КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7. Работа над имиджем территорий, политических партий и организаций, публичных политиковПолитическому консультанту часто приходится среди других мер проводить работу по моделированию и созданию (повышению) имиджа какого-либо политика или политической организации. Имидж (в переводе с английского — образ) применительно к человеку можно рассматривать как индивидуальную привлекательность личности. Это понятие применимо не только по отношению к личности, но и к организации, в нашем случае — к партиям, политическим движениям. Привлекательность политика как и любой другой личности формируется из многих составляющих. Политик, претендующий на ту или иную должность (кандидат), больше, чем другие специалисты вступает с людьми во множество социально-экономических и политических отношений и стремится показать, что именно он лучше других подходит для исполнения роли, на которую он претендует. При этом он должен учитывать потребности масс, интересы различных слов населения, массовые предпочтения (включая политические),особенности восприятия электоратом качеств личности, ожидания масс и др., которые могут существенно отличаться в Имидж кандидата, по нашему мнению, имеет три разновидности: реальный, субъективный и моделируемый, которые Наиболее значимые объективные качества кандидат, включают такие из них, как лидерство, коммуникабельность, агрессивность (конфликтность), манеры, внешность, психологические особенности, способность вырабатывать и генерировать социальные идеи и др. Причем на эти качества различные группы населения, составляющие электорат, реагируют дифференцированно в зависимости от ситуации (социально-экономической, политической и др.), территории их размещения, национально-этнической принадлежности социально-демографических характеристик (пола, возраста, социального положения, образования). Лидером различных групп становятся обычно люди, обладающие набором личностных и профессиональных качеств, которые удовлетворяют большинство членов социальной группы, в которой выделяется лидер. Политический лидер в состоянии во многом предопределяет направление общественных процессов в различных сферах социально-политической жизни. Таким образом, политическое лидерство, являясь специфическим аспектом лидерства, может рассматриваться как способность оказывать влияние на политические процессы и решения в определенных социально-политических группах или в обществе в целом. Построение политического имиджа. Политическому консультанту, политическому имиджмейкеру приходится проводить анализ компонентов, составляющих феномен политического лидерства в различных сферах, группах людей, объединенных по тем или иным признака на различных уровнях — на уровне малой социальной группы, организаций, социетальной системы. Политический имиджмейкер направляет мнение людей в русло главной созидательной идеи с помощью демонстрации личного мастерства политического лидера, его способности к глобальному мышлению, способности предвидеть открывающиеся возможности и делегировать управленческие функции другим для достижения поставленной перед ним или политической организацией цели. Построение удачного имиджа политического лидера имиджмейкером "зависит от следующих условий: 1. От знания и понимания настроений, требований и установок своих будущих и настоящих последователей и умения показать, что Вы — именно тот, кто полностью отвечает потребностям публики... 2. Построение имиджа популярного лидера требует не только учитывать требование момента и действовать по ситуации. Вы всегда должны демонстрировать некоторые черты и качества характера, которые в сознании публики однозначно связаны с "лидерскими" качествами... 3. Если Вы только начинаете свою карьеру, Вам легко 4. Если Вы уже известный политик, то радикально изменить Ваш имидж — дело довольно сложное. Однако, если такая необходимость все же возникла, Ваша главная задача — сформировать новые ассоциации между уже известными и закрепившимися в сознании публики чертами имиджа и новыми задачами. Изменяя имидж известного политика, необходимо: • подчеркнуть черты, которые наиболее привлекательны для публики; • избегать упоминания о непривлекательных чертах лидера или указывать их мимоходом: координировать поступающую информацию так, чтобы усиливать наиболее важные черты кандидата; • попытаться настолько, насколько возможно, улучшить, отношение публики к кандидату по каждому пункту. Имидж политического лидера является одним из основных факторов, формирующих его рейтинг. Рейтинг в отличие от имиджа является не просто характеристикой привлекательности личности, но и показателем, определяющим е место в ряду, составленной по определенному основанию классификации качеств личности. Рейтинг определяется через замер предпочтений населения, отдаваемого тому или иному кандидату. Он может иметь различную форму отображения (в баллах, процентах, ранжированных списках, диаграммах и т. д.), но одно неизменно должно присутствовать форме — предоставление возможности проранжировать претендентов по одному и тому же основанию. Систематический замер этих предпочтений и представляет собой мониторинг отношения населения к политическим деятелям. Истоки мифов в формировании имиджа политика —глубоко укоренившаяся в сознании людей потребность в идеальном Цинциннате (Римский консул и дважды диктатор, живший в V в. до н.э., считался образцом доблести и скромной жизни, согласно легенде сам обрабатывал землю). По аналогии формируемый миф в потребности в кандидат который должен быть "человеком от сохи", родившимся бревенчатом домишке, неискушенным в политике, неподготовленным и не пользующимся услугами консультантов также не всегда состоятелен, хотя считается, что вышедшие из народа политики будут чураться ухищрений современна медиа и прочих манипуляций. Таким образом привносит непрофессионализм в политическую сферу. Существует и другой миф о "крутом" политике, находящемся "вне пределов досягаемости", который считает себя обязанным только тем, кто лоббировал его избрание. Такполитик не обращает внимания на простых избирателей, хотяименно они составляют основной электорат. Последствия от насаждения таких мифов плохи в обоих случаях. Имидж лидера является одним из главных инструмент политической рекламы. Политический имидж облегчает восприятие информации о политике, а также обеспечивает режим наибольшего благоприятствования восприятию личности политика, проецируя на аудиторию те его характерней которые являются наиболее предпочтительными в данной электоральной среде. Тем самым формируется психологическая установка на избрание именно этого кандидата. Использование приемов и методов в политическом консалтинге. Проводя консультацию, политический консультант должен подсказать клиенту о том, что не просто нужно проявлять на практике решительность, но и демонстрировать ее с Помощью визуально ощутимых действий и вербальных средств. Для этого консультант конструирует проблемы, врагов и смысл событий. Умение побеждать можно инсценировать демонстрацией преодоления препятствий, поражений, противоречий, недостатков. Немаловажно иметь в арсенале политического консультанта моделирование политических ситуаций, привлечение, мнений знаменитостей, использование жанра политической биографии. Нельзя забывать и о приемах и качествах, дополняющих образ до желаемого. В частности, событийный образ лидера состоит из мелодрамических сюжетов, делающих образ более доступным, человечным и глубоким. Сюжетное наполнение, конструирование выигрышных ситуаций может включать не только сугубо трафаретные и строго позитивные характеристики политика. Скажем, умение вставить крепкое и решительное словечко не только не снижает рейтинг Ю. Лужкова, но даже наоборот, повышает его. Некоторые консультанты эксплуатируют образ "своего парня". Однако этот образ может быть включен консультант том в свой оборот лишь в том, случае, если консультируемый уже состоялся как лидер, а не наоборот, пытаться придать еще неизвестному политику образ близкого для простого человека образ с целью его признания как хорошего политика. Деятельность политических имиджмейкеров кроме конструирования образов включает направление восприятия раза в нужное русло, представление лидера с помощью понятных, благоприятных и близких категорий — позиционирование лидера. Позиционирование политического лидера политической организации заключается не просто в выборе предпочтительных характеристик и направления их развития, а в определении конкретных преимуществ кандидата, то есть тех его характеристик, которые значительно превосходят аналогичные характеристики конкурентов. Одновременно с позиционированием кандидата осуществляется е отстройка от конкурентов, а при необходимости даже занижение каких-либо характеристик имиджа и контрреклама. Процедура проведения консультации. Консультации, которые ведет политический консультант, могут проходить в виде череды бесед. Во время первой (пилотажной) беседы консультант изучает суть проблемы, получает от клиента максимальную информацию об источниках, побудивших возникновение и развитие проблемы, о целях и задачах заказчика (что и в каком виде он желает получить результат). Внимание консультанта в большей мере должно быть сфокусировано не на технических моментах и методах, а на личности. Далее оценивается информация, полученная от клиента, сопоставляется с имеющейся у консультанта информацией. Естественно, собственные выводы заказчика и представителя консалтинговой фирмы могут быть разными. Консультант должен исследовать отношения фирмы-заказчика (или лидера) с теми группами общественности, на которые влияет сложившаяся ситуация. Необходимо, однако, помнить, что клиент далеко не всегда в состоянии вычленить суть проблемы, тем более не знает, как ее решать — иначе бы он не обратился за помощью в консультативную фирму или какому-либо другому консультанту. В этом как раз и заключается задача консультирования. Однако нельзя исключать и случаи, когда за помощью к консультанту могут обратиться клиенты, которые сами разработали определенный сценарий действий и хотят подтверждения его правильности или опровержения. Не исключены и случаи, когда к консультанту придут люди, Желающие по тем или иным причинам дискредитировать консультанта или консультативную фирму. Может случиться и так, что консалтинговая фирма после предварительной экспертизы сделает заключение о том, что своими собственными силами фирма не в состоянии помочь клиенту полностью решить проблему, а лишь может дать консультации обратиться для разрешения ситуации к соответствующим организациям или проектам. Консультант должен терпеливо работать со всеми клиентами, обратившимися за консультацией — нравятся они или нет. Это его профессиональный долг. Совместная работа политического консультанта и клиента. Опытный консультант достаточно быстро определит что хочет клиент, предложит ему варианты решения имеющейся проблемы и определенный