению (корректировке) целей и принципов деятельности, связанные с изменением макроэкономических тенденций, определяются конкретные (измеримые) цели и принимаются решения по разработке способов обеспечения деятельности необходимыми ресурсами, соответствующими этим целям.

На тактическом горизонте управления принимаются решения по эффективному распределению (перераспределению) ресурсов. Распределение ресурсов (производственных мощностей, рабочей силы, финансовых, управленческих и прочих ресурсов) должно быть таким, чтобы обеспечить получение ожидаемого собственником результата деятельности.
На стадии оперативного управления принимаются решения по выполнению конкретных работ и их упорядочению в ходе основной деятельности и контролю над их реализацией.
Конечной целью любого бизнеса при этом, как правило, является повышение его рыночной стоимости за счет систематического получения прибыли.

Финансовая политика предприятия – это совокупность мероприятий в области организации финансовых отношений с целью осуществления своих функций и задач, отраженных в стратегии и тактике развития с учетом внешних и внутренних условий функционирования предприятия.

Маркетинговая политика предприятия включает в себя товарную,

ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке.

Научно-техническая политика - это комплексный процесс, включающий принципы организации производства, его технического обеспечения и проектирования новой продукции.

Производственная и техническая политика предприятия ведется по следующим направлениям: - разработка и освоение в производстве новых образцов изделий, - увеличение объемов производства, - снижение себестоимости продукции, и ее конкурентоспособность, - выполнение мероприятий по обеспечению качества выпускаемой продукции.

Инвестиционная политика представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия. Она заключается в выборе и реализации наиболее эффективных форм реальных и финансовых его инвестиций с целью обеспечения высоких темпов его развития и постоянного возрастания его рыночной стоимости.

Кадровая политика организации — генеральное направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы.[52]

 

Эффективное управление бизнесом реализуется через цепочку аналитических действий собственников компании: создание новых форм менеджмента – разработка системы показателей – экономико-математическое регулирование – повышение стоимости бизнеса, каждый из этапов которой взаимосвязан с другим. Управление стоимостью компании начинается с определения стратегических целей и разработки системы показателей, обеспечивающей руководителей релевантной информацией о результатах работы их менеджеров.
Создание новых форм менеджмента можно определить как разработку совокупности методов и процессов управления, а также научное описание способов управленческой деятельности, в том числе формирование управленческих решений для достижения общих и конкретных целей организации.
Система показателей работы организации позволяет собственнику, руководителю и сотрудникам оценивать эффективность своих действий. Поэтому её разработка является одним из факторов эффективного управления. Главное отличие сбалансированной системы показателей от других систем управления деятельностью организации – это причинно-следственные связи. Причинно-следственные связи позволяют документально оформить стратегию организации, а также проверить предположение о влиянии стратегических целей друг на друга. Сбалансированная система показателей должна рассказывать о стратегии организации посредством выбранных целей и показателей, связанных между собой причинно-следственными связями: от факторов деятельности в перспективе обучения и развития вплоть до улучшенных финансовых результатов в финансовой перспективе.

Экономико-математическое моделирование представляет собой процесс выражения экономических явлений математическими моделями. Экономическая модель — это схематичное представление экономического явления или процесса с использованием научной абстракции, отражение их характерных черт. Математические модели — основное средство решения задач оптимизации любой деятельности.

Особое значение имеет показатели стоимости бизнеса, эти показатели анализируются в комплексе с факторами операционной эффективности (рентабельность инвестированного капитала); инвестиционной активности (темп роста инвестированного капитала); финансовой активности (средневзвешенная стоимость инвестированного капитала).

Управление стоимостью компании носит комплексный характер, применение принципов стоимостного управления в организации должно не просто строиться на основе существующей стратегии организации – напротив, сама стратегия формируется на основе таких принципов. Выявление же факторов роста стоимости и особых «зон чувствительности» для конкретной компании способствует операционализации стратегических принципов, упрощает построение оптимальной организационной структуры и налаживание бизнес-процессов[53]

На схеме представлены взаимосвязи между направлениями управленческой политики и блоками организационно-экономических показателей. Эта схема представляет собой матрицу организационно-экономической системы управления финансово-хозяйственной деятельностью наукоемкого промышленного предприятия, В левой части схемы представлен процесс принятия управленческих решений, который реализуется в разрезах финансовой, маркетинговой, производственно-технологической, научно-технической, инвестиционной и кадровой политики. Целью этого процесса является повышение стоимости бизнеса. Степень достижения данной цели характеризуется показателями стоимости бизнеса. Процесс принятия управленческих решений строится на анализе организационно-экономических показателей, которые представлены в правой части схемы и «свертываются» в показатели стоимости бизнеса. Для регистрации проблемы необходимо проанализировать комплекс организационно-экономических показателей и на основе отчетных, плановых и нормативных данных о состоянии предприятия установить отклонения и оценить степень их критичности. В процессе анализа проблемной ситуации организационно-экономические показатели используются для формирования двух имитационно-оптимизационных моделей: модели «как есть» и модели «как должно быть».

Модель «как есть» – это «снимок» положения дел на предприятии на момент анализа, позволяющий понять, как оно функционирует, выявить проблемные ситуации и сформулировать предложения по их устранению.
Модель «как должно быть» интегрирует перспективные предложения руководства и сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков; позволяет сформировать видение новой рациональной организации управленческой политики предприятия.
Исходя из необходимости совершенствования системы показателей, исследование не ограничивается только обобщением известных показателей: финансовых, маркетинговых, производственно-экономических и др. Разработанная система организационно-экономических показателей учитывает специфику наукоемких промышленных предприятий и обеспечивает регистрацию и анализ проблемных ситуаций, с которыми они сталкиваются в процессе свой финансово-хозяйственной деятельности. Такой подход обеспечивает выявление проблемных ситуаций на ранних стадиях их возникновения и выработку упреждающих управляющих воздействий.[54]

 

Интеграция по

Интеграция по уровням управления:

На стратегическом горизонте управления принимаются решения, основанные на прогнозах, по определению возможностей и выявлению угроз, изменению (корректировке) целей и принципов деятельности, связанные с изменением макроэкономических тенденций, определяются конкретные (измеримые) цели и принимаются решения по разработке способов обеспечения деятельности необходимыми ресурсами, соответствующими этим целям.

На тактическом горизонте управления принимаются решения по эффективному распределению (перераспределению) ресурсов. Распределение ресурсов (производственных мощностей, рабочей силы, финансовых, управленческих и прочих ресурсов) должно быть таким, чтобы обеспечить получение ожидаемого собственником результата деятельности.
На стадии оперативного управления принимаются решения по выполнению конкретных работ и их упорядочению в ходе основной деятельности и контролю над их реализацией.
Конечной целью любого бизнеса при этом, как правило, является повышение его рыночной стоимости за счет систематического получения прибыли.

Интеграция по управленческим политикам:

Финансовая политика предприятия – это совокупность мероприятий в области организации финансовых отношений с целью осуществления своих функций и задач, отраженных в стратегии и тактике развития с учетом внешних и внутренних условий функционирования предприятия.

Маркетинговая политика предприятия включает в себя товарную,

ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке.

Научно-техническая политика - это комплексный процесс, включающий принципы организации производства, его технического обеспечения и проектирования новой продукции.

Производственная и техническая политика предприятия ведется по следующим направлениям: - разработка и освоение в производстве новых образцов изделий, - увеличение объемов производства, - снижение себестоимости продукции, и ее конкурентоспособность, - выполнение мероприятий по обеспечению качества выпускаемой продукции.

Инвестиционная политика представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия. Она заключается в выборе и реализации наиболее эффективных форм реальных и финансовых его инвестиций с целью обеспечения высоких темпов его развития и постоянного возрастания его рыночной стоимости.

Кадровая политика организации — генеральное направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы.[55]

 

 

Рыночная стоимость бизнеса является интегральным показателем эффективности и отражает экономические выгоды от вложения капитала в действующее предприятие. В условиях рынка жизнеспособность любого предприятия ОПК определяется притоком инвестиций акционеров, займов кредиторов, а также бюджетных средств. За эти ресурсы предприятие должно вести постоянную борьбу, непрерывно внедряя новые разработки в продукцию и процессы и, таким образом, обеспечивая своим акционерам более высокую доходность капиталовложений по сравнению с конкурентами в отрасли.
Таким образом, общая оценка показателей рыночной стоимости предприятии ОПК складывается из нескольких важнейших блоков – показателей нематериальных активов, показателей производственных результатов, показателей рентабельности и показателей эффективности продаж.
Предложенная система показателей является основой создания новых форм управления инновационным предприятием, основанных на использовании интегрального критерия максимизации стоимости бизнеса для оценки эффективности управленческих решений на всех уровнях управления, во всех функциональных областях и на всех стадиях инновационного цикла.[56]

По целевому назначению экономико-математические модели делятся на:

теоретико-аналитические, используемые в исследовании общих свойств и закономерностей экономических процессов;прикладные, используемые для решения конкретных экономических задач (модели экономического анализа, прогнозирование, управление).

Экономико-математические модели могут предназначаться для исследования разных сторон народного хозяйства (производственно-технологической, территориальной) и его отдельных частей.

При классификации моделей по исследуемым экономическим процессам и содержательной проблематике выделяются модели народного хозяйства в целом и его отдельных подсистем-отраслей, регионов и т.д., комплексы моделей производства, потребления, формирования и распределения доходов, трудовых ресурсов, ценообразования, финансовых связей и т. д.

 

Имитационные модели принято классифицировать по четырем наиболее распространенным признакам:
• типу используемой ЭВМ;
• способу взаимодействия с пользователем;
• способу управления системным временем (механизму систем­ного времени);
• способу организации квазипараллелизма (схеме формализации моделируемой системы).
Первые два признака позволяют разделить имитационные моде­ли на совершенно понятные (очевидные) классы, поэтому их рас­смотрение не займет много места.
По типу используемой ЭВМ различают аналоговые, цифровые и гибридные имитационные модели. Достоинства и недос­татки моделей каждого класса общеизвестны. В дальнейшем будем рассматривать только цифровые модели.[57]

Как видно из рисунка, в основу построения всех стратегических матриц положены общие принципы:

во-первых, для анализа выбираются два показателя (X, Y), а матрица представляет их взаимодействие и взаимовлияние;

во-вторых, основу матриц составляют факторы двух видов – характеризующие целевой рынок компании или характеризующие саму компанию в определенном рыночном сегменте;

в-третьих, каждая ячейка матрицы соответствует определенной стратегии.

SWOT-матрица позволяет проводить исследование характера сильных и слабых сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия в разрезе внутренних факторов и их адаптации к внешним факторам – постоянно меняющимся возможностям и угрозам для развития предприятия.

Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ) представляет особое отображение позиции конкретного бизнеса в стратегическом пространстве, которое задается двумя координатными осями. Горизонтальная ось – это измерение

относительной доли конкретного бизнеса коммерческой организации по данному конкретному продукту на конкретном рынке данного продукта. Вертикальная ось– измерение темпов прироста рынка соответствующего продукта. В основе матрицы БКГ лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-«проблема»), рост(товар-«звезда»), зрелость(товар-«дойная корова») и спад(товар-«собака»).

Матрица Мак-Кинси представляет собой усовершенствованную матрицу БКГ. Она имеет формат3х3, используется для отображения и сравнительного анализа стратегических позиций различных бизнес-единиц компании с учетом привлекательности и конкурентных преимуществ продукции. В матрице Мак-Кинси горизонтальная ось – это интегральная многофакторная оценка конкурентного статуса конкретного бизнеса; а вертикальная ось – интегральное многофакторное измерение привлекательности рынка по данному конкретному бизнесу.

Матрица Артура Д. Литтла (АДЛ) вводит в поле стратегического анализа характеристики жизненного цикла отрасли и имеет размерность4х5: четыре этапа жизненного цикла и пять конкурентных позиций. В зависимости от положения в матрице выбирается набор наиболее эффективных стратегий. Эта матрица может применяться как для изучения конкурентного положения различных направлений деятельности предприятия и этапов жизненного цикла отрасли, так и для того, чтобы сформировать набор наиболее эффективных видов бизнеса и сформулировать для них конкурентные стратегии.

Матрица Портера имеет формат 2х2 и предназначена для рыночного анализа стратегических возможностей компании на основе пяти факторов: угрозы появления на рынке новых конкурентов; рыночной власти покупателей;

рыночной власти поставщиков; наличия товаров-заменителей; соперничества действующих конкурентов. Эта матрица применима к отдельным компаниям, а также к целым отраслям рынков.

Матрица Ансоффа имеет формат2х2 и позволяет использовать одновременно нескольких стратегий. По одной оси в матрице рассматривается вид товара – старый или новый, по другой оси – вид рынка, также старый или новый.

Матрица Ансоффа основывается на предпосылке, что наиболее подходящая стратегия для интенсивного роста объема продаж может быть определена решением продавать существующие или новые продукты на существующем или на новом рынках. Данная матрица представляет собой схему, предназначенную для помощи менеджерам в принятии решения о выборе стратегии, а также служит диагностическим инструментом. Матрица Ансоффа предназначена для описания возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка. [58]

Основная идея концепции состоит в том, что при проведении организационно-экономического анализа интегрированных структур ОПК необходимо оценить их потенциал в отношении реализации механизмов стратегического развития, выявленных на основе обобщения и систематизации опыта ведущих стран мира: военно-гражданской интеграции, государственно-частного партнерства и научно-образовательного сотрудничества.

