Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. Культура управления руководителя




Культура управления руководителя

Тема 5. Аналитическая и организационная

 

Основная идея: аналитическая и организационная культура руководителя играют ведущую роль в повышении эффективности его управленческой деятельности.

1. Аналитико-синтетическая деятельность как показатель культуры управления руководителя.

2. Организационная культура руководителя.

3. Руководитель нового типа в России.

Основные понятия: анализ, аналитическая культура руководителя, мышление, организационная культура руководителя, процесс, проблема, синтез, система, система управления, системный подход, системный анализ, ситуация, ситуационный подход, технология, функция, цель.

 

Развитость аналитической культуры управления руководителя, т.е. определенных умений, позволяющих ему осуществлять системный анализ собственной деятельности и деятельности организации, предвидеть и прогнозировать развитие организации влияет на эффективность его управленческой деятельности.

 

 

Аналитико-синтетическая деятельность

как показатель культуры управления руководителя

 

Чтобы успешно выполнять свои должностные обязанности, руководитель должен обладать особыми профессиональными качествами. Р. Катц выделил три вида этих профессиональных качеств:

– техническое мастерство (наличие и способность применять конкретные знания и навыки работы);

– мастерство общения (умение работать с другими людьми, понимать и мотивировать их, разрешать конфликты);

– концептуальное мастерство (умение анализировать сложные ситуации, определять проблемы, альтернативные подходы к их решению, выбирать наиболее оптимальные) [1, с. 7].

Умения, которыми должен овладеть руководитель для проведения анализа деятельности ее результатов и составляет аналитическую культуру руководителя.

Важным фактором эффективной работы руководителя является умение анализировать и прогнозировать развитие организации, процессов в ней происходящих, поведение работников в ней.

Изучая процессы внутри организации и вне ее, руководитель использует важнейшие инструменты: анализ, синтез, эксперимент, прогнозирование, моделирование. Активной составляющей при этом выступает мышление, которое есть наивысшая аналитико-синтетическая способность мозга. Процесс аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга (процесс мышления) проходит чрез три взаимосвязанных стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений. В процессе мышления руководитель, опираясь на законы и принципы развития, оперируя понятиями, приходит к умозаключениям (выводам) по принятию управленческих решений [2, с. 144].

Осуществляя управление организацией, руководитель должен опираться на принцип системного мышления, который основывается на понимании того, что все в мире образовано системами. Руководителю необходимо учитывать, что все системы взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга.

Внедрение в организацию элементов системного подхода требует от руководителя учета ряда переменных величин, характеризующих взаимоотношения людей. Это:

– борьба за сохранение своих позиций и в то же время борьба за то, чтобы быть в коллективе, вместе с другими, а значит зависимым от него;

– явление гомеостаза, т.е. стремления системы к равновесию. С одной стороны – система стремиться сохранять устойчивость, с другой стороны – система, чтобы выжить, должна изменяться;

– изменение функционирования в системе. Изменить систему возможно, лишь изменяя самого себя [3].

Таким образом, системный подход способствует увеличению зрелости и функциональных способностей всех членов организации, использованию их потенциала.

Эффективность организации зависит от деятельности аппарата управления и, прежде всего ее руководителя. Следовательно, приступая к анализу результатов деятельности организации, руководитель, прежде всего, должен проанализировать собственную деятельность. Осуществление системного анализа результатов управленческой деятельности и деятельности организации в целом является важным этапом в деятельности руководителя. В ходе системного анализа руководитель вскрывает проблемы, не позволившие достичь цели. Результатом анализа является управленческое решение, направленное на устранение недостатков в собственной управленческой деятельности и в деятельности подразделения или отдельных сотрудников организации. В процессе коммуникации он доводит до сведения коллектива оценку деятельности за отчетный период и ставит новые цели и задачи.

Осуществляя управление, руководитель должен учитывать состояния внешней и внутренней среды, влияние управленческих воздействий на деятельность организаций. Анализ влияния данных факторов на деятельность организаций позволит руководителю грамотно сформулировать миссию, разработать концепцию развития учреждения, определить стратегические и тактические цели. Приступая к формулировке цели, руководитель должен понимать, что цель, поставленная перед организацией должна быть:

- социально значимой;

- актуальной и своевременной;

- экологически безопасной;

- реальной и конкретной;

- понятой исполнителем;

- соизмеримой с возможностями организации;

- регламентированной по срокам исполнения;

- корректируемой при изменении внешних и внутренних условий (4).

Умения, которыми должен овладеть руководитель для проведения анализа деятельности и ее результатов, и составляют аналитическую культуру руководителя, они приведены в таблице 1. Эти умения могут развиться непосредственно в практической деятельности.

Целевое управление организацией невозможно без наличия необходимого, достоверного информационного обеспечения. Чтобы обеспечить достоверность информации, надо получать ее от разных источников. Руководитель в ходе анализа поступающей информации проводит ее структурирование по степени важности ее влияния на функционирование и развитие организации и принимает управленческое решение. Управленческие решения должны предотвратить угасание организации, обеспечить введение инноваций, развитие и процветании организации на длительное время.

 

Организационная культура руководителя

 

Профессию руководителя называют трудной, ответственной и комплексной, так как она требует от человека владения многими и разными навыками. Английская пословица гласит: «Не может управлять другими тот, кто не в состоянии управлять самим собой».

Руководитель – это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. От его организаторских способностей зависит эффективность работы подчиненного ему подразделения и соответственно качество работы самого руководителя. За плохо выполненную работу коллектива несет ответственность руководитель. Эффективность организационной работы зависит от четкого представления руководителем того, какие результаты, каким способом и к какому сроку должны быть достигнуты. А потому наряду со строгой дисциплиной труда, он должен организовать своевременный и четкий контроль деятельности сотрудников.

Коллектив – это сложная система, состоящая из множества связанных между собой групп людей и отдельных личностей. Каждая личность уникальна, а потому руководителю необходимо учитывать и темперамент, и потребности и другие личностные характеристики сотрудников.

Процесс формирования и развития коллектива осуществляется в несколько этапов.

1 этап. Люди и руководитель присматриваются друг к другу. На этом этапе руководитель знакомит коллектив с задачами, распределяет обязанности, определяет режим работы. На этом этапе необходимо уделить особое внимание контролю исполнения его распоряжений, чтобы сформировать у подчиненных чувство ответственности за выполнение работы к намеченному сроку.

2 этап. Формирование внутри коллектива микрогрупп, выявление наиболее энергичных, инициативных людей, добросовестных, на которых можно опереться в своей деятельности. Характерным для этого этапа является то, что руководитель начинает управлять коллективом через наиболее авторитетную группу.

3 этап. Все члены коллектива предъявляют высокие требования к себе и друг к другу. Это высшая стадия развития коллектива. На этом этапе должен смениться стиль руководства. Если на первом этапе использовался автократический стиль, то на третьем – демократический.

Теперь руководитель незаметно регулирует этическую и социальную жизнь коллектива, определяет пути развития организации, творческих сил коллектива, деятельности общественных организаций, социальной сферы, этических норм поведения, создает здоровый морально-психологический климат.

Морально-психологический климат коллектива – это устойчивое состояние его внутренних связей, которое проявляется в эмоционально-этическом настрое коллектива, результатах его деятельности, формировании общественного мнения [2].

Создание хорошего настроения в трудовом коллективе – одна из важнейших задач руководителя. Чтобы обеспечить эффективное управление, руководитель должен организовать четкое взаимодействие, т.е. постоянный обмен информацией между всеми структурами в организации, координацию их деятельности при реализации принятых решений для достижения цели.

Организационная культура руководителя проявляется в его умении вносить изменения в структуру организации и структуру системы управления с учетом внешних и внутренних факторов, влияющих на выживание и развитие организации. Организация может находиться в различных состояниях: устойчивом, инновационном, кризисном. В зависимости от состояния организации, формируются ее организационная и управленческая структуры. Организационная структура управления образовательным учреждением – это целостная система элементов, связей, отношений между ними, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли более эффективно добиться поставленной перед ними цели. Создание эффективной структуры управления – одна из важнейших задач, которую должен решать руководитель. Формирование организационной культуры образовательного учреждения происходит в процессе его адаптации и выживания в обществе. При этом решаются проблемы внешней адаптации и выживания и проблемы внутренней интеграции. На всех стадиях развития образовательного учреждения его организационная культура во многом определяется руководителем. Следовательно, от уровня культуры управления руководителем зависит формирование развития организационной культуры и положительный имидж образовательного учреждения.

Используя методы управления, адекватные ситуации руководитель обеспечит организационную дисциплину и повысит ответственность всех исполнителей за порученный участок работы.

Выполняя основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль, координация, он должен руководствоваться законами и принципами науки управления.

Руководитель должен быть в некоторой степени психологом, т.е. учитывать роль социально-психологических факторов при осуществлении управленческой деятельности.

 

Руководитель нового типа в России

 

Руководитель нового типа должен опираться на общечеловеческие этические ценности, владеть теорией, техникой и искусством общения с окружающими, быть открытым всему новому. Успех любого преобразования в государстве зависит от того, насколько управленцы на всех уровнях будут четко знать не только цель преобразования, но и, исходя из ситуации, находить верные управленческие решения.

Обозначим некоторые основополагающие тезисы управления:

1. Никто не знает простых рецептов и правильных (единственно верных) решений управленческих проблем. Эта мысль лежит в основе методологии ситуационного подхода к управлению.

2. Методология современного менеджмента базируется на том, что управление организациями – это адаптация, т.е. приспособление организаций к воздействиям внешней среды.

3. Ничто в управлении не происходит немотивированно, все имеет свою причину, все определяется хитросплетением влияния многих переменных внешней и внутренней среды организации. Именно поэтому так сложно управлять хорошо.

4. Управление всегда предполагает наличие неопределенности и возможность выбора. В этих условиях происходит последовательный процесс выдвижения и проверки гипотез, принятия решений и проверки их правильности.

Поставив перед собой цель - овладеть эффективными способами управления, руководитель должен:

1. Провести самодиагностику своих управленческих умений, используя разные тесты, учесть рекомендации данные по результатам тестирования.

2. Изучить теорию управления организацией, персоналом, психологию управления.

3. Овладеть приемами и способами развития культуры мышления и культуры управления.

4. Разработать критерии оценки управленческой деятельности, постоянно осуществлять самоконтроль и самокоррекцию. Это приведет к совершенствованию управленческих способностей и более эффективному управлению.

Проблема совершенствования управленческой деятельности руководителя решается при повышении организационной культуры руководителя, развитии его культуры мышления. Этапы профессионального становления руководителя, по мнению профессора В.А. Маликовой, можно представить в виде векторного ряда категорий, характеризующих личность: способность → готовность → самостоятельность → мастерство → творчество.

В современных рыночных условиях к руководителю предъявляются требования, которые можно выделить в три группы:

– наличие способностей понимать ситуацию;

– наличие определенных навыков и умений;

– наличие определенного поведения.

Что значит: понимать ситуацию? Это значит уметь анализировать и оценивать процессы в организации и во внешнем ее окружении.

Что значит: понимать поведение? Это значит уметь анализировать и оценивать поступки человека, предсказывать реакцию на действия руководства.

Один из основоположников менеджмента Г. Черч писал: «Проблема управления, говоря общо, сводится к практическому применению двух основных умственных процессов…, а именно к анализу и синтезу» [7].

И, наконец, важно понимать организацию и протекающие в ней организационные процессы, ее связь с внешней средой.

Таким образом, способность понимания сосредоточена на трех объектах: среда, человек, организация и организационные процессы.

Среди навыков и умений, необходимых управленцу, выделим основные умения:

– работать с информацией и документами;

– видеть перспективу;

– формулировать стратегические и тактические цели;

– проектировать деятельность собственную и подчиненных;

– соотносить свои интересы с интересами коллектива;

– коммуницировать, т.е. правильно передавать смысл своих действий;

– слушать и правильно интерпретировать ситуацию и ответную реакцию;

– оценивать результаты деятельности;

– осуществлять своевременную коррекцию собственной деятельности;

– развивать рефлексивную способность, т.е. способность осуществлять аналитическую деятельность.

Осуществляя руководство деятельностью персонала в организации, руководитель должен руководствоваться принципами. Об этом пишет В.И. Зверева в книге «Организационно- педагогическая деятельность руководителя школы».

1. Система управления должна строиться на уважении, доверии и успехе. «Руководитель, не знающий и не уважающий других как личностей, не способен создать для себя и окружающих людей атмосферу уважения и самоуважения в коллективе» [1, с.11].

2. Управлять на основе доверия к своим коллегам.

3. Реализовать человекоцентристский принцип, иначе невозможно реализовать и создать условия для развития и саморазвития личности каждого члена коллектива.

4. Развивать культуру мышления, т.е. критическое мышление, позволяющее наиболее полно самореализоваться в профессиональной деятельности.

5. На основе самодиагностики собственных особенностей как человека и руководителя разработать программу самосовершенствования и выработать стиль управления.

6. В системе образования, стоящей на пути профилизации общеобразовательных программ, в каждой школе руководителю необходимо:

– определить круг проблем, решение которых приведет к преобразованию школы;

– определить какие инновации необходимо ввести, ожидаемый результат от их введения;

– осуществить прогноз развития школы;

– разработать комплексный план развития школы, целевые программы.

«Уметь «читать человека словно книгу» и на этой основе строить правильные отношения с людьми» [1, с 21].

Таким должен быть современный руководитель.

 

Краткий словарь дефиниций

Аналитическая культура руководителя – уровень способности индивида осуществлять аналитико-синтетическую деятельность.

Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.

Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.

Система управления – совокупность управляемого объекта и устройств управления.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Системный анализ – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного и технического характера. Основная процедура – построение обобщенной модели, отражающей взаимосвязи реальной ситуации.

Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности.

Процесс – 1) Последовательная смена явлений состояний в развитии чего-нибудь. 2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Проблема – сложный творческий или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Технология – научное описание способов производства.

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Синтез – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).

Функция – деятельность, обязанность, работа.

Функции управления – особые специфические виды управленческой деятельности, направленные на управляемый объект.

Технология управления – это система действий (операций и процедур) по достижению искомого результата, выполняемых в определенном порядке с использованием специальных методов, правил и приемов.

Ситуационный подход – концепция, утверждающая, что ситуационное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние перемены).

 

Вопросы для самоконтроля понимания текста

1. Какими профессиональными качествами должен обладать руководитель, какое из них Вы считаете главным?

2. Обоснуйте значимость развития культуры мышления руководителя в его управленческой деятельности.

3. Какие инструменты используются руководителем в процессе аналитико-синтетической деятельности при принятии управленческих решений?

4. Суть системного подхода и переменные величины, которые при этом непременно учитываются.

5. Назовите этапы процесса формирования и развития коллектива. Зависит ли стиль управления от того, какой этап проходит коллектив?

6. Какими качествами руководителю необходимо обладать, чтобы стать эффективным организатором?

7. Перечислите основные характеристики и особенности руководителя XXI века.

Задания для размышления

1. Опираясь на таблицу 1, проведите самоанализ личностных качеств и умений, приобретенных Вами, и сформулируйте для себя цель и задачи, решение которых позволит Вам в будущем стать эффективным руководителем.

2. На каком из известных Вам объектов управления прежде всего заострите внимание?

 

Литература

 

1. Зверева В.И. Организационно педагогическая деятельность руководителя школы / В.И. Зверева. – М.: Новая школа, 1997.

2. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организацонное поведение: Учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 220 с. (серия «Высшее образование»).

3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова / А.Я. Кибанов и др. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 368 с.

4. Основы менеджмента / М.Х. Мескон., М. Альберт, Ф Хедори: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», - 1994 – 702 с.

5. Сартан Г.Н., Смирнов А.Ю., Гудимов В.В., Подхватилин Н.В., Алешунас М.Р. Новые технологии управления персоналом / Г.Н. Сартан, А.Ю. Смирнов, В.В. Гудимов, Н.В. Подхватилин, М.Р.Алешунас. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с.

6. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФА-М, 2001. – 283 с. (серия «Высшее образование»).

7. Черч Г. Основы управления производством // Научная организация труда и управления / Г. Черч. – М.: Экономика, 1966.

Тема 6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.