план совместной реализации намеченных мер. Некоторые этапы работ консультанта может выполнять и без участия клиента. Например, проведение диагностики политической ситуации с помощью определенного социально-психологического инструментария не будет вмешательства заказчика. Каждая последующая встреча консультанта с клиентом позволяет уточнять проблему, пути ее разрешения, минимизировать проводимые мероприятия. Исходя из практики проведения мероприятий в системе консалтинга можно считать, что консультирование эффективно тогда, когда после каждой последующей встречи с клиентом и после каждого мероприятия, проведенного клиентом по совету консультанта, число выделенных проблем уменьшается не менее, чем на четверть. Однако если эти критерии можно абсолютизировать применительно всем разрешаемым политическим ситуациям. Если у клиента имеется реальная проблема, но он ее осознает, то консультант едва ли сможет ему помочь. В этом случае консультант вначале вынужден потратить время то, чтобы помочь клиенту осознать все основные аспекты, возможные последствия возникшей проблемы и чтобы он искренне желал скорее от нее избавиться. В другом случае когда клиент достаточно хорошо осознает свою проблему но ничего не желает менять, "упирается", консультант жен показать все возможные негативные последствия ухода от проблемы, постараться внушить ему, что он м своим бездействием погубить не только свой политический имидж, но и нанести вред всему его окружению. В этом чае, возможно, придется обратиться еще и психологу-консультанту. Лучший вариант в данной ситуации — совместная работа консультантов политика и психолога в паре. В некоторых случаях, когда клиенту требуется достаточ-н0 длительная консультационная помощь, а также привлечение целой команды специалистов различного профиля, при отсутствии у него финансовой или другой возможности консультант должен оказать текущую "легкую терапевтическую помощь", которая может заблокировать бурное развитие в нежелательном направлении политического процесса. Одновременно консультант должен дать понять клиенту, что он нуждается в более основательной, длительной помощи и рекомендовать обратиться к другому специалисту (фирме) и порекомендовать наиболее компетентные в данной сфере политические консультативные фирмы. Часто складывается ситуация, когда клиент желает весь комплекс мероприятий переложить на консультанта. В этом случае система политического консалтинга выходит за рамки простого политического консультирования. Консультативные меры в этом случае сочетаются со всем комплексом мероприятий по связям с общественностью, включая реорганизационные мероприятия в имеющейся структуре, акции по убеждению конкретной общественности, проведение дополнительных мероприятий по созданию имиджа новых структур и персон и укреплению имиджа структур и личностей, Функционировавших ранее в рассматриваемой политической системе, но имевших недостаточную презентабельность в общественном мнении. Консультант не несет ответственности за то, воспользуется или не воспользуется клиент советами консультанта. Он отвечает лишь за правильность и эффективность предложенных мер. Клиент может не сразу приступить к реализации советов. В ходе работы у него возникает множество новых вопросов. Задача политического консультанта в том, чтобы обеспечить по возможности безошибочно реализацию клиентом советов и рекомендаций. Нельзя не учитывать и тот факт, что проблемы могут возникать повторно. Важно исключить (или по крайней мере — минимизировать) возможность повторного появления проблем по тем же мотивам и в аналогичной ситуации. Это означало бы, что эффективность проделанной работы минимальна. При проведении консалтинговых мероприятий необходимо учитывать и тот факт, что советы должны даваться не в Кроме того, в совместной работе консультанта и руководителя необходимо учитывать и личностный фактор. Практически любой руководитель стремится улучшить свое служебное положение и социальный статус. Он, как правил не против улучшить свое материальное положение. В то ж время многие руководители боятся резких перемен, ставящих под риск его служебное и материальное положение. Кроме того, при любой реорганизации руководитель боится обидеть работников, особенно имеющих привилегированный статус. Собственного опыта, знаний, умений и необходим информации может быть недостаточно для того, чтобы отмеченные проблемы не служили препятствием для проведения преобразований. При принятии решения нужно учитывать и технически финансово-экономическую, и организационную, и псих логическую сторону вопроса. Комплексная оценка всех этих факторов обеспечит личную поддержку и участие руководителей всех звеньев в структурной реорганизации, четкое распределение их функций и ответственности. Шансы на успех в реализации намеченных мер резко возрастут, ее помощь эксперту-консультанту будут приданы на период консалтинговых акций группы специалистов во главе с координатором программы, обеспечивающим синхронную работу "подключенных" к этой акции людей. Роль консультанта на данном этапе — держать в поле зрения весь процесс и корректировать через координатора программы действия групп специально подобранных для консалтинговых акций специалистов. На практике консультант может предложить множество схем, конструкций, моделей реорганизации деятельности политического лидера или организации. Во многих случаях консультирование может сыграть роль палочки-выручалочки для достижения целей организации