Военно-гражданская интеграция обеспечивает широкие перспективы внутрикорпоративного технологического трансферта за счет двух основных процессов: коммерциализации военных разработок в гражданском секторе и создания двойных технологий. Механизмы военно-гражданской интеграции обеспечивают достижение эффектов синергии в ИС ОПК за счет устранения дублирующих производственных мощностей, комбинирования конкурентных

преимуществ, взаимного финансирования предприятий, тиражирования опыта менеджеров, передачи компетенций и кросс-отраслевого маневра ресурсами.

Государственно-частное партнерство предполагает совместное инвестирование в те проекты создания наукоемкой продукции военного назначения, которые создают возможности коммерческого использования отдельных технологий для гражданских нужд. При этом, как правило, на начальных стадиях НИОКР используются государственные средства, а затем, на стадиях промышленной реализации – частные инвестиции.

Научно-образовательное сотрудничество является необходимым механизмом для обеспечения динамичного развития прорывных высоко рискованных исследований и разработок, фундаментальной науки и реализация прикладных исследовательских программ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Военно-экономическая ценность (MEV) представляет собой оценку ИС ОПК как элемента военно-экономической инфраструктуры государства, обеспечивающего поставку продукции военного назначения (ПВН) с требуемыми показателями боевой эффективности в соответствии с государственной программой вооружений (ГПВ), заданиями государственного оборонного заказа (ГОЗ) и планом военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (ВТС).

Эта оценка позволяет провести анализ стратегических оборонных предприятий.

Социально-экономическая ценность (SEV) представляет собой экономическую оценку ИС ОПК как элемента региональной экономической инфраструктуры, обеспечивающего трудовую занятость населения и качество жизни в регионе своей дислокации, в соответствии с социальной политикой государства. Эта оценка позволяет провести анализ градообразующих оборонных предприятий. Экономическая категория рыночной стоимости отражает интересы частных инвесторов в стратегическом развития ИС ОПК и формализуется в виде денежных потоков в адрес собственников капитала.

Рыночная стоимость (BV) представляет собой экономическую оценку ИС ОПК как хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики, обеспечивающего эффективность капиталовложений частных инвесторов за счет

коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в гражданском секторе экономики и реализации конкурентоспособной гражданской продукции на внутреннем и внешнем рынках. Эта оценка позволяет выявить

оборонные предприятия с коммерческим потенциалом на фондовом рынке.

 

Принципиальное отличие разработанной концепции картирования от существующих матричных методов и моделей стратегического анализа состоит в том, что в предложенных бизнес-матрицах для определения координат предприятий используются количественные значения показателей их рыночной стоимости, военно-экономической и социально-экономической ценности, что позволяет формализовать и сбалансировать интересы государственного управления и частных инвесторов в стратегическом развитии ИС ОПК.[59]

Здесь представлены основные результаты выполненного эксперимента – выявленные качественно новые взаимосвязи между показателями рыночной стоимости, военно-экономической и социально-экономической ценности ИС ОПК. Из рисунка видно, что рост рыночной стоимости означает увеличение инвестиционного ресурса и производственного потенциала предприятий ИС ОПК, что приводит к социальным эффектам и возможностям эффективного выполнения ГОЗ и планов ВТС.[60]

 

Тактические бизнес-матрицы позволяют провести ранжирование исследуемых предприятий по среднесрочным организационно-экономическим показателям x и y, которые рассчитываются на основе данных финансовой отчетности. В каждой матрице выделяются четыре зоны: E – зона эффективности по x и y; NE – зона неэффективности по x и y; Eк – зоны компромиссной эффективности по x и y. С использованием тактической бизнес-матрицы руководство ИС ОПК

получает карту текущего состояния всех подконтрольных предприятий, по которой можно проводить мониторинг ситуации и принимать оперативные решения. Индикатором ухудшения финансового состояния является попадание

предприятия в зону неэффективности (верхняя левая зона). Матрицы тактической оценки позволяют определить, какие предприятия находятся в зоне неэффективности, а затем исследовать причины такой ситуации, прежде чем разрабатывать стратегические решения.[61]

Стратегические бизнес-матрицы позволяют провести ранжирование исследуемых предприятий по долгосрочным организационно-экономическим показателям рыночной стоимости, социально-экономической и военно-экономической ценности. Эти матрицы предоставляют руководству ИС ОПК инструменты для решения задач определения стратегии. В них выделяются четыре зоны, для каждой из которых рекомендуется определенная стратегия:

зона A: стратегические оборонные предприятия и градообразующие организации, не обладающие существенным рыночным потенциалом – стратегия развития и государственной поддержки путем выстраивания цепочек создания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.