Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.2. Философское учение о развитии




 

I. Задания для самостоятельной работы

 

1*.Изучите основные этапы развития диалектики.

2. Выделите основные принципы диалектики.

3. Различите понятия «движение», «изменение», «развитие».

4. Определите понятие «закон» и раскройте содержание основных законов диалектики.

5. Определите понятие «категория» и раскройте диалектику парных категорий.

6*. Выявите специфику диалектической и метафизической концепций развития.

7*. Раскройте содержание понятий эклектики и софистики.

8*. Ознакомьтесь с идеей совпадения диалектики, логики и теории познания.

II. Рекомендации по выполнению заданий

Изучение данной темы необходимо начать с выяснения исторических форм диалектики: наивной диалектики досократической античной философии, основных идей Гераклита и элеатов, диалектики как искусства оперирования противоположностями в диалоге на пути определения общезначимой истины (Сократ, Платон, Аристотель), диалектических идей Плотина и Н. Кузанского, антиномий чистого разума И. Канта. Особое внимание следует уделить философии Г. Гегеля, который первым сознательно выделил и описал всеобщие формы диалектики как учения о развитии. Анализ материалистической интерпретации К. Марксом и Ф. Энгельсом и их последователями диалектики (диалектический материализм) должен завершить исторический экскурс, после чего необходимо дать содержательную характеристику диалектики как учения о развитии материального мира и формах его познания.

Прежде всего, необходимо уяснить связь понятий «движение», «изменение», «развитие». Далее следует определить основные принципы диалектики: принцип развития; принцип всеобщей связи и взаимодействия. Изучение связей и взаимодействий – путь познания законов, однако, прежде чем изучать законы диалектики, полезно уяснить, что такое закон вообще. Это позволит выявить природу всеобщности законов диалектики, а также совпадение общей теории развития объективной действительности, теории познания и логики. Рассматривая законы диалектики, важно понять, почему закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики, законом, выражающим самое важное в ней. Для этого необходимо проанализировать понятия «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие», виды и стадии разрешения противоречий.

Для уяснения сущности второго закона диалектики – закона перехода количественных изменений в качественные – необходимо дать определение таким понятиям как: «количество», «качество», «мера», «скачок». Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – требует уяснения сути понятий «отрицание», «преемственность», «возврат якобы к старому», «отрицание отрицания», «спиралевидный характер развития».

Диалектические законы находят свое отражение в диалектических закономерностях, которые демонстрирует диалектика категорий – всеобщих форм развития любого материального и идеального целого, выраженных в философских понятиях. Поэтому уяснение диалектики единичного, особенного и всеобщего, причины и следствия, необходимости и случайности, содержания и формы, сущности и явления, возможности и действительности, позволяют получить цельное представление о содержании диалектических форм развития и значения их правильного понимания для нестандартного, критического, свободного от догм и авторитетов мышления в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в том числе в сфере осуществления таможенного дела.

В заключение необходимо различить диалектику, софистику, эклектику и метафизику как разные способы отражения противоречивой сущности бытия и мышления.

 

III. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Гегель Г. Наука логики. - М., 1984. Т. 1.

2. Диалектика материального мира. - Л., 1985.

3. Законы и принципы материалистической диалектики. - Киев, 1989.

4. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. – СПб: «Питер», 2007.

5. Кедров Б.М. О методе изложения диалектики. - М., 1983.

6. Ленин В.И. К вопросу о диалектике // Полн.собр.соч. Т. 19. – М., 1985.

7. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1985.

8. Мир философии. - М., 1991. Т.2.

9. Современные зарубежные концепции диалектики. - М.. 1987.

10. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. - М., 1983.

11. Энгельс Ф. Диалектика природы //К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд. т. 20. – М., 1958-1981.

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое развитие и как оно соотносится с понятиями «движение» и «изменение»?

2. В чем состоит отличие диалектической и метафизической концепции развития?

3. Какие этапы развития диалектики вы знаете?

4. Каковы основные принципы диалектики?

5. Что такое закон, и каковы основные законы диалектики?

6. Что такое категория, и какие категории диалектики вы знаете?

7. Что такое субординация категорий и в чем ее смысл?

8. В чем состоит методологическая роль категорий диалектики?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.