или лидера. Однако успех дела зависит в значительной мере от того, как гармонично будут сочетаться интересы всех сторон проводимого комплекса работ, стимулироваться их действия, намечаться не только перспективы развития организации, но и их работников. Консультант в области связей с общественностью должен иметь обширные знания, чтобы мог провести квалифицированные консультации по интересующим клиентов вопросам. Реакция на изменения зависят и от уровня работников, и от общего уровня культуры политической организации. Во многом отношение к преобразованиям зависти от авторитета лидера. Соединение формального и неформального статуса руководителя в одном лице увеличивает доверие работников к принятым руководителем решениям. Консалт-акции должны предусматривать и планировать мероприятия, обеспечивающие поддержку изменений в организации (корпорации), осуществляемых руководителем. Тактика консультирования и поведение консультанта. Многое в выборе тактики консультирования зависит от самого консультанта. Прежде всего консультант должен позаботиться о своем имидже. Встречают консультанта по внешнему виду. Он далеко не всегда совпадает с представлениями Клиента о внешнем виде консультанта. Мнение о том, что консультант должен быть "своим парнем", "рубаха парнем" не всегда справедливо. Облик консультанта должен соответствовать образу человека умственного труда, делового преуспевающего человека. Иначе могут подумать: "Чему же о нас учит, если сам не может добиться успеха?". Исходя и этих представлений консультант ни в коем случае не должен выглядеть неряшливо, иметь небрежный облик. Консультант должен ненавязчиво демонстрировать уверенность в себе, следить за своей речью, которая должен подтверждать эту уверенность. Речь консультанта должна б лаконичной и близка к академической (но не чрезмерно" Формулировки должны быть понятны клиенту. Непременным условием при общении консультанта с клиентом должно быть поддержание в течение всей встрече конфиденциального характера. Для этого он подчеркивает, что все материалы, вытекающие из данного разговора будут оставаться в консультативной фирме, а при необходимости — лишь у консультанта. Алгоритм формирования имиджа. Алгоритм формирования имиджа представляет собой сформулированный порядок выполнения действий по формированию имиджа организации или лидера. Типовой алгоритм формирования имиджа включает следующий порядок процедур: 1. Выявление сложившихся у общественности (аудитор представлений об объекте, чей имидж предстоит формировать. 2. Определение ожидаемого имиджа (определенных предпочтений и ожиданий аудитории, черт и характеристик, которыми, по мнению аудитории, должен обладать претендент). 3. Конструирование идеального имиджа в ответ на предпочтения и ожидания аудитории. 4. Разработка стратегии формирования (корректирования) имиджа, плана действий. 5. Включение процесса формирования имиджа, т. е. последовательный перевод в реальность характеристик сконструированного имиджа путем реализации стратегического и оперативного плана формирования имиджа. 6. Контроль за процессом формирования имиджа (за реализацией стратегического и тактического планов). Замер промежуточных состояний объекта формирования имиджа и сравнение их с идеальной моделью имиджа. 7. Корректировка (при необходимости) как самой идеальной модели (приведение ее к оптимальной модели), так и стратегии и тактики ее реализации. 8. Мониторинг сформированного имиджа, деятельность по его сохранению или модернизации (при необходимости).
Критерии оценки деятельности консультанта: Экспертность. Консультант должен быть действительно компетентным и обладать свежими знаниями, сведениями, своей области. Воображение. Клиент нуждается в свежем подходе к проблеме, в нетрадиционном взгляде на нее. Наличие воображения у Консультанта особенно необходимо при решении Клиентом новых, не имевших места в прошлом задач. Быстрота. В периоды политических кризисов лидер вынужден принимать решения в условиях давления времени. Как правило, он обращается к Консультанту едва ли» последний момент. Быстрота реакции, нахождения правильного совета необходимы Консультанту, чтобы в трудный период быть полезным политическому лидеру. Лояльность. Политический лидер требует, чтобы Консультант был ему лоялен, то есть был верен ему личностно, был чувствителен к межличностным проблемам политика в его отношениях с окружением, прессой, оппозицией. Надежность источников информации Консультанта. Клиент зачастую озабочен вопросом: откуда Консультант черпает свою информацию? Эта озабоченность подпитывается не только сомнениями когнитивного характера у политика, но и страхом оказаться заложником у своего советника. Базы знаний и методов. Консультанту нужно иметь опыт и знания в области деятельности организации, партии, правительства, главных областей политики, лидеров которой он консультирует. У него должны быть общие политологические знания, а также знания конкретных дисциплин, связанных с политической деятельностью. Консультанту необходимо обладать знаниями, методами и навыками в областях, связанных с процессом принятия решений (политический, системный анализ, имитационные, ролевые и другие игры, тренинг, психология). Консультант должен владеть искусством PR, а также знаниями и методами в этой области. И, наконец, у него должно быть, как минимум, высшее образование в одной из областей науки, связанной с политическим консультированием.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |