КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5. Мониторинг, анализ и оценка социально-экономической ситуации в структуре консалтинга
Управление политическим (впрочем как и экономическим, социальным, духовным) развитием общества невозможно без точной и систематической информации о его состоянии. Для управления любой политической организацией важно систематически определять состояние политических процессов, а также выявлять политические предпочтения и электоральное поведение и другие показатели, характеризующие развитие политического объекта. Методика проведения мониторинга социально-политических процессов. Для решения практических проблем управления социально-политическими процессами чрезвычайно важна разработка теоретико-методологических и методических основ мониторинга, дающего систематическую информацию о политическом объекте. Политическому консультанту для этого необходимо провести обоснование теоретико-методологических подходов к проведению мониторинга социально-политических процессов, явлений в социальных и политических организациях различного уровня. Понятие "мониторинг" имеет латинское происхождение (англ. monitor — напоминающий, предостерегающий), первоначально оно обозначало разновидность контрольных приборов. В политологии к функциям мониторинга относят слежение и раннее предупреждение нежелательных политических событий. Под политическим мониторингом подразумевается систематическое наблюдение исследуемого объекта в целях осуществления контроля над политическими процессами, вызывающими исследовательский интерес. Или иначе, политический мониторинг можно рассматривать как специально организованный, непрерывный процесс поиска, сбора и комплексной обработки информации с целью определения тенденций развития объекта и выработки упреждающих мер управленческого воздействия.
На сегодняшний день теория мониторинга как целостная система не разработана, а теория политического мониторинга и вовсе не сформирована. Политический мониторинг является способом познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей комплексную оперативную и адекватную оценку социально-политических процессов с целью выработки оптимальных управленческих решений и составления эффективных прогнозов развития политического объекта. Реализация комплекса мер по проведению мониторинга. Реализация политического мониторинга включает последовательное прохождение ряда этапов. На подготовительном этапе осуществляется методологическая и методическая разработка концепции, принципов и способов организации политического мониторинга, ставятся задачи, связанные с необходимостью уточнения предмета исследования. Разрабатываются предметная и научно-организационные структуры, затем — методы построения и реализации выборки, методы и инструментарий исследования, который с требуемой разрешающей способностью может обеспечить сбор и анализ информации. Разрабатывается и экспериментально проверяется научная и предметная структуры, организационные принципы и методический инструментарий. Для конкретизации предмета мониторингового исследования применяется метод экспертных оценок, в ходе реализации которого нужно дать ответы на вопросы, касающиеся уточнения инструментария исследования, корректировки этапов и сроков его проведения. На последующих этапах осуществляется сбор материалов, позволяющих сделать заключение (промежуточное или окончательное) по тому или иному предмету исследования. Каждый очередной этап завершается корректировкой методики, принципов, инструментария исследования, если промежуточные результаты требуют этого.
Методический инструментарий мониторинга включает в себя постоянный блок, который на каждом этапе дополняется новыми блоками, включающими в себя индикаторы, позволяющими дополнить информационную базу исследования новыми данными. При этом если новые индикаторы не были апробированы ранее, то рекомендуется провести пилотажное исследование для отработки скорректированного инструментария. Обобщение эмпирических данных позволяет перейти к заключительному этапу решения научных задач, ставящих задачу логического обобщения данных об объекте исследования применительно к предмету исследования в намеченные промежутки времени. Этапы проведения мониторинга. Таким образом, мониторинг осуществляется посредством Реализации определенной последовательности процедур: о пределение объекта исследования; обследование выделенного объекта; создание модели информационного анализа объекта наблюдения; определение методики измерений; определение состояния объекта наблюдения; прогнозирование изменений состояний объекта наблюдения; преобразование информации в удобную для использования форму. Для эффективной организации этой работы необходимы; комплексная реализация всех мероприятий мониторинга; сочетание мониторинга с другими методами сбора данных; учет правовых организационных, финансовых аспектов; учет точек критического состояния при проведении мониторинга; учет обратных связей, возникающих в процессе мониторинга. Объектом политического мониторинга может быть и политическая система страны, и каждая из ее составляющих, например, не все аспекты деятельности рассматриваемой политической организации, а лишь состояние политических; предпочтений членов организации. В качестве объекта политического мониторинга в зависимости от поставленных целей рассматриваются и политические партии, и политические институты, их взаимосвязи и взаимодействия, динамика, а также политические лидеры и индивиды как представители политической структуры. Количество и конкретный состав показателей для наблюдения и оценки процессов также определяет сам исследователь. Задачей любого мониторинга является систематическое получение сопоставимых данных об объекте исследования по определенному предмету исследования. Сегодня в сложившейся мировой практике посредством мониторинга получайся данные исключительно с использованием метода опроса. Однако, по нашему мнению, эти данные во многих случаях можно получать и другим методом сбора информации, например, с помощью контент-анализа. Главным методическим условием при проведении мониторинга является неизменность объекта исследования.
В самом общем виде функцией мониторинга является наблюдение за объектом, оценка его состояния, предупреждение нежелательных тенденций его развития, осуществление контроля за происходящими наблюдаемыми процесса. Функциями мониторинга как инструмента управления социально-политическими процессами являются: • определение состояния рассматриваемого политического объекта в заданный момент времени и выявление динамки и направления развития; • выявление причинно-следственных связей и противоречий, лежащих в основе наблюдаемых явлений; • прогнозирование исследуемых социально-политических процессов; • систематический контроль над ходом политического процесса и его соответствия намеченной тенденции развития; • информационное обеспечение постановки задач управления социально-политическими процессами. Принципы построения политического мониторинга. Рассматривая принципы организации мониторинга средств массовой информации, отметим, что необходимо следующее: • осуществление всех мероприятий мониторинга конкретных СМИ в комплексе; • сочетание мониторинга СМИ с другими методами сбора данных; • учет правовых аспектов свободы средств массовой информации; • учет при проведении мониторинга точек критического состояния массовой аудитории (состояние аудитории, находящейся в состоянии перехода на новый качественный уровень, например, состояние электората, когда лишь незначительное воздействие на него меняет его отношение к кандидату на выборную должность), определение пороговых величин значений социальных индикаторов; • учет обратных связей, возникающих в процессе мониторинга СМИ. Подготовка и проведение мониторинга социально-политических процессов опирается на принципы построения системы мониторинга: системности, адресности и предметной направленности.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |