КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разработка программ профилактической работы
Разработка схем организации контактов с детьми и родителями. Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами -- несовершеннолетними и их родителями -- заключается: · в установлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям; · в донесении до потенциального клиента -- ребенка, родителя -- значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения; · в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Основными принципами организации контакта должны выступать: эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; заинтересованность; содействие; доверие. 5. Консультирование. Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве: инструмента организации контактов с потенциальным клиентом; способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные проблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним, обращающимся с разнообразными вопросами. Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.
Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут разрабатываться и реализовываться социальным педагогом только под контролем научного консультанта -- профессионального специалиста по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этой области, и др.). Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может: обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем; помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения; содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации; способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.). Программы групповой профилактической работы могут быть разработаны как: информационно-пропагандистские; ролевые; игровые; деловые; досуговые; направленные на формирование устойчивого положительного отношения к возможностям собственного здоровья и негативного отношения к возможностям употребления веществ, вызывающих зависимость. Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой -- объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как: принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним его психологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, -- были бы обеспечены и управленчески, и технологически.
Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть: · наделен ясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации; · обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего; · включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций; · обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы. Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками: стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся; умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами; способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными; готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали. В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»: · Не навреди. · Не оценивай. · Принимай человека таким, каков он есть. · Соблюдай конфиденциальность. · Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но со храняй некоторую дистанцию. · Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов. · Минимум специальных терминов.
· Соблюдай принцип добровольности. Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными для здоровья зависимостями -- задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. Самостоятельно социальный педагог способен оказывать такого рода квалифицированную помощь только при условии получения специальной подготовки в форме второго высшего или дополнительного образования, подтвержденных соответствующим документом. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.) (1. 89-101). педсовет
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |